Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Модерн в ювелирном искусстве

Модерн в ювелирном искусстве: украшения в стиле ар деко








В 20-х годах 20 века общество твёрдо решило отвлечься от витых линий и блеклого колорита уходящего стиля арт-нуво .Уже поздний ар нуво, или «модерн», радует крепнущим геометризмом. Крылышки ювелирных фей сменились крыльями аэропланов. Однако эти поиски на два года были прерваны Первой мировой войной. Период с конца Первой мировой войны  и до начала Второй полностью принадлежит стилю ар деко (гидом по стилю может служить кинофильм «Великий Гетсби»).







В 1920-х годах, в пору «джаз-модерна», модные парижанки остригли волосы,  укоротили юбки и упразднили рукава.





Возникла мода «гарсон». Роскошную вечернюю «брошь-кисть» днём заменяла бесконечная нить искусственного жемчуга или бусы из камней. Носили тяжелые пояса и браслеты (на запястье и иногда предплечье). Из новинок  — двусоставная брошь с клипсовым замком (ею закалывали модные «труакары» – полупальто с рукавами три четверти).









Вызывали фурор наручные часы, которые как раз в начале 20 века вошли в обиход как и заменили привычные часы на цепочке (



Часы отличались разнообразием форм, богатством декора и изяществом.



  



Стиль ар деко (в русском написании иногда озвучивают молчаливую t от Art Deco и пишут «стиль арт деко»), сложившийся  во Франции к началу 1920-х годов, в итоге утвердился в США и большинстве стран Европы.







В 1925 году в Париже прошла Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств (Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes). Ее сокращенное название Arts Décoratifs («декоративные искусства») уменьшилось в обиходе участников события и представителей прессы еще более, до Art Deco. Слово «ар-деко» и стало именем ведущего направления в архитектуре, живописи, дизайне одежды и украшений, которое правило бал в Старом и Новом Свете в 1920–1930-е годы, между Первой и Второй мировыми войнами.





 



Ар-деко – стиль-праздник. Яркий, роскошный и эклектичный, то есть соединяющий разнородные элементы. В нем есть место строгой геометрии и этническим орнаментам, животным и растительным мотивам и достижениям науки, техники, промышленности тех лет, «цитатам» из античной классики и бурлящей современности, влюбленной в джаз и поднявшей знамя женской эмансипации.






Культовым металлом эпохи ар-деко стала платина, которую в 1910-е ввел в моду дом Cartier. Благодаря этому набрали популярность и схожие с ней по оттенку белое золото, серебро, сталь и даже алюминий. Также ювелиры использовали экзотические материалы – слоновую кость, кожу крокодила, акулы, зебры, редкие породы дерева.







Заслуга ар-деко – смелое и эффектное комбинирование в одном украшении драгоценных камней с полудрагоценными, бриллиантов – со стразами, а натурального жемчуга – с искусственным. Что касается техники декорирования украшений, то, пожалуй, самыми распространенными ювелирными приемами тех лет были эмалирование металлов, необычная огранка и инкрустация камней.





Ар-деко культивирует форму и цветовую палитру украшения, любуется его конструкцией, поэтому на первый план выходят геометричность и строгая симметрия, а расположение элементов украшения подчинено определенному ритму чередования. Ведущие мотивы в дизайне украшений.





Повязка на голову (бандо), инкрустированная стразами, жемчугом или бриллиантами; коктейльное кольцо; колье-воротник; ожерелье-гирлянда; ожерелье и браслет в виде змеи; кольцо и браслет в виде пантеры; брошь, кулон, серьги в виде длинных кистей; длинная нить натурального или искусственного жемчуга (вспомним Коко Шанель!); сотуар – длинная цепочка с крупными камнями или подвесками, которую носили через плечо, в вырезе на спине или надевали в несколько сложений на руку; брошь в виде корзины с цветами, фруктами; широкий плоский ажурный браслет; крупный кулон; наручные часы с богатым утонченным декором.





Драгоценности и бижутерия в стиле ар-деко куда менее вычурны и капризны в сочетаниях с одеждой, чем украшения в стиле барокко. Если вы ищете аксессуары яркие, интересные, но элегантные (например, для новогодней вечеринки), остановите выбор на браслете, кольце или серьгах в стиле ар-деко. Но и повседневная одежда: белые футболки, однотонные трикотажные платья и кардиганы, – гармонично сочетается с геометричными серьгами-люстрами, многоярусной цепочкой, брошью в виде жука или крупным кольцом. Главное – не перегружать дневной образ и выбрать одно-единственное «джазовое» ювелирное дополнение к нему.





Музой ювелиров периода конструктивизма стала технократия. Это и определило черты украшений ар-деко — геометрические формы, прямые углы и линии, окружности и «поля» открытого, «типографического» цвета.




Задача стиля Art Deco — создать миф роскошной жизни в годы «потерянного поколения» между двумя мировыми войнами.





Открытие в 1922 году гробницы Тутанхамона разбудило интерес к Египту.





Фирма Картье открыла линию украшений в египетском стиле. Подвески из пластин нефрита в рубинах и алмазах, скарабей из дымчатого кварца с крыльями из голубого фаянса.




Дягилевские сезоны в Париже, постимпрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм — всё это формировало вкусы людей эпохи ар деко. Как и зрелище новейшей техники.





В стиле, отличном от всего и всех, создавал свои работы Жан Фуке (Jean Fouquet), сын Жоржа Фуке (знаменитого художника-ювелира прежней эпохи — ар нуво). В собраниях Парижа и Нью-Йорка хранятся работы Жана Фуке — брошь из слоновой кости и браслет — ни на что не похожие украшения. Это мотивы авангардистов начала века, кубизм в чистом виде.



Интересны и «небоскрёбы» — серьги из платины — другого парижского ювелира, Раймона Тамплие (Raymond Templier). В этих серьгах проявлены идеи конструктивизма. Тамплие украшал геометрические элементы своих «драгоценных конструкций» яркой эмалью или японским лаком.







Ювелиры Жан Фуке и Раймон Тамплие — истинные «гости из будущего».


Ювелирный Дом Картье – ар деко как основа



Изделия Дома Картье 1920-1930-х годов — это ярчайшие примеры становления нового ювелирного стиля.



Поначалу Картье предпочитал простые композиции и ясные формы,- круг или сегмент, наиболее «женственные», по мнению мастера.







Позднее он «освоил» остальные фигуры. Украшения с простым и четким силуэтом из оникса, горного хрусталя, нефрита, перламутра он украшал бриллиантами и другими драгоценными камнями — в тонкой цветовой гамме.





Но скоро мастера Дома Картье разработали «белый ар деко», где белая платина и бриллианты сочетались с чёрным ониксом и чёрной эмалью. Эта игра черных и белых пятен создала своеобразный мотив «шкура пантеры».





Этот мотив использовали и при оформлении наручных часов. «Белый ар деко», пожалуй, не только обогатил фирму, но и помог становлению нового стиля в целом. В это время на «цветном фронте» выполняли броши-«вазы с фруктами» или «корзины с цветами», из рубинов, изумрудов и сапфиров . Мотив корзины с цветами был весьма характерен для украшений в стиле ар деко.





Выставка декоративных искусств и современной промышленности в 1925 году в Париже стала триумфом Дома Картье. Произведения Фуке, Сандоза, Тамплие, Бушерона, Картье, Деспре, Ван Клифа, Мобуссена и других французских ювелиров показали рождение эстетики новой эпохи. Золотую медаль получил  парижский ювелир Жорж Мобуссен, уже весьма известный в высшем обществе.







Ювелирные технологии эпохи ар деко



В 1935 году Альфред Ван Клиф и Жюльен Арпельс изобрели невидимую закрепку (от английского invisible set) драгоценных камней. В бриллиантах, сапфирах или рубинах вытачивались канавки,  камни вставлялись вплотную друг к другу и полностью покрывали металл. Это позволило мастерам фирмы «Ван Клиф и Арпельс» — а после и прочим — создать истинные шедевры в стиле ар деко.








Уже в 1930-е годы стиль украшений ар деко вышел в массы, в странах Европы и Америки создавали доступные для  широкого круга покупателей вещи. Это бриллиантовые броши-клипе и сотуары (франц. «porter en sautoire», — «носить на спине, носить через плечо»), а особенно —  браслеты, в которых некрупные бриллианты подчеркивали четкие линии плоских орнаментальных узоров. Подобные украшения встречаются в любом крупном антикварном магазине.



Примеры украшений эпохи ар деко:













 




Стиль ар деко господствовал в мире искусства от конца Первой мировой войны и до начала Второй. Однако его приёмы и образный строй универсальны настолько, что и сегодня выглядят современно и ярко.







Tags: Ар Деко, Ювелирка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Художник Ольга Новицкая.

    Акварельное утро... Художник Ольга Новицкая Я достану старенький этюдник, Разукрашу утро акварелью... Это утро, словно кисть по…

  • Живой Журнал празднует день рождения!

    Домен LiveJournal.com был зарегистрирован 15 апреля 1999 года. В том же году вышел в прокат культовый фильм «Матрица», в городе Сараево родился…

  • Рон ди Сценза / часть-1.

    Живёт на свете красота На сцене в танец превращаясь... Artist Ron Di Scenza Если бы ты мог объяснить что-либо словами - не было бы смысла в…

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Recent Posts from This Journal

  • Художник Ольга Новицкая.

    Акварельное утро... Художник Ольга Новицкая Я достану старенький этюдник, Разукрашу утро акварелью... Это утро, словно кисть по…

  • Живой Журнал празднует день рождения!

    Домен LiveJournal.com был зарегистрирован 15 апреля 1999 года. В том же году вышел в прокат культовый фильм «Матрица», в городе Сараево родился…

  • Рон ди Сценза / часть-1.

    Живёт на свете красота На сцене в танец превращаясь... Artist Ron Di Scenza Если бы ты мог объяснить что-либо словами - не было бы смысла в…