
Пьер Бальмен ( 18 мая 1914, Сен-Жан-де-Морьен — 29 июня 1982, Париж) — французский модельер, создатель собственного дома моды Pierre Balmain (1945). Имел прозвище «кутюрье королев».

Пьер Бальмен - проповедник женственности 50-х.
Узкий корсаж, широкая юбка, роскошная вышивка и невероятная женственность… Нет, это не Диор – а его лучший друг и соперник Пьер Бальмен, одевший послевоенный Париж в идеально красивые платья.

Изысканные образы от Бальмена.
Пьер Бальмен родился в 1914 году. С детства он мечтал стать пианистом, и к музыке у него был настоящий талант, но все сложилось иначе.Основатель бренда, дизайнер Пьер Бальмен с детства мог догадываться, кем он станет. Вернее, профессиональный путь его был предопределен. Магазинчик текстиля в Провансе и небольшая швейная мануфактура в его родном городке Сен-Жен де Мариенн, которыми заведовал отец будущего кутюрье, притягивали магнитом юного Пьера. Он обожал ткани, с малых лет отлично разбирался в нюансах материалов и завороженно наблюдал, как из отреза тафты, гипюра и горсти искусственных камней получаются чудесные женские наряды. Именно создание эскизов дамских платьев стало хобби Пьера. У его отца был крупнейший магазин текстиля в Провансе, и маленький Пьер рос среди рулонов ткани, бессознательно перенимая опыт отца.
Мода была судьбой Пьера Бальмена...
Впрочем, Пьер как будто изо всех сил сопротивлялся судьбе. Поступил юноша на архитектора и постигал азы этой науки, но ровно до того момента, как три рисунка-эскиза попались на глаза одному опытному модельеру, Роберу Пиге. Тот незамедлительно выкупил наброски у Пьера. Чем вызвал сомнения юноши, стоит ли посещать Парижскую Академию Изящных Искусств дальше. Да и ранняя смерть отца, вследствие которой Пьер унаследовал семейное швейное дело, поспособствовала возвращению на путь истинный – к вершинам мировой моды.
Эскизы Пьера Бальмена.
Бальмен с 1936 года брал уроки у Эдуарда Молине (1871 – 1949г.). История моды хранит и чтит имя этого модельера, который помимо таланта, запомнился тем, что был единственным ирландцем из всех известных кутюрье. Молине процветал в эпоху после Первой мировой войны. Это была благоприятная обстановка для модных изысканий и взлётов, несмотря на европейскую разруху, нехватку некоторых материалов. Душа того общества, после военного аскетизма, требовала красоты и эстетики. Молине старался, а Пьер Бальмен перенимал всё с энтузиазмом, научившись безупречному крою. Можно с уверенностью заявить, что именно ирландец Молине сформировал вкус и индивидуальный модный почерк будущего кутюрье Balmain.
В интербеллум Молине очаровывал публику безупречным кроем своих моделей. Эпоха джаза со стремительно укорачивающимися юбками, дерзкой бахромой и тонкими бретелями не поколебали северной сдержанности Молине. Он, безусловно, следовал моде – но каким-то своим, очень респектабельным и строгим способом, предлагая клиенткам лаконичные и функциональные решения.
44 rue Francois-Ier, Paris VIIIe, бывшая гостиница графа Валевского, ныне дом Бальмена.
Пьер впитал, а впоследствии воплощал в своих коллекциях британскую сдержанность на грани с изысканностью. Даже наимоднейшие тогда рубашки-платья на дерзких бретельках получались у Молине элегантными. Аристократки обожали романтический стиль его вечерних нарядов и деловой характер английских костюмов, в которые Молине наряжал дам с особым удовольствием. Практичность и элегантность были визитной карточкой Молине, они же впоследствии станут профессиональной изюминкой Пьера Бальмена.
Именно у него Бальмен научился и создавать идеальную форму костюма, и сдерживать творческие порывы. После Второй мировой войны Бальмен присоединился к Люсьену Лелонгу – Лелонг любил сложную отделку – стеклярус, вышивку, - и оба молодых модельера унаследуют эту любовь. Здесь Пьер Бальмен получил бесценный опыт вышивки. Бисер, стеклярус, стразы – деликатный материал, требующий особого навыка, проверенной методики. Пьер овладел этим видом искусства вышивки в совершенстве. Свидетельством станут его будущие коллекции искрящихся платьев, которые так полюбят звёзды Голливуда.
Но это будет потом, а пока здесь, в мастерской Лелонга, Пьер Бальмен работает бок о бок с Кристианом Диором и даже подумывает о создании совместного Модного Дома. Только нерешительность Кристиана не даст воплотиться этим замыслам. Так Бальмен самостоятельно займётся своим собственным модным ателье, а 1945 год ознаменуется основанием бренда шикарной одежды Balmain.
Идеальному крою Бальмен учился у Молине.
Вместе с Диором он даже планировал основать совместный бизнес, но Диор спасовал, и в 1945 году Бальмен открыл в Париже свой первый бутик – впоследствии Диор вспоминал, что был очень расстроен и мучился от зависти.
Превратности судьбы или закономерности модной истории, но Бальмен будто повторяет путь своего первого учителя, Эдуарда Молине. 1945 – первый год после большой войны. С одной стороны упадок, кризис, а с другой жажда возрождения и большие возможности для модных поисков. Это время становления громких имён. Тех, что до сих пор входят в перечень парижского Синдиката Высокой моды. Кстати, бренд Balmain тоже там.
А в 1945 году модное ателье Пьера набирает свои обороты в изголодавшемся по красивым вещам Париже. Интуиция не подводит начинающего кутюрье: помпезные блестящие платья с лифами на китовом усе, килограммы искусственных каменьев и речного жемчуга, километры шелкового летящего тюля. И силуэт, который потом почему-то монополизирует Диор: узкая-узкая талия на контрасте с пышным колоколом-юбкой.
Бальмен и Диор придерживалсь схожих взглядов на модный силуэт.
Бутик назывался просто – «Красавица». Так же Бальмен назвал одно из своих платьев – именно эта модель принесла ему успех. На открытии бутика побывала знаменитая в те годы писательница Гертруда Стайн – хорошая подруга Бальмена. Их дружба завязалась в нелегкие для Парижа годы Второй мировой и длилась всю жизнь. Обретя настоящую славу, Гертруда способствовала продвижению своего друга.
Платья от Бальмена.
Бальмен, как и Диор, любил одевать женщин в широкие, пышные юбки – словно отыгрываясь за вынужденных аскетизм военных лет. Этот силуэт, который впосоледствии был «присвоен» домом Диор, почти одновременно появился в разных уголках Европы – например, итальянка Маручелли использовала контрастные формы еще до своих французских коллег.
1950 год откроет Бальмену Америку. Сначала показ в США, а затем открытие бутиков Balmain в Нью-Йорке. Он почти первопроходец на американском модном рынке: до этого лишь Кристобаль Баленсиага выставлялся на продажу в крупных универмагах. Пьер не только сумел пробиться к американской публике под собственной вывеской, но и смог найти своих почитателей. Блестящий декор-бижу пришелся по вкусу не столь утонченным американкам.
Бальмен был по-своему ретроградом и не любил рисковать, создавая, по мнению критиков, слишком уж милые и сладко-женственные образы.
Одна из знаковых его коллекций так и называлась – «Милая Мадам» (в начале 50-х первая успешная женщина-парфюмер Жермен Селье сделала для Бальмена одноименные духи). Бальмен украшал эти трогательные платья вышивками и кружевами, предпочитал нежные оттенки. Он настаивал на том, чтобы модели улыбались – идеальные улыбки на идеальных лицах женщин, облаченных в идеальные платья…

Бальмен предпочитал деликатный декор.
1950-е – 1960-е – «золотая эпоха» истории бренда. Это партнёрство с киноиндустрией, где Пьер Бальмен преуспел как создатель костюмов для знаковых фильмов («Ночь нежна», «И Бог создал женщину» и т.д.). Это работа с женщинами, перед которыми преклонялся мир – актрисы Марлен Дитрих, Вивьен Ли, писательницей Гертрудой Стайн. В 1956 году Бальмен создал «киноплатье» для Брижит Бардо, которое до сих пор считается нарядом, олицетворяющим шарм и нежность.
Правда, был не прочь и похулиганить – для голливудской дивы Кэрол Бейкер он создал ультраоблегающее и скандально открывающее грудь (вышивка лишь чуть-чуть скрывала соски) платье, которому позавидовала бы Ким Кардашьян!
Скандальное платье для Кэрол Бейкер.
В США стиль Бальмена стал более зрелым и сексуальным. Американкам нравился богатый декор, и кутюрье мог больше не ограничивать себя прежним лаконизмом.
Коммерческой находкой дома Бальмен стали комплектные аксессуары – к платью могла прилагаться подходящая горжетка или палантин.
Платья Бальмен предлагал дополнять пелеринами.
Со временем Бальмен переключился на узкие декольтированные платья, которыми восхищалась Элизабет Тейлор, и аккуратные костюмы по фигуре. Он не отказывался и от брючных костюмов, видя в них простоту и элегантность.
Элегантные костюмы от Бальмена.
1954
Теперь платье от Balmain узнаваемо, его атрибуты: вышивка, кружево, нежно-пастельная палитра. Некоторым исключением можно считать платье 1964 года, придуманное и сшитое Пьером для голливудской актрисы Кэрол Бейкер – прозрачное, облегающее, элегантное, с вызовом. А в целом Пьер Бальмен хотел одевать дам красиво, без лишней экстравагантности, в подчёркнуто женственном стиле. Видимо, это желание Пьера вдохновило на кутюрные аксессуары-комплименты. К каждому своему платью мастер предлагал горжетку либо изящное пальто из того же материала, а в холодные времена палантин или кейп в перекликающихся мотивах
Костюмы от Бальмена.
В 50-х Бриджит Бардо появилась в одном из фильмов в сенсационном платье от Бальмена, предвосхитившем минималистичный стиль 60-х.
Работы Бальмена могли быть минималистичными.
Несмотря на консервативность, Бальмен был весьма популярен. Он умел разговаривать с клиентками, был интеллигентен и обходителен, в мгновение ока становился для всех лучшим другом.
Кутюрное платье Pierre Balman, 1960-е годы.
Кутюрное платье Pierre Balmain с драпировкой, 1969 год.
К началу 60-х Пьер Бальмен приготовил свою модную революцию коллекцией коктейльных платьев: он предложил приоткрыть колени, обнажить ключицы. По тем временам, явление дерзкое. В этот же период Модный Дом испытывает первые неудачи: праздничность и помпезность бальменовских нарядов не выдерживают конкуренции со сдержанностью Ив-Сена Лорана. Россыпь жемчугов, обилие бусин, золотое напыление от Пьера Бальмена уступили принтам и мотивам картин Пикассо, которыми вдохновлялся Лоран. Да ещё ручная вышивка стала слишком затратной, а многослойные юбки трудоёмки в исполнении. Семидесятые годы и дальнейший период восьмидесятых-двухтысячных стал для Модного дома далеко не лучшим.
Клиентки обожали Бальмена.
Творческий процесс в доме Бальмен...
Элегантность, утонченность и аристократизм – несколько в противовес декоративной, экстремальной женственности Диора – привлекала респектабельных дам. Марлен Дитрих, Кэтрин Хепберн, Вивьен Ли были от него без ума.
Звезды Голливуда были в восторге от платьев Бальмена.
Одри Хепберн «изменила» Живанши – а ведь их творческий союз был легендой! – с Бальменом, выйдя замуж именно в его платье.
Самый необычный заказ пришел из далекого Таиланда – королева Сирикит заказала целый гардероб для своего путешествия по США.
Наряды для королевы Таиланда.
Бальмену удалось добраться до небес – в буквальном смысле. Он разработал одежду для стюардесс Малазийских авиалиний. Стюардессы всегда как-то особенно нравились и завораживали Бальмена – он считал их форму эталоном хорошего вкуса.
С другой стороны, Бальмен не был заложником созданного им «эталона женственности» - он разрабатывал костюмы для Олимпийских игр 1968 года. В эти годы модный дом Бальмена уже существенно сдал позиции. «Экстремальная женственность», даже такая элегантная и практичная, не выдерживала конкуренции с рационализмом и футуристическими нотками Кардена и Сен-Лорана.
Реклама модного дома Бальмен.
Впрочем, кое-кто из молодых дизайнеров тех лет был обязан Бальмену своей последующим успехом! Ведь именно Пьер Бальмен разглядел талант юного Карла Лагерфельда и пригласил его к себе на стажировку.
Журнальный разворот с моделями Бальмена.
Пьер Бальмен скончался в 1982 году, и дни его славы были далеко позади. Еще при жизни Бальмена во главе дома сменил его близкий друг и ассистент Эрик Мортенсен, предпочитавший следовать заданному Бальменом курсу – элегантность, закрытость, шик. Но увы – этот подход был больше не актуален.
Одри Хепберн в платье Pierre Balmain и Мэл Феррер, 1954 год.
В 1982 году главой дома Balmain стал ассистент Пьера, его помощник с 1951 года, дизайнер Эрик Мортенсен. Именно ему некогда восторженный Пьер Бальмен сказал: «Да Вы больше Balmain, чем даже я!». В этот период было несколько удачных, отмеченных наградами коллекций за уникальный дизайн. Но с коммерческой точки зрения бренд выдыхался.
Так, в конце 80-х имя Balmain выкупил предприниматель, канадец Эрих Фрейер. Началась судорожная распродажа лицензий бренда, по итогам которой к началу 90-х более 220 наименований всякой всячины продавалось под этим славным именем. Balmain упал до перьевых ручек и шиньонов для волос, а улучшений не последовало. Эта агрессивная политика лишь оттолкнула покупателей и поклонников марки.
В 1989 году Balmain снова на торгах. Новым хозяином становится Алан Шевалье, владелец линии косметики для волос. До 2005 года не раз менялись креативные директора Модного Дома, а перспективы только угасали. Только с приходом Кристофа Декартена бренд Balmain обрёл вторую жизнь на высоком подиуме.
Декартен умело провёл реабилитацию модного имени, ведь за плечами у модельера был большой опыт работы с коллекциями Paco Rabanne. Бисер и жемчуга, которые так обожал Пьер Бальмен, успешно заменены на заклёпки и актуальные стразы. Как когда-то основатель объяснял успех тем, что его платья для женщин из высшего света, Декартен говорил: «Balmain – это же для очень, очень крутых девушек!». Так что философия бренда Balmain сохраняется как при его основателе.
Утоненные образы моделей Бальмена стали достоянием истории...
В последующие десятилетия вплоть до нашего времени модный дом фактически выживал – менялись концепции и креативные дизайнеры, но былая известность вернулась к дому Бальмен лишь в 2011 под руководством энергичного Оливье Рустена, открытого для сотрудничества с масс-маркетом и, в отличие от основателя дома, готового к любым экспериментам.
В центре - платье, созданное Пьером Бальменом.
Философия марки Balmain и сейчас остаётся такой же, как и при Пьере Бальмене. После ухода по состоянию здоровья с поста креативного директора возрождённой марки Кристофа Декарнена, на этом посту оказался француз Оливье Рустан. Бальмен любил украшать свои модели. Как видно и Оливье Рустан разглядел это направление в философии марки. Поэтому мы видим модели, в которых блестящие наряды с кристаллами, вышивкой, рельефными кружевами создают тот же шарм, изящество и женственность в сочетании с требованиями современных модниц.
В коллекции Balmain осень-зима 2019-2020 много образов, где прослеживается влияние готики, смешанной с элементами других стилей.Некоторые модели напоминают большие черные цветы и выглядят очень романтично, а другие украшены маленькими черными шипами. Розы тоже имеют шипы, но шипы любят байкеры и панки, поэтому здесь смешивается влияние готики, субкультур и традиционной женственности. Все вместе выглядит очень роскошно и гламурно.
Оливье Рустан предлагает соединять предметы, содержащие рельефные украшения с предметами без украшений.Кожа, заклёпки, вышивка, рельефная прозрачная фактура, широкий ремень - напоминает не только женственную роскошь, но и ковбойский стиль.На весну Дом Balmain предлагает платья, а кроме того мини-шорты из кожи или замши, и длинные юбки в пол из кожи на кнопках.
На мой взгляд прежнего Балмана нет,нет воспевания женской красоты и модели,демонстрирующие наряды страшны
Она Оно
Journal information