Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Люстры как искусство



Люстры как искусство





Паникадило


Заходя в дом, мы автоматически нажимаем выключатель и… Все озаряется ярким светом. Вряд ли в этот момент кто-либо из нас задумывается о том, сколь долог был путь люстры сквозь века. В наши дни, несмотря на то, что многие вовсе отказываются от использования люстр в доме в пользу других светильников, данный предмет по-прежнему является одним из самых привлекательных и оригинальных предметов интерьера, способных подчеркнуть изысканность обстановки и вкус хозяев.




Нидерланды


Много веков подряд люстра является одним из основных осветительных приборов. Меняются и ее форма (от изысканного декора до чисто технологической, утилитарной функции), и содержание (от свечей к электричеству). Но сама люстра остается неотъемлемым атрибутом жилья.

Люстра  — подвесной потолочный светильник, предназначенный для создания бестеневого освещения (в отличие от точечного источника) помещений. Размеры люстры (расстояние между отдельными точечными источниками) и количество точечных источников света в ней определяют равномерность освещения помещения. Изначально в качестве источника света использовались свечи, сегодня чаще всего можно встретить лампы накаливания, люминесцентные лампы и светодиодные лампы.


Хрустальная люстра — Капитолийские музеи (Рим).

Подвешивается к потолку и, как правило, состоит из нескольких подсвечников или ламп, обычно с декоративно-оформленной арматурой и различными элементами для рассеивания света.



Если пролить свет на давние страницы истории человечества, мы узнаем, что светильники существовали всегда. Их прообразом служил очаг.
Сложно представить, но история такого обыденного в наши дни элемента интерьера, как люстра, простирается на многие века назад. Ведь первая лампа появилась около 70 000 лет до н.э. Представляла собой эта лампа самодельный факел, к помощи которого прибегнул пещерный человек, не желая проводить ночи в кромешной темноте.



Позже появились факелы, которые давали боковое освещение, - «предки» современных бра. Затем наступил черед глиняных масляных светильников, лучин и лампад.



Первые упоминания о подвесных светильниках – предках современных люстр – относятся ко времени расцвета древнеегипетской цивилизации. Тогда они представляли собой чаши, наполненные маслом, свисавшие с потолка на цепях.  


 


Однако долгие годы еще должна была развиваться и прогрессировать человеческая цивилизация, чтобы   в Древнем Египте появились приспособления, отдаленно напоминающие современные лампы. Это были светильники фундаментального вида, колоны с углублениями сверху, функционировавшие за счет сгорания масла, которыми они были наполнены.



Первые подвесные светильники – лампады – встречались еще в эпоху античности. Они крепились к потолочным балкам или консолям и представляли собой чаши, заполненные маслом или животным жиром.
В Византии появились подвесные люстры: к бронзовой конструкции крепились стеклянные лампады. Такие светильники могла себе позволить только высшая знать.



В Средние века настоящим прорывом стало изобретение свечей. Они были более экономичными и простыми в использовании, чем масляные лампы. Постепенно стали появляться новые виды светильников, рассчитанные на свечи.


Первые прототипы современной подвесной люстры появились в конце XVII столетия. Конструктивно они представляли собой одну или несколько чаш, выполненных в форме круга или овала, которые закрепляли на потолочных балках либо консолях. Роль горючего в таких «плафонах» выполняло масло, жир или нефть, которое поджигали при помощи специального фитиля.



Греческие мастера первыми задумались о том, чтобы придать потолочному светильнику привлекательный декоративный вид. Так появилось многосвечное «паникадило». Такие люстры изготавливали из меди, бронзы и даже серебра. Плафоны-лампады покрывали позолотой или художественной росписью. Традиционные примеры этих светильников можно увидеть в православных храмах, а стилизованные под паникадило современные люстры несложно найти



Искусство изготовления люстр развивалось и совершенствовалось. Его апогеем принято считать эпоху правления французского короля Людовика XIV, когда многие предметы быта знатных людей становились настоящими произведениями искусства, выполненными лучшими мастерами Европы. Даже свое нынешнее название люстра получила от старофранцузского «lustre» - «сияющий». И действительно, металлическая конструкция причудливой конфигурации, украшенная позолотой, декоративными коваными элементами, хрустальными подвесками, переливалась и сверкала от пламени множества свечей всеми цветами радуги.



 Такие люстры на сотни свечей озаряли огромные дворцовые залы, использовались в храмах и соборах. До сих пор во многих языках люстра называется канделябром, слово происходит от французского «свеча».



Люстры же с использованием хрусталя вошли в обиход позднее – к 16 веку, когда началась обширная добыча природного хрусталя. Общество высших слоев осознала преимущества использования люстр перед свечами из воска, которые давали значительно меньше света. Обстановка больших комнат, дворцовых зал совершенно иначе заиграло в свете, которым наполняли помещение хрустальные люстры. Кроме того, присутствие в интерьере элементов, выполненных из хрусталя, подчеркивало статус человека – не каждый мог позволить себе такую роскошь.



Вплоть до 17 века основной поток хрусталя для люстр шел с сицилийского острова Мурано, однако со временем, когда добыча хрусталя распространилась максимально широко, местные мастера лишились своей монополии.





А как раз в 17 веке, во Франции, и родилось имя для светильника, столь известного нам сегодня. Именно в переводе с французского «lustre» означает «освещать, сиять». Поначалу это имя носили только хрустальные светильники, однако позже так начали называть и все остальные подвешиваемые к потолку осветительные приборы.



Со временем люстра прочно заняла место в домах разных слоев населения и стала центральным источником освещения в комнатах. Особенно это усилилось с началом эпохи электричества.





В производстве люстр с давних пор применяются самые разнообразные материалы – бронза и медь, серебро и золото, стекло и камень, олово и кованое железо. Первые люстры делали из металла и хрусталя. Самыми престижными и изысканными считались светильники из муранского и богемского стекла.





Широко использовались цветное стекло и позолота. Постепенно мастера стали отходить от подвесок и вычурных узоров, предпочитая строгость и торжественность классицизма, но затем вновь вернулись к использованию хрустальных подвесок. В XVIII-XIX веках люстры играли значимую роль в интерьере, поэтому смена его стиля в первую очередь отражалась на их внешнем виде.



Люстра крытой галереи железнодорожной платформы «Инновационный центр Сколково».



Сегодня люстры – это светильники, которые крепятся к потолку и состоят более чем из двух ламп. В зависимости от модели и габаритов, они помогают визуально изменить восприятие пространства, расширить его или сузить, сделать выше или ниже потолки. Если люстра находится близко к потолку, он зрительно увеличится.



При высоких потолках можно украсить комнату подвесной люстрой, она обозначит обеденную зону или рабочее место. В идеале она должна иметь регулятор высоты, чтобы в любой момент ее можно было опустить или поднять до требуемого уровня.


Также люстры различаются по способу коммутации: могут включаться как все лампы сразу, так и в разных предзаданных сочетаниях.




Многие современные люстры оборудуются пультом дистанционного управления, который позволяет переключать режимы работы светильника, в том числе в плавном режиме.




Электрическая люстра может быть оборудована встроенным или внешним светорегулятором, а также можно встретить выключатели со встроенной подсветкой.



В православных храмах центральную люстру называют Паникадило (верхний снимок).


Люстры бывают нескольких видов.





- Классические состоят из 4-6 плафонов, сделанных из прозрачного или полупрозрачного стекла; они могут иметь круглую, овальную форму или напоминать колокол, могут быть направлены вверх или вниз. Такая люстра подойдет к любому типу интерьера.









- Хрустальные отличаются от классических тем, что вместо стекла в них используется  хрусталь. Они хорошо смотрятся в просторных помещениях с изысканной мебелью. Часто такие светильники бывают снабжены подвесками, разноцветными мерцающими каскадами.




- Люстры с элементами флористики (растительные мотивы в конструкции, цветочная форма плафонов) подойдут для кухни или детской, лучше всего сочетаются со стилями кантри и модерн.




- Люстры с абажуром ярко освещают комнату, так как весь поток света направлен в одну сторону. Абажур может быть пластиковым, металлическим или напоминать декоративный стеклянный витраж.



- Современные люстры могут быть выполнены из металла, стекла и бронзы. Часто встречаются вставки из цветного стекла. Такие люстры могут иметь броскую, пеструю отделку. Вариантов дизайна множество. Эти светильники будут уместны в помещении, оформленном в стиле модерн или в более современных стилях (минимализм, хай-тэк). Часто их размещают в ванных, но здесь предпочтительны прозрачные плафоны, которые не будут привлекать внимание.



Технический прогресс не стоит на месте – помимо появления люстр из новых материалов, в повседневную жизнь вошли светильники с пультами управления. Теперь можно управлять освещением из любой точки комнаты, менять яркость и направление света.




Люстра не просто соответствует стилю комнаты, она создает атмосферу и уют обжитого места, подобно ее старинным предшественникам.  Она не только изящно выглядит и поражает продуманностью деталей и тонкой работой, но и станет верным хранителем домашнего очага.







На фото представлены люстры от фабрики Masca





На фото представлены люстры от фабрики Eurolampart





На фото представлены люстры от фабрики Jago



Церковные люстры:





























В интерьерах общественных зданий





















Во дворцах и замках







































 В театрах









=======================



Люстры // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1958. — Т. V. — Стб. 181—183 — 588 с.


http://larevolution.ru/books/istoriya-vozniknoveniya-lyustry.html/


https://www.neopoliscasa.ru/article/35987/


Tags: Люстры, Прикладное иск-тво
Subscribe

promo ariananadia март 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments