Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Гардероб Великой княгини Марии Федоровны

Гардероб Великой княгини Марии Федоровны из собраний Эрмитажа



.


Императрица Мария Фёдоровна в русском платье с диадемой и колье из 51 бриллианта.







Лучшую часть собрания костюма эпохи стиля историзма составляют платья, выполненные в парижской фирме законодателя женской моды второй половины XIX века Чарльза Ворта. Многие из них были созданы для императрицы Марии Федоровны, на протяжении тридцати лет заказывавшей в этой фирме свои туалеты.









Платье бальное императрицы Марии Федоровны.

Франция, Париж. 1892-93. Модный дом Morin-Blossier. 

"Платье бальное из кремового брокара с золоченой нитью, узор в виде цветов орхидеи. Лиф с корсажем из драпированного бархата песочного цвета, с короткими рукавами, декорирован нашивками из шелковой сетки, вышитой молочным бисером, такие же вышивки на полах верхней юбки. На подоле юбки и на лифе с обеих сторон - бархатные шу".













Платье визитное императрицы Марии Федоровны. 

Франция, Париж. 1893. Модный дом Morin-Blossier. 

"Визитное платье из розового муара в крапинку. Лиф с треугольными отложными реверами (обшлагами) декорирован на груди и спине окрашенным кружевом (имитация венецианского гипюра); грудка, бант и воротник-стойка - из плиссированного шифона. Сзади бант-шу. Рукава длинные, с большими буфами в верхней части. Юбка с оборкой по подолу, на шелковой белой подкладке.

Платье сшито по последней парижской моде 1893 г., поскольку, как писали в дамских журналах: "Ныне в моде будут следующие цвета: блеклорозовый, цвет увядших роз и все красивые оттени китайской розы..." [Модный свет 1893. С.98]; "Все ткани шанжан, одним словом все, что переливается и отливает другими цветами, считается последним словом моды" [Вестник моды 1893. № 43. С.415]". 









Верхняя одежда МФ отличалась не меньшим изяществом, чем визитные и бальные платья. 

Мантилья. 

Франция, Париж. Конец 1880-х - начало 1890-х. Модный дом Ч.Ворта. 

"Мантилья из розового атласа с бархатным узором в виде серо-черных облаков, сзади на спинке приталена и декорирована вышивкой аграмантом из золоченой нити с бисерными грело, от талии до подола - с разрезом. Подкладка из оранжевого шелка, внутри - стеганая на вате".





Ротонда императрицы Марии Федоровны. 

Франция, Париж. 1891-92. Модный дом Emile Pingat.

"Ротонда нарядная из кремового шелка броше с цветочным узором. Воротник "медичи" и полы обшиты страусовыми перьями, окрашенными в тона узора. Спереди и сзади - вставки из кремового сукна, отделанные вышивкой узорчатым тканым галуном, по краям обшиты эполетами, декорированы длинными кистями из шелкового аграманта в тон галунов. Подкладка из серебристо-серого атласа, с петлями для рук.

В начале 1890-х гг. в моде была отделка страусовыми перьями, а подобные ротонды носили название "колеты Valois" с воротником "a la Medicis": "Что касается современных гарнировок, то самой последней новостью считаются вышивки всех сортов и затем плюмаж. Вышивки выполняются золотыми нитками, золотым суташем, пестрым шелком, цветным бисером... и встречаются на всех модных нарядах. Воротнички Медичи считаются такой же модной новостью, как и шлейфы, и делаются самых разнообразных фасонов, хотя идут... собственно говоря, только замужним дамам" [Новый русский базар. 1891. С.29].









Мантилья императрицы Марии Федоровны. 

Россия, Санкт-Петербург. Около 1893. Мастерская А.Т. Ивановой.

"Мантилья из темно-зеленого плюша (оттенок мха) с воротником из зеленых страусовых перьев, на уровне корсажа декорирована аграмантом из зеленого суташа, расшитого переливчатым сине-зеленым бисером. Эполеты на плечах и бахрома на спине из зеленого аграманта с грело и переливчатым бисером. У прорезей для рукавов пришит пояс из зеленого тканого шнура с кистями из зеленого аграманта на концах. Подкладка из бледно-зеленого атласа с петлями для рук".







Белья МФ, как помним, на выставке принципиально не было, кроме криминальных чулочков, но домашние наряды представлены, и, разумеется, не уступают красою тому, что не было предназначено для дома. 

Платье домашнее императрицы Марии Федоровны. 

Россия (?). Около 1890. 

Костюм состоит из нижнего платья бежевого сукна и верхнего платья из терракотового плюша. Воротник-стойка нижнего платья, лиф, пояс, манжеты и подол обшиты галуном, вышитым золоченой нитью. Верхнее платье из терракотового плюша прикроено к спинке, распашные передние полы обшиты таким же галуном; рукава присборены наверху, с отворотами у локтя. Подобные платья фасона "редингот" в сочетании с материями двух контрастных цветов и фактур были в большой моде в 1889-1890 гг. В дамских журналах того времени встречаются описания похожих моделей: "Платье из темно-красного бархата и сукна цвета бэж вышито золотом" [Вестник моды 1889. С.31]. Очевидно, что при создании данного туалета за образец были взяты костюмы с итальянских полотен рубежа XV-XVI вв.".





Капот нарядный императрицы Марии Федоровны. 

Франция. 1892-1893. Модный дом Laferriere.

"Нарядный капот фасона "ампир" с застроченной линией выше талии; из кремового шелка с прошивками из тюлевого кружева (имитация алансонского); из такого же кружева выполнены воротник-стойка и низ рукавов с защипами и двойной оборкой у локтя. Верх рукава - мягко задрапированные буфы из шелка. Кокетка обшита таким же кружевом, с отделкой из атласной кремовой ленты с бантом в центре; спереди и сзади - кружевная берта. Полы капота спереди и по подолу обшиты кружевным воланом".





















коронационная мантия княгини





Что обувь тогда шили по ноге, равно как и одежду (готовое платье и готовая обувь - удел деревни, пролетариата и люмпена, к которым, строго говоря, современный народ дружно относится), общеизвестно. Что обувь на правую и левую ногу внешне была совершенно идентична (ну, если там не было каких украшений на наружной стороне), тоже уже когда-то говорила. Вот что еще не говорила, так это что дамы со вкусом имели обыкновение заказывать туфли полюбившегося фасона в количестве, много пар разных цветов. Отдельно следует указать, что дама не хуже, а много лучше, чем в наше время, знала, какие цвета ей идут (вообще культура оттенков была изумительная, одни названия, частью оставшиеся со времен рококо, рулят). Вот в пределах тех цветов, которые ей шли, МФ и заказывала обувь. И вообще-то это элемент разумной экономии при необходимой трате очень больших денег на гардероб - к любому платью всегда можно не заказывать туфли, а подобрать из уже имеющихся (а не как Аликс потом будет учить министерство двора экономить, и никто не сможет ей доказать, что покупать оптом выгоднее, чем в розницу). 



МФ, "шатенке с карими глазами, одинаково шли как голубые, палевые, серебристо-серые и белые цвета, так и лиловые, вишневые и алые". Я бы добавила сюда темно-зеленый, золотой, кое-какой коричневый, холодно-желтый и вообще холодные оттенки. Туфли соответствуют. 

Общее описание данной партии туфель будет следующее: 1880-е, с розетками или бантиками, на французских каблуках, обтянутых внутри лакированной кожей. 

Из желтого репса. 



Петербургской фирмы H.Inte:

- из серебряной парчи



- из зеленого атласа



- из темно-розового атласа



- из золотой парчи



Парижской фирмы Meier (на стельке клеймо фирмы, включащее изображения медалей, полученных фирмой на "Великой выставке изделий промышленности всех наций" в 1851 г. в Лондоне").

- из атласа лососевого цвета



- из алого атласа



- из атласа цвета цикламен



- из белого атласа 



- из сиреневого атласа



Сапожки императрицы Марии Федоровны. 1880-е. Из "сиреневого шелка шанжан, спереди и наверху украшены шелковыми бантами, сбоку застежка на стальные пуговки. Подкладка из малинового шелка. На французских каблуках".



Сапожки императрицы Марии Федоровны. Царство Польское, Варшава, 1880-е. Фирма Gustave Moczatski. Из "коричневой шерсти с носком из змеиной кожи, застежка сбоку на пуговках. Подкладка из малинового шелка. На французских каблуках, декорированных снаружи ажурной металлической накладкой с синими стеклами".



Понтовые стекла на каблуках видно не очень, а вот змеиную кожу на носках - вполне. 



Ножка, как видим, была маленькая и узкая, несмотря на шестерых детей. Ручка соответствовала.



Перчатки из белой лайки с перламутровыми пуговками и из черной замши с перламутровыми пуговками же. В правом нижнем углу приведенные как-то выше юсуповские перчатки - зацените разницу называется. 



Наконец, шляпки. 



"К концу 1860-г гг. дамские шляпки сильно уменьшились в размерах, что произошло параллельно с увеличением причесок и вхождением в моду шиньонов... Вот что писали об этом современники: "Чтобы понять всю мизерность нынешних шляпок, достаточно привести следующий анекдотик. Плачущего ребенка спрашивают: "Душечка, чего вы плачете?" - Ребенок всхлипывает и отвечает: "Ах! мамаша надела шляпку моей куклы и ушла гулять!" [Ваза 1869. С.186].

Шляпа великой княгини Марии Федоровны. Конец 1860-х.

"Шляпа из кремового сукна, поля обшиты кремовым репсом, на тулье расположена заложенная складками кремовая репсовая лента с бантом и белым страусовым пером. Завязки из кремовых репсовых лент. Подкладка шелковая. ...В 1868-69 гг. шляпки носили с бридами (лентами), завязанными под подбородком".



Шляпа великой княгини Марии Федоровны. Около 1870 г. 

"Шляпа из кремового неразрезного бархата, тулья украшена кружевом, шелковыми и бархатными лентами, с бантом сбоку. Подкладка шелковая, шляпу придерживает черная узкая резинка".



Шляпа императрицы Марии Федоровны. Начало 1880-х.

"Шляпа из присборенного бархата цвета далия, с малиновыми страусовыми перьями. Подкладка из черного шелка".



Наколка императрицы Марии Федоровны. Россия, 1880-е. 

"Наколка из кружева валансьен, украшена бантами из кремовой атласной ленты и оливковой бархатной ленты".



Ток императрицы Марии Федоровны. Франция, Париж, конец 1880-х. Фирма Mangin Mautice.

"Ток из присборенного черного бархата, с эгретом из белого страусового пера. Подкладка из белого шелка".









Tags: Королевские династии, Костюм, Музеи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments