Уильям Моррис
Уильям Моррис
портрет кисти Джорджа Фредерика Уоттса
1870
24 марта 1834, Уолтемстоу — 3 октября 1896 — английский поэт, прозаик, художник, издатель, социалист. Крупнейший представитель второго поколения «прерафаэлитов»,
Обои, гобелены, вышивки, витражи, книги… Творчество Уильяма Морриса в сфере дизайна подготовило почву для стиля модерн, а его проза и поэзия «проросли» в сказочной Нарнии Льюиса и Средиземье Толкина. Феноменальный ремесленник и «парадоксов друг», этот англичанин снова в фаворе у публики.
Голубое шелковое платье. Портрет Джейн Моррис, миссис Уильям Моррис
Данте Габриэль Россетти
1868. Родился в обеспеченной семье. Учился в Мальборском и Экзетерском колледжах (последний в составе Оксфордского университета). Там познакомился и подружился с Бёрн-Джонсом. Молодых людей объединила любовь к средневековью и интерес к движению трактарианцев. В 1855 году Моррис и Бёрн-Джонс совершили путешествие по Франции. В январе 1856 года начал работу в бюро неоготического архитектора Джорджа Эдмунда Стрита. Летом 1856 года познакомился с Россетти, которого Моррис и Бёрн-Джонс считали «главной фигурой прерафаэлитского движения». Россетти дал согласие на работу в созданном Моррисом журнале Уильям Моррис 1889, пронес свою любовь к Средневековью и его эстетике через всю жизнь, умножил ее на невероятное трудолюбие и любознательность, и приправил своим уникальным чувством стиля. Он был неутомим, гениален и изобретателен, этот живой и нервный человек, любящий красоту и ремесла, желающий попробовать все на собственном опыте. Уильям Моррис подарил миру сотни изумительных дизайнов. И этот возвышенный эстет, искренне веривший в идеи социализма, не боялся запачкать руки (во всех смыслах этого слова). А его друзья-художники были ему под стать. Прекрасная Изольда (Портрет жены художника Джейн Моррис) Уильям Моррис 1858, Непосредственно живописью Уильям Моррис был увлечен недолго. Вершиной его художественных достижений — и единственным сохранившимся станковым произведением — стала картина «Прекрасная Изольда» (1858), для которой Моррису позировала Джейн Бёрден. Год спустя Джейн вышла замуж за Морриса, и в размышлениях о новом доме, исполненном гармонии, Уильям купил участок земли в деревне Аптон неподалеку от Лондона (сейчас это один из районов британской столицы). В сотрудничестве со своим другом и наставником по архитектуре Филиппом Уэббом Моррис спроектировал и построил Красный дом (Red House). Витражные окна в Красном доме Успешный — и весьма дорогой — эксперимент стал толчком для создания компании, которую Моррис со своими партнерами основал в апреле 1861 года.Компания была намерена воплотить идеи Раскина и реформировать британское потребительское отношение к производству, а также предложить британцам декоративные товары ручной работы, доступные среднему классу Уильям Моррис 1861, Продукция, которую выпускала компания, включала мебель, металлоконструкции, витражи, фрески, ковры и архитектурные элементы. В своей работе Моррис стремился полностью вернуться к средневековым методам ремесла. Успехи на Международной выставке 1862 года в Южном Кенсингтоне привлекли к продукции компании внимание состоятельных покупателей Уильям Моррис 1864, Интерьер комнаты Морриса, Лондон. Стена и панели Уильям Моррис Конец XIX века компания Морриса и его коллег выполнила ряд успешных проектов, связанных с оформлением интерьеров: в 1866−67 годах они отремонтировали Оружейную и Гобеленовую комнаты во дворце Святого Джеймса, а также спроектировали Зеленую столовую в музее Южного Кенсингтона (нынче комната Морриса в музее Виктории и Альберта). Однако, несмотря на успех, больших доходов компания не приносила. Сон наяву (Дневные мечты) Данте Габриэль Россетти 1880, Мэри «Мэй» Моррис (1862−1938). Фото 1909 года. Национальная Библиотека Конгресса. «вышивка всех видов». Портрет Мэй Моррис Данте Габриэль Россетти 1872, Уильям Моррис 1894 назвал «Келмскотт Пресс». Мильтон "Потерянный рай", дизайн обложки Уильям Моррис 1890-е , 38.6×52 см создал три шрифта Уильям Моррис более 600 рисунков для текстиля, обоев и вышивки, 150 проектов витражей, три шрифта в средневековом стиле, а также более 650 рамок и обрамлений для книг. Лес (соавторство с Филиппом Уэббом) Уильям Моррис 1887.
Цветы и птицы. Дизайн ковра
первый успешный дизайнерский проектМоррис был доволен Красным домом, готическими линиями его архитектуры, изумительной красоты интерьерами, фресками, созданными по мотивам легенд о короле Артуре и произведениям Джеффри Чосера.
Кабинет "Медовый месяц короля Рене" (соавторство с Фордом Мэдоксом Брауном, Данте Габриэлем Россетти, Эдвардом Бёрн-Джонсом)
Маргаритки
Первым узором для обоев, разработанным Моррисом в 1862 году, стал дизайн «Daisy» («Маргаритки»)
Обои Морриса печатались вручную, с использованием резных грушевых деревянных блоков. Матрицы с нанесенным на них натуральным красителем на минеральной основе прижимались к бумаге с помощью ножного пресса. Тщательная приладка матрицы позволяла получать бесшовный повторяющийся узор, что требовало большой точности и мастерства.
Россетти, к тому же, давно увлекся женой Морриса — этот роман то угасал, то разгорался, в истории этих отношений был даже период тягостной жизни втроем в поместье Келмскотт…
В марте 1875 года компания официально стала называться «Morris & Co». Моррис решил вести дело сам.
В 1877 году «Morris & Co» стала одной из самых популярных компаний, предлагающих лондонцам красивые и качественные предметы интерьера. Открылся фирменный магазин на Оксфорд-стрит, были наняты дополнительные сотрудники. В апреле 1879 года Моррис арендовал особняк XVIII века в Западном Лондоне, который назвал «Келмскотт Хаус».
Обустроив его по своему вкусу, Моррис организовал на территории Дома мастерскую, сосредоточившись на производстве гобеленов, или, как их еще называют, шпалер.
Большой ценитель персидских ковров ручной работы, Моррис сам учился ткать гобелены, работая на станке, изготовленном для него по старинному образцу. Станок стоял у него в спальне, и каждое утро, вооружившись старинным пособием по ковроткачеству, Моррис посвящал несколько часов обучению искусству создания гобеленов, техника была освоена, и можно было обучать других сотрудников компании.
Освоив технику, он обучил свою жену Джейн, ее сестру Бесси Бёрден и еще нескольких мастеров, которые выполняли проекты по его эскизам. К 1870-м годам фирма предлагала образцы вышивки и готовые работы, в каталоге появилась новая позиция —
Моррис стал одним из первых дизайнеров, который работал совместно с Королевской школой рукоделия с целью «вернуть декоративный орнаментализм к высотам настоящего искусства». В 1885 году мастерскую вышивки возглавила 23-летняя дочь Морриса — Мэри «Мэй».
Ширма «Кэлмскотт Мэнор», вышитая Мэй Моррис.
Гобелены, вышивка, витражи… Дело росло, и в 1881 году Моррис подыскал для мастерских новое место — Мертонское аббатство, бывшую фабрику шелкового ткачества. Комплекс мастерских раскинулся на 7 акрах, рядом протекала река Вандль, воды которой подходили для работ по окраске пряжи. Место нашлось и для ткачей, и для мастеров гобелена, и для цеха по производству витражей.
Лексден Льюис Покок. «Пруд в Мертонском аббатстве». Ок. 1881. Музей Виктории и Альберта
Сегодня мастерские Уильяма Морриса входят в состав деревни ремесленников Merton Abbey Mills.
Витраж «Король Артур и сэр Ланселот» из серии «Тристан и Изольда» по эскизам Уильяма Морриса. 1862
По-прежнему большим успехом пользовались витражи, эскизы для которых создавал друг Морриса, Берн-Джонс. Им же были созданы рисунки для знаменитых шести гобеленовых панелей, изображающих поиск Святого Грааля, которые украсили Стэнмор-Холл в Шропшире.
Серия «Поиски Святого Грааля». Сэр Ланселот у часовни Святого Грааля (Совместно с Эдвардом Бёрн-Джонсом)
Уильям Моррис успевал повсюду — ткал ковры, выступал с социалистическими лекциями в бедных районах, писал и издавал книги и переводы известных авторов, стал основателем британского Общества защиты древних зданий.
Вступая в социал-демократическую федерацию Англии, в графе «профессия» Уильям Моррис написал «дизайнер». Это было, пожалуй, первое употребление данного слова для обозначения новой профессии, которая так популярна в наши дни.
Эдвард Берн-Джонс и Уильям Моррис (справа). 1890
Последним крупным проектом
в творческой жизни Уильяма Морриса стало книгопечатание. В начале 1891 года он арендовал коттедж неподалеку от Келмскотт Хаус, и основал типографию, которую
Большой любитель средневековой и раннеевропейской литературы, эстет и коллекционер иллюстрированных рукописей, Моррис посвятил себя производству книг в старинном стиле. Оставаясь верным своим принципам — «работу, которую нельзя сделать с удовольствием, делать не стоит» — он лично освоил методику ручной печати, а также обеспечил поставки бумаги и пергамента ручной работы.
Разворот оригинального издания «Рубаи» Омара Хайяма.
Рамки и декоративные элементы — Уильям Моррис, рисунки — Эдвард Берн-Джонс, цифры — Чарльз Фэрфакс Мюррей
Золотая и цветная печать. 32 страницы. 1872
Вершиной издательской деятельности «Келмскотт Пресс» единодушно признан так называемый
«келмскоттский Чосер»
— сборник произведений Джеффри Чосера, проиллюстрированный все тем же Берн-Джонсом.
А Моррис увлекся шрифтами, и
— «Золотой», «Трой» и «Чосер»,
а также разработал сложные цветочные гирлянды для обрамления страниц в стиле средневековых манускриптов. Его работа вдохновила многие небольшие частные типографии, а также создала новую эстетику книжного искусства, повлиявшую на всю отрасль книгопечатания ХХ века.
Келмскотт-пресс. Дизайн для сборника Джефри Чосера
1894, 44×57.5 см
За свою творческую жизнь Уильям Моррис создал:
Он последовательно отстаивал свою идею о том, что дизайн и производство предметов не должны существовать раздельно, выполняясь одним и тем же мастером.
Как утверждал один из его биографов, Дж. В. Маккейл, Моррис стал «производственником не потому, что хотел зарабатывать деньги, а потому, что хотел сам делать то, что он производил».
Journal information