Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Собор Амьенской Богоматери.

Собор Амьенской Богоматери







Амьенский собор – один из самых ценных образцов готической архитектуры в Европе. Этот великолепный храм располагается на видном месте во французском городе Амьене, в районе, который известен как 'цветная долина Франции'.





северный фасад







Амьен находится на севере, почти на полпути между Парижем (Paris) и Бельгией (Belgium); на реке Сомме (Somme), в 55 км к юго-востоку от Ла-Манша (La Manche).







Амьенский, Шартрский и Реймсский соборы считаются эталонами чистейшей готики. Архитектура собора включает в себя также следующие элементы готического стиля: высокая или зрелая готика (особенно апсид) и пламенеющая готика (особенно большая роза, северная башня, амвон и кресла со спинкой). Длина собора 145 м и высота свода — 42,30 м (близкая к максимальной высоте для архитектурных сооружений такого типа). С 1981 г. собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.



южный фасад





    













 История храма началась в XIII веке, когда в Амьен вернулись крестоносцы, разграбившие Константинополь и забравшие с собой одну из византийских реликвий, а именно череп Иоанна Крестителя. К святыне сразу же проложили тропу паломники, и торговый город Амьен, сам того не ожидая, сделался важным культурным и религиозным центром средневековой Франции.






западный фасад











Амьенский собор был воздвигнут в честь Святой Марии (Holy Mary). Он также известен под названием Собор Амьенской Богоматери (Cathédrale Notre-Dame d'Amiens), но большинство людей предпочитают называть его просто Амьенским собором. Это самый большой собор в Европе и один из крупнейших готических храмов во всем мире.





Размеры



Длина снаружи: 145 м

Длина изнутри : 133,5 м

Ширина нефа: 14,6 м

Ширина бокового нефа: 8,65 м

Длина трансепта: 70 м

Высота свода: 42,3 м

Высота шпица: 112,7 м

Площадь: 7 700 м²

Внутренний объём: 200 000 м³











Как часто бывало в истории, собор, дошедший до наших дней, был не первым каменным сооружением, стоявшим на его месте. Предшествовавший ему храм, а он был уже третьим по счёту, сгорел в 1218г.









Возведение нового собора началось в 1220г. Работами руководил автор проекта-Робер де Люзарш. Затем его дело продолжили преемники - Тома и Рено де Кормон. Строительные работы по возведению собора начались в 1220 году.











Около 1236 г. был закончен неф, а в 1243 г. — башни фасада. Только в 1528 г. был установлен шпиц, возвышающийся над собором. Верхушка шпица находится на высоте 112,7 м над землей.





После разграбления Константинополя в собор поступила лицевая часть главы святого Иоанна Предтечи.





В строительстве собора принимали участие следующие архитекторы: Робер де Люзарш, затем Тома де Кормон и, наконец, его сын Рено де Кормон.











В соборе получили развитие принципы построения плана и решения внутреннего пространства, заложенные в Шартрском и Реймском соборах. В Амьенском соборе трансепт ещё больше сдвинут к западу (средокрестие совпадает с серединой продольной оси храма, равной длине трансепта).







Значительная высота  и ширина  боковых нефов способствуют устранению впечатления «коридорности».







Пространство собора воспринимается как единое и моделированное по схеме: от трёхнефной базиликальной входной части – к трёхнефному трансепту, плавно  перерастающему в пятинефный хор.

















В хоре боковые нефы, имеющие одинаковую высоту, формируют зальную структуру, окружающую высокий (42,5 м.) центральный неф. Сочетание основного базиликального разреза с локальными зальными частями создаёт сложную, богатую планами взаимосвязь пространств, воспринимаемую при движении как увлекательный архитектурный спектакль.









Залитый светом интерьер Амьенского собора поражает не только размерами, но и тонкостью и красотой прорисовки отдельных архитектурных фрагментов и деталей. 









Впервые в готике здесь использован звездчатый нервюрный свод в средокрестии, который акцентирует геометрический центр собора.





Необычайно ясны и красивы пропорции основных вертикальных членений: на две равные части – декоративный карниз под трифорием, который проходит на половине высоты собора, на три равные части – столбы до пят арок, зона между этими пятами и окнами, опоры между окнами. На три равные части делится также верхняя зона центрального нефа (сквозные трифории, нижняя часть окон до капителей колонок, верхняя часть окон с розами).









Интерьеры Амьенского собора, как и его фасады, богаты скульптурным декором – алтарная преграда, статуи у столбов на консолях, деревянная скульптура XVI в.в хоре



















Южная башня была построена около 1366-го, а строительство северной башни завершилось примерно в 1401-м. Даже по сегодняшним меркам величественная готическая архитектура храма остается непревзойденной.





Вместе с соборами в Шартре и Реймсе Амьенский собор образует так называемую Святую Троицу французских церквей, которые, по результатам голосования, были названы 'Высокой готикой' и 'Классикой' 13-го века.







Victor-Jules Génisson - Interior da Catedral de Amiens







Архитектурный план храма в Амьене похож на другие средневековые готические соборы, в том числе на Нотр-Дам в Париже (Notre-Dame, Paris).









Сегодня у посетителей есть уникальна' 'я возможность подняться на западную башню на крыше Амьенского собора и насладиться захватывающим видом на французские города. Центральный вход в церкви в Амьене известен под названием Врата страшного суда (Beau-Dieu Portal).





Стены собора украшены религиозными сценами, изображающими воскресение мертвых людей, спасенных и проклятых Богом; апокалипсического Сына человеческого с двумя мечами, выходящими из его рта, и тому подобным. Врата с правой стороны западного фасада посвящены Деве Марии, которая является покровительницей Амьенского собора. Врата с левой стороны западного фасада посвящены Святому Фирмину (St. Firmin), первому епископу Амьена.





Наряду с Рождеством, с 1 декабря по 1 января, собор освещается невероятно красивыми огнями в рамках проведения светового шоу. Вечером обстановку дополняют магические тени, играющий свет и музыка. Световая программа обычно длится 45 минут; за это время освещаются скульптуры, одна за другой, на западном фасаде собора.





Собор обильно украшен всевозможными скульптурами и барельефами, химерами, гаргульями, скульптурными медальонами-календарями с изображениями знаков Зодиака, колоннами и статуями.





Один портал Страшного Суда можно разглядывать несколько часов — настолько филигранной была работа скульптура, детально воссоздавшего сцены из Откровения Иоанна Богослова. Заслуживает внимания и портал Девы Марии, святого Фирмина и другие произведения искусства.





















источники






Всеобщая история искусств. Том 2. Искусство средних веков. Книга первая. — Академия художеств СССР. Институт теории и истории изобразительных искусств.


Всеобщая история интерьера /Соловьёв Н.К., Майстровская М.Т., Турчин В.С.,Дажина В.Д. – М. : Эксмо, 2013. – 784 с. : 


Tags: #Соборы, #Франция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments