Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Сломанная судьба балерины Клео де Мерод










Клео де Мерод (полное имя Клеопатра Диана де Мерод, англ. 27 сентября 1875, Париж — 11 октября 1966, там же) — французская танцовщица, звезда Прекрасной эпохи.


История жизни знаменитой французской балерины Клео де Мерод, прославившейся вначале 20 века, и по сей день будоражит умы современников и заставляет вот уже более века восхищаться ее дивной красотой, божественным талантом и харизмой. Клеопатра всю свою жизнь была музой для европейских художников, скульпторов и фотографов, вдохновляющей своей первозданной красотой и необычайной грациозностью. Ею восхищались мужчины, завидовали и подражали женщины. У самой же танцовщицы была лишь только одна страсть — балет.




Клео де Мерод.


Клео де Мерод была моделью для Эдгара Дега и итальянского портретиста Джованни Болдини, позировала она и французскому скульптору Александру Фальгьеру, ее рисовал создатель знаменитых рекламных плакатов «Мулен Ружа» Анри де Тулуз-Лотрек, фотографировали Леопольд Ройтлингер, Феликс Надар, была она и объектом острой сатиры парижских карикатуристов.


«Портрет Клео де Мерод», пастель. Автор: Дж. Болдини.


«Портрет Клео де Мерод», пастель. Автор: Дж. Болдини.


Маленькая Клео родилась в 1875 году в знатной, но обедневшей бельгийской дворянской семье ван Меродов. Ее отцом был Карл Фрейхерр фон Мерод (1853-1909) широко известный в то время живописец-пейзажист. Принадлежность к аристократическому роду не помешала её отцу в свое время стать профессиональным художником, а дочери - танцовщицей.




В семь лет мама отвела одаренную необыкновенным талантом девочку в балетную школу при парижской Опере. Хотя, спустя время, злые языки не упускали случая намекнуть, что своей блестящей карьере юная Клеопатра обязана вовсе не своим хореографическим талантам, а лишь восхитительной красоте.




Клео де Мерод в юные годы.
Клео де Мерод в юные годы.


С первых занятий в школе балета юное создание обратило на себя внимание преподавателей не только своим необычайным изяществом, пластикой, легкой грацией и хрупкостью, но и "трогательной прелестью сказочного эльфа, которая в сочетании с классическими, античными чертами лица и линиями тела давала ощущение полного совершенства".



Выступала на сцене с 11 лет. На Парижской Всемирной выставке 1900 показала «камбоджийские танцы». Танцевала в Фоли-Бержер. Выступала в Гамбурге, Берлине, Санкт-Петербурге, Будапеште, Нью-Йорке. Отличалась редкой красотой, сделавшей её любимой моделью многих художников, скульпторов и фотографов эпохи. Жила в Париже, в одной кварире с матерью, занимавшейся её карьерой.




Её писали Дега, Тулуз-Лотрек, Болдини, Фридрих Август фон Каульбах, Франц фон Ленбах, фотографировали Леопольд Ройтлингер, Феликс Надар и его сын Поль, почтовые открытки с её изображениями были чрезвычайно популярны в конце XIX — начале XX вв. 


Рекламные плакаты «Мулен Ружа» Анри де Тулуз-Лотрека.


Рекламные плакаты «Мулен Ружа» Анри де Тулуз-Лотрека.





Клео де Мерод.


Утонченность во внешности Клео де Мерод мало соответствовала канонам эпохи модерна: Клео была небольшого росточка и совсем не походила на вызывающе роскошных красавиц тех времен. Однако нестандартная красота Клео, её баснословно тонкая талия, роскошные вьющиеся волосы и огромные глаза потрясли всех, кто ее видел. Поэтому в 1896 году читатели парижского журнала выбрали «Королевой красоты» именно ее. Претендентками были 130 прелестных девушек. Именно тогда первой красавицей парижской сцены была признана Клеопатра, которая обошла саму Сару Бернар. 



Ожившая богиня. Статуя Клео де Мерод в Салоне 1896 года. Картина Карлоса Васкеса.


Портрет Клео де Мерод. Автор: Мануэль Бенедито.




Портрет Клео де Мерод. Автор: Мануэль Бенедито.


Столетие спустя сложно сказать, что же наиболее всего сделало Клеопатру Диану де Мерод — самой прекрасной женщиной Франции начала 20 века. Ее ангельский лик, с ума сводящая мужчин красота, ее грация, женственность и очарование на сценических подмостках, безупречное чувство вкуса, элегантность, или же кривотолки и сплетни, всю жизнь преследующие талантливую балерину.




Грязные сплетни и беспочвенная клевета всю жизнь преследовали эту прекрасную женщину. Ей неоднократно приходилось защищать свое доброе имя и репутацию даже в суде, которая сильно пострадала из-за домогательств короля Бельгии Леопольда ІІ.


 Леопольд II,король Бельгии.
Леопольд II,король Бельгии.


Красота балерины свела с ума 61-летнего Леопольда, когда он впервые увидел ее на сцене в Бордо. Девушка была моложе его на 38 лет, что совершенно не помешало ему потерять голову. Многие современники уверяли, что у монарха с балериной бурный роман, хотя Клеопатра всю жизнь отвергала этот факт. Их личное знакомство началось с гигантского букета роз, который Леопольд преподнес балерине. И, как она утверждала, на этом все и закончилось. Но как ни пыталась девушка защитить свое честное имя, репутация фаворитки короля прочно за ней закрепилась. Веселые парижане и бельгийцы прозвали монарха-поклонника «Клеопольдом», а пресса буквально наводнилась карикатурами, которые были одна острее другой.


 


«Я была совершенна ошеломлена теми размерами, что приобрела эта история. Легенда о моей связи с Леопольдом разнеслась по всей Франции, Европе и всему миру. Шаржи, колонки сплетен в прессе, сценки показывали короля и меня за одним столиком в ресторане, в круизе… Я не знала, что делать с этой немыслимой оглаской, и была совершенно потрясена» — писала в воспоминаниях Клео де Мерод.


Карикатура на Леопольда и Клеопатру.
Карикатура на Леопольда и Клеопатру.


А истинная причина такого резонансного отношения к танцовщице крылась в том, что с 18 века и вплоть до Первой Мировой войны во французском государстве существовало твердое убеждение против девиц, выступающих на сценических подмостках и открыто демонстрирующих свои прелести на сцене. Все они без разбору считались куртизанками.


 


К тому же масло в огонь подлила скандальная скульптура «Танцовщица» Александра Фальгьера, представленная в Салоне в 1896 году, для которой позировала Клео. Скульптура балерины была обнажена. И как Клео ни пыталась убедить всех, что в этом изваянии только ее лицо, публика, больше не желая верить в непорочность балерины, припомнила ей роман с бельгийским королем и другие нелицеприятные истории.


Клео де Мерод в сценическом образе.


Клео де Мерод в сценическом образе.


Скандальная слава следовала за Клео буквально по пятам. И она, желая хоть на время скрыться от назойливых почитателей, завистников и очернителей, оставляет Париж и уезжает на длительные гастроли по городам Европы и Америки. Приезжала она и в Санкт-Петербург, причем в русском балете именно эта французская балерина была первой танцовщицей, кто танцевал на сцене с партнером-мужчиной.


Клеопатра.




Клеопатра.


С развитием искусства фотографии образ Клео приобрел необычайную популярность во всем мире. Самые известные фотографы Парижа буквально экспериментировали с прелестным образом Клео. Ее прекрасный лик стал появляться на почтовых открытках, пользующихся большим спросом, на страницах известных журналов. Клео же весьма охотно позировала перед фотокамерами, что принесло ей славу первой профессиональной фотомодели.


Клео де Мерод.
Клео де Мерод.


К слову сказать, открытки, изображающие Клеопатру де Мерод в 1900-е годы, были настолько растиражированы, что их можно было встретить в большом разнообразии в каждом европейском государстве. Да, что там в европейском... Она в свое время считалась "открыточной мадонной", ее фото продавались повсюду - от России и до Америки и Австралии. 


Прическа «Клео де Мерод».


Прическа «Клео де Мерод».


Клео считается изобретательницей нового стиля в прическе. На всех ее фото, скульптурах, живописных портретах можно видеть ее шикарные волосы гладко уложенными, разделенными прямым пробором и опущенными на уши, а сзади собранными в низкий узел. Такую укладку стали называть — «Клео де Мерод». Однако злые языки злословили: "мол, танцовщица была вынуждена прикрывать уши, ибо у нее… не было половины одного из них!" Тем не менее, подражая известной танцовщице, все европейские модницы вначале ХХ столетия, стали носить такую прическу.




Помимо всего прочего, Клео была необычайной модницей и считалась иконой стиля начала 20 столетия. В наши дни ее невероятные наряды можно увидеть во Дворце Гальера — Парижском музее моды.


С началом Первой Мировой войны, Клео де Мерод практически ушла со сцены, иногда лишь участвуя в некоторых спектаклях. 

Клео де Мерод в сценическом образе.

Клео де Мерод в сценическом образе.






Ко всем талантам Клео нужно добавить и литературный. Покинув сцену, она стала писать мемуары, в которых вспоминала в подробностях о своей жизни, посвященной любимому делу, о гастрольных турне по миру и о многом другом, что волновало балерину. В 1955 году, за 10 лет до своей кончины, Клеопатра де Мерод издала свои воспоминания «Балет — моя жизнь».





Клео де Мерод прожила очень длинную и плодотворную жизнь. Иногда, танцуя даже в свои 50, она все так же была грациозна, великолепна и очаровательна. Ее жизненный путь оборвался на 91 году жизни, ее сердце перестало биться в 1966-м. 


Клео де Мерод в глубокой старости.


Клео де Мерод в глубокой старости.


Над ее последним пристанищем на Парижском кладбище установлено скульптурное надгробие, автором которого был маркиз, испанский дипломат, скульптор-любитель Луис де Перинат. Он был единственным известным возлюбленным Клео, скрывавшей так тщательно свою личную жизнь. Их отношения длились около тринадцати лет. И от того, что её личная жизнь была глубоко скрыта от публики, сплетни и порождали различные домыслы - один нелепее другого.



Надгробие Клео де Мерод.


Надгробие Клео де Мерод.


Подытоживая вышесказанное, наверное, стоит сказать: ну, как такое может быть - такая красавица, великолепная танцовщица, "звезда" прекрасной эпохи - и с безупречной репутацией?! и без скандального романа?! Естественно в ее благодетель и непорочность поверить было очень сложно...


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/220819/43957//


Tags: Балет, ЖЗЛ
Subscribe

  • Иван и Татиана Вохмины /3.

    Зима - это время, когда ждешь весну, но в тоже время безумно радуешься снегопаду... ТаНїВанЪ - художники Иван и Татиана Вохмины…

  • Художник Артамонов Валерий/Ч-3.

    Художник Артамонов Валерий Анатольевич. Часть 3. Мир дикой природы. Первый снег. Кабаны Зимний лес. Сумерки Кабаны Вечер в лесу.…

  • Синев Евгений/ПейзажноЗимнее

    Мороз одел деревьям латы Ударив посохом своим... Evgeny Sinev Синев Евгений/Evgeny Sinev (Russia, 1952)…

promo ariananadia март 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Иван и Татиана Вохмины /3.

    Зима - это время, когда ждешь весну, но в тоже время безумно радуешься снегопаду... ТаНїВанЪ - художники Иван и Татиана Вохмины…

  • Художник Артамонов Валерий/Ч-3.

    Художник Артамонов Валерий Анатольевич. Часть 3. Мир дикой природы. Первый снег. Кабаны Зимний лес. Сумерки Кабаны Вечер в лесу.…

  • Синев Евгений/ПейзажноЗимнее

    Мороз одел деревьям латы Ударив посохом своим... Evgeny Sinev Синев Евгений/Evgeny Sinev (Russia, 1952)…