Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Амброзия как эликсир бессмертия




Человечество много веков пытается найти секрет вечной молодости. Но эта тайна подвластна лишь богам.

Cornelis-van-Poelenburgh-The-Feast-of-the-Gods.jpg
Feast of the Gods by Cornelis van Poelenburgh (1623, Wadsworth Athenaeum)


Наверное у разных богов свой секрет. А вот секрет бессмертия древнегреческих богов хорошо известен всем. Это амвросия на обед, завтрак и ужин. Можно еще запивать её нектаром - и будешь вечно молодым, красивым и здоровым. Именно с этой целью боги и устраивают свои бесконечные пиршества.

Самое слово амброзия (ambrosia — транслитерация латинская) именно и означает "бессмертность" (или "несмертие"): alpha privativum + brot (ср. brotós - "смертный", ambrotos — "бессмертный").
Состав божественного эликсира жизни безуспешно пытались восстановить алхимики, да и современные фармацевты вовсе не прочь его открыть. Но даже легенды о нем не рассказывают, хотя предположений множество - о одной версии амброзию изобрела Деметра, по другой — её производит ежедневно луна. Не исключено, что в отдельных местах добычу амброзии и нектара вели гномы, с которыми Зевс умел договариваться, как и с подземными титанами. Месторождения амброзии и нектара могли быть связаны с горообразованием и находиться у основания гор.

Andrea-appiani-jupiter-and-mercury-at-philemon-and-baucis-oil-on-canvas.jpg
Стефано Тофанелли (1752-1812) или Пьетро Бенвенути (1769-1844)

По-видимому в древние времена эти божественные и волшебные вещества держались в тайне от остальных народов и государств мира, так как даже в преданиях других народов они не упоминаются. Для современной науки эти вещества остаются пока неведомыми и воспринимаются красивой выдумкой, фантазией. В то же время известно, что многие светские и духовные владыки, правители народов прилагали огромные усилия по поиску этих и подобных им веществ.
Некоторые исследователи считают, что пища богов -это эквивалент оливкового масла и жира (Р.Онианс), а другие связывают амброзию с мумиё.

07farnes.jpg
Raphael Sanzio -Wedding Banquet of Cupid and Psyche.

Иногда, например у поэтессы Сапфо, понятие амброзии смешивалось с понятием нектара, «напитка богов».
Согласно поэме «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера, нектар — напиток, который пили боги, амброзия — пища богов. Нектар напоминал красное вино:
«Милости просим, войди, чтоб могла тебя угостить я. Так сказавши, поставила стол перед гостем богиня, Полный амврозии; нектар ему замешала багряный».

Einfuhrung_des_Ganymed_in_den_Olymp_van_Loo.jpg
Роспись потолка в Новом дворце в Потсдаме

k-00119.jpg
Фрески палаццо дель Те и их творец Джулио Романо

Согласно большинству версий мифа, нектар разливала Геба, богиня юности, хотя в позднейшей традиции эта роль стала отводиться Ганимеду.

Benedetto-gennari-the-younger-ganymede.jpg
Юный Ганимед Бенедетто Дженнари II

Zeus_and_Ganymede.jpg
"Zeus and Ganymede (Olympia)"

В "Илиаде" упоминается, что нектар и амвросия могут использоваться богами как умащения — но только как умащения — для человеческого тела.

3306201408120035.jpg
Фетида натирает Ахилла амброзией.

Слово «нектар» этимологически связано с νεκρός «мёртвый»; на этом основании реконструируется мифологическая функция нектара, близкая к «мёртвой воде» русских сказок.
Выше отмечалось, что этимология слова амвросия совершенно очевидна, но ничуть не менее очевидна и этимология слова нектар: nektar представляет собой практически никем и никогда не оспариваемое производное от корня nek-, дериватами которого являются nekros или более редкое nekys ("покойник"), а также и иные слова со сходной семантикой.

5b2b035e1f162134796f6c695e07366c.jpg
Яков Фёдорович Капков Ахилл над трупом Патрокла.

Death_of_Achilles_-_Peter_paul_Rubens-57a9235e3df78cf4596ec495.jpg
Рубенс смерть Ахиллеса

Abraham_Bloemaert_-_Niobe_beweent_haar_kinderen.jpg
Apollo und Artemis schießen Pestpfeile auf die Kinder der Niobe, Gemälde von Abraham Bloemaert

Функция "бессмертной амвросии" в сочетании с "трупной" этимологией кажется достойным внимания парадоксом, и соседство мертвого нектара с бессмертной амвросией нуждается в объяснении. Вероятным представляется, что их функциональная неразличимость у Гомера (и тем более позднее) не изначальна и что изначально нектар и амвросия были противопоставлены по каким-то существенным их свойствам.

d36781a0cd92.jpg
Ханс Зацка Нимфы

Тот, кто питается амвросией, бессмертен, пока питается амвросией. Боги едят амвросию всегда и бессмертие их тоже навсегда, нимфы едят амвросию до срока и бессмертие их (неподверженность превратностям бытия) тоже до срока, который назначен не столько им, сколько их деревьям.

Миф о Титоне и Заре
b849c474740685f9924b906d6965f9a5.jpg
Jean-Honoré Fragonard (1732-1806, France)

Титон бессмертен, потому что Заря выпросила для него у Зевса разрешение питаться амвросией вечно, что соответствует вечному (вровень с богами) бессмертию, — и она продолжает изо дня в день кормить амвросией своего любимого. Но вечную юность она выпросить забыла...
Поэтому представляется возможным реконструировать мотив выпрошенного бессмертия таким образом: Заря выпросила для Титона амвросию, но забыла выпросить нектар.

2019-11-02_01-18-00.png
Идиллии Лагрене Луи-Жан-Франсуа

Эта реконструкция может быть подтверждена очень распространенным в русских сказках мотивом живой и мертвой воды. Мертвая вода возвращает испорченному (израненному, истлевшему) мертвому телу прежнее и даже большее прежнего совершенство, хотя и не возвращает его к жизни.

Жизнь - это присутствие в теле души, и душу возвращает телу живая вода (подобно тому как в греческом мифе душа удерживается в теле амвросией), а мертвая вода употребляется только для исправления тела, которое само по себе бездушно.

Миф о Тантале
P1040_343035.jpg
Тантал Джованни Батиста Лангетти, 1660-е

О загробных страданиях Тантала - "Танталовых муках" - в дошедших до нас текстах говорится часто и с минимальными вариациями, зато рассказы о преступлении, повлекшем за собою столь знаменитую казнь, разноречивы и сравнительно малочисленны.
Завязка их, в общем, одинакова: Тантал был любим богами, участвовал в их пирах и звал их пировать к себе во Фригию, его сыном был Пелоп. Катастрофа перед общеизвестной развязкой (загробной казнью) описывается по-разному, хотя всегда связана с упоминавшимися пирами — тем или иным способом Тантал оскверняет трапезу богов.

s1200-1.jpg

По одной версии он крадет для своих друзей и родичей нектар и амвросию, по другой — у себя в Сипиле пытается угостить богов разрубленным и сваренным телом убитого Пелопа (своего сына).

Обобщенное святотатство приобретает соответствующую пиршественному контексту конкретность: герой крадет именно то, что особенно соблазнительно для смертного на пиру у богов и особенно для него запретно - цель такой кражи очевидна.

Тантала сводятся к одной инвариантной схеме: Тантал оскверняет пир богов, кощунственно посягая на важнейшую космологическую характеристику этого пира — на нектар и амвросию, которыми боги поддерживают свою божественную природу и которые находятся в их исключительном владении.

consejo-Rubens-conserva-castillo-Praga_1352275015_104676587_1200x675.jpg
Пир богов на Олимпе Рубенс

С Пелопом история посложнее. Тантал просит Гермеса оживить мертвого сына, что он и исполняет, изготовив недостающее плечо из слоновой кости и тем самым обеспечив будущих Пелопидов родовой приметой, — Пелоп воскресает краше прежнего. О способе оживления не сообщается, однако в свете вышеизложенного его легко реконструировать: сначала Гермес собирает расчлененное тело мальчика, добавляет недостающее плечо и при помощи нектара (мертвой воды) делает это тело невредимым и прекрасным, а затем с помощью амвросии вдыхает в него жизнь — оживляет живой водой.

Hugues-Taraval-The-Feast-of-Tantalus.jpg
На этой картине Хьюго Тараваля Пелопс уже воскрешен богами, а Тантал закован и сейчас будет препровожден к месту мучений в Аид.

Влюбившийся в воскресшего Пелопа Посейдон уносит его на небеса, где юношу ожидает такая же блаженная участь, как Ганимеда (в иконографии Пелоп - почти столь же традиционный кравчий, как Ганимед, потому что прислуживал богам, когда те собирались у Тантала), однако за грехи отца он возвращен на землю и остается смертным, хотя и любимцем Посейдона.


http://ec-dejavu.ru/n/Nectar.html/
http://paranormal-news.ru/news/ambrozija_zagadochnaja_pishha_bogov/2014-08-08-9527/
Tags: Греция, Живопись, Легенды
Subscribe
promo ariananadia март 23, 2015 11:31 14
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments