Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Замки Венгрии:Эстерхази

Замки Венгрии:Эстерхази(Esterházy-kastély)








Замок Фертёд (Fertod), известный больше как дворец Эстерхази (Esterhazy-kastely) - это одно из самых больших и роскошных подобных сооружений в Венгрии. А как барочный дворцово-парковый ансамбль замок практически не имеет конкурентов в своей стране. Располагается он в городе Фертёд приблизительно в двухстах километрах от столицы страны - Будапешта.






Именно благодаря этому маленькому городку с населением приблизительно 3 тысячи человек замок и получил своё название. Но так как он раньше на протяжении долгого времени принадлежал выходцам из знаменитого дворянского рода Эстерхази, сегодня замок гордо носит их имя. Эта династия прославилась в первую очередь своей огромной тягой к богатствам и роскоши, а сегодняшний замок Фертёд наглядно демонстрирует свою яркость, великолепие и богатый внешний вид.



Так кто же эти Эстерхази?











                   Среди благородных фамилий Венгерского королевства семейство Эстерхази занимает особое положение. Никому из венгерских дворян, помимо представителей этой династии, не выпадало чести получить титула графа, а затем и светлейшего князя Священной Римской империи (германской нации), а в начале 19 века, в годы Наполеоновских войн, пройти процесс медиатизации, то есть получить признание как владетельная особа, чей статус равен королевскому.Кроме влиятельных владельцев замок-дворец был известе проживанием там композитора Гайдна...







                      Франц Йозеф Гайдн.Портрет работы Томаса Харди, 1792



В период с 1754 по 1756 год Гайдн работал при венском дворе на правах свободного художника. В 1759 году он получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под его началом оказался небольшой оркестр — для него композитор сочинил свои первые симфонии. Однако вскоре фон Морцин начал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта.В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел. Жена холодно относилась к его профессиональной деятельности, использовала его партитуры на папильотки и подставки для паштета.Брак был несчастливый, однако законы того времени не позволяли им разойтись. Оба завели себе любовников.







Комната Гайдна



После расформирования в 1761 году музыкального проекта потерпевшего финансовый крах графа фон Морцина, Йозефу Гайдну была предложена аналогичная работа у князя Павла Антона Эстерхази — главы крайне богатой семьи Эстерхази. . Не столько благодаря своим пышным титулам, сколько из-за покровительства Гайдну Эстерхази заслужили почётное место в учебнике истории





     





Николаус Эстерхази 1762  и Мари Элизабет, принцесса Эстерхази                 



Семейство Эстерхази-Галанта известно с 15 века, семейная легенда возводит происхождение рода к вождю гуннов Аттиле. Рост могущества династии связаны с именами Николая (Миклоша) Эстерхази (1583 – 1645) и Павла (Пала) Эстерхази (1635 – 1713). Первый получил титул графа в 1626 году, а второй в 1712 году добился присвоения титула светлейшего князя Священной Римской империи





Процветание семейства Эстерхази покоилось на преданности династии Габсбургов, представители которой правили Австрией и в течение многих столетий избирались германскими императорами. Кроме того, Эстерхази сохраняли верность Католической церкви. Поэтому представители этой династии стали получать земли, оставшиеся без хозяев после изгнания протестантов в ходе Контрреформации (конец 16 – 17 века). Верность Габсбургам обеспечила им земли, освободившиеся после избавления Венгрии от турецкого ига (конец 17 – 18 века). Наконец, немалую роль сыграли удачные браки, в результате которых Эстерхази доставались новые земли и богатства





      





                           Князь Пал I Эстерхази и Пал II Антал Эстерхази



Итак, к середине 18 века князья Эстерхази стали крупнейшими землевладельцами Священной Римской империи (германской нации), их земли находились на территории современных Австрии, Венгрии и Словакии. К тому времени сам род Эстерхази разделился на несколько ветвей, из которых важнейшей считалась Старая Форхенштайнская линия (линия Фракно). В 1804 году на свет появилась Австрийская империя, а в 1867 году она была реформирована в Австро-Венгрию. Дуалистическая сущность была вполне присуща семейству Эстерхази: они и их приближённые свободно разговаривали на немецком и венгерском языках. Резиденции князей Эстерхази располагались в городах Форхенштайн (Фракно) и Айзенштадт (Кишмартон). В настоящее время эти города находятся на территории Австрии.



                



                                                                                                                  Эстерхази, Пал



В 1761 году князь Павел Антон (Пал Антал) Эстерхази (1711 – 1762) пригласил в Айзенштадт на должность вице-капельмейстера молодого композитора Йозефа Гайдна. Его задачей было замещать пожилого капельмейстера Грегора Вернера. Младший брат Павла Антона, Николай (Миклош) Великолепный (1762 – 1790) «унаследовал» Гайдна вместе со всеми остальными владениями Эстерхази. Вначале отношения между князем и его вице-капельмейстером были прохладными.





Николай Великолепный мало ценил и даже сурово отчитывал композитора. Однако в 1766 году после смерти Вернера князь сделал Гайдна своим капельмейстером и стал ему покровительствовать. Так, Николай Эстерхази решил оставить при дворе слабенькую певицу Луиджию Польцелли после того, как понял, что она стала предметом обожания Гайдна. Князь также нанял на службу Иоганна Гайдна, младшего брата композитора. Помимо Айзенштадта, Гайдн проводил много времени в резиденции князей Эстерхази в венгерском городе Фертёд. В этой резиденции, именуемой «Эстергаза», или «Венгерский Версаль», Гайдн организовал кукольный театр, для которого стал писать музыкальные спектакли.





После смерти князя Николая владения Эстерхази унаследовал его сын Антон (Антал). Он был полностью равнодушен к музыке и распустил придворный оркестр. Гайдн получил свободу. Проведя почти всю жизнь во владениях Эстерхази, пожилой композитор стал путешествовать по Европе, а потом поселился в Вене. Сын Антона и внук Николая Эстерхази, князь Николай II (Миклош) (1794 - 1833) вновь сформировал придворный оркестр. По приглашению молодого князя Гайдн вновь стал приезжать в Айзенштадт. Николай II Эстерхази стал последним покровителем великого композитора.







Семейство Эстерхази пережило войны и революции. Представители этого славного рода становились придворными, полководцами, дипломатами. В настоящее время Эстерхази больше не могут пользоваться правами владетельных особ, зато они по-прежнему владеют землями и недвижимостью, как в Австрии, так и в Венгрии.







Свою богатейшую коллекцию живописи и предметов старины князья Эстерхази промотали ещё в 19 веке. Большая часть земельных владений была потеряна в ходе национализации в Венгрии, проведённой в 1947 – 1949 годах. С 1989 года старейшиной рода Эстерхази считается Антон II, родившийся в 1936 году. Его наследник – двадцатисемилетний княжич Павел-Антон. В настоящее время одним из ведущих писателей Венгрии считается Петер Эстерхази, представитель графской ветви рода Эстерхази. Его младший брат Мартон был футболистом и выступал за венгерскую национальную сборную





 Строительство резиденции началось в 1720 году – Йожеф Эстерхази поручил венскому архитектору Антону Эрхардту Мартинелли создать небольшой охотничий замок с 20 комнатами и 2 парадными залами.





Всего за 3 месяца замок был готов. Но, когда владения перешли по наследству его сыну – Миклошу, то он решил перестроить охотничий замок. Миклош неоднократно бывал во Франции и под впечатлением от увиденного там, загорелся идеей о своем собственном Версале.Династия Эстерхази пика своего богатства и влиятельности достигла в 18 веке, именно тогда князь Миклош Второй по прозвищу Сверкающий распорядился построить прекрасный дворец на том самом месте, где в то время возвышался его личный охотничий замок, который был построен его отцом Йожефом Эстерхази.





 Миклош Второй из года в год тратил невероятные суммы денег только ради развлечений и покупки роскошных дорогих вещей. Это не удивительно, если учесть, что князь Миклош II был одним из самых богатых венгерских дворян своего времени.После, в период с 1760 по 1767 год, замок был существенно расширен Миклошем  до сегодняшних размеров.Строительство великолепного замка с богатым убранством стало очередной прихотью князя. Он задумал дворец таким, чтобы у его гостей захватывало дух от великолепия и красоты замка, чтобы все они видели могущество князя.





Дворец был построен недалеко от южного побережья озера Нойзидлерзее на болотистой местности. Роббинс Лэндон отмечает, что это была особенно эксцентричная идея со стороны князя Миклоша, выбрать такую местность в качестве площадки для большого замка. Возможно её целью было доказать победу духа над материей





 



В это время охотничий замок перестраивался и расширялся при помощи новых боковых зданий. Двор замка был засажен по своему периметру стрижеными деревьями, а в центре парка был разбит большой фонтан.Но князь был не только любителем роскоши. Миклош II был известен современникам и как выдающийся деятель культуры 18 века. Князь активно поддерживал искусство и музыкальную жизнь, а также занимался её организацией.





С самого начала замок по задумке дворянина должен был быть построен в подковообразной форме, такой же как и французский Версаль. Собственно, задумка князя превратилась в реальность.Огромный четырехэтажный дворец в стиле барокко, с эффектной парадной лестницей, огромным двором, окаймлённым флигелями и коваными воротами был построен  также с участием французского архитектора Жакоби.





Дворец обошёлся князю в 13 млн австрийских гульденов. Он был заселён в 1766 году, но строительство ещё продолжалось в течение многих лет.





Помимо замка он распорядился построить два театра - кукольный и оперный, конный двор, дома музыки и развлечений, а также небольшую церковь. Всё это великолепие по плану Миклоша Второго должно было разместиться посреди огромного парка, украшенного фонтанами и апельсиновыми деревьями.







И не только сам замок планировался как подобие Версаля - не дожидаясь окончания строительства в поместье стали проводить самые разные торжества и мероприятия: маскарады, пышные и яркие балы. Не забывал князь и об охоте. Слава о роскошной жизни Эстерхази разошлась по всей тогдашней Европе. Таким образом, историческая личность венгерского дворянина имеет много общего с французскими дворянами того же времени.











С самого начала постройки на просторах замка Фертёд царил праздник, подобный тому, что бесконечно разворачивался во французском Версале при короле Людовике Четырнадцатом. В 1790 году князь умер и оставшись без своего основателя и хозяина, дворец Эстерхази начал понемногу приходить в упадок. Потомки дворянина переселились в Айзенштадт. Картинная галерея вместе с сокровищницей дворца были увезены туда и в Вену, пришли в полный упадок великолепные французский и английский сады, а кукольный и оперный театры были распущены















Особого внимания заслуживают конные ворота главного входа во дворец. Этот шедевр кузнечного искусства поражал посетителей замка. Колонны, разделяющие ворота украшены вазами в стиле рококо. Заново отстроенный, и теперь роскошный дворец имел 126 помещений, каждое из которых навязчиво демонстрировало богатство своего владельца - интерьер в стиле рококо оставлял незабываемое впечатление.





Во дворце 126 комнат. Особо следует отметить Банкетный зал, на потолке которого изображен Аполлон в своей колеснице. Большая библиотека содержит почти 22000 томов и украшена буквой «Е», указывая на фамилию владельцев. Самая большая комната — Зала-Террана, которая оформлена в модном тогда итальянском стиле. На потолке изображены танцующие ангелы, которые изображают венками цветов букву «E».   



   



Во дворце устраивались балы, праздники, театральные представления, фейерверки – жизнь там была настолько роскошной, шумной и богатой, что слава о дворце распространилась по всей Европе.













Помещения первого этажа  оформлены в едином стиле



Большой зал





























   



Князь Миклош Иосиф Эстерхази «Великолепный»  — граф Форхенштейн, один из богатейших людей Венгрии, пятый князь Эстерхази-Форхенштейн, внук Пала Эстерхази, имперский фельдмаршал (16 апреля 1770 года).



Широко известен как меценат; из основанной им в Эйзенштадте музыкальной школы вышли Гайдн и Плейэль. Князь покровительствовал Гайдну, которого «унаследовал» от своего брата, нанявшего того в качестве вице-капельмейстера в 1761 году. Должность полного капельмейстера перешла к Гайдну после смерти занимавшего её Грегора Вернера (1693—1766) — одного из наиболее значительных австрийских композиторов своего времени. В обязанности Гайдна входило руководство ансамблем из 15—20 музыкантов и сочинение музыки по требованию князя Николауса.





Прозвищем «Великолепный» обязан великолепной летней резиденции Эстерхаза, в которую перестроил маленький охотничий замок Süttör. Роскошный замок и барочный сад стали называть венгерской версалией. Летом 1773 года Николаус поражал свою гостью, императрицу Марию Терезию, блестящим праздником и «санной поездкой на посыпаемых солью дорогах». Как вспоминал потом Е. Ф. Комаровский, во время коронации её сына во Франкфурте «ничего не было богатее и великолепнее одеждою, как гвардия и свита князя Эстергази, после императора как короля богемского и венгерского».Однако широкий образ жизни князя требовал больших расходов. Он оставил сыну и наследнику, Антону (I) гигантские долги в 3,8 млн гульденов





Антал Эстерхази









В 1790 году семья Эстерхази переехала в свою австрийскую резиденцию, а дворец оказался брошенным. Сначала его использовали как конюшню, во время Второй мировой войны там организовали военный госпиталь. В 1958 году дворец отреставрировали и вернули ему былой величественный 



Китайский салон









Фонд Эстерхази со всеми своими дворцами и крепостями входит в число самых важных носителей культуры в земле Бургенланд, а также самых грандиозных центров проведения мероприятий в Австрии.



Спальня принца













Спальня принцессы













Зеленый салон









По традиции князей Эстерхази, которые на протяжении четырех столетий представляли собой лицо целого региона, будучи великодушными меценатами, пристрастными коллекционерами предметов культуры и отличными хозяевами, Эстерхази играет и сегодня значительную роль в качестве фонда развития культурной жизни страны.



Красный салон











Именно во дворце Эстерхази летом проходят международные музыкальные фестивали Гайдана, в течение которых можно послушать великие классические произведения в исполнении лучших музыкантов.







 музыкальный салон



















































      Веб-сайт: www.eszterhaza.hu/



Источники:



http://www.castlesguide.ru//

М. Араньоши, С. А. Маршевская. Дворец Эстерхази — «венгерский Версаль» // Замки и крепости Венгрии. Путешествие сквозь века / под ред. Н. Н. Непомнящего. — М.: Вече, 2009. — С. 187—190. — 320

 



https://www.wmf.org/project/eszterháza-castle/



www.facebook.com/esterhazykastely.fertod?sk=wall/



http://eszterhaza.hu/kastelyszallo/moricz-lakosztaly/



Tags: Архитектура, Венгрия, Замки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments