Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Лиссабонский собор.






Лиссабонский кафедральный собор Се или церковь Святой Марии Всевышней , старейшая церковь Лиссабона, расположен в самом центре Лиссабона, на небольшой возвышенности рядом с районом Алфама, на площади Largo da Sé.

Таким образом башни собора видны из многих точек города. Се был построен для первого епископа Лиссабона по проекту, подобному Собору Коимбры, и по сей день является кафедральным собором Лиссабонского патриархата. Свое название собор получил от латинского sedes episcopalis (резиденция епископа).





Лиссабонский собор (порт. Sé de Lisboa) — кафедральный собор Лиссабонского патриархата.





Лиссабон являлся штаб-квартирой епископов как минимум с IV века н.э. В VIII веке Лиссабон был завоеван маврами, но в городе и окрестностях все равно была большая популяция христиан. После отвоевания Лиссабона португальцами во главе с королем Афонсу I Энри́киш в 1147 г. было принято решение начать строительство кафедрального собора в романском стиле, которое началось в том же году и велось нормандским архитектором, который уже работал над кафедральным собором (Sé de Coimbra) и Монастырем Святого Креста (Mosteiro de Santa Cruz) в Коимбре. 




Лиссабонский собор стоит на веками намоленном месте. Предполагают, что первым храмом здесь был римский, который в VI-V веках перестроили в христианскую церковь вестготы, пришедшие в эти края после распада Римской империи. Во времена арабского владычества на Пиренейском полуострове святыня была разрушена, а на ее месте возведена мечеть. Когда же Лиссабон был отвоеван у мусульман, мечеть была в свою очередь разрушена, и именно на ее месте началось строительство собора. 




 . Лиссабонское землетрясение 1755 года серьёзно повредило собор, но он был отреставрирован. До этого в городе произошло несколько землетрясений, но ущерб был незначителен.


Между XII и XIV веками, во время правления короля Дини́ша I, к собору был пристроен внутренний двор в готическом стиле. Его приемником, королем Афонсу IV, была модифицирована часть собора за алтарем и была пристроена полукруглая обходная галерея вокруг алтарной части храма, где располагаются девять готических часовен, в которых сейчас хранятся останки великих португальцев, в том числе короля Альфонсу IV и его жены Беатрис.




В XIV веке собор несколько раз страдал от землетрясений. После самого крупного, в начале XV века, собор долго находился на реставрации. В середине XVII века была сооружена ризница в стиле маньеризма, помещение для хранения богослужебного облачения священников (риз) и церковной утвари. В XVIII веке готический алтарь был перестроен в стиле барокко.




Мощное землетрясение 1755 года нанесло огромный ущерб собору. Были разрушены Часовня Святого Причастия (Capella Santíssimo, 3 на генеральном плане собора), южная башня, внутренний двор, поврежден алтарь включая королевские гробницы, а также разрушилась часть сводов, что привело к обрушению купола.

    В последующие десятилетия кафедральный собор Лиссабона Сэ претерпел множество изменений. Между 1761 и 1785 была перестроена Часовня Святого Причастия. Между 1769 и 1771 была восстановлена южная башня фасада и отреставрирован алтарь, а также были сделаны несколько окон, что сделало собор более светлым внутри. 



   Множество изменений в стиле барокко было добавлено в начале XX века, во время последней крупной реставрации собора с целью вернуть ему его средневековое обличие. В 1902 году, архитектором Augusto Fuschini были перестроены своды, отреставрированы и открыты окна, а также на соборе появились зубцы. После смерти архитектора в 1911 году проект по реставрации был принят архитектором António do Couto Abreu. Были полностью перестроены своды центрального нефа, отреставрирован фасад и переделана роза. 





северная башня


В 1498 году королева Леонора Ависская в одной из часовень монастыря собора основала братство, которое впоследствии превратилось в католическую благотворительную организацию Santa Casa da Misericуrdia de Lisboa, которая позже распространилась на другие города и сыграла важную роль в истории Португалии и в её колониях.



северный трансепт



  В последние годы в клуатре монастыря были проведены археологические раскопки, которые обнажили постройки древнеримского, арабского и средневекового периодов.





Во время периода междуцарствия 1383—1385 гг. население обвинило епископа Дома Мартиньо Аннес в заговоре с кастильцами, и горожане выбросили его из окна северной башни







Лиссабонский собор — здание в плане латинского креста с тремя нефами, трансептом и главной часовней, окруженной деамбулаторием. Собор соединён с монастырем на своей восточной стороне. Главный фасад собора выглядит как крепость, с двумя башнями, примыкающими к входу, и зубцами над стенами. Этот угрожающий вид, также замеченный в других португальских соборах того времени, является отголоском периода Реконкисты, когда собор можно было использовать в качестве базы для нападения на врага во время осады.



капелла Св.Анны










саркофаг португальской принцессы





Lopo Fernandes Pacheco





Maria de Vilalobos.





Романский период

От первого периода своего существования (середина XII — первая четверть XIII века) собор сохранил западный фасад с розеточным окном (воссозданным из фрагментов в XX веке), главный портал, северный боковой портал и центральный неф. В порталах расположены скульптурные капители романского мотива. Неф покрыт цилиндрическим сводом и имеет верхнюю арочную галерею (трифорий). Свет проникает сквозь розеточные окна западного фасада и трансепта, через узкие окна боковых проходов нефа, а также через окна башни фонаря трансепта. Общий план собора очень похож на общий план Старого собора Коимбры, который относится к тому же периоду. В одной из часовень амбулатория находятся романские железные врата.



капелла Санта Мария Маджоре



Готический период

В конце XIII века король Диниш приказал построить клуатр в готическом стиле, который впоследствии серьезно пострадал от землетрясения 1755 года. У входа в собор богатый торговец Бартоломеу-Жоанес построил в начале XIV века погребальную часовню; могила с его останками всё ещё находится внутри.



Капелла Св.Себастьяна



Несколько позже, при короле Афонсу IV была построена романская апсида, замененная готической главной часовней, окруженной амбулаторием с радиально расположенными капеллами. Король и его семья были похоронены в главной часовне, но их могилы и сама часовня были уничтожены в результате землетрясения 1755 года.



Амбулаторий сохранился и является значительным примером португальской готики. Второй этаж амбулатория покрыт нервюрным сводом и имеет серию окон (клеристорий), которые освещают интерьер обильным светом.




В амбулатории находятся три выдающиеся готические гробницы середины XIV века. Одна гробница принадлежит Лопо Фернандесу Пачеко, 7-му лорду Феррейра де Аве, дворянину на службе короля Афонсу IV. Он изображен лежащим с мечом в руках и охраняемым собакой. Его жена, Мария де Вилалобос, изваяна над своей могилой читающей «Книгу часов». Третья гробница принадлежит неопознанной принцессе. Все гробницы украшены гербами.






Капелла Сантиссимо Сакраменто



Современный период

В XVII веке в стиле барокко была построена нарядная ризница, а после 1755 года главная часовня была перестроена в неоклассическом стиле и стиле рококо (включая гробницы короля Афонсу IV и его семьи). Мачадо де Кастро, главный скульптор Португалии конца XVIII века, был автором великолепных ясель в готической часовне Бартомолеу-Жоанеса. В начале XX века экстерьер и интерьер были очищены от неоклассических наслоений, чтобы придать собору более «средневековый» вид









































Заново собор был открыт 5 мая 1940 года. Событие было приурочено к празднованию 800 летия основания Португалии и 300 летия восстановления независимости.

    Сейчас в клуатре (внутреннем дворике) Собора можно увидеть раскопанные под ним фрагменты построек (фундаменты, части стен) римских и мавританских времен Португалии, благодаря которым и удалось установить, что до мечети на этом месте был римский храм, превращенный в христианскую церковь в VI веке и разрушенный маврами в 12 веке.


 







Emília Ferreira, Jorge Cabello. Lisbon  (англ.). — Florence: Bonechi, 2000 — 128 с. — (Art and history).

Кафедральный собор Лиссабона. Христианские соборы мира. Дата обращения 23 сентября 2019.


Tags: Португалия, Собор
Subscribe

  • Скульптуры из бронзы и аметистa.

    Скульптурные композиции из бронзы и аметистa Аметист - разновидность кварца фиолетовых оттенков. Внутри кристаллов иногда встречаются жидкие,…

  • Джулиан Восс-Андреэ / Скульптор.

    Потрясающие исчезающие скульптуры Скульптор Джулиан Восс-Андреэ(Julian Voss-Andreae) хочет, чтобы зрители его работ подвергли сомнению…

  • Куклы Лады Репиной.

    Яркие и прелестные образы Лады Репиной Невская жемчужина. Сегодня я хочу показать вам несколько кукол Лады Репиной, созданных в…

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Скульптуры из бронзы и аметистa.

    Скульптурные композиции из бронзы и аметистa Аметист - разновидность кварца фиолетовых оттенков. Внутри кристаллов иногда встречаются жидкие,…

  • Джулиан Восс-Андреэ / Скульптор.

    Потрясающие исчезающие скульптуры Скульптор Джулиан Восс-Андреэ(Julian Voss-Andreae) хочет, чтобы зрители его работ подвергли сомнению…

  • Куклы Лады Репиной.

    Яркие и прелестные образы Лады Репиной Невская жемчужина. Сегодня я хочу показать вам несколько кукол Лады Репиной, созданных в…