Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

275 лет Ломоносовскому фарфоровому заводу

275 лет Ломоносовскому фарфоровому заводу.









Наверняка многие знают фарфоровые сервизы Ломоносовского фарфорового завода, расписанные знаменитой «кобальтовой сеточкой». Эта нежно холодная роспись «родилась» в 1944 году, а к концу 50-х стала фирменным узором предприятия. Именно в то время сервиз из этой серии в Брюсселе на Всемирной выставке неожиданно получил главный приз - золотую медаль за художественное оформление и форму.


Анна Яцкевич - художник по фарфору.



Анна Яцкевич - художник по фарфору.




Этот незамысловатый узор хранит в себе очень необычную памятку о блокадных днях Ленинграда во время Второй мировой войны. А придумала его в 1944 году художница по росписи фарфора Анна Яцкевич (1904-1952). И это был не просто геометрический орнамент. На идею создания такого узора художницу натолкнуло воспоминание о заклеенных крест-накрест окнах домов блокадного города и перекрестных лучах прожекторов, рассекающих небо. Именно в те страшные годы художнице пришлось пережить смерть всех своих близких, умерших от болезней и голода.

Окна блокадного Ленинграда.


Окна блокадного Ленинграда.




В свое время Анна Адамовна окончила Ленинградский художественно-промышленный техникум, пошла работать на завод и отдала любимому делу двадцать лет. В блокадное время работы на заводе практически были прекращены и ей, как и многим другим мастерицам, пришлось заниматься камуфляжем кораблей. При помощи обычных красок по фарфору, оставшихся на складах завода, они расписывали огромные корабли, чтобы те были менее заметны для врага.



Анна Яцкевич при жизни была рядовым художником, слава же пришла к ней уже после ее смерти. И что интересно, изначально придуманный узор был вовсе не кобальтовым, а золотым. Даже была выпущена первая партия сервизов с золотой сеточкой. Но немногим позже Яцкевич заменила золото на синеву, и это стало лучшим цветовым решением. «Кобальтовая сеточка» в широкий ассортимент вошла в 1950 году. В то время мастерицы уже наносили её тончайшей кисточкой, по специальным желобкам, которыми были расчерчены фарфоровые изделия, чтобы линии получались ровными.



Анна Яцкевич - художник по фарфору.


Анна Яцкевич - художник по фарфору.



А в знаковый 1958 год в Брюссель Ломоносовский завод предоставил самые лучшие свои экспонаты, среди которых и был пресловутый сервиз с «кобальтовой сеткой», взявший первый приз. Вскоре узору был присвоен «Знак качества СССР», что в те годы было очень почётно. И с тех пор началось его триумфальное шествие по стране. Однако, к сожалению, создательница пресловутого узора не дожила до того дня. Она, как и многие блокадники, умерла вскоре после войны, так и не узнав, что ее сеточка стала символом русского фарфора… 


Сервиз, расписанный «кобальтовой сеточкой».


Сервиз, расписанный «кобальтовой сеточкой».


На счету Анны Яцкевич был ещё один рисунок, пожалуй, не менее известный, чем «кобальтовая сетка». Это логотип завода — ЛФЗ. Он тоже выполнен в голубых тонах с золотыми штрихами. И известен каждому, кто хранит у себя какое либо изделие, созданное на этом заводе. 


Несколько страниц из истории знаменитого фарфорового завода


Клейма ЛФЗ с 1917 года.


Клейма ЛФЗ с 1917 года.




Фарфоровый завод, основанный в 1744 году императрицей Елизаветой Петровной, дочерью Петра Первого Великого, в этом году отмечает 275-летие со дня своего открытия. За почти три века своего существования завод, прославившийся своими неповторимыми благородными изделиями, пережил не только множество реконструкций и кардинальных перемен в технологических процессах, но и не единожды сменил свое наименование.






Одно из старейших в Европе и первое крупное предприятие в России по производству художественных фарфоровых изделий изначально именовалось «Невской порцелиновой мануфактурой», которая через 20 лет была переименована в Императорский фарфоровый завод, доставлявший почти полтора века к царскому двору изделия из тончайшего фарфора.




Предметы из Собственного столового и десертного сервиза императрицы Елизаветы Петровны, 1759-1762.





Знаете ли Вы что...

...Одним из ведущих направлений деятельности Императорского фарфорового завода является воссоздание форм исторических ваз, скульптур и сервизов? Реплики шедевров изготавливаются по уникальным технологиям, сочетающим передовые тенденции с вековыми традициями производства.





В 1866 году на Императорском фарфоровом заводе по проекту выдающегося французского живописца Вивана Боссе был изготовлен сервиз с вензелем «АА» под короной для Аничкова дворца к свадьбе великого князя и наследника Александра Александровича и датской принцессы Дагмары (будущих императора Александра III и императрицы Марии Федоровны). Сегодня его можно увидеть в коллекции Государственного Эрмитажа.





«Его облик величавый принес Руси светлый мир», – писала поэтесса Лидия Кологривова об императоре Александре III и его правлении.

В наши дни по мотивам «Банкетного сервиза Великого князя Александра Александровича» исполнен сервиз «Рококо». Ансамбль богато декорирован растительным и орнаментальным узором в виде трельяжной сетки и покрыт натуральным золотом. Чайная церемония с императорским размахом!





В послереволюционный период предприятие было переименовано в Государственный фарфоровый завод (ГФЗ). А в 1925 году ему в связи с 200-летием Российской академии наук было присвоено имя М. В. Ломоносова, которое он с честью носил ровно 80 лет. С 2005 года этот завод вновь стал называться Императорским фарфоровым заводом, и является гордостью северной столицы России - Санкт-Петербурга.









Предметы из Арабескового столового и десертного сервиза, 1784





Фарфор Императорского завода.




Со дня своего основания, порцелиновая мануфактура принадлежала династии Романовых и производила эксклюзивную посуду и иные предметы из фарфора исключительно для русского монаршего двора. Ее продукция была чрезвычайно дорогостоящая и очень редко выставлялась на продажу.






Музей фарфора в Санкт-Петербурге.



Музей фарфора в Санкт-Петербурге.


Так, изделия, выпущенные за период с 1750 по 1820 год, при участии выдающихся мастеров Императорской Академии художеств, занятых в разработке и художественном оформлении фарфора, представляли собой огромную художественную ценность. Однако позже связи между фабрикой и Академией художеств резко сократились, что не лучшим образом отразилось на уникальности изделий и их качестве. Именно в те годы завод претерпел кардинальную реконструкцию и начал производство сложных крупногабаритных изделий из фарфора.




Музей фарфора в Санкт-Петербурге.



Музей фарфора в Санкт-Петербурге.





Сервиз "Северная Венеция", автор росписи Юрий Жгиров, 1987 г.

По случаю столетия со дня основания мануфактуры указом императора Николая I в Петербурге был открыт музей фарфоровых изделий. А в конце XIX века император Александр III распорядился, чтобы все заказы императорской семьи изготавливались на предприятии в двух экземплярах — второй в обязательном порядке передавался в коллекцию музея. Эта традиция была сохранена и в XX веке, в том числе в советскую эпоху. Хотелось бы отметить, что экспозиция этого музея на сегодняшний день содержит уже более 20000 экспонатов, отражающих эволюцию художественного производства русского фарфора.





Анна Александровна Лепорская, 1900-1982, заслуженный художник РСФСР, ученица Каземира Малевича, работала на ЛФЗ с 1948 по 1982 г.



И еще немного из истории... В 1915 году в связи с Первой Мировой войной, выпуск эксклюзивных изделий резко отошел на второй план. Война во всех сферах жизни диктовала свои условия, и стране нужен был фарфор уже для медицинских, научных и военных целей, так возникла необходимость перейти к производству лабораторных сосудов, жаропрочных фарфоровых трубок, свечей зажигания и других необходимых изделий для военного времени.







При Советской власти завод был национализирован, и к 20-м годам весь его технологический процесс был направлен на производство сложных изделий технического назначения и фарфора с агитационной символикой.



Фарфор ЛФЗ с агитационной символикой.



Фарфор ЛФЗ с агитационной символикой.




Подводя черту под вышесказанным, хотелось бы сказать, что и в имперскую эпоху, и в советскую ЛФЗ был заводом №1 в стране, который выпускал эталонные изделия. Да и в наши дни фарфор торговой марки "LFZ" имеет огромный спрос во многих странах мира, куда экспортируется уже много лет. Сегодня для любого коллекционера ленинградский фарфор купить модно и престижно и это вне зависимости от того, в каком году он был выпущен.




Фарфор Императорского завода.



Фарфор Императорского завода.



Фабрика и сейчас производит разнообразный ассортимент посуды, ваз, скульптур и многого другого из фарфора высочайшего качества. До 500 линий одновременно запущены в производство. Все сложные рисунки осуществляются на фарфоре свободной ручной росписью, а простые графические модели переносятся на предметы с помощью разноцветных тканей, а затем прописываются художниками вручную.



Фарфор Императорского завода.





























 























Памяти Елены Данько – талантливого художника и историографа Ленинградского фарфорового завода имени Ломоносова (ныне «ИФЗ»).



Елена Яковлевна работала на предприятии вместе со своей старшей сестрой, скульптором Натальей Яковлевной Данько.

Она была женщиной, во многом типичной для времени предреволюционной богемы, выращенной в творческой среде талантливых людей.



Она писала прозу и была драматургом, художником по фарфору и ученым-исследователем.



И, наконец, как сказал о ней писатель Виталий Бианки спустя много лет после ее кончины, «она была умнейшей женщиной Ленинграда».

В 1930-е годы, совмещая литературную и художественную работу, Елена Данько работает над росписью мелкой пластики, занимается изучением истории Ленинградского фарфорового завода, усердно работает в архивах. Итогом этого напряженного труда стала книга «Фарфоровый завод в XVIII веке». В начале 1941 г. она заканчивает редактировать первую часть этого труда, но начавшаяся ВОВ помешала завершить научно-исследовательский трактат. К счастью, сегодня с главой из этой книги можно ознакомиться в каталоге «Государственный фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова», которая там помещена как вводная статья к изданию. 



Здесь время проходит нескоро,

Да никто не считает минут.

Над белым блеском фарфора

Только месяцы в счет идут.

Только здесь кирпичные стены, -

Одуванчик сменит снега,

Ненадолго запахнет сеном,

И опять - над Невой пурга.



Выводи свой рисунок мелкий,

Пусть горячая стынет кровь.

Для живых украшай тарелки,

Для усопших - урны готовь.

А уста статуэтки зыбкой

Сохранят розоватый цвет.

Улыбнутся моей улыбкой

Антиквару грядущих лет.



И старик, мой покорный пленный,

Осторожно пыль оботрет

И назначит высокую цену, -

Роковой прочитавши год.

Ведь за то, что от мук холодея,

Мы любовно слагали узор, -

Краше Майсена, Севра милее

Знатокам наш убогий фарфор. 





Борис Александрович Аникин – живописец  и график , книжный и журнальный иллюстратор. Мастер награжден рядом премий и дипломов книжных и художественных выставок.





Иван Тарасюк является Ассоциированным академиком Международной Академии изящных искусств Греции – Марино (Италия). В 2007 году награжден международной премией Ван Дейка (Италия). С 1981 года принимает участие в выставках, в числе которых более 50 персональных. В 2011 году принимал участие в художественном оформлении интерьеров резиденции Президента РФ в Калининграде.



В творчестве мастера органично объединены традиции ленинградской школы графики, народного искусства, бурлескного театра, элементы авангарда и постмодернизма. Автор обладает своим собственным узнаваемым изобразительным языком, где-то условно-декоративным, но в то же время удивительно выразительным. Для него, как для исследователя и экспериментатора, важен «первый момент», нечто, из чего может появиться полноценный сюжет.



Герои его работ находятся в постоянном движении, схожем с ритмами музыки. Они сомневаются, играют, танцуют и даже летают. Они рождаются на холстах, фарфоровой поверхности и оживают в керамике. Зрителю всегда интересно следить за их путешествиями и преобразованиями.



Одной из главных тем в творчестве Ивана Тарасюка является тема цирка. Он создает волшебный мир, наполненный добротой, лиризмом, мечтательностью, цветом, динамикой и игрой воображения. В каждом произведении живет частичка его создателя. Работы художника находятся в собраниях многих крупнейших музеев в России и за рубежом, а также в частных коллекциях. 





Мария Александровна – разноплановый художник, обладающий собственным узнаваемым стилем. Ее творчество – одно из интереснейших явлений в молодом современном искусстве. Сюжеты автор берет исключительно «из себя». В ее произведениях – настоящие чистые чувства, яркие и открытые цвета, улыбка, самоирония и грусть. Это живопись в жанре новой искренности, которую все чаще называют новой жизнью и пафосом современного искусства. В кажущейся простоте образов кроются прелесть и своеобразие ее художественного мира.



Работы автора находятся в частных коллекциях в России, Англии, Испании, Австралии, Германии.





Вашему вниманию я представляею Латифа Кожахметовича Казбекова, живописца, мастера станковой графики, акварели и литографии, члена Союза художников России, Лауреата различных конкурсов изобразительного искусства и искусства книги, одного из наиболее популярных иллюстраторов детской книги.



Латиф Кожахметович – разноплановый художник, безупречно владеющий разнообразными техническими приемами и средствами. Он — участник более 250 выставок в России, странах СНГ, США, Германии, Франции, Англии, Японии, Швеции, Финляндии, Польше, Кубе, Чехии, Бельгии, Дании, Южной Корее, Италии и в странах Балтии. Проиллюстрировал более 60 книг и продолжает работать в области книжной и станковой графики. 





























https://www.facebook.com/ipm.ru//


Tags: Русь, Фарфор
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Фотограф Эдуард Гордеев.

    Амстердам. Осень Нидерланды (нидерл. Nederland ˈneːdərlɑnt, нидерландское произношение (инф.)) — государство, состоящее…

  • Доброе утро,Друзья!

    Вместо...1000...слов...! Желаю Вам удачного и доброго начала дня, позитивных встреч, хороших новостей, отличного…

  • Коронавирус и 5G.

    Есть ли связь? Что происходит на тонком плане. Коронавирус влияет на людей с определенной ДНК, можно условно сказать, урезанной версией. Также…

  • Меж землёю и небом.

    Меж землёю и небом пространство намолено. Всякой твари живой в нём селиться позволено: Человеку, ромашке, букашке, жуку, Тем,…

  • Цветут подснежники, фиалки.

    Цветут подснежники, фиалки. Причём совсем не из-под палки. Им очень нравится цвести. И ты свой шанс не упусти Под утро…

  • То ль весна – не весна..

    То ль весна – не весна, Что-то нежное очень, Чей шажок после сна И пуглив, и непрочен. И ткачихи небес Ткут лишь ниточку,…

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 14
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments