Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Амброзия как эликсир бессмертия




Человечество много веков пытается найти секрет вечной молодости. Но эта тайна подвластна лишь богам.

Cornelis-van-Poelenburgh-The-Feast-of-the-Gods.jpg
Feast of the Gods by Cornelis van Poelenburgh (1623, Wadsworth Athenaeum)


Наверное у разных богов свой секрет. А вот секрет бессмертия древнегреческих богов хорошо известен всем. Это амвросия на обед, завтрак и ужин. Можно еще запивать её нектаром - и будешь вечно молодым, красивым и здоровым. Именно с этой целью боги и устраивают свои бесконечные пиршества.

Самое слово амброзия (ambrosia — транслитерация латинская) именно и означает "бессмертность" (или "несмертие"): alpha privativum + brot (ср. brotós - "смертный", ambrotos — "бессмертный").
Состав божественного эликсира жизни безуспешно пытались восстановить алхимики, да и современные фармацевты вовсе не прочь его открыть. Но даже легенды о нем не рассказывают, хотя предположений множество - о одной версии амброзию изобрела Деметра, по другой — её производит ежедневно луна. Не исключено, что в отдельных местах добычу амброзии и нектара вели гномы, с которыми Зевс умел договариваться, как и с подземными титанами. Месторождения амброзии и нектара могли быть связаны с горообразованием и находиться у основания гор.

Andrea-appiani-jupiter-and-mercury-at-philemon-and-baucis-oil-on-canvas.jpg
Стефано Тофанелли (1752-1812) или Пьетро Бенвенути (1769-1844)

По-видимому в древние времена эти божественные и волшебные вещества держались в тайне от остальных народов и государств мира, так как даже в преданиях других народов они не упоминаются. Для современной науки эти вещества остаются пока неведомыми и воспринимаются красивой выдумкой, фантазией. В то же время известно, что многие светские и духовные владыки, правители народов прилагали огромные усилия по поиску этих и подобных им веществ.
Некоторые исследователи считают, что пища богов -это эквивалент оливкового масла и жира (Р.Онианс), а другие связывают амброзию с мумиё.

07farnes.jpg
Raphael Sanzio -Wedding Banquet of Cupid and Psyche.

Иногда, например у поэтессы Сапфо, понятие амброзии смешивалось с понятием нектара, «напитка богов».
Согласно поэме «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера, нектар — напиток, который пили боги, амброзия — пища богов. Нектар напоминал красное вино:
«Милости просим, войди, чтоб могла тебя угостить я. Так сказавши, поставила стол перед гостем богиня, Полный амврозии; нектар ему замешала багряный».

Einfuhrung_des_Ganymed_in_den_Olymp_van_Loo.jpg
Роспись потолка в Новом дворце в Потсдаме

k-00119.jpg
Фрески палаццо дель Те и их творец Джулио Романо

Согласно большинству версий мифа, нектар разливала Геба, богиня юности, хотя в позднейшей традиции эта роль стала отводиться Ганимеду.

Benedetto-gennari-the-younger-ganymede.jpg
Юный Ганимед Бенедетто Дженнари II

Zeus_and_Ganymede.jpg
"Zeus and Ganymede (Olympia)"

В "Илиаде" упоминается, что нектар и амвросия могут использоваться богами как умащения — но только как умащения — для человеческого тела.

3306201408120035.jpg
Фетида натирает Ахилла амброзией.

Слово «нектар» этимологически связано с νεκρός «мёртвый»; на этом основании реконструируется мифологическая функция нектара, близкая к «мёртвой воде» русских сказок.
Выше отмечалось, что этимология слова амвросия совершенно очевидна, но ничуть не менее очевидна и этимология слова нектар: nektar представляет собой практически никем и никогда не оспариваемое производное от корня nek-, дериватами которого являются nekros или более редкое nekys ("покойник"), а также и иные слова со сходной семантикой.

5b2b035e1f162134796f6c695e07366c.jpg
Яков Фёдорович Капков Ахилл над трупом Патрокла.

Death_of_Achilles_-_Peter_paul_Rubens-57a9235e3df78cf4596ec495.jpg
Рубенс смерть Ахиллеса

Abraham_Bloemaert_-_Niobe_beweent_haar_kinderen.jpg
Apollo und Artemis schießen Pestpfeile auf die Kinder der Niobe, Gemälde von Abraham Bloemaert

Функция "бессмертной амвросии" в сочетании с "трупной" этимологией кажется достойным внимания парадоксом, и соседство мертвого нектара с бессмертной амвросией нуждается в объяснении. Вероятным представляется, что их функциональная неразличимость у Гомера (и тем более позднее) не изначальна и что изначально нектар и амвросия были противопоставлены по каким-то существенным их свойствам.

d36781a0cd92.jpg
Ханс Зацка Нимфы

Тот, кто питается амвросией, бессмертен, пока питается амвросией. Боги едят амвросию всегда и бессмертие их тоже навсегда, нимфы едят амвросию до срока и бессмертие их (неподверженность превратностям бытия) тоже до срока, который назначен не столько им, сколько их деревьям.

Миф о Титоне и Заре
b849c474740685f9924b906d6965f9a5.jpg
Jean-Honoré Fragonard (1732-1806, France)

Титон бессмертен, потому что Заря выпросила для него у Зевса разрешение питаться амвросией вечно, что соответствует вечному (вровень с богами) бессмертию, — и она продолжает изо дня в день кормить амвросией своего любимого. Но вечную юность она выпросить забыла...
Поэтому представляется возможным реконструировать мотив выпрошенного бессмертия таким образом: Заря выпросила для Титона амвросию, но забыла выпросить нектар.

2019-11-02_01-18-00.png
Идиллии Лагрене Луи-Жан-Франсуа

Эта реконструкция может быть подтверждена очень распространенным в русских сказках мотивом живой и мертвой воды. Мертвая вода возвращает испорченному (израненному, истлевшему) мертвому телу прежнее и даже большее прежнего совершенство, хотя и не возвращает его к жизни.

Жизнь - это присутствие в теле души, и душу возвращает телу живая вода (подобно тому как в греческом мифе душа удерживается в теле амвросией), а мертвая вода употребляется только для исправления тела, которое само по себе бездушно.

Миф о Тантале
P1040_343035.jpg
Тантал Джованни Батиста Лангетти, 1660-е

О загробных страданиях Тантала - "Танталовых муках" - в дошедших до нас текстах говорится часто и с минимальными вариациями, зато рассказы о преступлении, повлекшем за собою столь знаменитую казнь, разноречивы и сравнительно малочисленны.
Завязка их, в общем, одинакова: Тантал был любим богами, участвовал в их пирах и звал их пировать к себе во Фригию, его сыном был Пелоп. Катастрофа перед общеизвестной развязкой (загробной казнью) описывается по-разному, хотя всегда связана с упоминавшимися пирами — тем или иным способом Тантал оскверняет трапезу богов.

s1200-1.jpg

По одной версии он крадет для своих друзей и родичей нектар и амвросию, по другой — у себя в Сипиле пытается угостить богов разрубленным и сваренным телом убитого Пелопа (своего сына).

Обобщенное святотатство приобретает соответствующую пиршественному контексту конкретность: герой крадет именно то, что особенно соблазнительно для смертного на пиру у богов и особенно для него запретно - цель такой кражи очевидна.

Тантала сводятся к одной инвариантной схеме: Тантал оскверняет пир богов, кощунственно посягая на важнейшую космологическую характеристику этого пира — на нектар и амвросию, которыми боги поддерживают свою божественную природу и которые находятся в их исключительном владении.

consejo-Rubens-conserva-castillo-Praga_1352275015_104676587_1200x675.jpg
Пир богов на Олимпе Рубенс

С Пелопом история посложнее. Тантал просит Гермеса оживить мертвого сына, что он и исполняет, изготовив недостающее плечо из слоновой кости и тем самым обеспечив будущих Пелопидов родовой приметой, — Пелоп воскресает краше прежнего. О способе оживления не сообщается, однако в свете вышеизложенного его легко реконструировать: сначала Гермес собирает расчлененное тело мальчика, добавляет недостающее плечо и при помощи нектара (мертвой воды) делает это тело невредимым и прекрасным, а затем с помощью амвросии вдыхает в него жизнь — оживляет живой водой.

Hugues-Taraval-The-Feast-of-Tantalus.jpg
На этой картине Хьюго Тараваля Пелопс уже воскрешен богами, а Тантал закован и сейчас будет препровожден к месту мучений в Аид.

Влюбившийся в воскресшего Пелопа Посейдон уносит его на небеса, где юношу ожидает такая же блаженная участь, как Ганимеда (в иконографии Пелоп - почти столь же традиционный кравчий, как Ганимед, потому что прислуживал богам, когда те собирались у Тантала), однако за грехи отца он возвращен на землю и остается смертным, хотя и любимцем Посейдона.


http://ec-dejavu.ru/n/Nectar.html/
http://paranormal-news.ru/news/ambrozija_zagadochnaja_pishha_bogov/2014-08-08-9527/
Tags: Греция, Живопись, Легенды
Subscribe
promo ariananadia march 23, 2015 11:31 14
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments