Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Император Александр III в Гатчинском дворце.

Память об Императоре Александре III в Гатчинском дворце.





Дворец





Гатчина. Памятник императору Павлу I на плацу Гатчинского дворца.
По воспоминаниям современников, в то время «дворец выглядел укрепленным замком, повсюду виднелись часовые, дворцовые городовые, казачьи разъезды. На place d'Honneur города стоял на часах бронзовый Павел I.





Александр III Александрович — император всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский с 1 [13] марта 1881 года. Сын императора Александра II и внук Николая I; отец последнего российского монарха Николая II.




Император Александр II с детьми (фото 1860 г.)


В начале 50-х годов, при открытии этого памятника, Александр III, тогда еще маленький мальчик, стоял в форме павловского солдата почетным часовым. Думал ли он в то время, что ему придется впоследствии царствовать и резиденцией своей избрать именно этот заброшенный многие годы дворец».





Открытие памятника Павлу I около Большого Гатчинского дворца. Литография, 1851 год.


Императорская семья занимала в Гатчинском дворце помещения Арсенального каре. Сотрудники канцелярии Министерства двора, жившие в гостинице Веревкина на Петербургской улице, не раз проходили на место службы через весь дворец. B.C. Кривенко вспоминал, что ни разу не встретил никого из царской семьи, «видимо, тесно державшейся антресольного этажа, ...не соблазняясь истинно царскими покоями».





Гостиная императрицы Марии Федоровны в Гатчинском дворце. 1940. Фотограф М.А. Величко

Гостиная императрицы Марии Федоровны

в Гатчинском дворце. 1940

Спальня императора Александра III и императрицы Марии Федоровны в Гатчинском дворце. 1940. Фотограф М.А. Величко

Спальня имп. Александра III и имп. Марии Федоровны

в Гатчинском дворце. 1940


Для личных апартаментов были выбраны комнаты антресольного этажа, маленькие и невысокие. Мария Федоровна в письмах неоднократно отмечала уют комнат, похожих на каюты, «отсутствие туалетов и стеснения». В письме к матери от 8 октября 1886 года она писала: «...живем мы здесь как кроты — вполне для себя и только по воскресеньям даем большие обеды, а обычно обедаем здесь с двумя, самое большее, с тремя лицами из живущей здесь свиты».




Наследник цесаревич Александр Александрович со своей супругой цесаревной и великой княгиней Марией Фёдоровной, Санкт-Петербург, конец 1860-х.




Сыновья:Сергей,Владимир,Александр и Георгий



Друг юности царя князь В.П. Мещерский и вовсе не мог оправиться от удивления после посещения дворца: «Я пришел в изумление, когда пройдя все залы, все гостиные и спустившись вниз по лестнице в какой-то коридор, остановлен был скороходом у одной двери и услышал от него, что это дверь в кабинет императрицы.





Кабинет Марии Федоровны.


Я... вошел в маленькую комнату, где застал императрицу в обстановке, где не было заметно малейшего признака роскоши и где никак нельзя было себе представить жилище русской царицы. После аудиенции у императрицы тем же коридором я был проведен скороходом до комнат государя. По приемной, в которую меня ввели, я увидел те же маленькие комнаты и ту же полнейшую простоту, а когда вышедший камердинер мне сказал: "Государь Вас просит", и я вошел в кабинет русского государя, мне показалось, что я в комнате скромного по положению и по средствам жильца в хорошо содержимом доме».




Александр с супругой и ее сестрой





Кабинет Александра в Гатчине   











Это мнение было расхожим среди современников Александра III, удостоившихся аудиенции в личных комнатах императора и не подозревавших о роскоши остальных помещений дворца, куда проникнуть было еще труднее. Весь дворец показывали по специальному разрешению, водили туда, как на экскурсию, и не всякому это было доступно.





Великий князь Михаил Александрович с собакой на мосту у Белого озера. 1890-е

Великий князь Михаил Александрович

с собакой на мосту у Белого озера

Семья императора Александра III на балконе Гатчинского дворца. Собственный сад. 27 мая 1888

Семья императора Александра III

на балконе Гатчинского дворца


Построенный как охотничий замок для фаворита императрицы Екатерины II Г.Г. Орлова, Гатчинский дворец приобрел статус императорской резиденции уже со времени Павла I. Императоры Николай I и Александр II посещали его во время отдыха, балов и охоты, благоустраивая каждый по своему вкусу, поэтому во дворце постепенно оформились роскошные интерьеры и сформировались уникальные коллекции.







В центральном корпусе дворца находилось одно из самых крупных в Европе собраний оружия; стены украшали гобелены XVIII века, живописные полотна известных отечественных и зарубежных мастеров. В галереях Арсенального каре располагалась коллекция восточного искусства; здесь сохранялись мебель предыдущих эпох и ценные предметы декоративно-прикладного искусства, которыми бережно пользовались.




Столовая




Первая приемная императора Александра III в Гатчинском дворце. 1940. Фотограф М.А. Величко

Первая приемная императора Александра III

в Гатчинском дворце. 1940

Третья приемная императора Александра III в Гатчинском дворце. 1940

Третья приемная императора Александра III

в Гатчинском дворце. 1940


У Александра III было четыре приемных зала и кабинет в бельэтаже Арсенального каре, обстановку которых он подбирал сам. В Гатчинский дворец закупались и привозились из других дворцов живопись, иконы, фарфор - их размещением император занимался лично. «Устраивал картины Зичи в Арсенале и вазы в галерее», «в 3 1/4 был в залах, устраивал старинную мебель», «устраивал образа в церкви» — постоянно отмечал государь в памятных книжках.






Гардеробная




Императрица прием своих посетителей проводила в бывших залах Александры Федоровны - жены императора Николая I. В случае особо значимых приемов гости собирались в залах XVIII века - Белом, Тронных, Мраморной столовой. В дни праздников или памятных дат для трапез нижних чинов и прислуги использовались третий этаж центрального корпуса и помещения Кухонного каре.




Во все проекты по переустройству дворца и парка царь вникал сам; известны его консерватизм и бережливость в проведении некоторых работ — резолюции по этому поводу вызывают улыбку. Устройство калориферного отопления в некоторых комнатах Гатчинского дворца он комментировал так: «Для чего? Я не понимаю, отопление отличное и чудная тяга». В ведомостях предполагаемых работ по Гатчинскому парку отмечено: «Тоже совершенно лишняя работа».



О проволочной изгороди в Зверинце в ИЗО погонных саженей написано: «Это должно быть ошибка, тут нет и 300 саженей». Переустройство в Петергофе царской купальни вызвало возражение: «Это почему? Оставить и не трогать». Мнение императора по поводу изменений в облике исторических памятников в процессе их перестройки выдает в нем тонкого знатока истории и искусства: например, на предложении заменить Горбатый мост в Гатчинском парке железным он написал резолюцию: «Горбатый мост возобновить совершенно в том же виде», а по поводу исправления решетки у Собственного садика заметил: «Я еще увижу сам».




Александр III лично принимал реставрационные работы, делая точные замечания: «возобновить совершенно как было» (о новых рамах); «чтобы при восстановлении живописи открытые древние изображения были возможно менее записаны» или «не употреблять ни лаки, ни мастики».



Столовая императора Александра III в Гатчинском дворце. 1940. Фотограф М.А. Величко

Столовая императора Александра III

в Гатчинском дворце. 1940

Вторая гардеробная императора Александра III в Гатчинском дворце. 1940

Вторая гардеробная императора Александра III

в Гатчинском дворце. 1940







В первые годы царствования, обходя парк и Зверинец, неповторимый облик которых формировался еще в XVIII веке, император сам намечал необходимые работы: деревянные мостики заменили железными, круговые дороги приспособили для верховой езды, проводили санитарные рубки леса. Были отреставрированы парковые постройки - Горбатый мост, круглая беседка (павильон Орла), Восьмигранный колодец; отремонтированы каменные мосты и терраса-пристань (все постройки XVIII века).




Павильон Венеры



В 1887 году капитально отремонтировали павильон Венеры, паромные пристани и Чесменский обелиск, здание Адмиралтейства. Из хозяйственных построек были возведены новые корпуса дворцовых оранжерей и различные подсобные садовые помещения. (Теплицы дворца состояли к тому времени из 35 отделений, где кроме цветов и саженцев выращивались персики, виноград, сливы, абрикосы и земляника. Фрукты и цветы из гатчинских оранжерей поступали на нужды не только Гатчинского, но и других дворцов.) К 1891 году парк был приведен в образцовое состояние, и в дальнейшем требовалось лишь поддержание его в ухоженном виде.




Остатки оранжереи





Приоратский  парк и дворец



При Александре III преобразился Приоратский парк - любимое место отдыха горожан. В 1885 году на берегу Глухого озера выстроили две купальни; в последующие годы при входе в парк появились новые дороги и ворота, каменный мост, деревянные мостики; возвели сторожевые домики по образцу тех, что были ранее в дворцовом саду. В уникальном землебитном Приоратском дворце произвели ремонт.



Гатчина. Ворота при входе в Приоратский парк

Ворота при входе в Приоратский парк

Гатчина. Пруд в Приоратском парке

Пруд в Приоратском парке


Работы по большому Гатчинскому дворцу касались в основном благоустройства помещений здания. Дворец был электрифицирован и телефонизирован, были заменены водопровод и канализация. В исторических залах обновили паркет, провели дополнительное калориферное отопление вместо печного.




Церковь домовая


Особую заботу проявлял император о дворцовой церкви, которая представляла собой первое культовое сооружение города и перестраивалась при императорах Павле I и Николае I. К концу XIX века в ней были сосредоточены многочисленные исторические и художественные раритеты: образ Спаса Нерукотворного, которым Екатерина II благословила Павла на первый брак; культовые изделия с украшением из слоновой кости работы императрицы Марии Федоровны, жены Павла I; драгоценные иконы и утварь, пожалованная в церковь императорами и подаренная им подданными. При Александре III стены церкви обили красным сукном, на котором он сам размещал вновь поступившие иконы и пасхальные яйца, поднесенные при христосовании. На время пребывания в Гатчине приходились крупные праздники: Рождество, Вербное воскресенье и Пасха.




Отделка главной парадной лестницы Арсенального каре выполнена по по проекту архитектора Р. И. Кузьмина в 1840-1850-е годы.




На Страстной неделе перед Пасхой императорская семья и родственники, бывшие в это время во дворце, исповедовались во внутренних покоях. В Чистый четверг совершалось таинство Евхаристии (причащение), в пятницу был вынос плащаницы. Крестный ход шел по коридору бельэтажа Кухонного каре в сопровождении всей императорской фамилии. П









орядок выноса был практически одинаков во все годы: за двумя гоффурьерами шли певчие, за ними два официанта несли хоругви, далее - два псаломщика с большими свечами. Плащаницу несли духовенство, кто-нибудь из великих князей, министр двора, обер-гофмаршал и генерал-адъютант. Далее шествовали государь и все остальные.



Гостиная императрицы Марии Федоровны в Гатчинском дворце. 1940. Фотограф М.А. Величко

Гостиная императрицы Марии Федоровны

в Гатчинском дворце. 1940

Спальня императора Александра III и императрицы Марии Федоровны в Гатчинском дворце. 1940. Фотограф М.А. Величко

Спальня имп. Александра III и имп. Марии Федоровны

в Гатчинском дворце. 1940


В 12 часов ночи был выход к слушанию Утрени и Божественной литургии, совершаемой духовником императорской семьи и придворным духовенством. К литургии и разговению во дворец приглашались: особы, проживающие в Гатчинском дворце, офицеры Сводной Почетной роты и Собственного Его Величества конвоя. Из Петербурга прибывали все личные адъютанты и лица, состоявшие при государе в бытность наследником.





Арсенальное каре. Спальня Александра III и Марии Федоровны.


От лейб-гвардии Кирасирского Ее Величества полка приглашались командир, дивизионные и эскадронные командиры, полковой адъютант, а также начальник и батарейные командиры 24-й Артиллерийской пехотной бригады.




Дамы были в высоких белых платьях, кавалеры - в парадной форме. Придворные чины и военная свита собирались в комнатах перед церковной лестницей, прочие - на площадке перед церковью. По окончании службы их величества с их высочествами и чинами, бывшими на литургии, проходили в Арсенальный зал. Там все христосовались с государем, а императрица жаловала к руке. В зале за круглыми столами разговлялось обычно около 80 человек. Собственный стол сервировался на 14 персон, на него ставились окорока ветчины и телятины, чайный прибор.





Арсенальное каре. Спальня великой княгини Ксении Александровны.




В понедельник после Светлого Христова Воскресения все шли к литургии и праздничному завтраку. Во вторник офицеры Кавалергардского полка приглашались к Маршальскому завтраку в Белом зале дворца (бывшие комнаты императора Павла I). В этот день Мария Федоровна принимала офицеров лейб-гвардии Кирасирского полка, шефом которого она была. Все последующие дни проходили также в приемах, представлениях и поздравлениях.







Обычно в Китайской галерее Арсенального каре император принимал депутации от дворян, городских обществ различных губерний, а затем в Арсенальном зале христосовался с офицерами войск гвардии, фельдфебелями и унтер-офицерами. Императрица всех жаловала к руке, а нижние чины одаривала фарфоровыми яйцами.







Даже если по стечению обстоятельств Пасха заставала царскую семью в Петербурге (в последние годы на Всенощную ездили в Зимний дворец), неизменно, по возвращении в Гатчину, несколько дней продолжалось христосование с сотнями посетителей: комнатной прислугой, камер- и гоффурьерами, скороходами, чинами Императорской охоты и Конюшенного ведомства, городовыми, певчими, сторожами, садовниками, матросами - для этого царская семья специально выезжала в парк.




В гатчинском парке.


На церемонию брали с собой и детей, которые с охотой христосовались со всеми. «В 1 час христосовались, я: [с] лакеями, казаками (несколькими), маленькими певчими и кучерами»; «на Пасху папа подарил брошку, а мама - маленькую чернильницу», - записала великая княжна Ксения в памятной книжке.







В Гатчинском дворце в отсутствие хозяев проводилась пасхальная служба, к которой допускались посторонние лица по усмотрению управляющего дворцом. Дети очень ответственно относились к поручениям родителей поздравить всех. «Мой милый, милый Папа. Все яйца, которые ты мне поручил дать известным лицам, розданы; но все-таки нам еще нужно 5 больших яиц и 6 малых. Я могу наверно сказать, что пока ничего не перепутал», - беспокоился Николай в письме к отцу на Пасху 1884 года.







В Гатчине....Счастливы вместе.


Ежегодно в Гатчине отмечали Рождество. Готовиться начинали заранее: выбирали подарки для гостей, развешивали и поправляли образа в церкви, отбирали фарфоровые и стеклянные вещи для лотереи и подарков, стряпали. Маленькая Ксения вспоминала елку 1884 года, когда она «получила много вещей», а на «елке хлопали хлопушки».





Арсенальное каре. Личные покои. Фотография начала XX в.


Даже Михаил, будучи уже подростком, писал, что «валялся в кровати и думал о елке». 8-10 елок для их величеств, августейших детей и братьев императора ставились в Желтой или Малиновой гостиных (на первом этаже Арсенального каре). К Всенощной съезжалась царская семья - великие князья с семьями. Кто не приезжал в Сочельник, появлялись утром к литургии и праздничному завтраку в Арсенальном зале, на который приглашались также лица по списку.



Вид на Гатчинский дворец и яхты

Вид на Гатчинский дворец и яхты

Вид на Белое озеро и Лебяжий остров в Гатчинском парке

Вид на Белое озеро и Лебяжий остров в Гатчинском парке

25 декабря днем после фамильного завтрака ехали с детьми и великими князьями в манеж Кирасирского полка на елку для нижних чинов Собственного Его Величества конвоя, Сводно-гвардейского батальона и дворцовой полиции. Мария Федоровна собственноручно раздавала подарки. На следующий день поездка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Для офицеров праздник устраивался 26 декабря в Арсенальном зале: напротив бильярда ставились елка и стол с подарками, после раздачи которых всех угощали чаем. Когда подросла Ксения Александровна, они с императрицей стали выезжать на рождественских праздниках в детский приют.






Перед отъездом 31 декабря на зимнее проживание в Аничков дворец в Петербург, где начинался зимний бальный сезон, Александр III принимал в Гатчине митрополита Новгородского и Петербургского с братией (до 15 человек монахов). Иногда митрополита сопровождал архимандрит Сергиевой пустыни. В Белом зале центрального корпуса в присутствии их величеств они славили Христа, после чего угощались вином и закуской из рук государя и государыни.





Дети, особенно младшие, покидали Гатчину с сожалением. «Беби в постели, у нее небольшой кашель, в 3 1/4 ч. мы с нею простились и поехали в ужасный город», - сокрушался Михаил, любитель природы и активного отдыха.





Великие князья.

Одним из религиозных праздников, всегда отмечаемых во время пребывания царской семьи в Гатчине, был День перенесения Мальтийских Святынь. Он был учрежден при императоре Павле I в 1799 году, после того как мальтийские рыцари, получившие покровительство русского императора, в знак благодарности преподнесли ему в Гатчине десную [правую. - И.Р.] руку Иоанна Крестителя, икону Божией Матери Филермо, писанную евангелистом Лукой, и часть Животворящего Древа Христова.






С тех пор святыни каждый год 12 октября привозились в Гатчину из Зимнего дворца, куда были отправлены на хранение, и выставлялись на поклонение жителям. После постройки в 1851 году при императоре Николае I собора св. апостола Павла святые мощи по парку и городу крестным ходом из Гатчинского дворца переносились туда. При Александре III во дворце служилась ранняя литургия, на которую приглашались лица по специальным билетам.



Э.П. Гау. Церковь Гатчинского дворца. 1875

Э.П. Гау. Церковь Гатчинского дворца. 1875

Гатчина. Покровская церковь в Мариенбурге

Покровская церковь в Мариенбурге


В Гатчине народная инициатива встречалась с желаниями и вкусами царя, находя материальное и духовное воплощение. В городе это особенно коснулось строительства церквей и часовен. На собранные средства на городском кладбище была построена церковь Всех Святых в память убитого императора Александра II.







20 ноября 1888 года в Егерской слободе состоялось освящение Покровской церкви, заложенной в мае 1886 года. «В 10 ч. поехали на освящение церкви на Егерской слободе и там же обедня.



Премилая и симпатичная церковь». Необходимо заметить, что таковой она стала не без старания самодержца. Когда объем храма был почти готов, Александр III, заметив его малые размеры, приказал увеличить площадь и выделил необходимые средства. Церковь в срочном порядке перестроили. От Егерской команды Александру III была поднесена икона.


Завершилось освящение праздничным завтраком на 90 персон в Арсенальном зале. В последующие годы строительство часовен и ведомственных церквей при инициативе снизу и под патронажем императорской семьи было продолжено.


http://history-gatchina.ru/owners/alex3/palace.htm/

Литература:

Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний. // Глава V. «Император Александр III». — Париж, 1933.

Витте С. Ю. Воспоминания: Детство. Царствование Александра II и Александра III. // Глава 18-я «Император Александр III»

Боханов А. Н. Император Александр III. — М., 2001.

Зайончковский П. А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. — М., 1970.
Чернуха В. Г. Александр III. // Александр Третий. Дневники. Воспоминания. Письма. — СПб., 2001.
Вельяминов Н. А. Воспоминания об Императоре Александре III / Публ. [вступ. ст. и примеч.] Д. Налепиной // Российский архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. — С. 249—313. — [Т.] V.
Дронов И. Е. Сильный, Державный…: Жизнь и царствование Императора Александра III. — М.: Русский издательский центр, 2012. — 752 с.,


http://history-gatchina.ru/,http://valeryanna.dreamwidth.org//,


Tags: Архитектура, Дворцы, История, Королевские династии, Русь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments