Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Category:

Тициан(4):Поздний период.

Художники Возрождения:Тициан(4):Поздний период








С середины 16 в. начался поздний период творчества Тициана.




В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами 





Тарквиний и Лукреция c. 1570 193 × 143 cm Музей изящный искусств, Бордо



Тициан. Тарквиний и Лукреция. Первая половина 16 века. Холст. Музей Фицуильям, Кембридж.




Картина«Тарквиний и Лукреция» была написана для Филиппа II Испанского. Размер картины 189 x 145 см, холст, масло. Имя римлянки Лукреции с древности было синонимом женского целомудрия. История гибели Лукреции наиболее подробно рассказана у Тита Ливия.



Лукреция— легендарная римская матрона, прославившаяся своей красотой и добродетелью.По сообщению античных историков, царский сын Секст Тарквиний во 510/508 году до н. э. пленился красотой ЛукрецииТак как Ардеи недалеко от Рима, то через несколько часов царский сын Секст Тарквиний и другие воины его легиона были уже в городе. Как и предполагалось, многие жены воинов предавались блуду, лишь жена родственника царя Коллатина Лукреция сидела за прялкой. Пораженный ее красотой, Секст Тарквиний через некоторое время вернулся в дом Лукреции и надругался над ней, обесчестив имя семьи Коллатина. Лукреция отправила вестника в военный лагерь к своему мужу. 





Коллатин вместе со своим другом Брутом приехал в Рим. Лукреция рассказала ему о своей беде и приняла смерть, заколовшись мечом мужа. Коллатин и Брут над телом Лукреции поклялись отомстить Тарквиниям. Тело Лукреции было отнесено в небольшой город недалеко от Рима, жители которого также принесли клятву об отмщении и начали восстание, завершившееся изгнанием из Рима этрусских царей. Коллатин и Брут стали первыми консулами возникшей в результате восстания республики



 Это событие послужило началом бунта, поднятого Луцием Юнием Брутом и привело к свержению царской власти в Риме и к установлению Республики. Именно поэтому на протяжении веков римской истории и в дальнейшем Лукреция была весьма почитаема, представляя архетипный образец женской чистоты и доблести.В литературе и изобразительном искусстве Лукреция символом доблести, не покоренной тиранией, часто ее фигура символизирует Рим (или шире — Родину), а насильник — образ тирана (или врага)




«Отличительное свойство поздних работ Тициана — их тончайший красочный хроматизм. Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность.





 Наказание Марсия' c. 1570-1576 212 × 207 cm Национальный музей, Кромержиж, Чехия






Картина «Наказание Марсия» выполнена в совершенной технике рисования, отточенной за долгие года. Художник продолжает традицию изображения мифов и легенд. За основу взят миф об Аполлоне и Марсии, которые вступили в долгий спор: Что лучше – кифара или флейта? Чье мастерство выше – бога или сатира? Возможно, художник хотел показать самого себя, как представлял его разум. Можно рассмотреть на картине, как Марсий, когда-то гордый и надменный, жалеет за содеянное.



Картина выполнена всего лишь в трёх цветах, которые невероятно точно предают весь ужас представленной ситуации. За надменность сатира сдирали с него кожу. Палачом Марсия выступает сам Аполлон, опустившийся до ужасной жестокости человека – он сидит на корточках с ножом в руке, уже приговорив к наказанию. В тоже время взгляд привлекает фигура, сидящая справа от главного персонажа – она напоминает художника, который получает непонятное удовольствие от наблюдаемой сцены.



Появление собак на полотне также не случайно: в большинстве культур пес – друг человека и его верный защитник. Здесь же изображена бессердечная и гордая собака, сидящая поодаль, а вторая – жадно припала к стекающей крови мученика.



На лице самого Марсия выражено не очень много эмоций: лишь язык тела помогает осознать происходящее в его внутреннем мире. Враги, что мучают его, сидят все в тени, и лишь проблеск надежды на прощение виден на левой стороне – юноша со скрипкой показывает свою покорность Аполлону и услаждает его слух музыкой в надежде, что бог простит сатира за содеянное. Но по его лицу видно, что наказание ему претит. Подняв лицо вверх, скрипач как будто отстраняется от происходящего, чтобы не наблюдать всей происходящей картины.



Холст «Наказание Марсия» был написан как последнее полотно художника. Тициан решил оставить послание притчей о гордости и высокомерии.




Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки. К концу жизни Тициан выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма».





Пастух и нимфа c. 1570–1576 149,7 × 187 cm Музей истории искусств, Вена




«Нимфа и пастух»— картина итальянского живописца Тициана (1490-1576), представителя венецианской школы. Создана примерно в 1570 году. Хранится в коллекции Музея истории искусств в Вене .



Картина находилась из коллекции эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского (1614-1662) с 1659 года.



Интерпретаторы этой картины называли разные любовные пары из мифологических пасторалей, однако ни один из них не был до конца убедительным. По мнению немецкого историка искусства Эрвина Панофского, полотно посвящено страстной любви Париса, сына троянского царя Приама, и наяды Эноны, нимфы источников и ручьев. Согласно мифу, Парис бросил влюбленную в него нимфу, увлекшись царицей Спарты Еленой, которую он выкрал и привез в Трою, что повлекло за собой войну.



Парис и нимфа изображены Тицианом в период их любви на свидании под деревом. Вероятно также, что иконография этой картины изображает пастуха Дафниса и нимфу Хлою, поскольку на полотне изображены свирель, инструмент, на котором Дафнис научился играть у бога Пана. Прижавшись друг к другу, влюбленные выделяются на фоне преимущественно монохромного пейзажа. Светлые блики ложатся на молодого мужчину и женщину, которая в мягком повороте головы оборачивает свой взгляд на зрителя.



Установлено, что художник написал картину для самого себя, а не на заказ. Картина принадлежит к ряду тех, которые Тициан называл «стихами» или «легендами». Конкретная тема в них уступает мистическому видению человека в единении с природой, который понимает все, что происходит на картине. В последние годы и творческого пути Тициана больше, чем выбор темы для рассказа, интересовало четкое композиционное расположение фигур: погруженные в таинственный и чарующий пейзаж персонажи напоминают о том, что он заимствовал от Джорджоне в годы учебы. Однако в этом произведении не чувствуется больше четких линий и определенных форм тех лет, для него характерны трудноуловимые впечатления, более жидкие мазки и ощущение реальности, которая выходит далеко за пределы изображенного поэтического сюжета.




Работая последние десятилетия жизни в обстановке усиливающегося политического кризиса в Италии, Тициан нашёл в себе силы противостоять нараставшей волне клерикализма, отстаивая гуманистические идеалы Возрождения. Драматическое начало, усилившееся в ряде поздних произведений художника, явилось откликом на острые конфликты современной действительности. Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ 



Написанные в поздний период творчества картины Тициана на религиозные темы выражают сокровенные мысли художника о человеке, жизни, трагических жизненных коллизиях. Действующим лицам этих картин, исполненных глубокого трагизма, присущи цельные характеры, стоическое мужество, непоколебимая воля к жизни





Святой Иероним

1531, 80×102 см • Масло, Холст





Святой Иероним, 1570-1575. Холст, масло, 138х97.

Музей Тиссен-Борнемицца, Мадрид, Испания



Художников привлекали в Иерониме его суровый стоицизм, его умение и воля отказаться от привычного и желанного для огромного большинства людей комфорта, даже от простейших домашних удобств, даже от повседневного общения с  людьми, во имя воспитания своей души, преодоления страстей, отвлекающих от богопознания и искания истины. Святой Иероним был одним из благороднейших и образованнейших людей своего времени и  всей своей жизнью подтвердил, что самосовершенствование человека невозможно без самоограничения его в своих потребностях, так как сказано Господом: "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а  о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?" (Мф. 6:24–25). И далее следует вывод из сказанного: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф. 6:33).



Святой Иероним один в каменистой пещере, он сидит на огромном камне, который служит ему стулом, а раскрытую книгу положил перед собой на другой камень, заменяющий ему рабочий стол. За его спиной слоистая скала — символ прочности, надёжности, а также один из символов Христа. Эта скала-символ как раз и  напоминает зрителям, что Иероним — один из столпов, на которых держится западная церковь. Камни у входа в  пещеру, символизирующие силу, твёрдость и  умерщвление плоти, характеризуют духовную мощь Иеронима и его суровый аскетический образ жизни, что подчёркнуто ещё и предельно скудным одеянием святого, и отсутствием самых простых жизненных удобств: у него нет ни стула, ни стола, ни кухонной утвари, ни постели для сна.



По каменистому полу пещеры ползёт ящерица — символ логики и страстного стремления к духовному совершенству. А  источник, возле которого она ползёт, указывает на то, где истоки духовности: они в христианстве (ведь источник — символ таинства крещения, которое является вторым рождением человека в духе; символ возрождения и обновления).



На то, что Святой Иероним был монахом, указывают кролики, белка и орёл. Становясь монахом, христианин отрекается от всех мирских условий жизни, чтобы всецело посвятить себя служению Богу, и даёт три обета: обет безбрачия, обет нестяжания и обет послушания. Отказ от женитьбы и семейной жизни (первый обет) обозначают кролики — символы похоти и плодовитости; отказ от владения собственностью, имуществом (второй обет) обозначен белкой — символом скупости и жадности; обет же послушания обозначается орлом. В зависимости от содержания произведения орёл может обозначать или положительные качества: силу, могущество, смелость, прозорливость, или же отрицательные: высокомерие, гордыню. В данном случае орёл символизирует именно гордыню: он сидит на мёртвой, засохшей ветке и в тени. Кроме того, надо учесть, что он, как кролики и белка, находится вне пещеры, у входа, как то, от чего отрёкся, что преодолел святой.



Из пещерного входа, как из окна, виднеется очаровательная даль: выступающая из морской глади пологая гора с  крепостью на её вершине, синяя гладь моря, едва различимые белые строения на дальнем его берегу и надо всем ясное голубое небо. Этот красивый безмятежный вид из пещеры тоже символичен: в нём воплощено то состояние блаженства, которого достигает верующий в результате духовных подвигов самовоспитания; а  также тот идеал гармонического существования человека, общества и природы, достигать которого учил святой Иероним. Можно, по-видимому, сказать так: всё изображённое внутри и  возле пещеры означает путь и средства достижения цели Иеронимом, а вид из пещеры — сама цель его стремлений. Действительно, крепость на горе  — символ обретённого в Боге убежища от злых дел, страстей и помышлений, а небо — тот Божий рай, населённый душами праведников, где царят мир, любовь, справедливость.



К последним шедеврам относятся:



«Положение во гроб» (1559),






«Положение во гроб». Размер картины 148 x 205 см, холст, масло. Тициану этого периода не чужды были и темы драматического характера, что было естественно на фоне того напряжения сил, в той трудной борьбе, которую недавно испытала Венеция. Очевидно, опыт этой героической борьбы и связанных с ней испытаний во многом способствовал достижению того полного мужественной силы и скорбного величия пафоса, который был воплощен Тицианом в его луврском «Положении во гроб». Прекрасное и сильное тело мертвого Христа вызывает в воображении зрителя представление о мужественном герое-борце, павшем в бою, а отнюдь не о добровольном страдальце, отдавшем свою жизнь во искупление человеческих грехов.



Сдержанно горячий колорит картины, мощь движений и сила чувства крепких мужественных людей, несущих тело павшего, сама компактность композиции, в которой выведенные на первый план фигуры заполняют всю плоскость полотна, придают картине героическое звучание, столь характерное для искусства Высокого Возрождения. В этом произведении при всем его драматизме нет ощущения безнадежности, внутреннего надлома. Если это и трагедия, то, выражаясь современным языком, это оптимистическая трагедия, воспевающая силу духа человека, его красоту и благородство и в страдании. Это отличает ее от полного безысходной скорби позднейшего, мадридского «Положения во гроб» (1559).



В луврском «Положении во гроб» и особенно в погибшем в 1867 году от пожара «Убиении святого Петра-мученика» (1528—1530) примечательна новая ступень, достигнутая Тицианом в передаче связи настроения природы с переживаниями изображенных героев. Таковы сумрачные и грозные тона заката в «Положении во гроб», бурный вихрь, колеблющий деревья, в «Убиении св. Петра», столь созвучный этому взрыву беспощадных страстей, ярости убийцы, отчаянию Петра. В этих произведениях состояние природы как бы вызвано действием и страстями людей. В этом отношении жизнь природы соподчинена человеку, который еще остается «господином мира». В дальнейшем, у позднего Тициана, жизнь природы, как воплощение хаоса стихийных сил вселенной, приобретает независимую от человека и часто враждебную ему силу существования.




«Благовещение» (около 1564—1566)





Тициан.Благовещение. 1565.Церковь Сан-Сальвадор, Венеция



«Благовещение» — картина Тициана. Написана как алтарный образ для капеллы святого Августина церкви Сан-Сальвадор, Венеция.Архангел Гавриил сообщает деве Марии благую весть — ей предстоит непорочно зачать Иисуса Христа. Гавриил слегка касается ногами земли, одно крыло поднято, руки перекрещены как знак покорности Богу



« Это одна из наиболее эмоционально напряженных картин в истории искусства, где в покой как будто вторгся тлеющий пожар апокалипсиса, бросающий тени на фигуры персонажей, охватывающий и поглощающий их в проявлении магического импрессионизма

Роберто Лонги



«Венера, завязывающая глаза Купидону» (около 1560—1565)





Венера, завязывающая глаза Амуру - Тициан Вечеллио. Около 1565. Холст, масло. 118x185




В поздний период творчества Тициан (около 1488-1576) был захвачен созданием наполненных драматизмом картин на христианские сюжеты, но и античность по-прежнему привлекала его. Художник разделял убеждение неоплатоников, что созерцание красоты возвышает человека. То есть красота имела для него религиозный смысл.



   Оттого данная работа, известная под разными названиями, - это не только игра художнической фантазии на темы мифологии: Венера завязывает глаза Амуру, а одна из нимф подает ему лук, чтобы любовные стрелы были пущены наугад. Внимание привлекают, прежде всего, прекрасные женщины, их лица с классическими чертами, светло-золотистая кожа, шелковистые волосы, мягкие жесты. Венера полна спокойного достоинства, исходящая от нее живая, согревающая все вокруг теплота подчеркнута уткнувшимся в плечо богини любви Амуром - он прильнул к ней, как ребенок к матери. Красота обретает на этой картине материнское, животворящее начало.



   Возникает впечатление, что полотно Тициана дышит, и неспроста: ко времени создания этого произведения он пришел к новой живописной манере. Его холсты того периода вблизи выглядят скоплением хаотично положенных мазков, но стоит зрителю сделать несколько шагов назад, и он увидит, как буквально на его глазах рождаются образы, сотканные из цвета и света




«Несение креста» (1560-е)







Тициан.Несение креста. 1565.Холст, масло. 89,5 × 77 с.Эрмитаж, Санкт-Петербург



Несение креста  — картина великого итальянского художника Эпохи Возрождения Тициана, написанная им около 1565 года.



Картина происходит из дома Тициана, купленного в 1581 году семьёй Барбариго. В настоящее время находится в Эрмитаже, поступив туда в 1850 году из собрания Барбариго. Картина является авторским повторением подписанной композиции, хранящейся в Музее Прадо.



«Коронование терновым венцом» (около 1572—1576)





Коронование терновым венцом. 1572-1576




«Коронование терновым венцом» — картина является более поздним вариантом «Возложения тернового венца» Тициана 1540-х годов и принадлежит к самым известным и значительным работам Тициана, написанным в «поздней манере». Картина оставалась в доме Тициана после его смерти, куплена у наследников его младшим современником Тинторетто, после смерти которого в 1594 году, картина продана его сыном Домеником баварскому курфюрсту.





В отличие от раннего варианта картины, находящегося в Лувре, в новой картине Тициан придаёт сюжету больше трагической глубины. В беспокойном движении красочных мазков возникают очертания тонущей во мгле, тускло освещённой огнём светильника колоссальной арки портала, ожесточённо движутся фигуры палачей, скрещиваются над головой Христа копья.





В центре ожесточённого движения предстаёт спокойная и благородная фигура Христа, устало и скорбно приоткрывающего глаза. Герои позднего Тициана гибнут под натиском тёмных сил действительности, изведав и душевную боль, и физические страдания. Но для самого художника они остаются высшим воплощением человечности и высокого благородства.






«Пьета» (1575—1576).





«Пьета»— картина венецианского художника Тициана, написанная в 1575—1576 годах и ставшая последней работой художника. Выставлена в венецианской галерее. Изображает большую нишу, в которой Дева Мария поддерживает тело Христа с помощью коленопреклонённого Никодима. Слева от них стоит Мария Магдалина.





Эти фигуры образуют идеальный треугольник.Картина Тициана «Пьета» считается последним произведением мастера. Она была закончена Джакомо Пальма Младшим. Вероятно, под видом Никодима Тициан изобразил самого себя.





 



О методе работы в этот период рассказал венецианский писатель Марко Боскини со слов ученика Тициана Пальмы Младшего. Тициан «…поворачивал холсты лицом к стене и оставлял их так в течение нескольких месяцев; а когда снова брался за кисти, он изучал их так сурово, будто они были его смертельными недругами, чтобы обнаружить в них ошибки; и, обнаружив что-либо, не соответствовавшее его замыслу, он как благодетельный хирург… начинал прибавлять и убавлять… Работая так, переделывая фигуры, он доводил их до высшего совершенства, какое может дать Природа и Искусство. И затем, дав краскам просохнуть, он снова повторял ту же работу. И так постепенно он облекал фигуры в живую плоть, снова и снова повторяя тот же процесс, пока им, казалось, не хватало только дыхания; никогда не писал он фигуры alla prima… Последние мазки он накладывал, объединяя пальцами цвета, сближая их с полутонами и объединяя одну краску с другой; иногда он пальцем накладывал темный штрих где-либо в углу, чтобы усилить его, иногда – мазок красного, подобный капле крови… И Пальма заверял меня, что оканчивал он картины больше пальцами, чем кистью».



Тициан вовсе не был аскетом. Его переписка с Аретино показывает веселого человека, который охотно ест и пьет, который любит музыку, роскошь и общество женщин легкого поведения.Гениальность сочеталась у Тициана с холодной расчетливостью. Благодаря такому редкому сочетанию он быстро разбогател – он владел многими поместьями, виллами, домами. Финансовые операции художник вел с немецким банкирским домом Фуггеров.... великолепный дом Тициана всегда был открыт для друзей.





В 1575 году в Венеции начинается эпидемия чумы. Тициан, заразившись от своего сына, умирает 27 августа 1576 года. Его нашли на полу мёртвым, с кистью в руке.Вопреки законам, предписывавшим сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари.





Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари





На могиле живописца высечены слова:



«Здесь лежит великий Тициан Вечелли —

соперник Зевсов и Апеллесов»







Веласкес о Тициане: «В Венеции – все совершенство красоты! Я отдаю первое место ее живописи, знаменосцем которой является Тициан».







http://www.rulit.me/books//



http://bibliotekar.ru/100hudozh/17.htm



http://bibliotekar.ru/genii/78.htm



Kennedy Ian G. Titian, Tascen, 2007.

Махов А. Тициан. «Молодая гвардия». Москва. 2006. (Жизнь замечательных людей)

Ротенберг Е. И. Тициан и его место в искусстве Возрождения (к 400-летию со дня смерти Тициана) // Советское искусствознание `77. Вып. 2. М., 1978. С. 165—190.


Tags: Великие, Живопись
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia март 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments