Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Маковский К.Е./Портреты из музеев (10)

Маковский К.Е. (1839-1915)...Портреты женские и мужские из музеев (10)




Портреты женские и мужские из музеев





Портрет императрицы Марии Федоровны - супруги императора Александра III Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева




Из воспоминаний Сергея Маковского, сына К. Е. Маковского от брака с Юлией Павловной Летковой (1859 — 23.11.1954) "Портреты современников"



Портретная галерея



Я подошел к самому блестящему, в смысле всероссийской популярности, периоду в жизни Константина Егоровича, когда его репутацию несравненного портретиста затмила слава исторического живописца. Всеобъемлющим стало его искусство, из него выработался эклектик, с налетом дилетанта, не признающего никаких самоограничений. Помимо портретов, он брался за всё, его эстетическому разумению так же близка была деревенская природа, как пышно скомпанованный натюрморт à la Makart или полюбившийся ему драматический образ, или историческая быль, или прелесть женской наготы.


Наведите курсор, чтобы увидеть название


Портрет Ю.П.Маковской. 1881  Государственный Русский музей, С.-Петербург.



Он отдал дань всем родам живописи, с тою же легкостью разрешал любое задание и, к сожалению, почти всегда с одинаковой приблизительностью. Таков его вкус — ничего не поделаешь! Но талант всюду бьет ключом. Очень русская черта, и понимать это надо в связи с невыработанностью всей нашей художественной культуры… Отца одинаково увлекали пейзажи, жанровые сцены, узорная московская Русь, декоративные аллегории, иллюстрации к литературной героике, наконец — всевозможные нарядные импровизации, вплоть до ширм роккоко и золоченых chaises-à-porteurs с гирляндами амуров. Вряд ли какой-нибудь художник обладал более широким диапазоном. Неудивительно, что во всех этих областях он поддался искушению скороспелого, поверхностного размаха, не успевая продумывать деталей и сосредоточиться на избранной задаче.



Портрет Марии Михайловны Волконской. 1884  Музей изобразительных искусств им. Шалвы Амиранашвили, Тбилиси, Грузия.



Всё же самым значительным его наследством являются портреты. Их много. Я насчитал около полутораста, но пожалуй и половины не вспомнил. Целая галерея современников, почти вся Россия последних царей, Россия артистическая, чиновная, деловая, литературная, научная, аристократическая в этих портретах, почти всегда очень похожих, хоть и нарисованных подчас с неприятным ремесленным brio. Если бы можно было собрать их воедино — независимо от их качеств, какой получился бы документ эпохи!



Портрет свояченицы (Е.П.Летковой). Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск, Югра

Портрет В.В.Бахрушиной, урожденной Носовой. 1900-е Холст, масло. 104 x 71 см  Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва



Женский портрет Художественный музей им. Махарбека Туганова, Владикавказ.



Херсонский областной художественный музей им. А.А. Шовкуненко, Украина.



У туалета. 1863  Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.



Тверская областная картинная галерея.



Портрет Ю.П.Маковской. 1881  Государственный Русский музей, С.-Петербург.



Портрет Худековой. 1890  Государственный музей искусств Республики Казахстан им. Абылхана Кастеева, Алма-Ата.



Портрет Слёзкиной. 1890 Горловский городской художественный музей, Донецкая обл.



Портрет Худековой. 1885  Художественный музей им. Махарбека Туганова, Владикавказ.



Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.



Портрет Марии Петипа. 1900-е  Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.



Портрет М.А.Бутиной Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.



Портрет купчихи Е.С.Расторгуевой. 1885  Ярославский художественный музей.



Портрет графини С.Л.Строгановой. 1864 Государственная Третьяковская галерея, Москва.



Портрет графини М.Е.Орловой-Давыдовой. 1880-е Государственная Третьяковская галерея, Москва.



Портрет графини Е.П.Шереметьевой. 1877  Московский музей-усадьба Останкино



Портрет графини Веры Сергеевны Зубовой. 1877 Государственный Русский музей, С.-Петербург.



Портрет В.В.Бахрушиной, урожденной Носовой. 1900-е Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва.



Портрет В.А.Морозовой. 1884 Государственная Третьяковская галерея, Москва.



Портрет актрисы Маргариты Гавриловны Савиной  Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.



Портрет А.И.Сувориной. 1880-е  Государственный Русский музей, С.-Петербург.



Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.



Женский портрет<br />1890-е Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко.



Днепропетровский художественный музей, Украина



Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.



Портрет неизвестной. 1885 Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И.Машкова.



Портрет неизвестной в красном платье Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И.Машкова.



Портрет молодой женщины в зеленом платье. 1879 Архангельский областной музей изобразительных искусств.



Портрет императрицы Александры Федоровны. Конец XIX века Ораниенбаум



Портрет С.Н.Худекова. 1890-е  Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.



Принц Оскар Бернадот, герцог Остготландии. 1860-1870.  Частное собрание.



Портрет генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н.Муравьева-Амурского. 1863 Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева.



Вот приблизительный список, составленный мною со слов матери, сохранявшей до глубокой старости (она скончалась только осенью 1954 года, на 96-м году жизни) память о прошлом, и по сведениям, разбросанным в биографических очерках, посвященных Константину Егоровичу (они вошли в «семейный архив», собранный моей сестрой).



Чтобы не повторяться, назову только те портреты, о каких я не упоминаю в этом очерке, и не буду останавливаться на их достоинствах и недостатках — ведь большинства не видал я вовсе; некоторых, вероятно, и никто больше не помнит. Но фейерверк имен говорит за себя.



Хронологическая последовательность не соблюдена в перечне, принадлежность тому или иному владельцу не указана, — после революционного разграбления частных имуществ, это и не имело бы смысла; известное количество рассеянных по России портретов должно было перейти в советские «народные» хранилища: и столичные и провинциальные.





Портрет композитора М.П.Азанчевского. 1877 Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина



Повторяю, их очень много, больше, чем Крамского, Репина, Серова взятых вместе…



Егор Иванович Маковский (1856), автопортрет (1860), художник Попов (1863), гр. В. Ф. Адлерберг, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, герцог Н. М. Лейхтенбергский (в рост), Громова (1863), гр. Н. Н. Муравьев-Амурский (1864), св. кн. В. А. Волконская, гр. П. С. Строганова, королева Эллинов Ольга Константиновна, г-жа Квадри, М. А. Бибикова (позже Самойлова), гр. Ржевусская (р. Дашкова) с дочерью, гр. С. Л. Строганова (р. Потоцкая) с дочерью, г-жа фон-Цур-Мюллен (р. Попова), гр. И. М. Толстой, В. Е. Маковский (1868), Н. Е. Маковский, Елена Тимофеевна (первая жена художника), певец О. А. Петров (1870), А. Н. Островский (1875), дети Д. В. Стасова, Е. И. Маковский (1872), сын М. В. Мичуриной, Аносова (р. Панфилова), г-жа Вестман, генерал Синельников, Рехневские, гр. Шувалов, сын Булгакова, гр. Салтыкова, гр. Олсуфьева, певец О. А. Петров (70 и 71), сын Булгакова, г-жа Скаманти, Мохтин (написанный в один сеанс в 72 г.) Миссис Дей (написан в Каире), гр. В. С. Зубов (в рост), кн. Ал. Серг. Меньшиков, гр. Шереметьева с дочерью, горный инженер Н. К. Теплов (78), В. В. Воейкова, Анненкова (р. Эстерейх), Милютина, г-жа Утеман, генерал Несветевич, Новосельский, Синельникова, Письменков, Азанчевский, Базилевские, г-жа Рагоза, Аристова, бар. Гинсбург, Полежаев, Полежаева, графиня Бенкендорф, детские портреты Половцовых, Скалой, Подмайер, герцог Мекленбург-Шверинский, Кологривов, дети Оболенские, Солдатенкова, Подгурский, Семянникова, И. Ф. Горбунов, Д. В. Григорович, дочь гр. С. Д. Шереметьева, С.П. фон-Дервиз, его мать, Милютина и ее дочь, Новосельский, А. Ф. Веймарн, кн. Барятинский, Девоиод, Лассаль, дочь кн. Мингрельской, вел. кн. Константин Николаевич, г-жа Дурново с ребенком, Г. А. Захарьин (87), гр. П. А. Валуев (87) и гр. Валуева (р. Поленова), Блохина, В. А. Кочубей, кн. Васильчикова, Аристова, Кушелева, Полякова, Л. А. Варшавская, ее дочь С. М. Варшавская, Вонлярлярская, гр. Орлова-Давыдова, Мазурина, Ковалевская, Бутина, гр. Канкрина, О.-И. Черткова и ее дочери Елена и Татьяна, г-жа Гудим-Левкович, г-жа Ралли, Губкин, Морозова, Хрущева, гр. Уварова…





Портрет князя Павла Петровича Вяземского. 1880-е Государственный Русский музей, С.-Петербург



В списке, как я сказал, не названы ни портреты, что послужили мне для этих воспоминаний, в частности — портреты царской фамилии и наши семейные (по 1893 год, когда я расстался с отцом), ни те, что написаны им позже — по 1915 год, год его смерти. За последние двадцать лет, о которых я не пишу, он продолжал работать не менее упорно, хотя круг его «портретной» деятельности значительно сузился и популярность его в царствование Николая II совсем упала. В полную монографию Константина Маковского, конечно, должны войти работы и за эти два десятилетия. Есть между портретами последней эпохи и весьма выразительные, но к концу жизни он «вышел из моды», да и творческая зоркость его заметно слабела.



Достаточно и того, что мною названо, чтобы имя отца осталось в летописи русской портретной живописи как документ первостепенного значения для характеристики целых слоев русского общества, исчезнувших, как еще никогда, кажется, ничто не исчезало за последние века — окончательно, невосстановимо.



Портрет художника И.К.Айвазовского. 1887. Холст, масло. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина.



В наши дни русское прошлое воскресает в мемуарах эмигрантов «первого призыва»; большая архивная работа происходит, по-видимому, и в Советской России; потребность преемственно связать себя с историческим прошлым, не считаясь с мировоззрением «не помнящих родства» фанатиков марксизма, заметно прогрессирует со времени последней войны.

Иным мастерам прошлого посчастливилось: например, Репину, прекрасно изданному Госиздатом, — Репин удостоился даже (и по заслугам) своего музея; тщательно составленные монографии вышли за последние годы — о Сурикове, Поленове, Лансере и др.

Константину Маковскому и при жизни его и после смерти не посвящено ни одной монографии (если не считать очень устарелой — Ф. И. Булгакова); сам он небрежно относился к своей славе и большею частью не знал, куда девались его полотна; ни фотографий с них, ни критических отзывов не сохранял. Тем более пора напомнить «старой» и «новой» России о его живописном наследстве, о значении, прежде всего портретной галереи Константина Маковского.



Портрет графа Сергея Григорьевича Строганова. 1882 Государственный Русский музей, С.-Петербург.





Портрет композитора Ц.А.Кюи Холст, масло. 75 x 60 см Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И.Машкова



Портрет А.Г.Кузнецова. 1890-е Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля



Портрет оперного артиста О.А.Петрова. 1871 (Повторение портрета 1870 года, находящегося в ГТГ) Государственный Русский музей, С.-Петербург



Портрет оперного певца Н.Н.Фигнера. 1889 Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства



Портрет писателя Д.В.Григоровича Государственный Русский музей, С.-Петербург



Портрет старика. Начало 1860-х Государственный Русский музей, С.-Петербург



Портрет Н.А.Некрасова. 1856 Музей-квартира Н.А.Некрасова, С.-Петербург



Портрет А.С.Даргомыжского. 1869 Государственная Третьяковская галерея, Москва



Мужской портрет. 1863 Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ярославская обл.



Портрет мужчины в красном бархатном костюме. 1882 Государственная Третьяковская галерея, Москва



Портрет поручика лейб-гвардии Гусарского полка графа Г.А.Бобринского. 1879 Государственный Эрмитаж, С.-Петербург