Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Дворцы Германии: Рейнсберг.



(Schloss Rheinsberg)









Рейнсбергский дворец — дворец-замок на восточном берегу озера Гринерикзе в Рейнсберге приблизительно в 100 км к северо-западу от Берлина в районе Восточный Пригниц-Руппин.



В Средние века на месте дворца находился ренессансный замок с водяным рвом, построенный в 1566 году по заказу рода Бредовов. Он получил повреждения во время Тридцатилетней войны и, сменив несколько владельцев, в конце концов в марте 1734 года был приобретён за 75 тыс. талеров прусским королём Фридрихом Вильгельмом I.



Фридрих Вильгельм I и Фридрих II Великий



Приведу одну цитату лучшего знатока прусской истории, Теодора Фонтане. В своем романе-завещании «Штехлин» (1897-1898), он писал о короле Фридрихе Вильгельме I: «Этот человек, удивительно вписавшийся в свое время и тогда же опередивший его, не был оценен достаточно высоко. Он не только упрочил королевскую власть, но и, что гораздо важнее, создал фундамент для новой эпохи. Разобщенность, своекорыстную раздробленность и произвол он заменил порядком и справедливостью». Вот так, отец оказался в тени, отброшенной сыном.



Рвы вокруг дворца.


А теперь о матушке Фридриха Великого.Мать — София-Доротея Ганноверская, дочь курфюрста Ганновера,затем короля Великобритании Георга I и его супруги Софии Доротеи Брауншвейг-Люнебургской-Целльской, принцессы Альденской. София Доротея росла у своей бабушки, Софии Ганноверской. Воспитывалась вместе с родным братом, Георгом Августом, ставшим впоследствии английским королем Георгом II, и прусским кузеном, наследным принцем Фридрихом Вильгельмом, будущим королем Пруссии и ее мужем. Никаких особенных дружеских чувств в то время дети друг к другу не испытывали.Воспитанная во французском духе, София Доротея была тонкой и художественно одарённой натурой, интересовавшейся искусством, литературой и модой. По свидетельствам современников была также честолюбива и высокомерна.


Портрет Софии Доротеи Ганноверской


София Доротея никогда не была красавицей. Ее лицо было усыпано оспинками, но она была высокой, статной и, хоть и склонной к полноте, но всегда обладала хорошей фигурой, даже впоследствии, несмотря на многочисленные беременности. Она понравилась принцу своей «основательностью». В июне 1706 г. в Ганновере состоялось обручение. Семейная жизнь у пары сложилась. София Доротея быстро  приспособилась к характеру мужа, его капризам и его болезни: он страдал от подагры.



София Доротея заботилась о нем до самой его смерти 31 мая 1740. Король же взамен позволял ей участвовать в политической жизни. Вскоре после его восшествия на престол, он назначил Софию Доротею регентом на время его отлучек. Министрам было приказано в случае необходимости сообщать обо всем королеве. Королева также исправно выполняла свой супружеский долг, родив в течение 24 лет брака 14 детей: шесть мальчиков и восемь девочек, их которых 10 достигли взрослого возраста. Фридрих был вторым ребёнком в этой многодетной королевской семье.Мать любила и баловала мальчика. Наибольшим же расположением и дружбой маленького принца пользовалась его старшая сестра Вильгельмина (будущая маркграфиня фон Байрёйт).




Антуан Пэн (Antoine Pesne). Портрет Фридриха  и Вильгельмины.



А вот с отцом у Фридриха отношения не складывались. «Король - солдат», как называли отца, преклонялся перед армией. Поэтому при первой возможности с Фридриха сняли детское платье и нарядили в мундир. С пяти лет его обучают ружейным приемам, заставляя выработать из себя храброго солдата.



Мальчик же больше любит музыку, отдавая все силы постижению основных правил органной игры и теории музыки. Упорно изучает французский язык с первых лет жизни и владеет  им едва ли не лучше, чем родным благодаря своей первой воспитательнице - госпоже Рокуль, по происхождению парижанке протестантского происхождения. В отличие от отца, который забавлялся медвежьими травлями и выступлениями канатных плясунов, Фридрих находил удовольствие в чтении, умной беседе, упражнениях в игре на флейте - любимом своем музыкальном инструменте.



Подобные пристрастия сына вызывали яростное раздражение отца. За Фридрихом установлена настоящая слежка. О каждом его шаге докладывают Фридриху-Вильгельму. Отец отбирает у него книги, ломает флейты и избивает мальчика. Обстановка в королевской семье становится все более напряженной.В 1730 году восемнадцатилетний Фридрих решается бежать из страны. Этот эпизод его биографии общеизвестен и подробно изложен в исторической литературе. Побег оказался неудачным, ведь его готовили второпях двое совсем молодых и неопытных людей: сам принц и его близкий друг поручик фон Катте.



Этот обаятельный и легкомысленный прожигатель жизни, к тому же человек начитанный и умный, явно покровительствовал принцу на правах старшего. При попытке бегства Фридрих был схвачен и перевезен в Кюстринскую крепость, где ему предъявили обвинение в государственной измене, так как он собирался бежать во враждебную Пруссии Англию. Впрочем, хотя король выказывал гнев, и, казалось, даже собирался настаивать на высшей мере в отношении наследника, Фридриху вряд ли угрожала опасность расстаться с жизнью. Но для Каттэ обстоятельства складывались плачевно.



Он был казнен перед окнами камеры Фридриха, чтобы запугать наследника. Однако Фридриху удалось поступиться лишь свободой и материальными благами: "Полк принца, экипажи и обстановка были у Фридриха отобраны, штат распущен, а частью наказан, любимые книги до 4000 томов распроданы; молоденькая дочка потсдамского ректора, склонность к которой Фридрих выразил в некоторых подарках, была публично наказана и заключена на 3 года в работный дом, а камердинер принца попал в Шпандау."



Почти год Фридрих безвыездно провел под надзором в Кюстрине и впервые снова появился при дворе лишь в ноябре 1731 года, в день свадьбы своей сестры Вильгельмины с маркграфом Бейрейтским. Король поставил ее брак непременным условием освобождения Фридриха. Вторим его условием было требование женитьбы сына на Елизавете Кристине Брауншвейгской-Бевернской, племяннице австрийской императрицы. Помимо династических соображений король считал брак верным средством для того, что обуздать темперамент принца и положить конец его бесконечным увлечениям.



Скрепя сердце Фридрих повиновался отцу и судьбе. После этого Фридрих был окончательно прощён и в 1732 году назначен шефом Нойруппинского пехотного полка, получив боевое крещение в войне за польское наследство. А в июне 1733 года совершилось бракосочетание Фридриха и Елизаветы Кристины.




Кристина и Фридрих


В новой семье принцесса не нашла никакой любви и поддержки. Свекровь — королева София Доротея — ненавидела невестку уж только потому, что королеве не удался так называемый «английский марьяж» любимого сына с английской принцессой Амелией. Сёстры Фридриха, особенно Вильгельмина, постоянно третировали молодую женщину. Язвительная маркграфиня в своих воспоминаниях оставила весьма нелестные отзывы о принцессе Эльзе: «Она высока ростом, но дурно сложена и дурно держится. Белизна её ослепительна, зато румянец слишком яркий: глаза её бледно-голубые, без всякого выражения и не обещают особенного ума.



Рот её мал; черты миловидны, хотя неправильны; все лицо так невинно-простодушно, что можно подумать с первого взгляда, что головка её принадлежит двенадцатилетнему ребёнку. Белокурые волосы вьются от природы, но вся красота её обезображивается нескладными, почернелыми зубами. Движения её неловки, разговор вял, она затрудняется в выражениях и часто употребляет обороты, по которым надо угадывать, что она хочет сказать». Неприязнь прусских принцесс вызывала и неряшливость невесты.




Гигиена при прусском дворе находилась на недосягаемой для всей остальной Европы высоте, поэтому девушка, родившаяся и выросшая в провинциальном Вольфенбюттеле действительно казалась весьма неопрятной. Юный принц Фридрих также не проявлял к молодой жене должного интереса, относился к ней скорее снисходительно, чем с любовью.Предполагают, что еще во время пребывания в Нойруппине Фридрих, отлично зная местность, выбрал в качестве своей резиденции Райнсберг, куда молодожены и переехали в 1736 году, после приобретения королем для Фридриха замка на озере Гринерик.



Фридрих Вильгельм подарил усадьбу своему сыну кронпринцу Фридриху, будущему королю Пруссии Фридриху II. В 1736 году Фридрих вместе со своей супругой принцессой Елизаветой Кристиной переехал в южное крыло Райнсбергского дворца.




К 1740 году дворец был реконструирован под руководством архитекторов Иоганна Готфрида Кемметера и Георга Венцеслауса Кнобельсдорфа. Во дворце был настроен один этаж, а восточное крыло было удлинено на 25 м.



Слева в углу вход в музей, начало осмотра на 2 этаже. Немощных посетителей поднимают  лифтом. Справа в углу вход в литературный музей польского писателя Курта Тухольского, благодаря сочинениям которого Райнсбергский дворец обрёл литературную известность.Во времена ГДР в замке располагался санаторий для лечения больных сахарным диабетом, что привело к запустению многих помещений и сейчас идет реставрация дворца. Большинство покоев второго этажа отреставрированы, и можно полюбоваться интерьерами времен Фридриха Великого и его младшего брата принца Генриха Прусского, которому Фридрих подарил замок после восшествия на трон.



Фридрих с благодарностью вспоминал годы, проведённые в Райнсберге, и называл их самыми счастливыми в жизни. В 1740 году Фридрих взошёл на прусский трон и покинул Райнсберг. Спустя четыре года Фридрих подарил Рейнсбергский дворец своему брату Генриху Прусскому, который въехал туда вместе со своей супругой Вильгельминой Гессен-Кассельской в 1752 году.



Над планами дальнейшей реконструкции дворца работали Георг Фридрих фон Боуман и Карл Готтгард Лангганс. В 1785—1786 годах были возведены два придворцовых павильона. Ещё при жизни Генрих приказал построить для себя склеп в виде усечённой пирамиды, известный ныне как Рейнсбергский обелиск, где он и был похоронен в 1802 году.



Литературную известность Рейнсбергский дворец обрёл благодаря сочинениям Теодора Фонтане и Курта Тухольского.






Во время путешествия по Шотландии Фонтане увидел замок на воде, напомнивший ему о Рейнсбергском дворце неподалёку от его родного Нойруппина, что подтолкнуло писатель на четырёхтомный труд «Странствия по марке Бранденбург».



Во время Второй мировой войны во Рейнсбергском дворце хранились вывезенные из Сан-Суси художественные ценности. В ГДР во дворце размещалась клиника для диабетиков.






В настоящее время дворец находится под управлением Фонда прусских дворцов и садов Берлина — Бранденбурга. Во дворце также размещается литературный музей Курта Тухольского. Ежегодно летом в Рейнсбергском дворце проводится музыкальный фестиваль камерной оперы.





Из передней следуем в концертный зал. Он занимает всю ширину крыла второго этажа. Благодаря тому что окна расположены на длинных сторонах зала и на западной торцевой стороне, зал полностью залит светом. Многократное преломление света на водной поверхности озера, проникая сквозь окна еще больше усиливается расположенными в межоконных промежутках и над камином зеркалами, заключенными в позолоченные рамки.



Отделанные розовым и серым мрамором стены с коринфскими пилястрами на торцевых стенах и позолоченным декором гармонично поддерживают этот  эффект. Обрамленный розовой лепниной с позолотой потолок создает иллюзию открытого небосвода.Потолочные росписи Антуана Пэна




из музыкального зала попадаем в покои  принцессы Амалии, сестры принца Генриха Прусского (красная комната).





 1756 году принц Генрих перестроил комнаты, первоначально занятые придворными дамами кронпринцессы и подготовил их  к приезду своей сестры Амалии. Позже здесь была устроена галерея из 8 картин, среди которых находится и висящий над камином портрет принца Генриха  принадлежащий кисти Иоганна Генриха Тишбейна (1769 г.), изображающий принца как победителя в битве под Фрайбургом. К покоям Амалии относится и так называемый лаковый кабинет, основным украшениям которого являются четыре восточноазиатские настенные панели, выполненные в технологиии красного лака в китайском стиле и расположенные за стеклом. В кабинете установлены также 30 настенных консолей с восточноазиатским фарфором.




лаковый кабинет




Muschelsaal




Объединив 4 жилых комнаты,которые занимала кронпринцесса, в 1769 году под руководством интенданта-строителя Карла Вильгельма Геннерта был реализован проект Карла Готтарда Лангганса по устройству нового мраморного, или ракушечного зала, что является ярким примером ранней фазы перехода в Бранденбурге от рококо к раннему классицизму.




Потолок мраморного зала , отделанный ракушками, улитками и кораллами  (работа Карла Фулле). В процессе реставрации зала утерянные ракушки и улитки заменялись керамикой, имитирующей их.



Мраморный (ракушечный) зал, стол с керамическими изделиями, изготовленными по технологии предложенной Карлом Фулле.








картинная галерея








Портреты кронпринца Фридриха и кронпринцессы Елизаветы Кристины.В 1802 году в галерее насчитывалось 50 картин, среди которых работы Antoine Pesne,Nicola Lancret,Jean-Baptiste-Marie Pierre и других.










Главная лестница дворца. На лестничной площадке портрет принца Генриха от Anna Dorothea Therbusch, ок. 1773 г.



Портрет Доротеи



Покои кронпринца Фридриха






Портреты короля Пруссии Фридриха Вильгельма I 




картинная галерея дворца.




картинная галерея летних покоев



Портрет  королевы Пруссии Софии Доротеи работы Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа  в интерьере дворца.



Новое помещение библиотеки, которую приц Генрих устроил в 1785 г. рядом со своими апартаментами,ибо собрание его книг выросло до 5000 томов и стрые помещения библиотеки кронпринца Фридриха стали тесными.



 













======================




https://franksfotografieblog.de/schloss-rheinsberg-erkunden//


Stiftung Preußische Schlösser und Gärten Berlin-Brandenburg (Hrsg.): Schloss Rheinsberg, 2. überarbeitete Auflage, Deutscher Kunstverlag, Berlin München 2012.

Theodor Fontane: Wanderungen durch die Mark Brandenburg. Band 1 (Grafschaft Ruppin) „Rheinsberg“

Andrew Hamilton: Rheinsberg. Das Schloß, der Park, Kronprinz Friedrich und Bruder Heinrich. Ausgewählt und hrsg. von Franz Fabian. Nach einer Übersetzung [aus dem Englischen] von Rudolf Dielitz. (zuerst erschienen in London 1872), Aufbau Verlag, Berlin 1992, ISBN 3351021119

Ludwig Sternaux: Mein kleines Sanssouci. Schloß Rheinsberg und seine Erinnerungen. Hahn's Erben, Berlin 1936

Tags: Архитектура, Германия, Дворцы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
По поводу моего вчерашнего поста "Я разорён", каюсь, был не прав, однако получил очень полезный фитбек. Об этом подробно... (фото: Яндекс Картинки, кадр из к/ф Во все тяжкие) Возможно было глупо использовать стандартную подачу информации, а именно "кликбейт", когда пишу…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments