Александр Петрович Апсит/Aleksandr Petrovich Apsit (Latvian/Russian, 1880-1944)
Работы преимущественно с аукционов

Александр Петрович Апсит/Aleksandr Petrovich Apsit (1880-1944) (Апситис, латыш. Aleksandrs Apsītis; 25 марта (6 апреля) 1880, Рига — 1944, Людвигслюст) — российский, латвийский художник.
Родился в Риге в рабочей семье.
1898—1899 Обучение в студии Л. Дмитриева-Кавказского в Санкт-Петербурге. До 1920 в Санкт-Петербурге и Москве.
1902—1907 Иллюстрации для журналов Родина, «Звезда» и «Нива», к сочинениям русских классиков, карикатуры для сатирических журналов («Дух времени» и другие); рекламные плакаты.
1900—1910 — входил в московский художественный кружок «Среда».
Участвовал в выставках «Среды», в выставке «Blanc et Noir», в выставке картин русских художников в 1912 (Москва). (слева автопортрет с аукциона)


1906—1917 Сотрудничество с московскими издателями И. Сытиным и А. Ступиным.
Исполнил серию пасхальных открыток, изданных Товариществом А. И. Абрикосова и С-вей, также рисовал открытки на темы Первой мировой войны, российской истории, делал рекламные и поздравительные открытки на заказ.
С 1918 один из основоположников и ведущих мастеров советского политического революционного плаката.
С 1921 в Латвии. Рисунки для рижских журналов.
Художник подписывал также свои работы: А-т, Аспид, А. Петров, Осинин, Скиф.
1944 Умер в Германии.




Официальная биография А.П. Апсита
Один из основоположников искусства советского плаката, первым включился в дело политической агитации в революционной России. Рисовальщик по дарованию и профессиональному образованию, Апсит до революции сотрудничал в популярных петербургских журналах («Родина», «Нива»), в том числе сатирических. С 1904 года он связал свою творческую судьбу с издательством И. Сытина в Москве, которое специализировалось на выпуске изданий для народа. Художник делал книжные иллюстрации и обложки (в частности - к произведениям Л. Толстого, Максима Горького, А. Чехова, Н. Лескова), оформлял календари, рисовал лубки, рекламу, плакаты, ориентируясь на вкусы демократического покупателя.

Дореволюционные плакаты Апсита выполнены или в духе лубка (на тему Первой мировой войны) или в стиле модерн (киноплакаты).
А. Апсит принадлежал к творческому объединению «Среда» (1897 - 1924) и был одним из основателей Московского общества художников (1913 - 1917) .
Сразу после революции художник, хорошо знавший эстетические вкусы народа, причастный к политической (военной) пропаганде, был приглашен издательством ВЦИК, которое осенью 1918 года первым начало планомерную деятельность по выпуску революционных плакатов. По заказу издательства Апсит подготовил несколько плакатов-картин на тему народных восстаний на Руси. В них мастера интересовал прежде всего собирательный образ народа. К этому образу художник постоянно возвращался и в последующих плакатах, посвященных революции.

В композициях, торжественно-праздничных («Год пролетарской диктатуры») или обличающих («Интернационал»), многофигурных и порой перегруженных деталями, уже выделены обобщенные аллегорические образы, - революция в виде юноши с факелом на белом крылатом коне, капитализм как отвратительное чудовище, - уже найдены символы и метафоры, которые получат широкое распространение в революционном искусстве, например, земной шар, обвитый полотнищем красного знамени («1 Мая»). Особенно богат революционной символикой плакат «Год пролетарской диктатуры», этот важный исторический документ времени, этапное художественное произведение.

Первомай, 1919
В нем нашли воплощение важнейшие элементы образного языка и композиционной структуры революционного плаката: типы новых протагонистов - рабочего и крестьянина, атрибуты их труда и атрибуты поверженного царизма, картина светлого индустриального будущего, мотив шествия, мотив солнца, и, наконец, новые принципы временного и пространственного решения. При этом произведение несет следы влияния книжной графики и исполнено в реалистической манере рисунка.

Мама, Папа и Дочь. (кликабельно)
Оставаясь верным этой графической манере, Апсит варьировал средства выразительности в зависимости от задачи: растолковывая и объясняя события и факты он обращался к принципам многокадрового лубка или многофигурного и многодетального рисунка - именно такие художественные формы были наиболее понятны народу. Но в агитационных, призывных плакатах художник лаконичен и краток, вместо аллегорических образов он вводит реалистические, укрупняет фигуры, обобщает формы, добивается динамичности композиции.

Вершины лаконизма и агитационной силы мастер достиг в одной из лучших своих работ - «Грудью на защиту Петрограда!». Плакат был рожден тяжелой военной обстановкой осени 1919 года, когда войска Н. Юденича угрожали Петрограду. За короткий срок, всего за сутки, Апсит сделал оригинал, тиражированный литографией в одну краску.
Journal information