Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Category:

Екатерина Алексеевна и братья Орловы.(ч. 2)


Фавориты у российского престола.




Заметьте, читатель, как часто сильные мира сего в экстремальных ситуациях своих подданных на борьбу с чем-то посылали. Так, Пушкин был послан Николаем I на борьбу с саранчой и, оскорбленный в своих лучших чувствах, написал такой вот лаконичный рифмованный рапорт: «Саранча летела, летела, села-посидела, все съела и опять улетела». Григорий Орлов, не обладающий поэтическим даром, ссылку свою прокомментировал весьма прозаически: надулся, затаил злобу и на просьбу Екатерины вернуть ей ее унизанный бриллиантами портрет драгоценности выколупывает и отсылает, портрет же оставляет себе. Вот, мол, мучайся теперь угрызениями совести. И она мучается, но только не угрызениями совести, а страхом. Ибо она знает дикий и неуправляемый характер Григория. Воспитателю Павла I Панину, не разделявшему ее страхи, она ответила так: «Вы его не знаете. Он способен извести меня и великого князя».



Мраморный дворец


Алексей Разумовский у Елизаветы Петровны бывал буен лишь во хмелю, да и то мебель рушил, на царицу же никогда руку не поднял, а Григорий Орлов и по-трезвому непредсказуем. Он, упаси бог, даже дворец, скажем, поджечь может. Но он «красного петуха» в матушкины апартаменты не пускал, а вот сам в красном кафтане туда проникнуть вознамерился.


Но было это непросто, потому что Екатерина у двери в свою спальню приказала сделать железный засов и камердинер Зотов должен был сторожить у двери с заряженными пистолетами. Но стражу Екатерине вызывать не пришлось; Григорий Орлов — сама любезность и покорность, он даже преподносит матушке государыне перстень с огромным бриллиантом, который потом по всем аукционам мира будет появляться под именем бриллианта графа Орлова, или Надир-шаха. Впрочем, мы вам уже о нем рассказывали.




Интерьер Мраморного дворца



Все действия Григория Орлова начали носить печать какой-то неуравновешенности, нервности и свидетельствовали о его смятенном состоянии. То он пир на весь мир закатывает с оргиями и попойками, то, переодевшись в женское платье, в маскарадах участвует, то, замкнувшись за железными замками, как сыч в своем имении сидит, насупленный и несчастливый. По всему видно, что почва уходит из-под ног этого человека. Вдруг начинает переписку с самим Руссо, приглашая его в свое имение, обещая все блага, где тот как в раю будет. Руссо поблагодарил и отказался. Словом, Григорий Орлов мечется и мучается. От него потребовали, чтобы он вел себя мирно и уступил место другому фавориту. Григорий Орлов не захотел. Так просто взять и уйти? И он начинает подозревать императрицу по отношению к себе в самых отвратительных намерениях: когда к нему, уже изрядно больному, царица прислала доктора, он, увидев его, закричал: «А, ты, конечно, принес мне бургундское вино, которое так охотно пил Петр III», — намекая на возможность своего отравления.


Этого уже Екатерина стерпеть не могла. Она вежливо, но настойчиво рекомендует в письме к Орлову переменить воздух и место, поскольку, как она слышала, он не совсем здоров.




Дмитрий Невзоров. Алексей Орлов-Чесменский на Свирепом. Не ранее 1796 г.



Муки Григория Орлова императрица прекратила разумно. Она женит его на своей фрейлине и двоюродной сестре Григория красавице Зиновьевой. Вот ведь какое совпадение: отец Орлова тоже Григорий и тоже был женат на Зиновьевой, другой, конечно.


И так страстно матушке императрице хотелось побыстрее отделаться от непредсказуемого фаворита, что она даже решение синода попрала. Синод запрещает браки с близкими родственниками, к коим и двоюродные братья и сестры относились, а царица разрешает.





Служебный флигель Мраморного дворца


 Молодожены получают дорогие подарки от царицы: из чистого золота туалет, не уступающий по красоте и ценности туалетам царственных особ, 6000 душ крестьян, 150 тысяч наличными, сервиз за 250 тысяч рублей, заказанный в Париже, и Мраморный дворец.Григорий Орлов, несколько успокоенный, уезжает за границу с молодой женой, но та почему-то очень скоро умирает в заморских краях, не оставив ему наследника.




Grigoriy Orlov by Shubin



Но перед смертью эта романтическая особа, неимоверно влюбленная в своего мужа и двоюродного брата, успела написать такой вот романс, который сама и распевала:



С тобой мы ввек соединились.

Счастливы дни теперь пришли.

Любим ты мной, и я тобой!

Чего еще душа желает?

Чтоб ты всегда мне верен был,

Чтоб ты жену не разлюбил,

Мне всякий край с тобою рай 


Ну и что же, дорогой читатель, что литературно не ахти, зато от чистого сердца шли эти желания влюбленной и несчастливой женщины. Ибо ни верность, ни любовь не были уделом натуры Григория Орлова, а возле домашнего очага он чувствовал себя, как сокол, заключенный в клетку. Постоянство тоже не было его сильной чертой. Он и от матушки-царицы-то по разным девкам бегал, с чем Екатерина II должна была считаться и, чтобы удержать своего любовника, большую свободу ему давала.




Мозаичный портрет Григория Григорьевича Орлова. Ломоносовская мозаичная мастерская. С.-Петербургская губ., Копорский уезд, с. Усть-Рудица. 1764. Смальта, мозаика. 



Зиновьева, влюбленная как кошка в своего двоюродного братца, с таким трудом получившая после отказа в синоде личное разрешение Екатерины на их женитьбу, считала, что их любовь должна быть навеки. Но Орлову нужна слава, жажда власти, наслаждения и, конечно же, многочисленные любовные связи. Между супругами, как говорится, пробежала кошка. Она, оскорбленная его упреками, все больше сохнет, как каждая чувствительная душа, заболевает туберкулезом, а он все меньше уделяет ей внимания. Ну и зачахла бедная Зиновьева, не нашедшая рая в чужом краю, а только свою смерть.




Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны. Русский музей. 


Несчастный и вконец разочарованный жизнью Орлов возвращается в Россию и здесь под Петербургом в своих многочисленных поместьях предается кутежам и необузданному разврату и потихоньку сходит с ума. И такое о его кончине историки навыдумывали, что нам прямо совестно их отрывки приводить. Скажем коротко: Григорий Орлов совсем с ума сошел и в припадке сумасшествия лицо себе экскрементами мазал. Наконец, 13 апреля 1783 года умер в Москве. Когда он умер, Екатерина написала утешительное письмо его родным. «Я имела в нем друга. Вместе с вами оплакиваю его. Чувствую в полной мере цену потери и никогда не позабуду его благодеяний».


После смерти Орлова стали ходить слухи о его отравлении якобы Потемкиным, которому надоело «комедианство» царицыного фаворита. Никаких доводов по поводу насильственной смерти Орлова не приводилось, а повторять сплетню, как это сделал историк М. Пыляев, нам не очень желательно, да и сам историк в своих выводах опирается на очень сомнительную информацию: «Ходили слухи, что Орлов умер от яда, данного ему будто Потемкиным»




Стефано Торелли. «Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами». 1772.



На протяжении всей истории человечества всегда в смерти известных людей предполагалась насильственность — от яда! В действительности эти предположения сбывались только в 20 процентах случаев. Так что не будем принимать во внимание эту сплетню.


Так закончил жизнь этот удивительный фаворит, чтобы уступить место еще более удивительному и непредсказуемому — князю Потемкину. Но прежде чем речь 6 нем зайдет, надо бы нам толком разобраться с менее «яркими звездами» на альковном небосклоне Екатерины Великой. Их всех перечислить — задача не из легких. Они всегда были в жизни Екатерины. И до ее замужества с Петром III, когда она юной принцессой горячо влюблялась в не очень ее достойных мужчин, и когда нелюбимой женой Петра III была, вечно им игнорируемой и оскорбляемой. Тогда ее сложное чувство, состоящее из коктейля оскорбленного самолюбия, разочарования и неоправданных надежд, заставляло благожелательно к своему ложу любовников подпускать. Тогда-то первые ласки великой княгини получил некто Сергей Салтыков, которого некоторые историки с отцовством Павла связывают. Но безответственность суждений нам уже известна, и брать их во внимание мы не собираемся. Салтыков любовником Екатерины был, конечно, но отцом Павла был Петр III — вот наш вывод.





Выставка "Национальная портретная галерея", 2012. Неизвестный художник (Ж.Л.де Велли ?). Портрет графа Орловского Чесменского и князя Г.Г.Орлова. 1770-е гг.


Ну что же, дорогой читатель, раз рассказали мы вам о «сложном» фаворите Екатерины Великой Григории Орлове, не помешало бы и о его братце Алексее немного поговорить. Эта яркая личность тоже фаворит царицы. Мы не уверены только в том, что связывали его с Екатериной, кроме государственных, еще и интимные делишки. Хотя некоторые, как нам кажется, необъективные историки уверяют, будто бы и любовь физическая была, и даже сын будто бы у царицы от Алексея родился.


Мы не будем опровергать эти необоснованные сплетни, мы скажем только то, в чем хорошо уверены: Да, Алексей Орлов пользовался расположением царицы, да, у нее было особое к нему отношение, да, она его ценила и одаривала титулами, почестями и богатствами, так ведь это в знак благодарности за получение престола русского, в чем Алексей Орлов не хуже братца усердствовал. Но чтобы сразу в постель его тащить?!


Личность Алексея Орлова замечательна во всех отношениях — и по сумасбродству, и непредсказуемости ну разве только с Потемкиным может сравниться. Рослый, стройный, громадный, с широкими плечами, сильный (подковы, как калачики хлебные, мял, а раз поднял колесо у застрявшей кареты, на которой императрица ехала), и на всю щеку глубокий шрам. О нет, не в битвах завоеванный! Это ему сын коменданта Кронштадтской крепости Шванович в трактирной драке саблей полоснул. Постыдный для воина, прямо скажем, шрам. Но носил он его гордо, словно в тяжелой битве получил. А он и впрямь вояка знаменитый и очень скромный. О своих победах над врагом трактаты не расписывал, а победив врага в Чесменской битве, коротко и ясно брату эту победу так описал: «Государь братец, здравствуй! За неприятелем мы пошли, к нему подошли, схватили, сразились, разбили, победили, потопили, сожгли и в плен обратили. А я ваш слуга, здоров, Алексей Орлов»




Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский



Алексей Орлов — натура широкая, многогранная. Его обеды в доме за Московской заставой у Крымского брода — это же поэма. Чего только сам дом стоит: стены в гобеленовых обоях, с печами изразцовыми на золоченых ножках, с собранием древнего оружия и великолепнейших картин. А двор! О боже: тут и лучший зверинец, и птичник с самыми лучшими в мире голубями, тут и пышные, но укромные беседки и фонтаны и огороды, но самое главное — изумительный конный завод, на котором выводилась и продавалась за бешеные деньги необыкновенная порода скакунов — помесь арабской, фламандской и какой то там еще породы.


На баснословных пирах графа Алексея Орлова под лимонными и померанцевыми деревьями нередко садилось до трехсот и более особ. А сам грустный! Почему? А это он о княжне Таракановой вспомнил и теперь раскаивается. Но об этом ниже. А сейчас он весельчак и большой шутник. Появилась, скажем, мода на лорнеты, и высшее общество доводит пользование этим предметом до абсурда. Ну, Алексей Орлов берет старого, дряхлого, даже почти издыхающего мерина, напяливает на его глаза большущие жестяные очки, а на грудь привешивает надпись: «А ведь только трех лет!» и ведет по улицам Москвы.

Возникла мода на изящные и очень дорогие мужские костюмы, расшитые бриллиантами и золотым шитьем, — Алексей напяливает мещанскую круглую шляпу, надевает кафтан из простого домотканого сукна и в таком виде появляется на балу.



И вот такого молодца выслала Екатерина Великая за границу с секретной миссией. С какой? А вот слушайте дальше.





Перезахоронение Петра III в 1796 году. Погребальная процессия (фрагмент). На фоне процессии выделяются царский жезл-скипетр и Большая императорская корона, которую по приказанию Павла I несли граф А. Орлов, князь Ф. С. Барятинский и П. Б. Пассек — участники убийства императора.


Где-то в Италии в 1775 году появляется красавица то ли с восточным, то ли со славянским лицом, но очень красивая, с окружающими ее со всех сторон польскими магнатами во главе с Карлом Радзивиллом. И вот эта полувосточная красавица заявляет во всеуслышание, что она, видите ли, дочь Елизаветы Петровны и готова поделиться с Екатериной Великой троном, если та отдаст ей половину российских земель. Что за наглость, что за непревзойденное нахальство, дорогой читатель, не правда ли?





Дом.А.Орлова в Нескучном саду



Ну, Екатерина Великая, больше возмущенная, чем испуганная, посылает братца Григория Орлова Алексея, или Алексана, как его друзья называли, разобраться в этом деле, а нахальную негодницу любыми путями доставить в Петербург. Алексей выбрал, конечно, морской путь, а для завоевания доверия самозванки — путь любовный. Он так ее заморочил своим ухаживанием, притворной влюбленностью, так щедро осыпал богатствами и поклонением, что эта наивная самозванка, подстрекаемая польской шляхтой, абсолютно в него влюбилась. В театр с Алексеем счастливая под ручку идет, глазами сверкая, в ложе королевой сидит, а Орлов ей поминутно ручки целует. Мы уж не говорим, дорогой читатель, об их упоительных ночах.


Алексей в ночной тишине выведал всю ее подноготную, которую ей поляки подсунули. Дескать, она дочь Елизаветы Петровны и Разумовского, ее рано вывезли в Италию и там воспитали, и поэтому в русском языке она ни бельмеса не понимает, что, конечно, отнюдь не является помехой в ее стремлении стать русской царицей. Мало ли какие русские царицы, воспитанные в прусском духе, не совсем правильно по-русски выражались.





Портрет графини Евдокии Николаевны Орловой-Чесменской



Ну, Орлов, конечно, все Екатерине об этом донес, а сам сажает доверчивую красавицу в шлюпку, везет ее на свой корабль, отплывает от берега, и «прощай, родная Италия»! Тараканова, Алексея в роскошной каюте дожидаясь в преддверии сладких любовных утех, глянула в иллюминатор, а там вместо пушек, стреляющих в ее честь, узрела тишь да гладь морскую. Она к двери кинулась, а стража ей дорогу закрывает и вежливо говорит: «Извините, великая княжна, но вы арестованы!» Она в слезы, что-то там о коварстве мужчин на французско-немецком языке лопочет и о своей беременности толкует. Алексей только смеется и шрам потирает: вот будет довольна матушка императрица! Но Екатерина довольной не была!


Как царица она, конечно, одобряла поступок Орлова: Тараканова привезена и находится в Шлиссельбургской крепости, стало быть, опасность, может, и почище Пугачева, устранена, но как женщина не очень одобряла. Ей казалось, что «Македонский — это, конечно, великий герой, но зачем же стулья ломать?» То бишь зачем же доходить до такого рвения в исполнении ее поручения, мало того, влюблять в себя бабу, да еще и беременной ее делать! И она это свое недовольство в мягкой, но холодной форме Алексею выразила. Помнила великая государыня, что даже в кровожадном Риме беременных женщин ценили и под топор палачу не бросали. И сколько преступниц времен Тиберия и Калигулы, обвиненных в государственной измене, бежали к любовникам и слезно их молили быстренько ребеночка им сотворить, дабы жизни свои уберечь.





К. Д. Флавицкий. «Княжна Тараканова», 1864, Государственная Третьяковская галерея



Ну, конечно, ребенок у Таракановой родился в стенах Шлиссельбургской крепости. И, по преданию, когда отец, Алексей Орлов, явился в подземные казематы на своего отпрыска взглянуть, Тараканова в него плюнула. Но потом след ребенка теряется и до сих пор ни историками, ни пронырливыми хроникерами не найден. По одной версии, взял его на воспитание Алексей Орлов, в люди вывел. И сын его, Александр Алексеевич Чесменский, который у Потемкина генерал-майором потом появится, — это и есть сын Таракановой. И будто бы уж очень просил Алексей Орлов светлейшего князя Потемкина, чтобы присмотрел за ним.


Но это одни историки говорят, которым душещипательные истории Александра Дюма не совсем еще оскомину набили. А другие, более реалисты, чем романтики, утверждают — ничего подобного, ребенка убили и закопали в стенах крепости. Мы склонны этим вторым больше поверить: ну зачем так скандально прижитого ребенка оставлять, разными подозрениями историю путать — треснули его головенкой о кирпичные стены, как это сделали с дочерью Калигулы, и дело с концом! Но, конечно, оговоримся заранее — это только наши личные домыслы, на документах не основанные! А в документах — какая-то путаница произошла. Там утверждается, что в бумагах Ивана Шувалова был найден документ, из которого вытекает, что Иван Шувалов, находясь 15 лет за границей, очень заботился о какой-то Анне, по-видимому, своей внебрачной дочери, рожденной в 1745 году (Таракановой было 23 года), и в Персию ей большие суммы денег посылал (Тараканова была в Персии).





И.И.Шувалов



А потом еще поползли слухи о какой-то монашенке Таракановой, томящейся в стенах Московского Новоспасского монастыря, мимо которого будто бы Алексей Орлов никогда не проезжал.



А потом еще такой вот слух пополз: «В замке „Островки“, принадлежавшем Потемкину, время от времени появляется привидение. Здесь в сумраке задумчивого парка видели молодую женщину с ребенком на руках, иногда слышатся крики и стоны, а по ночам показывается наверху в башне убиенный горем старик. По преданиям, это бродят жертвы властолюбия и низких страстей князя Потемкина. Старожилы уверяли, что здесь будто бы томилась в первое время со своим ребенком несчастная княжна Тараканова». Не верьте, дорогой читатель, этим старожилам, как и картине Флавицкого. Тараканова умерла в 1766 году в Шлиссельбургской крепости от чахотки (наводнение будет через год). «Инвалиды вырубили на внутреннем дворике крепости яму и зарыли там тело умершей Таракановой. Горничную, взяв клятву о молчании, отпустили на все четыре стороны. Она уехала в чужие края» 


Фельдмаршал Голицын вынужден будет написать Екатерине Великой рапорт с неутешительным резюме: «Самозванка до самой смерти утверждала, что она дочь Елизаветы Петровны».


Рискуя навлечь ваше неудовольствие, дорогой читатель, а может, даже заклеймение графоманством у какого строгого академика, повторим еще раз уж больно полюбившуюся нам пословицу, так точно применимую к ложу Екатерины, что свято место пусто не бывает.


Tags: История, Королевские династии, Русь
Subscribe

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments