Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Мечеть Омейядов

Мечеть Омейядов и обретение главы Иоанна Предтечи






Мечеть Омейядов (Дамаск, Сирия) - одна из самых величественных и старых храмовых построек в мире. Она также носит название Большой мечети Дамаска. Ценность этого строения для архитектурного наследия страны просто колоссальная.








Мечеть Омейядов расположена в одном из самых священных мест в старом городе Дамаска,. Археологи утверждают, что этому городу около 10000 лет. Во всем мире древнее Дамаска существует только один город - Иерихон в Палестине. На месте постройки мечети в арамейскую эру (приблизительно 3 тыс. лет назад) располагался Храм Хадада, в котором арамейцы проводили богослужения.



Хроники свидетельствуют, что на их языке разговаривал сам Иисус Христос. Об этом свидетельствуют раскопки, благодаря которым в северо-восточном углу Большой мечети были найдены базальтовые стелы с изображением сфинкса. В последующую римскую эпоху на этом же месте возвышался Храм Юпитера.



В эпоху Византии по приказу императора Феодосия языческий храм был разрушен и на его месте была построена церковь Св. Захарии, которую позже переименовали в храм Иоанна Крестителя. Примечательно, что эта церковь была прибежищем не только для христиан, но также и для мусульман.



На протяжении 70 лет в церкви проводились богослужения для двух конфессий одновременно. Поэтому, когда арабы в 636 году завоевали Дамаск, они не тронули это сооружение. Более того, мусульмане соорудили небольшую кирпичную пристройку к храму с южной стороны.





Когда на престол взошел Омейядский халиф Аль-Валид I, было принято решение выкупить церковь у христиан. Затем ее разрушили и между 706 и 715 годами на ее месте построили существующую мечеть.



Халиф Аль-Валид I задумал сотворить основное культовое сооружение для мусульман. Он хотел, чтобы здание отличалось особой архитектурной красотой от всех христианских построек.




Дело в том, что в Сирии находились христианские церкви, выгодно отличавшиеся красотой и великолепием. Халиф хотел, чтобы построенная им мечеть привлекала к себе больше внимания, поэтому она должна была стать еще красивей.





Его замыслы реализовывали лучшие архитекторы и мастера из Магриба, Индии, Рима и Персии. На постройку мечети были потрачены все средства, находившиеся в то время в государственной казне. Византийский император, а также некоторые мусульманские правители внесли свой вклад в постройку мечети. Они предоставили множество мозаик и драгоценных камней.




Особую ценность представляют собой минареты, которые сохранились практически в первозданном виде.




Минареты сохранились ещё со времен Ибн Валида и были лишь частично реставрированы в 1340 и 1488 годах. Юго-восточный минарет носит имя пророка Исы (Иисуса). Согласно поверью, именно по нему накануне Страшного Суда с небес на землю сойдет Иисус Христос




Руки Пророка, облаченного в белые одежды, будут лежать на крыльях двух ангелов, а волосы будут казаться влажными, даже если их не коснулась вода. Вот почему на землю под минаретом, куда должна ступить нога Искупителя, имам мечети каждый день стелет новый ковер. Противоположный минарету Исы — самый древний минарет, который называется аль-Арук (минарет Невесты). Минарет аль-Гарбия, построенный в XV веке, возвышается над западным входом во двор мечети



Минарет  Иисуса выглядит как четырехугольная башня, по виду напоминающая карандаш. Этим минаретом особенно славится Мечеть Омейядов. Пророчество башни гласит, что перед Страшным судом во втором пришествии по этому минарету спустится Иисус Христос.



Когда Он войдет в мечеть, то воскресит пророка Яхью. Потом оба они направятся в Иерусалим для установления справедливости на Земле. Именно поэтому каждый день на место, куда якобы ступит нога Спасителя, стелют новый ковер.


Мечеть представляет собой огромный комплекс. Она отделена от шумного города мощными стенами. Внутренний двор вымощенный черно-белыми полированными плитами и окруженный колоннадой имеет форму прямоугольника длиной 125 и шириной 50 метров. В него ведут четверо ворот. С трех сторон двор окружает сводчатая галерея, с четвёртой стороны находится молельный зал. Посередине двора находятся фонтан и бассейн для омовений



Фасад внутреннего двора мечети облицован разноцветным мрамором. Некоторые участки декорированы мозаикой и покрыты позолотой. Достаточно долго всю эту красоту скрывал плотный слой штукатурки, и только в 1927 году благодаря умелым реставраторам она стала доступна для созерцания.



Слева от входа стоит внушительная деревянная повозка на здоровенных колесах. Одни говорят, что это таранное устройство, оставленное Тамерланом после штурма Дамаска, другие считают повозку боевой колесницей времен Древнего Рима. Фасадная часть внутреннего двора и окружающие колоннады облицованы цветным мрамором, декорированы мозаичной плиткой и покрыты позолотой.



По преданию, для работы над мозаикой халиф пригласил константинопольских мастеров. Долгое время мозаики Омейядской мечети были скрыта под слоем штукатурки и только в 1927 году стараниями реставраторов снова увидели свет.



Интерьер мечети имеет богатое убранство: стены покрыты инкрустацией из мрамора, пол устлан множеством ковров — их здесь более пяти тысяч. Расстояние между колоннами — 5 метров



Огромный трёхсводный молитвенный зал длиной 136 и шириной — 37 метров покрыт деревянными плитками и поддерживается 40 мощными коринфскими колоннами.



В центре зала четыре массивные колонны поддерживают гигантский купол, отличающийся великолепием, росписями и тонкостью мозаичной работы.На южной стороне молитвенного зала расположены четыре михраба. С высокого минбара из белого мрамора духовные проповеди транслируются по радио на всю страну. Зал освещается тяжелыми хрустальными люстрами европейского типа.



Мечеть содержит сокровищницу, которая, как говорят, содержит голову Иоанна Крестителя (Яхья), почитаемого пророком как христианами, так и мусульманами. В мечети также находится могила Салах-ад-Дина, расположенная в небольшом саду, примыкающему к северной стене мечети.



 Могила пророка Яхьи (Иоанна Крестителя)



Внутри мечети (возможно) находится захоронение пророка Яхьи (Иоанна Крестителя). При закладке мечети строители случайно наткнулись на захоронение, сирийские христиане же уверяли, что это древняя могила Иоанна Крестителя (Яхьи). По приказу халифа Ибн Валида захоронение осталось на прежнем месте. Так оно оказалось в центре молитвенного зала.




Глава Иоанна Предтечи — голова Иоанна Крестителя, отсечённая по приказу Ирода Антипы из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Глава была закопана Иродиадой в одном из поместий Ирода. По церковному преданию, обретение главы Иоанна Предтечи происходило три раза. Является одной из наиболее почитаемых святынь христианского мира.




Иродиада (ок. 15 до н. э. — после 39 н. э.) — по сообщению Иосифа Флавия Иродиада была внучкой Ирода Великого от его сына Аристобула


В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. Праздник отмечается 29 августа (11 сентября). В честь обретения этой части мощей установлены православные праздники обретения главы Иоанна Предтечи. Праздник первого и второго чудесного обретения отмечается Церковью 24 февраля (8 марта). 25 мая (7 июня) празднуется третье обретение главы



Иоанн Креститель был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Иродиада была женой Ирода Филиппа, но была отнята у него тетрархом Галилеи Иродом Антипой, за что Иоанн обличал последнего. Ирод Антипа заключил Иоанна в тюрьму, но казнить его не решался (Мф. 14:3-5, Мк. 6:17-20).



Саломея


Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк. 6:26).






В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец (спекулатор), который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей». Ученики Иоанна Крестителя, узнав об этом, тайно взяли его тело и ночью погребли в самарийском городе Севастии, а о смерти сообщили Иисусу (Мф. 14:6-12, Мк. 6:21-29).









По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Иродиада пронзила иглой язык, её обличавший и закопала голову в нечистом месте. Иродиада не позволила, чтобы главу Предтечи погребли вместе с телом святого, боясь, что если погребут его тело вместе с главой, Иоанн воскреснет и снова станет обличать её. Знавшая об этом кощунстве Иоанна— благочестивая жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла её на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода..



Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя её, они стали думать, что Иисус Христос — это воскресший Иоанн Предтеча..Об этом их заблуждении свидетельствует Евангелие (Мф. 14:2, Лк. 9:7-9).








Обретения главы


Часовня 1-го и 2-го Обретения Главы Иоанна Предтечи Елеонского Спасо-Вознесенского монастыря. Восточный Иерусалим




Вид на часовню




Место Обретения




Икона на Месте Обретения

Первое обретение

Спустя годы вельможа Иннокентий решил построить на том месте церковь и при копании рва для фундамента он обнаружил кувшин с реликвией, которая была опознана по исходившим от неё знамениям. После обретения главы Иннокентий её бережно хранил, но перед смертью Иннокентий, опасаясь, что реликвия будет поругана, спрятал её в своей церкви.[8] Он положил её на том самом месте, где была его келья и церковь. После его кончины церковь пришла в ветхость, разрушилась и даже сравнялась с землей, так что долгое время никто не знал, где находится честная глава Крестителя Иоанна.




Икона «Первое обретение главы Иоанна Предтечи»



Второе обретение

В правление императора Константина Великого в Иерусалиме глава Иоанна Предтечи была найдена двумя монахами-паломниками, которые прибыли в город поклониться Гробу Господню. Позднее реликвия оказалась у священника-арианина, который с помощью исцелений, исходивших от неё, поддерживал авторитет арианского вероучения. Когда его обман раскрылся, он спрятал главу в пещере около города Емессы. Позднее над пещерой возник монастырь и в 452 году явившийся, по преданию, архимандриту обители Иоанн указал на место сокрытия своей главы. Она была найдена и перенесена в Константинополь




Икона «Второе обретение главы Иоанна Предтечи»



На месте первого и второго обретения располагается часовня Обретения Главы Иоанна Предтечи Елеонского Спасо-Вознесенского монастыря. Место первого и второго Обретения главы святого Пророка представляет собой углубление в полу часовни, выложенное цветной мозаикой геометрического рисунка. Оно защищено легким металлическим ограждением с иконой «Обретения главы святого Иоанна Крестителя». Мозаичный пол обнаружен во время раскопок архимандритом Антонином (Капустиным)



Место 3-го Обретения Главы Иоанна Предтечи Каман. Абхазия.Вырубленная в скале ниша



Нерукотворный образ Главы на скале

Третье обретение

Из Константинополя главу Иоанна Крестителя во время волнений, связанных со ссылкой Иоанна Златоуста, перенесли в город Емессу, а затем в начале IX века в Команы, где прятали в период иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания на Константинопольском соборе в 842 году, по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении реликвии. По приказанию императора Михаила III в Команы было направлено посольство, которое около 850 года обрело главу Иоанна Предтечи в указанном патриархом месте.. После этого глава была перенесена в Константинополь и была положена в придворной церкви




обретения честной главы св. Иоанна Предтечи (икона XIV в., Великая Лавра на Афоне)



Место третьего обретения главы представляет собой большую овальную нишу вырубленную в скале в труднодоступном месте. Углубление, в котором долгое время хранилась великая христианская святыня открыто для паломников. Между лампадой и иконой Богородицы — нерукотворный образ главы Иоанна Предтечи.




История с мощами Иоанна Крестителя после третьего Обретения Главы Иоанна Предтечи так и не выяснена до конца. Частиц главы святого Иоанна Крестителя в мире существует несколько. Честная глава Предтечи вернулась в Константинополь и сначала хранилась в царских палатах, а затем часть её в Студийском Предтечевом монастыре. В 1200 году, за четыре года до взятия Константинополя крестоносцами верх главы видел паломник Антоний, другую часть главы видели в Петре и в монастыре Продром.С крестоносцами она попала во Францию и в Рим. О том, что именно у них хранится честная глава Крестителя Господня заявляют и мечеть Омейядов в Дамаске, и турецкая Антиохия, и один из монастырей Армянской Апостольской Церкви




Передняя часть черепа святого Иоанна Крестителя в соборе Notre-Dame d’Amiens во Франции


По одному из преданий, каноник Валлон де Сартон из Пикинии, в апреле 1204 года, во время Четвёртого крестового похода нашёл в развалинах одного из дворцов Константинополя футляр, в котором находилось серебряное блюдо. Под стеклянным колпаком он обнаружил останки человеческого лица без нижней челюсти с отверстием над левой бровью. Надпись на греческом языке подтверждала, что перед ним мощи святого Иоанна Предтечи. Наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся святым Иеронимом о том, что Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове святого. Валлон де Сартон доставил находку в Пикардию, на севере Франции.


17 декабря 1206 года католический епископ города Амьен Ричард Герберойский торжественно принял святые мощи Иоанна Крестителя и с этого времени начинается почитание главы святого Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.



Амьенский Собор



В 1220 году епископ Амьена заложил фундамент нового кафедрального собора Notre Dame d’Amiens, куда и была перенесена лицевая часть главы святого Иоанна. В 1958 году проводилось изучение реликвии и компетентная комиссия экспертов-медиков косвенно подтвердила подлинность реликвии. В последние годы в Амьене все чаще бывают и православные паломники




Глава святого Иоанна Крестителя в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме



Фрагмент головы Пророка можно наблюдать в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите (San Silvestro in Capite) в Риме. Ранее на месте современной базилики располагался языческий храм Солнца. В VIII веке старый храм был разрушен и перестроен в Базилику Сан-Сильвестро ин Капите. Фраза «in Capite» (от лат. Caput — «голова») относится именно к фрагменту главы Иоанна Крестителя, который хранится там как реликвия, в часовне, слева от входа. Полное название с применением фразы «на главе» появилось только с XIII века, когда в него была перенесена голова Иоанна Крестителя, долго странствовавшая по разным странам и повсюду утрачивавшая то те, то другие свои части. 


Источников, позволяющих раскрыть историю появления в базилике христианской святыни, не обнаружено.



Другая часть главы Предтечи сейчас хранится в мечети Омейядов в Дамаске. Капсула с частицами честной главы находится в небольшом павильоне — гробнице Крестителя Иоанна


В молельном зале стоит гробница с Главой Иоанна Крестителя, отсеченной по приказу царя Ирода. Усыпальница сделана из белого мрамора, украшена нишами из рельефных стекол зелёного цвета. Сквозь специальный проем можно бросить внутрь поминальную записку, фотографию, передать в дар пророку Яхье (так мусульмане называют Иоанна Предтечу) деньги.



История с мощами Иоанна Крестителя так и не выяснена до конца. Как говорит архимандрит Александр Елисов (представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока), речь может идти только о части головы Крестителя. Существует ещё три фрагмента головы святого — одна хранится на Афоне, другая — во французском Амьене, третья — в Риме, в церкви Папы Сильвестра. 




Мечеть Омейядов (Дамаск) – гостеприимное место для людей любого вероисповедания. Прихожане в ее стенах не чувствуют себя ущемленными, наоборот, они ведут себя достаточно раскованно. 



Здесь можно увидеть тех, кто совершает намаз, тех, кто читает Священные Писания. Здесь можно просто сидеть и наслаждаться святостью этого места, можно даже лежать. Иногда можно встретить даже спящих людей




. Служители мечети ко всем относятся демократично, никого не выгоняют и не осуждают. Дети очень любят кататься по мраморному отполированному до блеска полу.





Tags: История, Сирия, мечети
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 14
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments