Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Category:

Дрезденская резиденция.Зелёный свод(1).

Дрезденская резиденция.Grünes Gewölbe(1)




Дрезденский дворец-резиденция



«Зелёный свод» — знаменитая коллекция драгоценностей в Дрездене, бывшая княжеская сокровищница Веттинов, охватывающая период от Ренессанса до классицизма. Название самой богатой коллекции драгоценностей в Европе происходит от некогда окрашенных в малахитово-зелёный цвет, а сейчас закрытых зеркалами колонн зала драгоценностей Pretiosensaal
(от лат. pretios — ценный).





Бокал с мавританкой. 1709

«Зелёный свод» входит в состав Государственных художественных собраний Дрездена. До XVIII века собрание драгоценностей было частью кунсткамеры, основанной в 1560 году. Начало этой коллекции положил Август II Сильный, курфюрст саксонский и король польский.



Август II Сильный


Свое прозвище Август получил за необыкновенную физическую силу, которой он обладал. Король нередко развлекал придворных тем, что во время балов гнул тяжелые серебряные и золотые тарелки так легко, будто они были сделаны из картона.Во времена правления Августа Сильного она была впервые разделена на тематические коллекции. Так возникли в том числе Физико-математический салон и Оружейная палата.




Relief August der Strake - Johanneum (Dresden)


Август Сильный был известен не только своим пылким темпераментом и любовью к шумным развлечениям, но и совершенно ненасытной страстью к драгоценностям. Будучи большим щеголем, он просто не мог оставаться спокойным, если видел красивую подвеску, ожерелье или украшение для камзола.



Ковш. Царские мастерские. Москва, после 1563 Золото, чернение, сапфиры, рубины, жемчуг. Государственные художественные собрания Дрездена. Подарен Петром Первым курфюрсту саксонскому Августу.


Одежда короля была столь обильно усыпана драгоценными каменьями, что не всякий человек мог бы носить на себе такую тяжесть. Пуговицы на платьях Августа были исключительно из сапфиров и рубинов.



Даже пряжки его домашних туфель, которые он надевал только по вечерам, были щедро украшены бриллиантами. Своим фавориткам король имел обыкновение дарить броши в виде букетиков, усыпанных бриллиантами, изумрудами, рубинами и жемчугом.


При дворе Августа Сильного работали десятки талантливых ювелиров, которые создавали настоящие шедевры. Примечательно, что все изделия выполнялись исключительно по эскизам и описаниям короля, поэтому можно смело говорить, что Август обладал великолепным вкусом и чувством красоты.





На весь мир известна композиция  "Крестьянская усадьба Дели в день рождения великого могола Аурангзеба" Она напоминает миниатюрную модель мира. На огромном подносе установлено более 130 человеческих фигурок с тюрбанами на головах: рабы несут своих господ в палантинах, крестьяне работают на полях, пасут верблюдов или управляют стадом слонов. На подносе есть корабли и восточные здания с извилистыми лестницами. Эта композиция даже по тем временам считалась непомерно дорогой. Она стоила примерно столько же, сколько настоящее поместье, подаренное Августом одной из своих любовниц, 



Для хранения своих сокровищ король выделил в замке целую комнату, получившую название «Кабинет драгоценностей». В нем до сих пор хранятся знаменитые гарнитуры Августа Сильного и его сына, Августа III, унаследовавшего от отца любовь к самоцветам. Каждый гарнитур получил название по преобладающим в нем камням: бриллиантовый, рубиновый, сапфировый, агатовый, карнеоловый, изумрудный, жемчужный и так далее.



Особый интерес представляет собрание орденов Белого орла и Золотого руна. В «Зеленых сводах» также выставлены украшенные драгоценными камнями королевские шпаги, охотничьи рога, эгреты для шляп, запонки, табакерки, письменные приборы, ручные зеркала. Именно здесь хранится всемирно известный бриллиант весом в 40,7 карата, названный «Зеленый Дрезденский». Первоначально монарх пожелал увидеть камень в ордене Золотого Руна, но через четыре года приказал вставить его в заколку для шляпы. 




В «Кабинете драгоценностей» Август Сильный проводил немало времени, задумчиво бродя среди своих сокровищ. Король очень гордился ими и любил повторять: «Если человек насытит свой взгляд тем, что есть в „Зеленом своде“, он будет так счастлив, что не захочет больше ни на что смотреть».



Практически все, кто побывал в Дрезденском замке и видел это собрание собственными глазами, признают, что монарху удалось создать уникальную экспозицию, которая просто не имеет аналогов в мире.Коллекция демонстрируется в двух постоянных экспозициях — «Исторических Зелёных сводах» и «Новых Зелёных сводах», расположенных в западном крыле дрезденского дворца-резиденции.



Зал Pretiosensaal. 1904


Кроме Кунсткамеры, в дрезденском дворце курфюрста имелся еще так называемый «тайник». Первоначально он состоял из одного помещения на первом этаже, позже к нему были присоединены две соседних комнаты. Эти помещения считались самыми безопасными в случае пожара или попытки взлома. Толщина их внешних стен превышала два метра, окна защищали массивные кованые решетки и железные ставни, потолки были сводчатыми. В случае пожара огонь не мог добраться до хранящихся там государственных бумаг, денег и драгоценностей. Потайная винтовая лестница внутри стены вела в курфюршеские покои. Первоначально помещение было окрашено в зеленый цвет, чем, по всей вероятности, и объясняется возникновение в обиходном языке жителей замка названия «Грюнес гевёльбе», то есть «Зеленые своды». В 1723—1724 годах в этих помещениях был размещен первый музей сокровищницы. Там были выставлены драгоценные предметы из тайника. Кунсткамеры, а также частично из Серебяной палаты, предназначенной для хранения и ухода за курфюршеским столовым серебром.



Ювелирная комната. 1904

В 1727—1730 годах были пробиты двери в соседние помещения и оборудованы еще четыре выставочных зала и вестибюль с боковыми кабинетами. Там был сделан вход в музей. Создание этого музея было во многих отношениях удивительным достижением, заслуживающим интереса и уважения людей нашего времени..



С тех пор, как люди начали жить оседлыми группами и объединяться в более высокоорганизованные общины, существуют специальные сокровищницы для хранения предметов культа, регалий, запасов благородных металлов, денег или особо ценного оружия. Туда в любом случае было вхоже только высшее духовенство, правители и их высочайшие вельможи. Принимая это во внимание, следует признать примечательным тот факт, что была открыта и превращена в музей одна из богатейших сокровищниц мира. К тому же это был, вероятно, первый музей подобного рода в мире. Кроме выставочных помещений, здесь имелось также фойе с гардеробом, служебное помещение для ответственного чиновника и даже запасник.





Примечательно и то, что музей имел отдельный вход и был изолирован от остальных помещений дворца путем заделки всех имевшихся проходов. Бесспорно, наличие только одного входа является обязательным условием безопасности каждой сокровищницы. Однако для нас важно то, что это был уже единый функциональный организм, какими являются музеи наших дней. Основание дрезденского музея драгоценностей явилось частью обширной реорганизации всех коллекций.



Три рога для вина с подставками в виде грифов. Рог в золоченой серебряной оправе.Германия. Конец XIV — середина XV в.
В эти же годы были созданы гравюрный кабинет, картинная галерея, музей фарфора, а также все естественнонаучные музеи. Основой их фондов тоже стали коллекции из Кунсткамеры. Очевидно, имелись лве главных причины, для того чтобы на долгие годы привести в движение целую армию ученых, реставраторов, архитекторов и ремесленников, содержание которых обходилось довольно дорого.



Родословное дерево Христа. Так называемое «Змеиное дерево».Вероятно, Нюрнберг. Около 1500 г..Серебро, частично золоченое.Акульи зубы.Высота 19,5 см.



В ходе строительных работ к старым помещениям Зелёных сводов были присоединены дополнительные 8 комнат. Архитектурный проект сокровищницы выполнил Маттеус Даниэль Пёппельманн, автор Цвингера, внутреннее оформление было поручено Раймонду Леплату (Raymond Leplat). В этом облике Зелёные своды сохранились вплоть до XX века.





Упорядоченная и размещенная в анфиладах галерейных залов масса культурного наследства Веттинов могла в полной мере служить блеску королевской короны. Одновременно появилась возможность применить к коллекциям научные принципы предметного и исторического подразделения, сложившиеся с началом и развитием Просвещения. Тесное единство обоих принципов способствовало высокому качеству научной обработки материала. Произведенное тогда расчленение коллекций осталось неизменным до сих пор, а инвентаря, составленные работавшими тогда в музеях специалистами, по-прежнему служат основой при научной обработке всех собраний.




Характер коллекции, хранившейся в сокровищнице «Грюнес гевёльбе», давал широкий простор причудам барочной фантазии и творческим прихотям монарха, а также полностью отвечал требованиям репрезентативности абсолютистского государства. Отделка помещений для сокровищницы была поручена архитектору Пёппельману, построившему Цвингер. По его проекту плоскости стен под каждой дугой были облицованы зеркалами и декорированы резными украшениями, покрытыми лаком и позолотой. Перед ними в орнаментальном порядке были размещены консоли. Перед панелями стояли ряды позолоченных столов. Пилоны были также облицованы зеркалами, полы и дверные рамы выложены полированным саксонским мрамором. 



Важнейшие произведения искусства стояли на мраморных плитах столов, другие первостепенные вещи — на нижних консолях. Таким образом, было создано два уровня расположения и обозрения экспонатов в зависимости от их ценности. Предметы, имевшие главным образом только декоративную ценность, размещались еще выше, вплоть до 4 метров от пола, и служили в основном деталями общей картины интерьера. Выставленные вещи многократно отражались в зеркалах, укрепленных за ними, на противоположных стенах и на пилонах. Таким образом, изобилие пластических форм, характерное для Цвингера, было достигнуто здесь другими средствами и сливалось в единый многоцветный ансамбль интерьера.





Над его оформлением работали лучшие художники резиденции. Столы и консоли создал придворный скульптор и резчик по дереву Беньямин Томэ. В числе его учеников и помощников был Иоганн Иоахим Кендлер, работавший позднее скульптором на Майсенской фарфоровой мануфактуре и прославившийся как основоположник европейского стиля в фарфоре и автор многих выдающихся нроизведений. Придворные лакировщики Мартин Шнелль и Кристиан Райнов, известные мастера саксонской лакированной мебели, изготовили целые комплекты обстановки. Под стеклянные плоскости были подложены выполненные золотом гравюры и расписывали их красным и синим лаком. 






Слава этих зеркальных кабинетов саксонской сокровищницы быстро разошлась по всей Европе. Один из известных в то время авторов путевых заметок писал, что это самое прекрасное место на земле. За исключением кратковременных военных и реставрационных периодов, сокровищница «Грюнес гевёльбе» оставалась в этом виде до 1942 года. Немногочисленные поступления из фондов других дрезденских музеев, отдельные приобретения, но также и изъятие отдельных экспонатов не внесли сколько-нибудь существенных изменений в состав коллекции. Самое тяжелое для музея время наступило в 1942 году, когда над ним нависла крайняя опасность. Авиация западных союзников всё чаще и продолжительнее бомбардировала немецкие города, и тогда был отдан приказ вывезти сокровищницу в крепость Кёнигштайн в Саксонской Швейцарии.


Кёнигштайн



13 февраля 1945 года вся староградская часть Дрездена стала жертвой самого разрушительного за время второй мировой войны налета объединенной англо-американской авиации. Огонь оставил от курфюршеского дворца одни стены. Сохранилась лишь часть тех помещений, которые еще в XVI веке считались самыми надежными. Пять из первоначальных восьми залов сокровищницы — это было всё, что уцелело в ту ночь от старого Дрездена. К нашему счастью, они относятся к самым красивым и ценным произведениям чрезвычайно интересного дрезденского периода в европейском барокко. В настоящее время часть интерьера этих помещений находится в Институте охраны памятников архитектуры. Но уже возвращены на их прежнее место на первом этаже западного флигеля Дрезденского дворца убранство «Серебряной комнаты» и одного из самых великолепных помещений — углового кабинета. 



Три готических сосуда из горного хрусталя в золоченой серебряной оправе с эмалью.Малый кубок. Вероятно, французской работы. XIV в. Высота 17 см..Кубок польской королевы Ядвиги. Французская работа. Вероятно, XIV в..Оправлен в краковской придворной мастерской до 1399 г. Высота 24 см.Чайник. Французская работа. Вторая половина XIV в. Оправлен в XV в. Высота 21 см.
В настоящее время там находятся административные и выставочные помещения Союза архитекторов ГДР. Желающие могут осмотреть их. Роскошные позолоченные столы с мраморными плитами, а также стена с серебряной утварью в первом зале нашей выставки и с изделиями из слоновой кости во втором зале представляют собой части первоначального интерьера, созданного по проектам Пёппельмана. Их стиль был взят за основу при оформлении новых помещений музея. В день капитуляции гитлеровского рейха комендант крепости Кёнигштайн передал все ключи старшему по воинскому званию из французских офицеров, содержавшихся в крепости в плену; в том числе и ключи от каземата, в котором находились сокровища музея «Грюнес гевёльбе».



Три готических сосуда:Сосуд с крышкой.Германия. Конец XV в. Аметист, агат, золоченое серебро. Высота 14 см.Бокал с крышкой.Италия (?). Около 1400 г. Яшма, медь и золоченая бронза. Высота 22,5 см.Сосуд.Вероятно, Нюрнберг. Около 1500 г. Змеевик, золоченое серебро. Высота 15,5 см.


Только через несколько дней после этого местонахождение коллекций музея стало известно специальному отряду Советской Армии, которому было поручено обеспечить сохранность и безопасность сокровищ искусства. Перед входом в каземат были поставлены часовые, и через некоторое время вся коллекция была перевезена в Москву и передана на хранение в сейфы Министерства финансов СССР. Советским искусствоведам была поручена консервация и забота о произведениях искусства. Благодаря этому коллекция сокровищницы не пострадала в хаосе последних недель войны. Она является одним из немногих музеев бывшего германского рейха, прошедших через нацистскую войну почти без потерь. В 1958 году она была передана вместе со всеми другими музеями правительству ГДР, и уже 8 мая 1959 года в Альбертинуме открылась первая выставка.




Кулон с алмазной розеткойВероятно, Нюрнберг. Начало XVI в. Золото, алмазы, рубины, изумруды. 



К 25-й годовщине ГДР и одновременно по случаю 250-летия музея «Грюнес гевёльбе» была открыта теперешняя новая выставка, отвечающая значению этого собрания с музееведческой точки зрения и удовлетворяющая требованиям постоянного роста количества посетителей. Она представляет собой наглядный пример того, как в ГДР решаются вопросы освоения культурного наследия.



Кулон с изображением святого ГеоргияНидерланды (?).
Около 1500 г. Перламутр, золоченое серебро. Диаметр 6,6 см.


Средневековых произведений искусства в музее «Грюнес гевёльбе» мало, хотя в Саксонии конца XII века добывалось баснословное количество серебра. Это объясняется тем, что во время революционных переворотов в период Реформации и в последующее время были уничтожены не только необычайно богатые церковные сокровища, так как они, все без исключения, служили католическому культу, но и светское серебро, так как его готические формы не отвечали новым художественным представлениям. Из сокровищ саксонских князей уцелели лишь те предметы, культовое назначение которых нельзя было распознать на первый взгляд, а также вещи с низким содержанием благородного металла, переплавлять которые не было смысла



1 сентября 2006 года после реконструкции открылись «исторические Зелёные своды», занимающие 2000 кв.м. на первом этаже дворца. Их интерьеры были восстановлены по сохранившимся документам 1733 г. и максимально воспроизводят оригинальный облик сокровищницы Августа Сильного. На своё историческое место вернулось более 3000 экспонатов. Только восстановление исторического оформления стен обошлось земле Саксония в 13 млн евро, а общая сумма расходов на реставрацию «Грюнес Гевёльбе» составила 45 млн евро.




В 2007 году «Зелёный свод» посетили 460 тысяч человек.




Tags: Антиквариат, Германия, Музеи, Ювелирка
Subscribe
promo ariananadia march 23, 2015 11:31 14
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments