Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Путешествие в поезде.

Путешествие в поезде. Самое первое в России

regnum_picture_14472424222185830_normal.jpg
Карл Петрович Беггров. Поезд Царскосельской железной дор.

Первой железной дорогой России принято считать Царскосельскую. Она была построена в 1837 году и соединила Санкт-Петербург с Царским селом (Павловском). Первые железнодорожные пути имели протяжность всего в 27 километров.
Торжественное открытие движения на участке Санкт-Петербург — Царское Село состоялось 30 октября 1837 года.
Первое путешествие на нем совершила императорская семья, приближенные правителя, а также сливки общества.
Сотни жителей Павловска и Царского Села, а также приехавшая из Петербурга публика в назначенное время собрались в Павловском парке. По приглашению Герстнера экипажи наполнились любопытными зрителями и пустились по дороге во всю «конскую прыть». Весь путь в 3,5 версты лошади с составом пробегали за 15 мин.
Вот как рассказывает об одной из таких поездок Е.А.Карамзина своему сыну Андрею Карамзину 29 сентября 1836 года:
«... в воскресенье все - от двора до последнего простолюдина -отправились смотреть пробу паровых карет на дороге в Павловск. ...Подъехали все четыре повозки, разделенные на два состава - в каждом по одной закрытой и по одной открытой, составляющие одно целое; пара не было, каждый состав тащили две лошади, запряженные одна за другой, гусем, в каждом составе помещалось около ста человек, лошади шли галопом. Проба эта была устроена для того, чтобы показать удобство и легкость такого способа передвижения; говорят, что к середине октября все будет готово, и кареты будут уже ходить паром, это очень интересно.»

rzhd-muzej-istorii-zapadno-sibirskoj-zheleznoj-dor_04.jpg
«Проворный» — паровоз, открывший движение по Царскосельской железной дороге, первой в России железной дороге общего пользования. Был изготовлен на заводе Стефенсона.

0206130948464.jpg

0206130948463.jpg
(из экспозиции железнодорожного музея Санкт-Петербурга)

Строительством руководил австрийский инженер Франц Герстнер.
Все детали как для самой дороги, так и для поездов были изготовлены в Бельгии и Великобритании.
К открытию Царскосельской железной дороги заводом Стефенсона было поставлено 2 паровоза — Проворный и Стрела. Паровозы проработали на дороге около 20 лет и были списаны в середине 50-х годов XIX века.

rzhd-muzej-istorii-zapadno-sibirskoj-zheleznoj-dor_08.jpg

Кстати, на российской территории первые образцы паровозной техники назывались пароходами.

Дым столбом - кипит, дымится
Пароход...
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье....
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.

"Попутная песня" Нестора Васильевича Кукольника (1809-1868)
посвящена первой в России железной дороге.
Положена на музыку М.И.Глинкой.

__large_ffa5c25dc504dce02d4e81273118ac59.jpg

__medium_6c8f1ce0f1eea45d7a24389a57e43daa.jpg
Музыкальный вокзал в Павловске

На вокзале в Павловске был открыт специальный концертный зал, где с большим успехом выступал Иоганн Штраус.

2020-04-16_00-40-15.png
Штраус в Павловске

regnum_picture_1447242441338976_normal.jpg
Адольф Иосифович Шарлемань. Павловский вокзал 30 октября 1862 г. 25-летие Царскосельской железной дороги

2020-04-16_01-05-34.png
Современный вокзал Павловска

Царскосельская железная дорога была 6-я в мире.
По поводу появления первых железнодорожных путей на просторах Российской империи, представляет интерес одно из высказываний самодержца Николая Первого, который посчитал, что дальнейшей необходимости в возведении подобных сооружений в России больше не существует. Названа и основная причина подобного высказывания. Российский император относил такие дороги к предметам, удовлетворяющих потребности богатых людей, нуждающихся только в роскошных жизненных условиях, что приводило по небезызвестному высказыванию министра финансов Егора Канкрина: «… к ненужному перемещению богатой части россиян с одного насиженного места на другое.» Особая тяга к путешествиям, особенно, за казённый кошт не приветствовалась.

688140_original.jpg

most_obvodnyj_kanal.jpg

Приняв по наследству российский трон, императору Александру Второму удалось пересмотреть политику своего венценосного отца, Основным событием такого пересмотра государственной политики в отношении строительства железных дорог на территории империи стали плачевные итоги ведения Крымской войны, когда отсутствующая транспортная инфраструктура так сильно ослабила военные силы страны.

В итоге пересмотра государем отцовского мнения, за реализацию проекта постройки железнодорожных путей по маршруту Москва – Крым взялась государственная корпорация, названная «Главным обществом РЖД». Названное «общество» не уложило ни одного метра железных путей. Искусственно обанкротилось, принеся государственной казне убытки в сумме сто тридцать миллионов рублей, а, тем временем, директор «Главного общества РЖД» стал владельцем престижного особняка в столичном Санкт-Петербурге, обзаведясь также имением в Орловской губернии.

2020-04-16_02-40-19.png

1200px-N_steam_loco.jpg

vek-19-3_800_Vstrecha-pervogo-poezda-na-stroyascheysya-Ryazano-Kozlovskoy-zheleznoy-doroge-vtoraya-polovina-XIX-veka-1.jpg
Московская железная дорога

Сегодня-то для основной массы людей понятно, что для такого большого государства, как Россия, появление новых железных дорог является простой жизненной потребностью. В середине девятнадцатого столетия цена одного доставленного пуда каменного угля с английской территории в столичный Санкт-Петербург стоила государственной казне двенадцать копеек. Аналогичная перевозка этого груза в таком же объёме с территории Донбасса обходилась казне по цене одного рубля. Причиной такой стоимости являлась большая нехватка хлебных продуктов в угольном регионе. На упомянутой территории часто возникали вспышки голодомора населения. Отсутствовала возможность переброски туда хлебного продукта из губерний, где, всё-таки, в эти лихие года имелся избыток данного вида провизии...

12507.jpg

IMG_4700-1024x701.jpg

vehicles-trains-80760.jpg

753492_original.jpg

00ed4895820ac1d182a1d826b3084401d7b073c5.jpg

0766c0813e09d95556503d3d04a88c16.jpg
(из экспозиции железнодорожного музея Санкт-Петербурга)

15.06.1865 года считается датой рождения Российского Министерства путей сообщения. В том году общая длина железнодорожных путей составляла всего три тысячи километров.

Зловещая атмосфера окутывала поезда : при строительстве дорог умирало очень много рабочих, их хоронили вдоль прокладываемой трассы. Одной из самых гибельных для строителей была железная дорога между Москвой и Петербургом. Николай Некрасов посвятил ей одноименную поэму, где в лунном сиянии мчался в поезде мальчик Ваня и видел жуткий сон:

Тень набежала на стекла морозные...
Что там? Толпа мертвецов!
То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.

1600px-KNIGA_VELIKII_PUT_VIDY_SIBIRI_94.jpg

9504420_1000.jpg

Q2BtyGj2QZQ.jpg

Самыми высокооплачиваемыми рабочими считались клепальщики мостовых сооружений. Каждая заклёпка для работяги стоила в размере одного рубля. За период рабочей смены допускалось забивка семи подобных заклёпок. Перевыполнение сменных заданий, как и осуществление «встречных, повышенных обязательств» не допускалось по причине появления возможного брака. Именно таким образом достигалось столь высокое качество возводимых дорожных объектов.

53cd0f0959fc7-retroua.com-STARYE-FOTO-1910-GOD.jpg
Вокзал Екатеринослава (Днепропетровск)

s1200-3.jpg

2020-04-15_23-20-11.png

2020-04-15_23-31-48.png

s1200-2.jpg

s1200-1.jpg

vsdb3upbfq4bo4unqb.jpg

zlkg8yxtjni1g5dfzd.jpg

stancija_kljazma.jpg

2020-04-15_23-22-32.png

Пассажирский билет первом классе обходился в сумме ста сорока восьми рублей пятнадцати копеек, что было соразмерно полугодовому заработку промышленного работяги. Стоимость билета во второй класс состава составляла восемьдесят восемь рублей девяносто копеек. Цена билета третьего класса была равна пятидесяти девяти рублям двадцати пяти копейкам.

0206130945237.jpg

0206130945248-1.jpg
(из экспозиции железнодорожного музея Санкт-Петербурга)

173465371.jpg
вагон-ресторан

Пассажиры первого класса пользовались спортивным залом, ванными, роялем и библиотекой, размещённой в вагонном салоне. Подвижной состав вагонов этого класса отделывался бархатом, бронзой и красным деревом.


На Царскосельской железной дороги 11 августа 1841 года произошла первая в России железнодорожная катастрофа. «На 24-верстной однопутной „чугунке“ Петербург — Павловск, трехлетием ранее открывшей в стране эру механического транспорта, подвыпивший машинист проскочил остановку у Средней Рогатки, предназначенную для пропуска встречного состава. В результате на 8-й версте от Петербургa поезда (их поначалу называли „обозами“) столкнулись и несколько десятков пассажиров погибли». Вот как описывает это место Александр Бенуа «потянулись поля, огороды, промелькнули станции Царского Села и Средней Рогатки, справа проплыла роща со многими надгробиями (там были похоронены жертвы первой в России железнодорожной катастрофы)».

2020-04-16_01-40-10.png
фото с места крушения императорского поезда в 1888 году.

Семь вагонов оказались разбитыми, в это время царь с семьей и прислугой находился в вагоне- столовой. Из-за крушения в вагоне провалилась крыша, так император, как атлант, держал обвалившийся свод на своих плечах, что бы не завалило семью и прислугу, которые оказались заблокированы в вагоне, до прибытия помощь. Александр III, не смотря на свою могучесть, смертельно надорвал почки и сердце и заболел, здоровье его усугублялось, и он умер от острого нефрита и поражения сердца 1 ноября 1894 года.

822b021642f4f67f48a872fc78f38b25.jpg

1532596281_krushenie-carskogo-poezda.jpg

Привыкали к новому способу передвижения долго: прокладывать железные дороги по всей стране начали только в 1870-х. Поначалу поезда казались простым людям чудовищами: например, странница Феклуша в «Грозе» Александра Островского весьма реалистично для того времени ужасалась «огненному змию». Боясь разорения, владельцы дилижансов вместе с извозчиками охотно поддерживали слухи о том, что скорость движения поездов развивает болезнь мозга, дым из трубы убивает пролетающих птиц, а если паровоз взорвется, то пассажиров разорвет на куски.

2020-04-15_23-30-36.png

А для многих массовый страх перед поездами был возможностью показать собственную удаль. Подросток Коля из романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы» на спор лег между рельсами и лежал ничком, пока над ним на всех парах несся поезд. «Засверкали из тьмы два красные фонаря, загрохотало приближающееся чудовище. «Беги, беги долой с рельсов!» — закричали Коле из кустов умиравшие от страха мальчишки». И хотя Коля с перепугу лишился чувств, «слава «отчаянного» за ним укрепилась навеки». Так же поступали и многие смельчаки в реальной жизни.

Даже к концу века, когда поезда стали обыденностью, этот страх, почти суеверный, не исчез полностью. В рассказе Леонида Андреева «Мельком» громыхающие поезда продолжали пугать и маленькую пригородную платформу, и самого рассказчика: «…из-за стены, закрывавшей от меня правую сторону пути, внезапно вырвалось черное и огненное чудовище и промчалось, как вихрь, с громом и лязгом, таща за собой тяжелые вагоны».

9d38158f75ee71f03f10919796d18da3.jpg
Революционный паровоз

btpejnxn111ptmtdrx.jpg

За сорокалетний предреволюционный период времени в нашем российском государстве было построено восемьдесят одна тысяча километров железнодорожных путей. Заметим, что за аналогичный период времени, начиная со второго десятилетия и заканчивая шестым десятилетием, двадцатого века, на территории СССР построено только сорок четыре тысячи километров путей. По сути дела, вторая часть путей является «царским наследием».

756433_original.jpg
Станция Козлова засека.

https://www.culture.ru/materials/194702/poezda-v-russkoi-literature-xix-veka/
http://www.modelzd.ru/ustroystvo-zhd/history/transsib.html/
https://www.liveinternet.ru/users/4145398/post457101410//
https://zen.yandex.ru/media/id/5bd8bff7a0478400aced228b/kogda-i-gde-postroena-pervaia-jeleznaia-doroga-v-rossii-5bf59f089bd82b00a96b9e9f/
https://www.liveinternet.ru/users/4237063/post192603769/
Tags: Ж-Д, История, Музеи, Русь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments