Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Category:

Фавориты у российского престола-Николая Павловича(2)

Фавориты у российского престола:при дворе Николая Павловича(2)





Николай Павлович


Николай I, как и его братья Александр I и Константин, был большим ценителем женской красоты, а потому, кроме постоянных фавориток, заводил любовные интриги и со многими женщинами, в том числе и с замужними, что порой выливалось в светские скандалыИмператор Николай I Павлович, в то время 37-летний мужчина, в полном расцвете сил и здоровья, как все Романовы, начиная с Петра I, весьма темпераментный и любвеобильный, оказался при живой жене «соломенным вдовцом». Александра Феодоровна чувствовала свою вину, не препятствовала его любовным связям, но очень страдала, о чём мы узнаём из мемуаров её фрейлины — Тютчевой, дочери знаменитого поэта.Как человек основательный, Николай Павлович любил заводить проверенные и длительные связи, хоть иногда это и не спасало его от небольших скандалов.
Ходили слухи, что царь "осчастливил" всех более или менее хорошеньких дам и девиц во дворце.Николай I устраивал своим любовницам выходное пособие в12 тысяч рублей и обеспечивал покладистому мужу продвижения по службе. Такую сумму получила фрейлина Смирнова–Россет, автор знаменитых «Записок».




Николай I и цесаревич Александр Николаевич среди офицеров лейб-гвардии Конного полка. 



Кроме Нелидовой,Николай I имел еще одну длительную связь — с Еленой Андреевной Цвиленевой, внебрачной дочерью графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского. Она тоже была человеком из своей среды: её двоюродным братом был граф Алексей Григорьевич Бобринский, сын Екатерины II и её фаворита Григория Григорьевича Орлова.



Елена Андреевна много лет была любовницей-фавориткой Николая I. За это время она родила Николаю Павловичу восемь детей. Воспитывать своих детей во дворце, где проживали его законные жена и дети, в России было не принято, хоть это и практиковалось во Франции, при дворах Людовиков XIV и XV. Однако признать детей своими Николаю I всё же удалось: он присвоил им фамилию Николаевы. Есть сведения, что их потомство существует и поныне.
Николай I, как и его братья Александр I и Константин, был большим ценителем женской красоты, а потому, кроме постоянных фавориток, заводил любовные интриги и с другими женщинами, в том числе и с замужними, что порой выливалось в светские скандалы.


Светская красавица, фрейлина, фаворитка императора Николая I | Фото: gallery.ru

Светская красавица, фрейлина, фаворитка императора Николая I  


Благодаря портретам кисти Петра Соколова наши современники могут представить, как выглядели первые красавицы пушкинской эпохи. А благодаря воспоминаниям современников – сделать выводы о том, какими они были. Однако об одной из них – княжне Софье Александровне Урусовой, в замужестве княгине Радзивилл, сохранились весьма неоднозначные отзывы. Какой же на самом деле была красавица, покорившая Николая I и Александра Пушкина?


П. Ф. Соколов. Портрет С. А. Урусовой, 1832 | Фото: pinterest.com



П. Ф. Соколов. Портрет С. А. Урусовой, 1832  


Софья Александровна была одной из трех дочерей князя Урусова. По свидетельству французского историка Марка Фурнье, в Москве 1820-х гг. «было три грации, дочери князя Урусова, три красавицы, справедливо считавшиеся украшением московского общества того времени». А Софья Александровна отличалась особенной красотой и обаянием: «Она была высокая и ловкая, во всем ее облике была удивительная свежесть»; «Нельзя было встретить цвет лица чище и свежее. Ее волосы спадали мягкими и обильными волнами на округлые плечи – со всею роскошью античного контура. Особенно хороши были ее глаза, большие голубые, полные света и неги, глаза, излучавшие вокруг какую-то магнетическую силу».


П. Ф. Соколов. Портрет С. А. Урусовой (предположительно), 1827-1828 | Фото: gallery.ru

П. Ф. Соколов. Портрет С. А. Урусовой (предположительно), 1827-1828  


Если о красоте Софьи Урусовой современники отзывались единогласно, называя ее «царицей московских красавиц», то об интеллекте и моральных качествах сохранились противоречивые отзывы. Некоторые именовали ее «богиней глупости» и рассказывали о ней анекдоты. Например, такие: однажды на балу кавалер спросил княжну о том, что она читает. И та ответила: «Розовенькую книжку, а сестра моя читает голубую». В другой раз влюбленный в нее князь Мещерский долго и упоенно рассуждал о литературе, пока девушка не прервала его вопросом: «Скажите, князь, какое Вы употребляете мыло, когда бреетесь?». А по словам других знакомых, так о ней могли говорить только завистники, а на самом деле княжна была доброй и милой девушкой.


Сестра Софьи, княжна Мария Александровна Урусова | Фото: radikal.ru
Сестра Софьи, княжна Мария Александровна Урусова  


Сестры Софьи были замужем, одна – за Мусиным-Пушкиным, другая – за Кутайсовым. В доме Урусовых часто устраивали приемы, и на одном из них в 1827 г. с Софьей познакомился Александр Пушкин. По воспоминаниям современников, на него «красота и любезность молодых хозяек действовала возбудительно, и он бывал весьма весел, остер, словоохотлив». Княжна тоже не обделяла его вниманием, чем вызвала ревность своего поклонника В. Соломирского, давно в нее влюбленного. И тот вызвал Пушкина на дуэль. Благодаря усилиям общих друзей конфликт удалось уладить.


Император Николай Павлович и императрица Александра Федоровна | Фото: liveinternet.ru

Император Николай Павлович и императрица Александра Федоровна  


Софья была фавориткой императора Николая I. Марк Фурнье писал: «Император не заслуживает никакого упрёка (в супружеской измене), если не считать нескольких нежных изъявлений, тайно сделанных юной княжне, прославившейся своей красотой... Княжна Урусова, бесспорно, представляла собой законченный тип русской красавицы». Долли Фикельмон также говорила о двусмысленном положении княжны Урусовой при дворе, так как поведение Софьи Александровны выражало «абсолютное смирение перед императрицей, но было не совсем естественным перед императором, смесь робости, замешательства и интимности».


Ф. К. Винтерхальтер. Портрет Ольги Николаевны, дочери Николая I | Фото: art.mirtesen.ru
Ф. К. Винтерхальтер. Портрет Ольги Николаевны, дочери Николая I  


Великая княжна Ольга Николаевна пыталась развеять слухи о связи отца с княжной Урусовой: «Она была красавица, энергичная, высокого роста, с чудесным голосом альтового тембра, и за её холодной внешностью скрывалась страстная натура. Немногие рисковали приблизиться к ней: был пущен слух, что Папа к ней неравнодушен. Это было неправдой. Никто другой, кроме Мама, никогда не волновал его чувств». Ее поддерживала и Смирнова-Россет, утверждавшая, что «Урусова была горда и глупа, но чиста, как хрусталь».


Ф. К. Винтерхальтер. Портрет Ольги Николаевны, дочери Николая I, королевы Вюртембергской | Фото: art.mirtesen.ru

Ф. К. Винтерхальтер. Портрет Ольги Николаевны, дочери Николая I, королевы Вюртембергской 


А после ее ждала судьба многих фрейлин, о которых Н. А. Добролюбов писал: «Обыкновенно порядок был такой: брали девушку знатной фамилии во фрейлины, употребляли ее для услуг благочестивейшего, самодержавнейшего государя нашего, и затем императрица Александра начинала сватать обесчещенную девушку за кого-нибудь из придворных женихов»</span>. В 1833 г. Софья Урусова вышла за князя Льва Радзивилла. Об этом союзе многие отзывались скептически. Так, П. Вяземский писал В. Жуковскому: «Урусова вчера обратилась в княгиню Радзивилл, по крайней мере, духовно: о дальнейшем преображении не ведаю. Да едва ли! Он был очень болен и не совсем ещё оправился, а женился потому, что последние дни настали».


Ф. К. Винтерхальтер. Портрет княгини Софии Радзивилл, 1864 | Фото: gallerix.ru
Ф. К. Винтерхальтер. Портрет княгини Софии Радзивилл, 1864 | Фото: gallerix.ru


О дальнейшей судьбе княгини Радзивилл сохранилось мало сведений. Известно, что с 1846 г. она была владелицей особняка на Дворцовой набережной, 16, и много времени проводила за границей, вдали от мужа. В 1850- х гг. княгиня блистала в парижских салонах, где о ней говорили: «Она была очень изящная и величественная, но считалась за женщину капризную и высокомерную». Она скончалась в 1887 г. в Париже и там же была похоронена.

Княгиня Софья Радзивилл (предположительно), 1848 | Фото: yavix.ru
Княгиня Софья Радзивилл (предположительно), 1848.


Некие «васильковые дурачества»




Император Николай I на балу. 1830-е. А. И. Ладюрнер. Коллекция Подстаницких



«Васильковые дурачества» (bluettes) Николая I — определение, которое император будто бы давал своим незначительным любовным связям или просто флиртам.


«Словарь петербуржца» приводит это словосочетание как локальный синоним «царским развлечениям»
А. И. Соколова — судя по всему, первая, широко употребившая это выражение до революции — в 1910 году, описывает происхождение словосочетания так:
«…Но, помимо этой серьезной и всеми признанной связи [с Варварой Нелидовой], за Государем подчас водились и маленькие анекдотические увлечения, которые он бесцеремонно называл „дурачествами“, перекрестив их в оригинальное наименование „васильковых дурачеств“ с тех пор, как услыхал, что Ф. И. Тютчев поэтически назвал их „des bluettes“».
Сергей Андреев-Кривич обращает внимание на ошибку перевода: слово bluettes никакого отношения к слову «василёк» (bluet, bleuet) не имеет . Это слово с французского переводится как: «искорки; короткие и остроумные литературные произведения, влечения, амуры, симпатия» 



Дочери Николая



Мемуаристы-современники Николая I, много писавшие о личной жизни императора и его симпатиях, это выражение, судя по всему, ни по-русски, ни по-французски не употребляли.
Расхожим оно становится лишь в ХХ веке. Пушкиновед Павел Щёголев в статье 1923 года «Николай I в дневнике Пушкина» пишет: «О так называемых „васильковых дурачествах“ Николая у нас есть кое-какие сведения, но до революции об этой стороне жизни Николая почти нельзя было писать. Едва ли не об одном из таких васильковых дурачеств рассказывает Пушкин в записи об ухаживаниях Николая в Москве в 1834 году за московскими красавицами и московскими актрисами». Он же в 1928 году пишет: «На первом царском плане — увлечения длительные, с затяжной игрой в любовь, на втором — васильковые дурачества, мимолетные встречи, короткие удары» 
В 1926 году П. С. Сухотин написал обличительную комедию о Николае I «Васильковые дурачества», которая некоторое время шла в советских театрах. В 1945 году это выражение употребляет Леонид Гроссман.
Фельетонистка и журналистка Александра Соколова написала текст «Император Николай Первый и васильковые дурачества», опубликованный в 1910 году. Публикация этого достаточно ангажированного и неточного мемуара, видимо, является первым предъявлением словосочетания широкой публике.
В нём она вспоминала о годах, проведенных в Смольном институте в качестве воспитанницы. Соколова описывает красавицу Лавинию Жадимировскую (урожденную Бравур). На неё обратил свое внимание император, но она ему отказала. Спустя три года красавица сбегает от мужа с Сергеем Трубецким. Императору об этом докладывают, и он из мстительности направляет за ними погоню, влюбленную парочку арестовывают на пароходе в Одессе и возвращают в Петербург. Возвращённая мужу красавица вместе с ним сразу отбывает за границу, а на Трубецкого обрушивается весь гнев императора, и, разжалованный, он оказывается сослан на Кавказ.




Екатерина Петровна Мусина-Пушкина



«Впрочем, чтобы остаться в пределах строгой справедливости, следует сказать, что на почве подобных столкновений император Николай Павлович всегда оставался верен себе, и, кроме вышеприведенного примера с Жадимировской, мне известен также случай с княгиней Софьей Несвицкой, урожденной Лешерн, которой тоже была брошена покойным императором перчатка, и также неудачно».
Далее Соколовой описывается жена князя Алексея Яковлевича Несвицкого, которой Николай также сделал щекотливое предложение, был отвергнут, и когда через два года она завела любовника флигель-адъютанта Бетанкура, на того обрушился гнев государя. Бетанкур быстро отрекся от возлюбленной, чтобы спасти свою карьеру. В старости, спустя много лет, обедневшая княгиня Софья Несвицкая решилась подать на высочайшее имя прошение о вспомоществовании. Император сначала подписал бумагу о назначении пенсии, а потом вспомнил, о какой женщине идет речь и разорвал документ со словами: «Этой?!. Никогда… и ничего!!». По словам Соколовой, ей этот эпизод рассказала сама бедная старуха Несвицкая собственной персоной. (Позже жизни княгини С. Несвицкой Соколова посвятила роман «Царский каприз», СПб., 1911.)



Дочь Николая I ⠀ Софья Сергеевна Трубецкая была дочерью Екатерины Петровны Мусиной-Пушкиной, обвенчанной с Сергеем Васильевичем Трубецким (будущим секундантом Лермонтова) на большом сроке беременности. Современники считали, что отцом ребенка был император Николай I, ведь именно он организовал свадьбу. После рождения младенца супруги разъехались — Екатерина Петровна с ребенком уехала в Париж, а ее муж был послан служить на Кавказ. ⠀ Софья выросла красавицей. Когда ей было 18 лет, на коронации ее предполагаемого брата Александра II девушку увидел французский посол, герцог де Морни и сделал ей предложение. Герцога не смущала сомнительность происхождения Трубецкой: сам он был внебрачным сыном голландской королевы Гортензии Богарне. И более того, даже бравировал тем, что в его роду на протяжении нескольких поколений были только бастарды: «Я правнук великого короля, внук епископа, сын королевы», имея в виду Людовика XV и Талейрана (носившего, помимо всего прочего, титул епископа). В Париже новобрачная вошла в число первых красавиц. После смерти герцога она вышла замуж за испанского герцога Альбукерке, произвела фурор в Мадриде и в 1870 году установила там первую рождественскую елку (экзотический русский обычай!). ⠀ Ее портрет написан Винтерхальтером — модным портретистом той эпохи, который писал и королеву Викторию, и императрицу Марию Александровну. Букетик полевых цветов в руках красавицы и рожь в ее волосах намекает на естественность, простоту. Белый наряд подчеркивает это впечатление, как и жемчуг (баснословной, впрочем, стоимости).  Наконец, Соколова пересказывает эпизод, сообщенный ей Фёдором Тютчевым, которого она называет родоначальником выражения «васильковые дурачества». Император инкогнито во время прогулки встретил красивую простолюдинку на набережной, за несколько встреч завязал с ней знакомство и назначил свидание. Придя на бедную квартиру девушки, он узнал от кухарки, что девушка на самом деле его узнала, и очень расстроился. «Вернувшись из этой неудачной экскурсии, Николай Павлович сам рассказывал об ней своим приближённым и признал её самой глупой из всех своих „васильковых глупостей“», пишет Соколова. Таким образом, в своем тексте Соколова не описывает ни одного удачного ухаживания императора; в её пересказе он лично назвал так одно несостоявшееся свидание (то есть современное употребление этого выражения как синоним «серального разврата»[9] Николая I не соответствует тексту источника).

Также, как пишут современные комментаторы, Соколова неточна в деталях. Не упоминает она тот факт, что Трубецкой со своей возлюбленной в итоге воссоединились и стали жить вместе. Также она не пишет, что ранее император женил Трубецкого на беременной Екатерине Мусиной-Пушкиной (официально — беременной от Трубецкого, но по сплетням в обществе — от императора). Соколова описывает эту дочь Софью де Морни подробно, но не упоминает об этом возможном отцовстве императора. И при жизни Николая, и после его смерти, особенно после революции ходили многочисленные сплетни о чрезмерном сластолюбии императора, быстро ставшие элементом революционной антимонархистской пропаганды..

Н. А. Добролюбов писал:

«Можно сказать, что нет и не было при дворе ни одной фрейлины, которая была бы взята ко двору без покушений на её любовь со стороны или самого государя или кого-нибудь из его августейшего семейства. Едва ли хоть одна из них, которая бы сохранила свою чистоту до замужества.Обыкновенно порядок был такой: брали девушку знатной фамилии во фрейлины, употребляли её для услуг благочестивейшего, самодержавнейшего государя нашего, и затем императрица Александра начинала сватать обесчещенную девушку за кого-нибудь из придворных женихов» Хорошим примером является распространенная легенда о романе Натальи Гончаровой и Николая I, не имеющая никаких доказательств, которую тоже записывают в число его «васильковых дурачеств».
Современный исследователь Игорь Зимин на основе подробного изучения архивов пытается взглянуть на жизнь императора с другой стороны: «…следует подчеркнуть, что свои несемейные увлечения Николай I тщательно скрывал, и все выглядело весьма прилично. Современников, особенно дам, крайне интересовали эти „васильковые дурачества“.


При этом они дружно отмечали, что „дурачества“ занимали далеко не главное место в жизни императора, буквально заваленного многочисленными делами и скованного очень плотным рабочим графиком. Так, даже весьма осведомлённые дамы, с надёжными „источниками информации“ при Дворе, задавались вопросом: „Когда же царь бывает у фрейлины Нелидовой? В 9-м часу после гулянья он пьет кофе, потом в 10-м сходит к императрице, там занимается, в час или 1/2 опять навещает её, всех детей, больших и малых, и гуляет. В 4 часа садиться кушать, в 6 гуляет, в 7 пьет чай со всей семьей, опять занимается, в десятого половина сходит в собрание, ужинает, гуляет в 11, около двенадцати ложится почивать. Почивает с императрицей в одной кровати“»

Источники

https://biography.wikireading.ru/186602/

Жемчужников М. По поводу рассказа г-жи Соколовой «Император Николай I и васильковые дурачества» // Исторический вестник. 1912. № 1. С. 431—432
Соколова А. И. «Император Николай Первый и васильковые дурачества» // Исторический вестник. 1910. Т. 119. №. 1.

Tags: История, Королевские династии, Придворные дамы, Русь
Subscribe

  • Тропические сады дворца Монте.

    Тропические сады дворца Монте(Monte Palace Tropical Gardens) На вершине горы Monte над городом Фуншалом стоит белое трехэтажное здание,…

  • Сады Маунт Ашер.

    Сады ирландского поместья Маунт Ашер(Mount Usher Gardens) К югу от Дублина простираются земли графства Уиклоун - одного из…

  • Замки Франции:Вилландри.Часть 3.Сады и парки.

    Замки Франции:Château & Jardins de Villandry Часть 3.Сады и парки. Они прекрасно гармонировали с архитектурными комплексами, у которых…

  • Сад мира Альбера Кана

    Сад мира Альбера Кана(Les Jardin d'Albert Kahn) Альбер Кан — французский банкир и филантроп, создатель «Архива…

  • Сад сказочных цветов.

    Кавати Фудзи,Япония.Сад сказочных цветов. В маленьком городке Китакюсю, который находится в 4-х часах езды от Токио, есть…

  • Сад замка Чолмондели.

    Великолепный сад замка Чолмондели(Cholmondeley Castle) Часть северо-западных графств Англии, Чешир является излюбленным местом отдыха…

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments