Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Императорский фарфор .ЭРМИТАЖ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ.(8).Коллекции Музея Императорского фарфорового завода(1)






Настольное украшение с основанием в виде трех фигур египтянок

Россия, Санкт-Петербург, Первая половина XIX в.


Стиль ампир, зародившийся во Франции в наполеоновскую эпоху, был очень популярен в России в царствование императора Александра I. Художественные приемы ампира с его обращением к традициям античности нашли яркое выражение в изделиях Императорского фарфорового завода первой четверти XIX века. Его характерными чертами являлись следование классическим формам и пропорциям. В оформлении предметов декоративно-прикладного искусства также широко использовались египетские мотивы, мода на которые появилась после экспедиции Наполеона в Египет. Одним из наиболее распространенных цветовых решений ампира было сочетание белого цвета фарфоровой массы и обильной позолоты. Настольное украшение носит функциональный характер - фигуры египтянок в античных одеждах держат на головах вазу со сквозным орнаментом для фруктов.


Ваза кобальтовая с аллегорическими композициями

Россия. Санкт-Петербург, Начало XIX в.




Ваза с ручками в виде наяд

Россия, первая половина XIX в.


История знаменитого петербургского фарфора насчитывает два с половиной столетия. Этапы развития первого отечественного фарфорового предприятия, основанного в 1744 г. на берегу Невы, отражены в новой экспозиции Эрмитажа "Музей Императорского фарфорового завода", открывшейся в декабре 2003 г. на территории ОАО "Императорский фарфоровый завод"





Ваза в стиле "второго рококо" с лепными цветами

Россия, 1825 - 1855 гг.

В начале XVIII в. в Европе фарфор ценился как редкий предмет роскоши.





Ваза с крышкой в стиле "второго рококо" с фигурками птиц.Россия, 1830-1850-е гг.Ваза с видом Таврического дворца в ПетербургеРоссия, Первая половина XIX в.





Ваза с изображением амуров

Россия. Санкт-Пететрбург, 1830-1840-е гг.




Дверь

Россия, Санкт-Петербург, 1844 г.


Арочную дверь почти сплошь покрывает фарфоровая облицовка с росписями в стиле помпейских фресок. Полихромные росписи плакеток представляют изображения танцовщиц в античных одеждах, амуров с атрибутами искусств, птиц и драконов.




Соусник с поддоном

Россия, Санкт-Петербург, 1825-1855 гг.







Многие государи стремились стать обладателями престижного фарфорового производства, которое к тому же приносило значительный доход.





Plate from the Cobalt service.Тарелка настенная с видом фермы в Павловске

Россия, Санкт-Петербург, 1825 - 1855 гг.


Царь Петр I выписывал из-за границы дорогие фарфоровые изделия для повседневного обихода, а во время посещения европейских государств интересовался фарфоровыми заводами и даже пытался с помощью иностранцев наладить производство фарфора в России.





Идея Петра I о создании Придворной порцелиновой мануфактуры осуществилась через два десятилетия в период правления его дочери Елизаветы Петровны (1741-1761).





Сервиз великого князя Константина Николаевича





Ещё предметы из сервиза великого князя Константина Николаевича с монограммой «ВККН» (Константиновский сервиз). Россия, Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод. 1848. Проект Ф. Г. Солнцева. Фарфор; роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка





Dish in the style of "Imari". China. The first half of the XVIII century. Porcelain, underglazepainting (cobalt) and overglaze polychrome painting and gilding.





 Dish of the glass with the Crown of the Russian Empire



Для организации производства в Петербург из Стокгольма пригласили Христиана Конрада Гунгера. Помощником к нему был приставлен молодой ученый Дмитрий Виноградов, учившийся за границей вместе с Михаилом Ломоносовым.







В конце 1744 г. они приступили к опытам над русской глиной гжельских залежей.







Однако вскоре выяснилось, что Гунгер не обладает достаточными знаниями для организации производства фарфора в России, и

в 1748 г. он был отстранен от дела.





Судьба фарфоровой мануфактуры была доверена Дмитрию Виноградову. В 1747-1748 гг. проводились опыты, причем Виноградову удалось получить достаточно белый и прозрачный фарфор с глазурью, не отстающей от массы.









Он сумел организовать новое производство с точно разработанным технологическим циклом и написал теоретический труд "Описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается" (1752).





Русский фарфор, созданный Виноградовым исключительно из отечественного сырья, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приближался к китайскому.





До начала 1750-х гг. выпускались небольшие предметы - фарфоровые табакерки, чашки, пуговицы, набалдашники для тростей, курительные трубки, черенки для ножей и вилок.







Изготовление крупных предметов стало возможным в декабре 1756 г., когда Виноградов построил большой горн и удачно провел в нем первый обжиг. К этому же времени относится личный заказ императрицы Елизаветы Петровны на изготовление первого столового сервиза, получившего название "Собственный".





Собственный Сервиз Елизаветы Петровны в Эрмитаже





 



Собственный столовый и десертный сервиз императрицы Елизаветы Петровны. Предметная композиция. Россия, С.-Петербург. Невская порцелиновая мануфактура (с 1765 – Императорский фарфоровый завод)





Сервиз покрыт рельефной сеткой с незабудками, прописанными золотом и пурпуром, и украшен яркими гирляндами цветов, вылепленными вручную.





Наивысшего расцвета русский художественный фарфор достигает в "золотой век" Екатерины (1762-1796). С самого начала своего правления Екатерина II покровительствовала фарфоровому производству. В 1765 г.









Порцелиновая мануфактура была переименована в Императорский фарфоровый завод.





Сервиз с вензелем Екатерины II. Императорский фарфоровый завод. 1780 г



блюдо из сервиза, заказанного Екатериной Великой для своего фаворита графа Григория Орлова с его монограммой. Императорский фарфоровый завод, 1763–1770. Проект декора - Г. Козлов





Чашка с блюдцем и крышкой с монограммой императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. Императорский фарфоровый завод, период правления Павла I, 1796-1801. Не имеет аналогов в российских музейных собраниях



В следующем сервизе нашла свое отражение эпоха расцвета Императорского фарфорового завода первой трети XIX века, когда завод изготавливал большие парадные сервизы для дворцов Дома Романовых. Сервиз «Александрия» впервые был сделан для супруги Николая I императрицы Александры Федоровны.







Императорский фарфоровый завод, сервиз «Коттеджный», форма «Александрия»

(1827-1829 гг.)





В 1773-1792 гг. предприятием управлял генерал-прокурор князь Александр Вяземский, который расширил завод, пригласил для работы европейских мастеров, увеличил выпуск и сбыт продукции.





Если при Елизавете Петровне публиковались объявления о приеме заказов, то при Екатерине II уже появились склады и магазины для продажи фарфора.







Кофейный сервиз "Русский балет" Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург.





Сервиз с росписями по мотивам Лоджий Рафаэля в Ватикане (по эскизу Вивана Босэ). Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод. 1861 г.





Конфектура с семью розетками на бронзовых ветвях. Россия, Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод. Середина XIX века. Фарфор; роспись надглазурная полихромная, позолота





Готический сервиз. Россия, Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод. 1832







Художественное направление деятельности завода этого периода наиболее полно выражено в творчестве скульптора Жана-Доминика Рашетта - поклонника классической ясности и строгости. Рашетт был приглашен на завод в 1779 г. в качестве главного модельмейстера и заведовал скульптурной частью до 1804 г. Известно, что он был автором примерно 150 моделей.





Вершиной славы Императорского завода стали заказанные Екатериной II роскошные парадные столовые сервизы. "Арабесковый" сервиз, состоящий из 973 предметов, украшен орнаментом из арабесков в стиле античных, открытых при раскопках Помпеи и Геркуланума, фресок. В росписи сервиза "Яхтинский" воплотилась мысль о могуществе русского флота и процветании отечественной торговли. В медальонах "Кабинетского" сервиза (800 предметов) запечатлены архитектурные памятники античной Италии.





С большим интересом относился к фарфоровому производству Павел I (1796-1801). Император предпочитал заказывать мастерам завода небольшие сервизы на 8-20 персон, что вполне соответствовало его уединенному образу жизни. Тогда же стали входить в моду сервизы "dejeuner" 





В течение всего царствования Александра I (1801-1825) во главе Кабинета Его Императорского Величества, за счет дотаций которого существовал Императорский фарфоровый завод, стоял граф Дмитрий Александрович Гурьев.





С первого же года службы он приступил к реорганизации дела. Для поднятия уровня техники производства был приглашен профессор технологии Женевского университета Франц Гаттенбергер (с 1803 г. директор завода).





С целью усовершенствовать способы производства фарфора Гурьев привлек к делу трех мастеров Берлинской королевской мануфактуры - арканиста (составителя массы) Шульца, механика Шрейбера и обжигальщика Зейфферта.





Одновременно на завод пригласили видного скульптора Александровской эпохи, адъюнкт-профессора Академии художеств Степана Пименова. С Севрской мануфактуры приехали художники Анри Адам, Дени Моро, Жак-Франсуа Свебах, а также токарь Фердинанд Давиньон.





Фарфоровое производство первой четверти XIX в. пришлось на эпоху расцвета русского классицизма, выразившегося в стиле "ампир". Самым значительным произведением этого времени стал "Гурьевский" сервиз, названный так по имени управляющего Кабинетом Его Императорского Величества графа Д.А.Гурьева.





Парадный столовый сервиз на 50 персон, заказанный Гурьевым для Александра I, предназначался для Зимнего дворца и хранился в комнатах супруги императора Елизаветы Алексеевны. Автором проекта был модельмейстер Степан Пименов. Украшением сервиза служат скульптурные группы, изображающие крестьянских девушек и юношей, изящно держащих над головой вазы, чаши, корзины. Общая цветовая гамма ансамбля (красно-коричневый тон и золото) - парадная. Сервиз украшают пейзажи Москвы и Петербурга, Петергофа и Гатчины, исполненные по картинам и гравюрам Семена Щедрина, Федора Алексеева, Андрея Ухтомского, Степана Галактионова, а также сцены из жизни русских крестьян.





Почти 100 лет Императорский фарфоровый завод придерживался принципа, провозглашенного императрицей Елизаветой Петровной - делать фарфор "из земли российской". При Николае I (1825-1855) этот принцип был нарушен, т.к. в состав фарфоровой массы стали добавлять привозную лиможскую глину. В это же время был найден особый способ золочения фарфора, и дошедшие до нас изделия николаевского периода отличаются превосходным видом, мягкой полировкой, блеском и прочностью позолоты. Кроме золота, в технике орнаментальной живописи применяли и патину.





Император взял на себя общее художественное руководство заводом и утверждал проекты создаваемых изделий, среди которых были классические дворцовые сервизы "Гербовый", "Золотой" и "Бабьегонский" (насчитывающие тысячи предметов), а также сервизы, искусно имитирующие стили прошлого - "Этрусский" и "Готический". Интерес к древнерусскому искусству вызвал создание вещей по рисункам известного археолога Федора Солнцева, которого на роспись "Кремлевского" коронационного сервиза вдохновил декор эмалевой тарелки Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I.





Виртуозность мастеров петербургского завода достигла такого мастерства, что им ничего не стоило скопировать оригинальный флакончик для духов знаменитой фарфоровой фабрики Челси (1740-1764, Англия), увеличив его до размеров большой вазы, или расписать изделие под бронзу, яшму, малахит, коралл. По заказам Императорского двора даже мебель изготавливалась с фарфоровыми инкрустациями. Высочайшим технологическим достижением завода 1840-х гг. стали лепные фарфоровые цветы мастера Петра Иванова. Собранные в прекрасный букет и помещенные на бледно-голубом пласте, они с удивительной точностью воспроизводят в фарфоре все видимые глазу ботанические особенности цветка.





В 1830-1840-е гг. на заводе работали искуснейшие живописцы: пейзажисты Василий Столетов и Н. Корнилов, мастера исторических картин Василий Мещеряков и Семион Голов, исполнитель цветочных композиций Александр Тычагин.

Для зарисовывания видов художники специально совершали поездки в Финляндию, Сибирь и другие местности. Цветы же рисовали с натуры в Ботаническом саду или в оранжерее при заводе.





На протяжении многих лет художники копировали на фарфоре картины из эрмитажной Картинной галереи кисти Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рембрандта, достигая удивительного тонального сходства с оригиналом. Достоинства живописи Императорского фарфорового завода были отмечены золотой медалью на Всемирной Лондонской выставке 1851 г.







банкетный столовый и десертный сервиз великого князя Александра Николаевича. Реконструкция накрытого стола. Россия, С.-Петербург. Императорский фарфоровый завод





Предметы Кабинетского сервиза. Именно к периоду правления Екатерины относятся образцы антикварного фарфора России, наиболее высоко оцениваемые в наше время на мировых аукционах.





Реконструкция накрытого стола в Эрмитаже. Россия, С.-Петербург. Императорский фарфоровый завод






Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации, в 2001 г. собрание музея фарфорового завода, включающее в себя свыше 30 000 изделий, было передано в управление Государственному Эрмитажу.









Tags: Музеи, Фарфор
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments