С середины 16 в. начался поздний период творчества Тициана.
В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами
Тарквиний и Лукреция c. 1570 193 × 143 cm Музей изящный искусств, Бордо
Тициан. Тарквиний и Лукреция. Первая половина 16 века. Холст. Музей Фицуильям, Кембридж.
|
«Отличительное свойство поздних работ Тициана — их тончайший красочный хроматизм. Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность.
Наказание Марсия' c. 1570-1576 212 × 207 cm Национальный музей, Кромержиж, Чехия
|
Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки. К концу жизни Тициан выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма».
Пастух и нимфа c. 1570–1576 149,7 × 187 cm Музей истории искусств, Вена
|
Работая последние десятилетия жизни в обстановке усиливающегося политического кризиса в Италии, Тициан нашёл в себе силы противостоять нараставшей волне клерикализма, отстаивая гуманистические идеалы Возрождения. Драматическое начало, усилившееся в ряде поздних произведений художника, явилось откликом на острые конфликты современной действительности. Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ
Написанные в поздний период творчества картины Тициана на религиозные темы выражают сокровенные мысли художника о человеке, жизни, трагических жизненных коллизиях. Действующим лицам этих картин, исполненных глубокого трагизма, присущи цельные характеры, стоическое мужество, непоколебимая воля к жизни
Святой Иероним
1531, 80×102 см • Масло, Холст
Святой Иероним, 1570-1575. Холст, масло, 138х97.
Музей Тиссен-Борнемицца, Мадрид, Испания
Художников привлекали в Иерониме его суровый стоицизм, его умение и воля отказаться от привычного и желанного для огромного большинства людей комфорта, даже от простейших домашних удобств, даже от повседневного общения с людьми, во имя воспитания своей души, преодоления страстей, отвлекающих от богопознания и искания истины. Святой Иероним был одним из благороднейших и образованнейших людей своего времени и всей своей жизнью подтвердил, что самосовершенствование человека невозможно без самоограничения его в своих потребностях, так как сказано Господом: "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?" (Мф. 6:24–25). И далее следует вывод из сказанного: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф. 6:33).
Святой Иероним один в каменистой пещере, он сидит на огромном камне, который служит ему стулом, а раскрытую книгу положил перед собой на другой камень, заменяющий ему рабочий стол. За его спиной слоистая скала — символ прочности, надёжности, а также один из символов Христа. Эта скала-символ как раз и напоминает зрителям, что Иероним — один из столпов, на которых держится западная церковь. Камни у входа в пещеру, символизирующие силу, твёрдость и умерщвление плоти, характеризуют духовную мощь Иеронима и его суровый аскетический образ жизни, что подчёркнуто ещё и предельно скудным одеянием святого, и отсутствием самых простых жизненных удобств: у него нет ни стула, ни стола, ни кухонной утвари, ни постели для сна.
По каменистому полу пещеры ползёт ящерица — символ логики и страстного стремления к духовному совершенству. А источник, возле которого она ползёт, указывает на то, где истоки духовности: они в христианстве (ведь источник — символ таинства крещения, которое является вторым рождением человека в духе; символ возрождения и обновления).
На то, что Святой Иероним был монахом, указывают кролики, белка и орёл. Становясь монахом, христианин отрекается от всех мирских условий жизни, чтобы всецело посвятить себя служению Богу, и даёт три обета: обет безбрачия, обет нестяжания и обет послушания. Отказ от женитьбы и семейной жизни (первый обет) обозначают кролики — символы похоти и плодовитости; отказ от владения собственностью, имуществом (второй обет) обозначен белкой — символом скупости и жадности; обет же послушания обозначается орлом. В зависимости от содержания произведения орёл может обозначать или положительные качества: силу, могущество, смелость, прозорливость, или же отрицательные: высокомерие, гордыню. В данном случае орёл символизирует именно гордыню: он сидит на мёртвой, засохшей ветке и в тени. Кроме того, надо учесть, что он, как кролики и белка, находится вне пещеры, у входа, как то, от чего отрёкся, что преодолел святой.
Из пещерного входа, как из окна, виднеется очаровательная даль: выступающая из морской глади пологая гора с крепостью на её вершине, синяя гладь моря, едва различимые белые строения на дальнем его берегу и надо всем ясное голубое небо. Этот красивый безмятежный вид из пещеры тоже символичен: в нём воплощено то состояние блаженства, которого достигает верующий в результате духовных подвигов самовоспитания; а также тот идеал гармонического существования человека, общества и природы, достигать которого учил святой Иероним. Можно, по-видимому, сказать так: всё изображённое внутри и возле пещеры означает путь и средства достижения цели Иеронимом, а вид из пещеры — сама цель его стремлений. Действительно, крепость на горе — символ обретённого в Боге убежища от злых дел, страстей и помышлений, а небо — тот Божий рай, населённый душами праведников, где царят мир, любовь, справедливость.
К последним шедеврам относятся:
«Положение во гроб» (1559),
|
«Благовещение» (около 1564—1566)
Тициан.Благовещение. 1565.Церковь Сан-Сальвадор, Венеция
«Благовещение» — картина Тициана. Написана как алтарный образ для капеллы святого Августина церкви Сан-Сальвадор, Венеция.Архангел Гавриил сообщает деве Марии благую весть — ей предстоит непорочно зачать Иисуса Христа. Гавриил слегка касается ногами земли, одно крыло поднято, руки перекрещены как знак покорности Богу
« Это одна из наиболее эмоционально напряженных картин в истории искусства, где в покой как будто вторгся тлеющий пожар апокалипсиса, бросающий тени на фигуры персонажей, охватывающий и поглощающий их в проявлении магического импрессионизма
Роберто Лонги
«Венера, завязывающая глаза Купидону» (около 1560—1565)
Венера, завязывающая глаза Амуру - Тициан Вечеллио. Около 1565. Холст, масло. 118x185
|
«Несение креста» (1560-е)
Тициан.Несение креста. 1565.Холст, масло. 89,5 × 77 с.Эрмитаж, Санкт-Петербург
Несение креста — картина великого итальянского художника Эпохи Возрождения Тициана, написанная им около 1565 года.
Картина происходит из дома Тициана, купленного в 1581 году семьёй Барбариго. В настоящее время находится в Эрмитаже, поступив туда в 1850 году из собрания Барбариго. Картина является авторским повторением подписанной композиции, хранящейся в Музее Прадо.
«Коронование терновым венцом» (около 1572—1576)
Коронование терновым венцом. 1572-1576
|
«Пьета» (1575—1576).
«Пьета»— картина венецианского художника Тициана, написанная в 1575—1576 годах и ставшая последней работой художника. Выставлена в венецианской галерее. Изображает большую нишу, в которой Дева Мария поддерживает тело Христа с помощью коленопреклонённого Никодима. Слева от них стоит Мария Магдалина.
Эти фигуры образуют идеальный треугольник.Картина Тициана «Пьета» считается последним произведением мастера. Она была закончена Джакомо Пальма Младшим. Вероятно, под видом Никодима Тициан изобразил самого себя.
О методе работы в этот период рассказал венецианский писатель Марко Боскини со слов ученика Тициана Пальмы Младшего. Тициан «…поворачивал холсты лицом к стене и оставлял их так в течение нескольких месяцев; а когда снова брался за кисти, он изучал их так сурово, будто они были его смертельными недругами, чтобы обнаружить в них ошибки; и, обнаружив что-либо, не соответствовавшее его замыслу, он как благодетельный хирург… начинал прибавлять и убавлять… Работая так, переделывая фигуры, он доводил их до высшего совершенства, какое может дать Природа и Искусство. И затем, дав краскам просохнуть, он снова повторял ту же работу. И так постепенно он облекал фигуры в живую плоть, снова и снова повторяя тот же процесс, пока им, казалось, не хватало только дыхания; никогда не писал он фигуры alla prima… Последние мазки он накладывал, объединяя пальцами цвета, сближая их с полутонами и объединяя одну краску с другой; иногда он пальцем накладывал темный штрих где-либо в углу, чтобы усилить его, иногда – мазок красного, подобный капле крови… И Пальма заверял меня, что оканчивал он картины больше пальцами, чем кистью».
Тициан вовсе не был аскетом. Его переписка с Аретино показывает веселого человека, который охотно ест и пьет, который любит музыку, роскошь и общество женщин легкого поведения.Гениальность сочеталась у Тициана с холодной расчетливостью. Благодаря такому редкому сочетанию он быстро разбогател – он владел многими поместьями, виллами, домами. Финансовые операции художник вел с немецким банкирским домом Фуггеров.... великолепный дом Тициана всегда был открыт для друзей.
В 1575 году в Венеции начинается эпидемия чумы. Тициан, заразившись от своего сына, умирает 27 августа 1576 года. Его нашли на полу мёртвым, с кистью в руке.Вопреки законам, предписывавшим сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари
На могиле живописца высечены слова:
«Здесь лежит великий Тициан Вечелли —
соперник Зевсов и Апеллесов»
Веласкес о Тициане: «В Венеции – все совершенство красоты! Я отдаю первое место ее живописи, знаменосцем которой является Тициан».
http://bibliotekar.ru/100hudozh/17.htm
http://bibliotekar.ru/genii/78.htm
Kennedy Ian G. Titian, Tascen, 2007.
Махов А. Тициан. «Молодая гвардия». Москва. 2006. (Жизнь замечательных людей)
Ротенберг Е. И. Тициан и его место в искусстве Возрождения (к 400-летию со дня смерти Тициана) // Советское искусствознание `77. Вып. 2. М., 1978. С. 165—190.
Journal information