Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Нойшванштайн.(Ч.3.Интерьер).

ЗамкиГермании:Нойшванштайн(Schloss Neuschwanstein)
Ч.3.Интерьер









Нойшванштайн не спешит раскрывать свои тайны. Каждому, кто пытается понять скрытый смысл вещей, с первых шагов по его залам становится ясно, что не для увеселений и повседневной жизни он строился. Нет здесь традиционных семейных портретов, сцен охоты и зачастую безвкусных, но зато привычных натюрмортов.


Их заменяют мифологические герои, сцены из легенд и, изредка, исторические персонажи. Очевидно, что все подчинено единому замыслу, но сам он остается загадкой. Что же делать, где искать ключи к сокровищам Нойшванштайна? Ведь не довольствоваться же, в самом деле, словами экскурсовода: «Создатель замка, король Людвиг II Баварский, будучи сумасшедшим, воплотил в своем творении собственные безумные фантазии и романтические мечты...»?!






Один из ключей — легенды. В росписи на стенах замка встречаются персонажи западноевропейских преданий о Короле Артуре и рыцарях Круглого Стола, герои скандинавского эпоса (в том варианте, который мы встречаем в операх Вагнера). Однако Людвиг не старался донести содержание самих легенд, но использовал их самые яркие моменты для передачи собственного замысла.


Этот замысел становится понятнее, складываясь из отдельных частей, подобно гигантской мозаике, когда ближе знакомишься с замком. Один из наиболее часто встречающихся мотивов — победа над драконом или змеем. Найти его можно везде: в декоративном орнаменте, на капителях колонн, деревянных резных ручках кресел, фрагментах росписей, бронзовой скульптуре и, наконец, на огромном изображении Георгия Победоносца в Тронном зале. Чем вызвано такое внимание к этому сюжету? Почему так много драконов и змеев, но не торжествующих, а обязательно побежденных?


В европейской традиции змей, дракон, чудовище, дикое животное символизировали низшую, животную, природу человека, низменные инстинкты и желания, которые необходимо было победить в себе. Победа рыцаря над драконом символизировала его внутреннюю победу над своим низшим «я». И значит, постоянно встречающиеся в Нойшванштайне изображения битвы с драконом — своего рода напоминание о ведущейся рыцарем непрерывной внутренней битве и призыв к бдительности.


 

Людвиг хотел не просто передать романтику и благородство рыцарства, но и подтолкнуть к размышлениям и действиям. Для создателя Нойшванштайна рыцарство — не просто предание старины, это универсальный путь, на который никогда не поздно вступить. И в подтверждение тому еще один интересный факт.





Интерьеры Нойшванштайна, будучи иллюстрациями к операм Вагнера, также позволяют проследить путь правления Людвига II. Поскольку Нойшванштайн строился в течение практически всей сознательной жизни короля, его интерьеры демонстрируют смены идеалов Людвига и его понимания королевской власти.


Замок возводился не в репрезентативных целях, а в качестве личной резиденции короля, в которой он прятался от окружавшей его действительности. Управление Баварией и политика тяготили его, и Людвиг уходил от реальности в свой собственный идеальный мир, построенный на образах любимой музыки и наследии средневековой Германии – той Германии, которой ему действительно хотелось править в своих фантазиях.



В процессе строительства Людвиг II постоянно вносил собственные поправки в проект, иногда полностью изменяя первоначальные функции комнат и залов.


   

Чем больше Людвиг уединялся от мира, тем фантастичнее становились покои замка. Так скромная комната для аудиенций превратилась в помпезный Тронный зал, комнаты для гостей трансформировались в экзотический зал Мавров с фонтанами, а один из кабинетов стал искусственным гротом.


Всего к 1886 г. было полностью завершено около 15 залов и помещений. Это были комнаты для слуг на первом этаже и личные жилые покои короля на четвертом этаже. Для всех жилых комнат характерна небольшая площадь, рассчитанная на проживание в них ровно одного человека – самого короля.

Интерьеры всех королевских комнат разрабатывал один человек – архитектор и художник Юлиус Гофман, который в молодости выполнял заказы эрцгерцога Максимилиана в замке Мирамаре в Тристе.


Благодаря работе одного художника в личных комнатах короля было достигнуто композиционное единство, несмотря на эклектичный стиль и различное цветовое оформление. Гофману в 1880 г. были заказаны все интерьеры господского дома в романском стиле, за исключением спальни, которая была оформлена в стиле неоготики.


Все убранство, спроектированное Гофманом, было выполнено в различных мастерских. Мебель и деревянные панели были созданы на придворной мануфактуре Антона Пёссенбахера, люстры и светильники из позолоченной бронзы – придворным серебренных дел мастером Эдуардом Волленвебером, произведения столярного искусства – Карлом Мораделли, ткани – ателье сестер Доры и Матильды Йоррес и придворным обойщиком Максом Штайнмецом .


Стены всех жилых помещений покрыты ковровой живописью на сюжеты древнегерманских эпосов и опер Вагнера. Картины были поручены мюнхенским художникам исторического жанра – Вильгельму Хаушильду, Августу Шпису, Фердинанду Пилоти, Иосифу Айгнеру и Эдуарду Илле. Также в декоре всех комнат лейтмотивом проходит заимствованный из Хоэншвангау образ лебедя – символа Лоенгрина и гербового животного рода Швангау, преемником которого считал себя Людвиг.





Зал певцов

У каждого человека есть сердце, физический и духовный центр, и у Нойшванштайна тоже есть свое сердце, свой центр, где сосредоточено самое важное, — это так называемый Зал певцов, Singers’ Hall.  Здесь непроизвольно хочется смотреть одновременно вверх и вглубь. Вверх, чтобы рассмотреть бесчисленные детали росписей, посвященных главному герою этого зала — Парсифалю. Вглубь себя самого, потому что чем больше видишь и понимаешь, тем больше находишь параллелей с легендой в себе самом.


Зал является самой большой, высокой и роскошно убранной с множествами росписей и декора, посвященных главной легенде данного зала – Парсифалю. Парсифаль — юноша, который прошел путь от наивности к идеалам храбрости и рыцарства, благородства, любви и еще выше — к получению желанного святого Грааля. Итогом этой легенды о Парсифале является момент, когда он добирается до Замка Грааля. Именно этот эпизод, когда Парсифаль лицезреет впервые Грааль, показан на центральной большой картине Зала певцов   

       

Певческий зал был одним из самых любимых архитектурных проектов Людвига II. Он занимает все восточное крыло пятого этажа господского дома и располагается над жилыми покоями короля. Зал подразумевался как центральное помещение замка. Фактически, замок должен был как будто выстраиваться вокруг него. Сама идея создания певческого зала пришла к Людвигу II во время поездки в  замок Вартбург. Расположенный там зал он решил дословно скопировать в своем замке. По замыслу короля, этот зал должен был объединить места действия “Тангейзера” и “Лоэнгрина”.


Певческий зал представляет собой прямоугольное огромное помещение 27х10 м с тяготеющим массивным трапециевидным потолком. По северной стороне тянется галерея второго яруса, которая заканчивается трибуной, которая повторяет трибуну вартбургского зала. Ее поддерживают резные кронштейны в виде фигур менестрелей.



Стены покрыты декоративными панно на сюжеты из легенд о Парцифале, хранителе святого Грааля, растительными орнаментами и раскрашенной деревянной скульптурой.



Огромные люстры своей формой напоминают несколько сцепленных друг с другом вотивных корон вестготского периода. Помимо люстр, зал дополнительно освещают напольные канделябры. Мебель в Певческом зале представлена 10 скамьями, выставленными вдоль стен у окон напротив друг друга.


 

На западе зал завершается небольшим подиумом, отделенным от основного пространства зала  аркадой из трех пролетов. За ними имитируется декорация волшебного леса из легенды о Парцифале. Часто это обособленное пространство принимают за сцену Певческого зала, однако по замыслу Гофмана на этом подиуме должно было располагаться кресло короля. Таким образом, сценой становилось само пространство зала, что соответствовало традициям средневековых залов. Другие зрители – гости короля – должны были располагаться на верхней галерее и на скамьях, расставленных у стен.

Созданный для символического состязания певцов, Певческий зал никогда не использовался при жизни Людвига II для концертов или выступлений. Этот зал был памятником самой культуре Средневековья – ее поэтам, ее рыцарству, куртуазной любви. Действующими лицами здесь выступали оживающие в воображении герои древнегерманских эпосов – Парцифаль, Лоэнгрин, Тангейзер, с которыми Людвиг с детства себя отождествлял. В наше время здесь проводятся небольшие концерты, посвященные музыке Вагнера.



   Спальня и капелла


Спальня Людвига является самой богато декорированной комнатой в жилых покоях короля. Это единственное помещение замка, которое полностью выполнено в стиле неоготике. Он наиболее ярко проявляется в деревянном оформлении, которое полностью покрыто тонкой резьбой, практически не оставляющей свободных плоскостей. Чтобы оценить размер проделанной работы, достаточно упомянуть, что над резным убранством комнаты в течение полутора лет трудилось около 60 скульпторов .




Синий был любимейшим цветом Людвига II, и использовался в оформлении спален всех трех дворцов Людвига.Комната в плане представляет собой прямоугольное помещение, к которому примыкает эркер с тремя огромными стрельчатыми окнами с витражами. Стены покрыты деревянными панелями, подражая в этом светским интерьерам готики. Также стены украшает ковровая живопись, иллюстрирующая сцены из легенды о Тристане и Изольдае. Колорит комнаты состоит из ведущего насыщенного ярко-синего цвета , который дополняется природным цветом темного дерева.



Спальня


Все деревянные изделия – и мебель, и настенные панели – были выполнены на мануфактуре Пёссенбахера из дубового дерева. Расстановка мебели тяготеет к стенам, ссылаясь этим на Средневековье. Большинство предметов мебели украшены резьбой в виде архитектурных элементов – различных готических фронтонов, пинаклей, фиалов, балдахинов и т.д. В оформлении также используются фигуративные элементы – например, керамическая печь, кажущаяся фрагментом фасада собора, содержит традиционные готические скульптуры, кажущиеся репликами из соборов Наумбурга или Бамберга.

  

В пространстве спальни доминирует огромная кровать с балдахином, вдохновленная формами позднеготических кроватей XV в. Кровать для Людвига создана как настоящее архитектурное сооружение. Глядя на резные башенки, фронтоны, фиалы, точеные контрфорсы, невозможно усомнится в мастерстве художников Пёссенбахера. Подножие кровати украшено рельефом на сюжет Распятия работы скульптора Филиппа Перрона, а у изголовья помещена живописная копия мозаики из собора Святой Софии в Константинополе, изображающая Мадонну и выполненная художником Андреасом Мюллером в технике масла по меди.


Рядом с кроватью располагается высокий столик для умывальных принадлежностей с выдвижными ящиками и столешницей из темно-серого гранита, в который встроена серебренная раковина. Серебряный кувшин для умывальника был выполнен с помощью гальванопластики в форме лебедя. Тема лебедя продолжается и в раскинутом над столиком деревянным балдахином – на его опорные столбы венчают фигуры взлетающих лебедей, которые были изготовлены в мастерской Филиппа Перрона.


  

Кресло с высокой спинкой и балдахином возле западно-восточной стены также восходит к позднесредневековым формам кресел с подлокотниками. К нему был специально изготовлен книжный столик на колесиках, который можно было легко придвинуть к креслу.
Вся мягкая мебель, а также шторы и занавеси были расшиты гербами и медальонами с изображением льва (символа Баварии) и лебедя (символа рода Швангау и Лоэнгрина).


 


Спальня - умывальник


      

С южной стороны к спальне примыкает маленькая капелла, посвященная святому Людовику IX, также отделанная дубов и придерживающаяся неоготического стиля. Деревянные панели покрыты рельефами с растительным орнаментом из геральдических роз и винограда. Стрельчатый свод голубого цвета расписан золотыми звездами и визуально вытягивает пространство ввысь. В центре трехстворчатого алтаря изображен святой Людовик, которого Людвиг II считал своим покровителем. На алтаре находится распятие из слоновой кости. Перед стоит небольшой аналой с набивкой из шелка пурпурного цвета, расшитого золотыми нитями. На боковой стене расположен витраж “Людовик Святой принимает последние утешения”.

 Капелла




 



Прилегающая к спальне прямоугольная гардеробная, как и прочие комнаты, отделана дубовыми панелями, в которые вставлены декоративные живописные панно. Они повествуют о жизни поэта-рыцаря Вальтера фон дер Фогельвейде и мейстерзингера Ганса Сакса, которому посвящена опера Вагнера “Нюрнбергские мейстерзингеры”. На юго-востоке к помещению примыкает небольшой эркер, переход к которому подчеркнут массивной полуциркульной аркой, покоящейся на колоннах с тяжелыми кубообразными капителями. Над аркой располагаются портреты поэтов, которым посвящена комната.


 

Главным отличием гардеробной от прочих помещений является иллюзионистическая роспись потолка. Она имитирует увитую виноградом деревянную беседку без перекрытия, позволяя лицезреть голубое небо с пролетающими по нему птицами. Этот расписанный потолок значительно увеличивает площадь небольшой комнаты.
Также, в гардеробной практически отсутствует доминирующая стена с живописными панно в человеческий рост и богатой резьбой на деревянных панелях, как в остальных помещениях. На востоке стена полностью отсутствует, заменяясь тремя большими окнами. На юге основное внимание отведено оформлению эркера, а северная стена занята широким туалетным столиком с огромным зеркалом, в котором отражается эркер.

 

Доминирующим цветом комнаты является пурпурный, который встречается также в капелле замка. Пурпурным шелком с вышивкой золотыми нитями обита вся мягкая мебель комнаты, а плотные богато расшитые портьеры выполнены из сатина.


           


  Столовая


Как и в остальных дворцах Людвига II, столовая оформлена в бордово-красных тонах, которые представлены в обивке мебели и портьерах. Стены, которые, как и в остальных жилых покоях замка обиты дубовыми панелями с резьбой и живописными панно, демонстрируют сцены из жизни средневековых немецких миннезингеров, таких как Вольфрам фон Эшенбах и Готтфрид фон Штрассбург .


Комната совсем невелика – Людвиг II предпочитал обедать в одиночестве, поэтому размеры помещения и количество мебели скромны. Центральное место занимает стол, рассчитанный на одну персону – короля.




Из-за того, что кухню и столовую разделяло три этажа, невозможно было установить любимое Людвигом II технологическое новшество – механизм, который поднимал и опускал сервированный обеденный стол из кухни в столовую, лишая короля назойливого для него общества слуг. Вместо этого был установлен ручной лифт, на котором доставлялись блюда.



Столовая - обеденный стол,1900 год








   Гостинная


Но самой большой загадкой Нойшванштайна по-прежнему остается «лебединый мотив» — именно так с легкой руки журналистов называют сейчас не понятую современниками любовь Людвига II к этому образу. Даже само название замка «Нойшванштайн» — дословно «Новая лебединая скала» — говорит о том же. А в самом замке поражает не столько количество всевозможных изображений лебедей, сколько удивительные любовь и внимание, с которыми каждое из них сделано. Нет сомнений, что для Людвига лебедь имел особенное значение. Известна даже причина этого — Людвиг не скрывал своего восхищения образом Лоэнгрина, легендарного рыцаря-лебедя.

Салон представляет собой самое большое помещение среди жилых покоев Нойшванштайна. В нем, в сравнении с другими комнатами, доминирует свободное пространство, не перегруженное мебелью и резьбой. В его L-образной планировке выделяется так называемый “Лебединый уголок”, который отделен от основного пространства аркадой из четырех колонн с массивными капителями. Здесь Людвиг любил читать в одиночестве. Настенные панно изображают сцены из саги о Лоенгрине. Комната хорошо освещена благодаря пяти окнам, сгруппированным по принципу бифория и трифория.


Первый предмет мебели, который обращает на себя внимание, – это большой дубовый книжный шкаф, расположившийся между оконными проемами. Его прототипом послужил такой же шкаф в Вартбурге. В основании шкафа лежит массивный постамент. Сам шкаф представляет собой трехчастную структуру с тремя шкафчиками, которым соответствуют три живописных панно с золотым фоном. Они демонстрируют сюжеты из средневековой поэзии.


Остальные предметы мебели представляют собой курульные стулья, форма которых перенесена из романики, а также стулья с высокой спинкой. С южной стороны к стене прилегает канапе, заимствованное из эпохи барокко.Мотив лебедя встречается и в этой комнате. Изображения лебедей можно увидеть в нижней части деревянных панелей, обивающих стены, и на вышивке на ткани. Но главное внимание притягивает большая майоликовая ваза для цветов фирмы Виллерой & Бох, которая также выполнена в виде белого лебедя.


   Кабинет

Кабинет короля производит торжественное ощущение за счет использования в цветовой гамме глубокого зеленого и золотого цвета. Его стены обиты дубом, украшенным резьбой и чеканкой. Темы росписей этой комнаты – легенды о миннезингере Тангейзере.


В центре комнаты располагается рабочий стол, столешница которого выполнена из малахита. На столе находится комплект письменных приборов из золота, слоновой кости и драгоценных камней, который венчает фигурка Лоэнгрина в рыцарских доспехах.К стене, также как и в Салоне, примыкает большой книжный шкаф, который представляет собой уже четырехчастную структуру, увенчанную резьбой в виде крыши фантастического замка.


Дверцы шкафчиков инкрустированы вставками из полированной стали, которые были выполнены в мастерской Карла Морелли. В основу этих орнаментов легли металлические инкрустации на церковной мебели XIV и XV вв.







  Грот

Грот в Линдерфохе – это подземная искусственная пещера высотой более 10 м., в котором находился подогреваемый бассейн и сцена с цветной подсветкой, на которой ставили индивидуально для короля сцены из опер Вагнера.



Грот находится между Салоном и кабинетом короля. Он же является самым необычным помещением дворца. В нем отсутствует богатая мебель, ковровые росписи и богатые фактуры тканей. Он выглядит как небольшая каменная пещерка со сталактитами и сталагмитами, которую будто бы специально оставили в неприкосновенности во время строительства замка. Этот маленький грот становится неким воспоминанием о грандиозном гроте в Линдерхофе .




Грот Нойшванштайна был создан скульптором Августом Дириглем в 1880-81 гг. Чтобы создать естественную фактуру камня, он натянул по периметру комнаты проволочную сетку, на основе которой вручную моделировались из цемента стены пещеры. Мебель – стол и стулья – Антон Пёссенбахер изготовил из ветвей дуба, стремясь подчеркнуть природное происхождение материала. При Людвиге в гроте тек небольшой водопад.


Стены подсвечивались разноцветными лампами. Через специальный слуховой переход грот соединялся с Певческим залом, чтобы король мог слушать музыку в уединении “на лоне природы”. В соседние комнаты ведут прозрачные двери из листового стекла, которые были технологической новинкой во времена Людвига. Прозрачность дверей скрывала рукотворность их происхождения и не рушила иллюзию живой природы.


Тронный зал



В Нойшванштайне каждое помещение играет свою роль. Холл перед Тронным залом посвящен легенде о Зигмунде и его сыне Зигфриде. Зигмунд владеет Нотунгом — волшебным мечом, дарующим непобедимость. Но он нарушает божественный закон, запрещающий использовать волшебство меча в своих личных интересах, и Нотунг ломается на две половины.


Тронный зал (почтовая открытка, конец XIX века)


Однако никакое помещение в замке не могло бы лучше отражать мировоззрение Людвига II лучше, чем Тронный зал Нойшванштайна. Построенное в 1879-1887, это трехэтажное сакральное помещение символизирует представление Людвига II о власти, данной милостью божьей, ту королевскую власть, которой он не мог обладать в реальной жизни.





Тронный зал достигает 20 м в длину и 12 м в ширину. Высота до купола – 15 м. Тронный зал занимает собой три этажа и всю площадь западного крыла господского дома. В связи с тем, что замысел Тронного зала родился у Людвига уже после возведения стен замка, это зал никак не выявлен в структуре фасада Нойшванштайна.


Расположение окон также было оставлено согласно старому плану без изменений. Из-за этого Тронный зал существует в пространстве дворца совершенно изолировано, лишь перекликаясь тематически с живописным оформлением Певческого зала, так как их сюжеты посвящены священному Граалю. . Как на третьем, так и на четвертом этаже Тронный зал связан с жилыми покоями с помощью трапециевидного перехода.



Тронный зал был выстроен в неовизантийском стиле. Главными архитектурными ориентирами для него были собор святой Софии в Константинополе и мюнхенская церковь Всех Святых. Выбор византийской архитектуры в качестве основного мотива зала ассоциируется с каролинговским возрождением, которое, как известно, также вдохновлялось византийской культурой.



В плане тронный зал представляет собой базилику, завершающуюся на севере апсидой и перекрытую куполом. Для распределения веса здания в основание Тронного зала была встроена огромная чугунная двутавровая балка. Колонны Тронного зала по этой же причине были изготовлены не из кирпича, а из чугунных столбов, которые были сверху покрыты скальолом (декоративной штукатуркой, имитирующей мрамор). Купол также представлял из себя систему из двойного чугунного каркаса, который крепился к основной кладке и с внутренней стороны покрывался скальолом и расписывался под звездное небо.


Тронный зал структурно состоит из двух частей – основного пространства, перекрытого куполом, и апсиды. Ощущение божественного присутствия создается за счет живописи и особой планировки, заимствованных из христианской архитектуры.

Освещение зала производится за счет окон на юго-западной стороне. В центре зала также висит грандиозная люстра из позолоченной бронзы в форме царской византийской короны, рассчитанной на 96 свечей.


Внутреннее подкупольное пространство организуется с помощью двухуровневых полуциркульных аркад, идущих с трех сторон параллельно стенам. По длинной стороне они образуют пять пролетов, а по южной короткой – три пролета. Колонны покоятся на высоком постаменте. На верхней галерее пространство между постаментами закрыто тонкими стенками, образующими перила. Впечатление открытой нижней аркады и закрытой внешней галереи создается за счет плоскости стены, разделяющий их на расстоянии 160 м. Ковровое живописное оформление стен было вдохновлено интерьерами Пьерфона. Пол покрывает мозаика из более двух миллионов плиток.




Всю площадь апсиды охватывает подиум. К нему ведет лестничный подъем из 9 ступеней из каррарского мрамора – символа власти древнеримских императоров . Продольные стороны лестницы ограничивают балюстрады, состоящие из колонн, по форме вторящих колоннам аркад. На основаниях балюстрады должны были стоять статуи ангелов в натуральную величину, которые держали бы гербы Баварии, Виттельсбахов и Швангау. Центр подиума должен был занимать королевский трон, который, увы, не успели изготовить.






На этом заканчивается легенда, но только начинается история замка. Романтик по натуре, Людвиг мечтал о возвращении Лоэнгрина и верил в то, что это может произойти. И не просто верил, а старался быть достойным встречи и создать замок, достойный этого. А если легенда все-таки останется легендой, то Нойшванштайн сможет рассказать о ней другим, ведь кто знает, о чем думают сейчас вот эти туристы перед картиной? Кто-то, наверное, о ее стоимости. А кто-то, быть может, точно так же мечтает о возвращении Лоэнгрина. А если так, то отнюдь не сумасшедшим был король Баварии!

Tags: Германия, Замки, интерьер
Subscribe
promo ariananadia march 23, 2015 11:31 14
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments