Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Имение Вилларсо(Domaine de Villarceaux)

Замки Франции: имение Вилларсо(Domaine de Villarceaux)




 



В нескольких километрах от Амбльвилля, на границе Вексена и Нормандии, у подножия лесистых холмов расположился дворцово-парковый ансамбль Вилларсо







Амбльвилль находится на территории старинного французского Вексена, который окружен реками Уазой, Сеной и Эптом.

Регион сохранил не только свои исторические памятники и природные ландшафты, но и сельский, размеренный уклад жизни той старой Франции, в которой еще король правил только в Иль-де-Франсе, а Нормандия была английской.    





                       



Название деревни происходит от готского имени Amala или немецкого Ambla, или Amblinus, производное от готских королей из рода Amali и латинского villare, что означает сельская местность. По преданию, на этом месте была небольшая гора под названием "Ужасная", и под ней лагерем останавливался Юлий Цезарь.





Впервые эти места упоминаются в исторических хрониках в 1182 г. в связи с рыцарем Мальтийского ордена - Годфруа д’Амбльвиллем (Godefroy d'Ambleville) и церковью Святого Леонарда Вомиона. Она была построена в конце 12 века и подарена рыцарю. К сожалению, в 1899-м г. церковь была снесена.



                              



С 13 века до 1470-го года сеньория Амбльвилль находилась в руках семьи дез Эссар (des Essarts), а потом стала принадлежать роду Морнэ (Mornay) (до 1711-го). 





Здесь нет толп туристов, вероятно, потому что это место сравнительно недавно стало доступным для публики, да и добраться до него нелегко. Более того, поместье можно посетить только с экскурсией, но зато бесплатно!



  





Для того, чтобы попасть на территорию усадьбы, необходимо пройти по аллее плотно обсаженной деревьями и заканчивающейся изящной решеткой. 





Прежде всего привлекает взгляд расположенное на холме элегантное здание XVIII века, окруженное садами во французском вкусе. Но оно не поведает никакой занимательной истории. Наверное потому, что Шарль дю Тилле де ла Бусьер, который построил этот дом между 1755 и 1759 годами, был всего лишь безукоризненным дворянином, к тому же отличным человеком, столь же любезным и великодушным, как и его семейство; его замок, как и он сам, не пострадал от Революции.





Нас интересует другое строение — старая усадьба, немного напоминающая флигель: крепкая постройка с башнями по углам, захватывающая неясным очарованием туманных сельских прелестей, отраженных в спокойной воде пруда с ненюфарами.

Известно, что в 1652 году этот замок стоял один.





История местного замка начинается около XI-XII веков, когда появляется небольшой деревянный шатле, рядом с которым Людовик VII выстроил женское бенедиктинское приорство. В XV веке появился великолепный нижний замок, который был расширен во времена Ренессанса. До нас от этого ренессансного строения дошла его значительная часть. В том числе и хозяйственные постройки.











Его владельцем был в то время Луи де Морне, маркиз де Вилларсо, главный псарь короля Людовика XIV, и, без сомнения, один из самых привлекательных мужчин Парижа. Такой привлекательный, что он практически никогда не встречал «жестокосердных». Все дамы были просто без ума от него и не скрывали этого.



Но однажды вечером у поэта Скаррона Вилларсо встретил некоронованную королеву Парижа: прекрасную, возвышенную, страстную Анну де Ланкло, более известную под нежным именем Нинон. То есть даму света, вокруг которой собирались мужчины наполовину, или совсем лишенные рассудка. Маркиз был поражен ею до глубины души.



       



Добрая половина Парижа судачила о ней как о бесстыжей куртизанке, совратительнице чужих мужей, которые за одну ночь с этой девятнадцатилетней прелестницей готовы расстаться с любыми деньгами, а если таковых не имеется – несут в ее дом фамильные драгоценности…



                          



Рожденная в 1616 году, Анна де Ланкло принадлежала к уважаемой и богатой дворянской фамилии. Она получила превосходное образование, отличалась острым умом и грациозностью, благородной бледностью лица и восхитительными формами, прекрасно пела, проникновенно играла на лютне, писала трогательные стихи, отменно танцевала.



                            



История, сохранившая имена великих властителей, государственных деятелей, философов и полководцев, не забыла и одну из блистательной плеяды куртизанок: мадам Ланкло. Составители хроник времен короля Людовика XIV свидетельствовали: ее гостиная в Париже притягивала к себе многих достойных мужей и знаменитых писателей.



   



Буало декламировал здесь свои сатиры, Мольер читал вслух комедии, не преминув предварить действо дружеским посвящением: «На суд взыскательной Нинон». В 1664 году в ее салоне драматург впервые прочитал своего «Тартюфа», вызвав горячие рукоплескания. Нинон аплодировала громче всех, в каждой сцене встречая собственные рассуждения, превосходно схваченные гениальным комедиантом. Вообще Мольер часто выводил ее в своих пьесах. Очаровательная Селимена в «Мизантропе» не кто иная, как «царица куртизанок».



                        

На следующий день после их встречи Вилларсо бросился по улицам Парижа к Нинон, чтобы предстать «ко двору», столь же настойчивый, сколь и увлеченный. Он не сомневался, что в один миг добьется своего. Но, к его большому удивлению, так как обожатели красавицы были почти так же многочисленны, как звезды, «двор» остался равнодушен к появлению маркиза. Нинон встретила Вилларсо с неподражаемой грацией, улыбалась ему, но только рассмеялась в ответ на его пламенную тираду.



            

Задетый и еще более взволнованный, маркиз увлекся этой игрой. Почему, черт возьми, мадемуазель де Ланкло заставляет его так долго ждать милостей, которые она с такой простотой расточает другим? Как хороший охотник, он решил затаиться, и для этого снял дом, находящийся прямо напротив дома его любимой, с мыслью подстеречь возможного соперника и увлечь его в укромное местечко, где можно было бы потолковать со шпагой в руке о предпочтениях Нинон.



Но первые дни прошли спокойно.

В этот вечер, после ежедневного визита в пресловутый «Желтый кабинет», маркиз де Вилларсо вернулся к себе в особо дурном расположении духа. Как всегда у молодой женщины собралось сумасшедшее общество, и она, как всегда, запрещала своему поклоннику вернуться после отъезда остальных



 



Отправившись в свою комнату, откуда у него был превосходный вид на окна Нинон, маркиз подумал было лечь в постель, чтобы побыстрее покончить с той сколь же неинтересной, как и предыдущие, ночью. Но тот, кто не хочет — не спит, и, не проведя в кровати и пяти минут, он проснулся.



                

Прислонившись лбом к оконному стеклу, маркиз караулил отъезд последней кареты, обещая себе вернуться лечь спать, как только он увидит, что погаснут огни у его соседки. Но и четырьмя часами позже эти огни все так же сияли. Неожиданная мысль посетила Вилларсо: только что Нинон поведала ему, что она очень нуждается в отдыхе; вдруг она заболела?



                         



Тут же воображение нарисовало ему молодую женщину, разметавшуюся на большой постели и принимающую безумные заботы несведущей глупой субретки. Поистине невыносимая картина! Маркиз, не теряя времени, послал слуг за новостями. Нужно удостовериться на месте, что мадемуазель де Лакло не нуждается ни в какой помощи.Слуга с осоловевшими глазами полетел как стрела, выпущенная из арбалета, и вернулся так же быстро с сообщением, что мадемуазель чувствует себя превосходна и благодарит маркиза за заботу.





Оставшись один, бедный влюбленный снова уставился в окно. Проклятые светильники все горели, да еще так радостно, что он вскоре нашел их нахальными и вызывающими. Понемногу Вилларсо начал приходить в ярость. Не посмеялась ли, случайно, над ним Нинон? И снова его воображение начало игру: Нинон снова лежит в своей большой кровати, но она там не одна. Картина была такой реальной, что маркиз поверил в то, что слышит смех. Смеются над ним, и смех так ясно различим!



      

Решив посмотреть все сам, кипящий от негодования, юноша протянул руку к столу, на котором ранее оставил свою шляпу, машинально схватил и крепко нахлобучил себе на голову по самые брови… серебряный кувшин для воды!





Безумный от злости, фыркающий как бешеная кошка, Вилларсо позвонил слуге, чтобы тот освободил хозяина от неожиданного головного убора, причем слуга делал над собой невероятные усилия, стараясь не рассмеяться. Наконец, он вбежал к Нинон, не дождавшись, пока испуганный портье доложит о нем



  



Спустя несколько мгновений Вилларсо был уже в дорогом ему «Желтом кабинете», где Нинон приняла его с ледяным взглядом, сидя в большом кресле. Вряд ли можно сказать, что свидание было чересчур нежным и ласковым. Отказавшись объяснить, почему она считает нужным жечь огни всю ночь напролет, Нинон обратилась к своему обожателю с суровой отповедью, состоявшей в том, что ни ее дом, ни ее саму не следует брать приступом, что ему лучше охладить пыл своей любви, выйти и никогда не возвращаться.







Покидая дом Нинон, бедняга выглядел постаревшим на сто лет, а на следующий день он слег в горячке. Позвали врачей, и несколькими часами позже слух о том, что добрый Вилларсо заболел и умирает из-за Нинон, дошел до Пресьез дю Маре.



            

Сначала Нинон, хотя и заинтересовалась, не поверила ни одному слову. Позже она немного встревожилась, ибо, на самом деле, была далеко не равнодушна к очарованию своего воздыхателя. Она очень боялась влюбиться, а это говорит о том, что она уже…

Итак, когда друг Нинон Франсуа Скаррон уверил ее, что маркиз действительно болен, реакция красавицы была чисто женской и несомненно очаровательной: вооружившись парой ножниц, она отрезала свои великолепные белые волосы, сделала пакет и приказала отнести его больному со словами: «Выздоравливайте! Я Вас люблю».





Вилларсо, конечно, двигался к выздоровлению большими шагами, в то время как все модницы Парижа торопились сделать себе прическу «а-ля Нинон», которая моментально произвела фурор.





Спустя несколько недель двое влюбленных покинули Париж, укрыв свое счастье среди старых стен замка Вилларсо. Здесь они вели жизнь, полную любви и простоты. Счастливая Нинон жила на вольном воздухе, каталась на лошади по полям и лугам в компании своего возлюбленного и провозглашала себя счастливейшей из женщин в этом мире: цветок из оранжереи отныне стал цветком полей.

Это длилось три года.









остатки старого замка Вилларсо









Три года! Вечность для женщины, у которой самые долгие увлечения не продолжались более трех недель! Париж, который она так любила, Париж не существовал более для нее. Однако Париж не забывал о Нинон. В одно прекрасное утро молодая женщина получила четверостишье, принадлежавшее перу ее старого друга Сент-Эвремонда:





 



Дорогая Фелида, какой Вы стали?Этот волшебник, что Вас скрывалТри года подряд, удержит ли онЕще Вас новым очарованием в старых замках?



Это была только маленькая строфа, но она разрушила очарование. Нинон внезапно захотела снова обрести свой дом на улице Турнель, свой «Желтый кабинет», своих друзей. Как она могла находиться здесь так долго?





В свою очередь, Вилларсо думал, что, возможно, уже настало время и для него вернуться и заняться собаками Его Величества.

На этом кончается роман. Несколькими днями позже Нинон вернулась в Париж, где ей был оказан радушный прием. Примерно через месяц после возвращения Нинон забыла Вилларсо в объятиях господина де Гурвиля. 





Не имея более прямых наследников, которым можно было бы завещать свое поместье, маркиз Вилларсо оставил его своему племяннику Шарлю де Тилле, сыну маркиза де Бусьера. Как человек большого ума, он не стал трогать замок — убежище любви Нинон.



Усадьба занимает территорию в 800 га и включает в себя два замка ..



До наших дней дошел небольшой домик Нинон де Ланкло XVII века, в котором жила знаменитая куртизанка, бывая в гостях у маркиза де Вилларсо. Там сохранилась оригинальная отделка, но доступ возможен только несколько раз в году. 





На территории поместья разбиты великолепные сады:











Современный верхний замок был построен в 1755-1759 архитектором Жаном-Батистом Куртонном (Jean-Baptiste Courtonne) для Шарля-Жана-Батиста дю Тиллэ де ля Бюссьер, маркиза де Вилларсо. Это один из последних и самых прекрасных памятников стиля Людовика XV. 







новый дворец в поместье





Капелла Сен-Мишель и Сент-Антуан XVIII века, которая была перенесена в отдельный павильон из замка в середине XIX века. 







После смерти мужа в Вилларсо гостила и мадам де Ментенон, будущая морганатическая супруга Людовика XIV. На первом этаже Нижнего замка сегодня хранится портрет обнаженной Ментенон, написанный маркизом де Вилларсо. 







                     



ренессансный дом



















интерьеры дворца



 







Интерьеры Нижнего замка XVIII века:







































Интерьеры выполнены в изысканной манере той эпохи.Просторная прихожая,гостинная,библиотека,спальни обставлены практически оригинальной мебелью и предметами декора времени господина Вилларсо.Дубовые панели сохранены в оригинале,особо ценны картины кисти самого Буше.
























































  • Portrait du marquis du Tillet


  • Portrait d'Henriette-Louise d'Illiers d'Entragues, épouse du marquis Jean-Charles-Baptiste du Tillet



Источники:



Françoise Chandernagor, L'Allée du roi : souvenirs de Françoise d’Aubigné, marquise de Maintenon, épouse du Roi de France, Paris, Julliard, 1995 (



,http://france-guide.livejournal.com/



викимедия



Tags: Замки, Франция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Александровский дворец.Часть 2.

    Александровский дворец.Часть 2.Современные интерьеры Интерьеры дворца, созданные по проекту Д. Кваренги, также соответствовали…

  • Творенье – разве это труд?

    *** Коль я опять проснусь живая, То снова выведет кривая Тропинка, весело юля, Меня на пёстрые поля, К пруду, к реке, к лесной…

  • Эмиль Фроман-Мерис.

    Антикварное серебро талантливого мастера Эмиля Фроман-Мёрис Эмиль Фроман-Мерис (1837-1913) был сыном талантливого ювелира Франсуа-Дезире…

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments