Венская мануфактура Аугартен, расположенная в бывшем дворце эпохи барокко.
С именем Венской фарфоровой мануфактуры связано много интересных историй. Здесь и шпионские страсти, и предательство, и банкротства, и взлеты. Наверное, в Европе нет больше предприятия со столь насыщенной событиями историей. Как и большинство фарфоровых мануфактур Европы, за исключением английских и немецких,
Венская фарфоровая мануфактура была под патронажем императорского дома, создавалась на его средства и для раскрытия тайны фарфорового рецепта работали не химики-технологи, а императорские шпионы, банально утащившие рецепт фарфора с Мейсенской мануфактуры.
Венский фарфоровый завод (Императорская привилегированная фарфоровая мануфактура) был основан в 1718 году в Альзергрунде, неподалеку от Вены (район вошел в состав Вены в 1862 году).
Технология производства мейсенского фарфора была полностью засекречена. Фарфор в Европе в те годы был дороже золота, его так и называли «драгоценное белое золото». Секретами его производства владели немногие, их называли «арканисты» — чародеи — от латинского слова arcanum «тайна». Это были химики-технологи и все они работали в Мейсене.
Тем не менее, Клавдий дю Покье — курфюст в Саксонии, разузнал рецепт состава мейсенского фарфора и технологию его производства. Он смог по своим дипломатическим каналам с помощью императорского посла и секретного агента барона Дамиана Гуго фон Вирмонта переманить ремесленников из Мейсена в Вену и в 1718 году создать с их помощью второй в Европе фарфоровый завод.
Первоначально расположение завода было за пределами города для сохранения тайны. Императорский двор в Вене питал особый интерес в создании фарфоровой мануфактуры, поскольку хотел составить конкуренцию китайскому фарфору, пользовавшемуся бешеным спросом в Европе и получить мощный прилив денег в свою казну.
Поэтому, когда мануфактура была создана, император Карл VI подписал указ о персональной защите мануфактуры на 25 лет и монополию на производство фарфора на землях Габсбургов.
Однако, несмотря на столь мощные преференции, предприятие Покье было по уши в долгах и в 1744 году было выкуплено императрицей Марией Терезией Австрийской.
С этого периода изделия клеймились национальным гербом Австрии.
Изделия тех лет были кремового цвета и имели мягкий блеск и яркую окраску глазурями, по причине отсутствия необходимых запасов каолина. Этим они отличались от ослепительно-белых изделий Мейсенской мануфактуры.
Тогда же предприятие переходит на производство мелкой скульптуры. Мануфактура делает продукцию в модном в то время стиле игривого рококо, под влиянием работ французского художника Антуана Ватто. Период 1744-1784 годов называется "пластический период".
Это время расцвета скульптурного рококо в искусстве фарфора. Директором предприятия в этот период была Франц Иосиф Вольф Розенфельд. Выдающимися художниками этой эпохи были скульптор Иоганн Йозеф Нидермайер и Георг Рафаэль Доннер, который работал в качестве модельщика на заводе с 1747 по 1784 год.
Керамическая скульптура тех лет отличалась сюжетами и формами. Если в Мейсене делали в основном ослепительно-белые скульптурки на библейские сюжеты, то Венская мануфактура предпочитала жанровые бытовые сценки. Тут и девушки в платьях с букетами в руках, и дети — пухлые пупсы, но вполне реальные, с игрушками и конфетами.
Мастера венской мануфактуры очень внимательны к деталям. Одежды героев проработаны с особой тщательностью, платья украшены кружевом, туфли бантами, точен каждый локон на прическе, каждая складка накидки, каждый цветок в руке. Движения и позы оживлены, лица улыбаются — это типичная венская пластика.
С 1784 года, в период директорства на предприятии Конрада Зоргеля из Зоргенталя начинается живописный период, который и дал название фарфору того времени «зоргенталь-фарфор». Предприятие всегда было убыточным и император Иосиф II мечтал избавиться от него.
Но поскольку желающих приобрести предприятие не было, император был вынужден принять решение найти нормального управляющего, который мог бы вывести предприятие на безубыточность и отделить его от императорского двора.
Назначив Конрада Зоргеля управляющим император поступил вполне дальновидно, поскольку Зоргель был не только успешным предпринимателем, вытащившим уже два императорских предприятия из убыточности, но и обладал прекрасным художественным вкусом.
Именно Зоргель понял, что предприятие должно противопоставить что-то особенное Мейсену и Севру, которые в тот период были главными его конкурентами.
И он смог придумать. Главной «фишкой» Вены стала сложная живопись по фарфору. На мануфактуре стали копировать пейзажи и античные сюжеты, обратились к классицизму в пластических работах. На завод стали принимать только живописцев, блестяще закончивших Венскую Академию Искусств.
Во главе мастерских были поставлены выдающиеся художники того времени. Только так можно было превратить предприятие в равное Севру и Мейсену. И предпритие стало высоко-рентабельным, приносящим императору солидный доход.
Но пожалуй, самым выдающимся периодом в истории Венской фарфоровой мануфактуры, создавшим целое направление в мировом искусстве был Бидермейер, продолжавшийся с 1805 по 1864 год, вплоть до самого закрытия завода.
Этот стиль появился как реализация чаяний нового буржуазного класса. С одной стороны он несет в себе богатство и пышность ампира, предшествующего ему. С другой стороны, он является продолжением романтизма и идеализма, и отражает потребность в камерности и сентиментальности.
Несмотря на обилие позолоты и сложный рельеф, главным в изделиях периода Бидермейера всегда будет мягкая интимность, выраженная в тонкой и очень мастерской живописи по керамике.
Бидермейер является логичным продолжением ампира, но одновременно с этим становится родным отцом модерна, продолжившим стремление в искусстве к интимности и естественности.
В 1864 году Венская фарфоровая мануфактура не выдерживает конкуренции с дешевыми чешскими изделиями и закрывается. Чтобы в 1923 году опять быть воссозданной в Аугартенском фарфоровом заводе, продолжающим традиции Венской фарфоровой мануфактуры до наших дней.
Фарфоровая мануфактура Аугартен — первая в империи Габсбургов фарфоровая мануфактура, располагавшаяся в предместьях Вены.
Фактически фарфоровая мануфактура в Вене стала второй в Европе после Мейсенской.
Мануфактура разместилась в пригороде столицы. Прежнее расположение мануфактуры отразилось в современной названии улицы — Porzellangasse. Изделия «периода дю Пакье» имели черты позднего барокко.
Вена была одним из европейских центров стиля рококо, что и отображалось на стилистике изделий.
Вена долго придерживалась стилистики барокко и рококо, поэтому классицизм имел ограниченное влияние. Стилистику классицизма в фарфоре воспроизводил Конрад Зоргель фон Зоргенталь. Наполеоновские войны в Европе поставили Венскую мануфактуру на грань исчезновения. Однако некоторе возрождение производство наметилось после 1814 года, когда именно в Вене собрались монархи европейских держав-победителей для решения судьб континента (Венский конгресс).
Конгрес длился долго, и монархи охотно приезжали на фарфоровую мануфактуру. Австрийское правительство дарило изделия мануфактуры знатным гостям, а производство получило мощный толчок для развития.
Мануфактура была вновь открыта в 1923 году.
«Супница с псевдоарабским декором», Венская мануфактура Аугартен. Так называемый «Перюод дю Пакье»
«Семья эрцгерцога Леопольда», работа Антонио Грасси.
Венский фарфор в стиле в стиле шинуазри, 1799 год
Фарфор с пейзажами, Вена.
Фарфор в стиле шинуазри, Вена, 1799 год.
«Венская роза» – известный узор эпохи бидермейер
«Дынный сервиз» Йозефа Хоффманна был создан в 1929 году.
https://www.facebook.com/pg/Augartenporzellan/photos/?ref=page_internal/
Journal information