Иоганн Вильгельм Ши́рмер/Johann Wilhelm Schirmer
(German, 1807-1863)
Аукционно-Музейно-Пейзажное
Иоганн Вильгельм Ши́рмер (нем. Johann Wilhelm Schirmer; 7 сентября 1807, Юлих — 11 сентября 1863, Карлсруэ) — немецкий художник-пейзажист и график дюссельдорфской школы.
В 1825—1827 занимался в дюссельдорфской Академии художеств у Г. К. Кольбе. В начале 1830 годах вместе с К. Ф. Лессингом основал "Частное объединение пейзажной живописи".
В 1830 был приглашен директором дюссельдорфской Академии Ф. В. фон Шадовым занять на время место преподавателя в пейзажном классе. В 1832—1833 преподаватель, а затем (с 1839) профессор специально для него созданного пейзажного класса в Академии Дюссельдорфа. В 1835—1837 путешествовал по Германии, был в Нормандии и Швейцарии. В 1839—1840 работал в Италии. С 1854 по 1863 директор Академии художеств в Карлсруэ.
В юности увлекался "героическими" пейзажами Пуссена и Лоррена, романтическими видами дикой природы Рейсдала, произведениям которого подражал (Чаща, 1828, не сохранился). В раннем, напоминающем этюд пейзаже Запруда на ручье (ок. 1827, Дюссельдорф, Художественный музей) проявились пленэрные поиски художника. В эти годы он много работал вместе с Лессингом в окрестностях Дюссельдорфа, передавая разнообразные формы растений.
Художник стремился к их пластически объемному изображению цветом в атмосфере света и воздуха, наблюдаемой на натуре. В совершенно иной академической манере исполнено полотно Альпийский пейзаж (1837, Дюссельдорф, Художественный музей). Оно было написано во время путешествия по Швейцарии в окрестностях Берна. Тональными градациями цвета и системой последовательных лессировок художник передает глубину пространства. Взгляду открывается широкая панорама вида от дома и деревьев по берегу Аары до массива Альп вдали.
Этюды и картины, созданные в Италии, показывают, что Ширмер осваивает манеру пленэрной живописи цветовым пятном. В полотне Итальянский пейзаж (1839, Дюссельдорф, Художественный музей) очертания Сабинских гор в окрестностях Рима, деревья каштановой рощи теряют свою определенность, цвет становится более естественным и звучным. В картине Кипарисы (1840, Дюссельдорф, Художественный музей) стройные деревья в парке виллы в Тиволи, освещенные солнечным светом, написаны пятнами ярких цветов зеленого, желтого, коричневого. Более свободный и открытый мазок фиксирует эффекты светоцветовых изменений.
В 1850—1860-е художник работает в манерах тональной живописи и живописи цветовым пятном, изображая преимущественно пейзажи Германии. Согласно установкам созданного в юности с Лессингом объединения, он воспроизводит виды не приукрашенной, полной поэзии и самобытности немецкой природы (Пейзаж, 1850-е, Лейпциг, Музей изобразительных искусств; Вид около Баден-Бадена, 1854, Эссен, Музей Фолькванг). Отзвуки юношеского увлечения творчеством Я. Рейсдала ощутимы в полотне Болотистый пейзаж (1854, Дюссельдорф, Художественный музей), эмоционально передающем колорит национальной природы. Ширмер работал также в иллюстрации, исполнив в 1840-е рисунки к поэмам Л. Уланда. В свои последние годы Ширмер активно использовал религиозно-библейские сюжеты, а его манера письма становится близкой к импрессионистской.
Художник редкого дарования, он имел много учеников и последователей, среди них такие известные мастера, как И. Шишкин, Арнольд Бёклин, Ханс Тома, Освальд Ахенбах, Ансельм Фейербах, Якоб Беккер, Рудольф Эпп, Карл Фридрих Дейкер, Фриц Эбель, Михаель Э. Закс, Фердинанд Келлер и Карл Хофф.
Его работы были представлены на нескольких выставках в ключевых галереях и музеях, в том числе в Метрополитен-музее и Государственной галерее им. Ленбаххауза. Работы Иоганна Вильгельма Ширмера неоднократно выставлялась на торги по цене от 180 до 102 776 долл. США. С 1998 года рекордная цена для этого художника на аукционе составляет 102 776 долларов США за картину ниже «Вид на Тиволи» с кипарисами в парке Виллы д'Эсте, которая была продана в Цюрихе в Коллере в 2011 году.
Journal information