Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Category:

Томас Чиппендейл-самый дорогой мебельщик.

Томас Чиппендейл-самый дорогой мебельщик







Томас Чиппендейл ( крещён 5 июня 1718, Отли, графство Йоркшир, Англия — 13 ноября 1779, Лондон). — крупнейший мастер английского мебельного искусства эпохи рококо и раннего классицизма. Изготовленная из красного дерева, мебель этого мастера отличалась сочетанием рациональности, ясности формы и декоративности.


Томас Чиппендейл появился на свет в деревушке Отли в графстве Йоркшир в 1718 году, в семье плотника Джона и его первой жены Мэри, в девичестве Дрейк. В те времена от мебели, которую изготавливали для английского дома, ждали немногого: прочности, простоты и долговечности, основными материалами были дуб, орех и ясень. От мастеров не требовалось проявлять фантазию, из поколения в поколение передавались одни и те же навыки, и когда юный Томас принялся помогать отцу в его деле, казалось, ему уготована та же простая и безыскусная трудовая жизнь, что и тысячам собратьев по профессии. Но молодой Чиппендейл оказался куда амбициознее Чиппендейла-старшего, к тому же, как покажут дальнейшие события, ему была присуща отличная деловая хватка.

В мастерской отца Томас научился основам ремесла, помимо этого он проходил обучение в Йорке, у мебельщика Ричарда Вуда, а в возрасте 21 года отправился-таки в столицу – только Лондон мог помочь ему реализовать все замыслы. К этому времени мать Томаса десять лет как умерла, отец женился вторично, в Отли юношу ничего не держало – а впереди открывались заманчивые возможности, которые предоставляла предприимчивым молодым людям столица огромной и могущественной империи.


Лондон XVIII века был особенным миром, совершенно не похожим на остальную Англию.

Город был полон товаров из заморских колоний, богачей и скучающих аристократов, в моде было покупать и удивлять – ценились изысканные вещи, которые демонстрировали бы утонченный вкус их хозяина. Понятно, что при таком спросе на все новое и красивое шансы мастера преуспеть были довольно высоки. А Чиппендейл, кроме того что отлично владел плотницким ремеслом и очень тщательно подходил к изготовлению каждого предмета мебели, еще и сумел сделать себе отличную рекламу.



В 1748 году Томас Чиппендейл женился, его избранница, Кэтрин Рэдшоу, родила ему за время брака пятерых сыновей и четырех дочерей. Поначалу семья арендовала небольшой дом неподалеку от Ковент-Гарден. Со временем Чиппендейл обзавелся постоянными клиентами, среди них был и богатый шотландец Джеймс Ранни, который решил вложить в дело талантливого мастера солидную сумму.


Томас Чиппендейл предпочитал работать с неокрашенным и полированным красным деревом, используя в качестве декора рельефную резьбу.

В 1752 году он открыл в Лондоне собственную мастерскую, нанял около 20 рабочих, и принялся за усовершенствование существующих форм мебели. Наиболее характерные черты мебели Чиппендйла: ажурные (прорезные) спинки стульев и кресел — идея почерпнутая им из традиционной крестьянской английской мебели, использование китайских и готических мотивов, а также изогнутые ножки типа кабриоль.

В 1754 году Чиппендейл снял три здания – 60, 61 и 62 на улице Сент-Мартинс, там жил он со своей семьей, там развивался и его бизнес. В дело вошел еще один партнер – Томас Хейг,  а Чиппендейл принялся за первую в истории мебельного производства книгу-каталог, по сути ставшую большим рекламным изданием, посвященным его мебели.


 Чиппендейл опубликовал альбом гравированных рисунков мебели, в том числе собственных проектов, под претенциозным названием «Указатель для джентльмена и краснодеревщика» (англ. "The Gentleman and Cabinet Maker’s Director"; распространённый вариант перевода: Указатель для клиентов и краснодеревщиков, в русской литературе известен под сокращённым названием Директор).

Это иллюстрированный каталог, в который Чиппендейл поместил 160 гравюр на меди с описанием пяти классических ордеров в архитектуре, которые он якобы применил для создания собственных проектов. В первом издании «Директора» представлены образцы мебели «Gothick, Chinese, and modern Tastes» (готических, китайских и современных вкусов).

«Директор» на своих страницах показывал все существующие в то время виды мебели - такими, какими их делал Чиппендейл


Второе издание 1759 года дополнено новыми гравюрами и проектами. В третьем издании 1762 года число листов достигает двухсот с изображениями более 375 предметов мебели. Книга Чиппендейла вопреки названию была востребована самым широким кругом ремесленников и покупателей, что принесло автору популярность и значительную коммерческую выгоду.

Книжные шкафы из «Директора»

В 1760-е годы под влиянием проектов Роберта Адама и фирмы «Адельфи» Томас Чиппендейл перешёл от форм рокайля к более строгим решениям, отмеченным влиянием эстетики классицизма. Чиппендейл разработал оформление интерьеров и меблировки Харвудского дворца под Лидсом. На закате жизни отошёл от дел, передав управление мастерской своему сыну Томасу Чиппендейлу Младшему (1749—1829).

Подлинная «чиппендейловская мебель» отличается прочностью, качеством обработки материала и удобством. Однако на современном рынке под этим названием реализуют изделия разных производителей неровного качества, как правило, поверхностно подражающие образцам из чиппендейловского «Руководства».

Стиль «чиппендейл»

Гостиная Дамфрис-хаус в Шотландии, с книжным шкафом, стульями и диваном работы Чиппендейла


Томасу Чиппендейлу удавалось органично сочетать традиции рационализма английской крестьянской мебели, например знаменитых виндзорских стульев, эстетики георгианского стиля (времени правления английского короля Георга II из Ганноверской династии, 1727—1760), влияние французского рококо и восточного, главным образом китайского искусства — модного в то время шинуазри.

Близкие в стилевом отношении образцы создавали другие знаменитые английские мастера: архитектор Уильям Чемберс и, несколько позднее, мебельщики Томас Шератон и Джордж Хэпплуайт. Двое последних и Томас Чиппендейл образуют, как иногда говорят, «большую тройку» в искусстве английской мебели.

 

Но именно чиппендейловский стиль оказался наиболее успешным. Его характерные черты, или носители стиля, — прорезные «ленточные спинки» кресел и диванов (англ. riband backs), ножки типа кабриоль с утолщением и рельефным орнаментом в верхней части, а внизу — сделанные в виде когтистой лапы сжимающей шар.

Иногда стиль чиппендейл именуют английским рококо, но он существенно отличается от французских образцов строгостью и рациональностью, хотя также изящен и легок. В сравнении с предыдущим стилем королевы Анны начала XVIII в., который весьма условно называют английским барокко, стиль Чиппендейла сдержаннее и камернее.

В альбоме «Директор» Чиппендейл продемонстрировал свободное развитие темы рокайля, вариации и фантазии на восточные мотивы, S-образные завитки в сочетании с готическими элементами, античными акантами, изображениями китайских драконов и пагод. В пространных подписях к собственным проектам Чиппендейл с гордостью замечал: «Мало кто из мастеров может это исполнить».

Чиппендейловский кабинет для домашних занятий

Мебель Чиппендейла получила распространение на протяжении нескольких столетий, в том числе и в России. Наиболее полное собрание хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, другие — в Хэревуд-Хауз в Йоркшире, Пэкстон-Хауз в Шотландии. «Чиппендейловские стулья» можно увидеть во многих интерьерах дворцов-музеев Санкт-Петербурга и пригородов.

Первая жена Томаса Чиппендейда умерла в 1772 году, спустя пять лет он женился вторично, на Элизабет Дэвис. В 1779 году семья переехала в дом в Хокстоне, и в том же году Чиппендейл скончался от туберкулеза.
Его дело продолжили сыновья, руководство на себя взял Томас Чиппендейл-младший. К тому времени мебель «чиппендейл» была уже известна и популярна за океаном, в США, ее можно было увидеть во дворцах разных стран, в том числе и в России.


Память о Чиппендейле
Согласно городской легенде, имена главных героев диснеевского мультфильма про Чипа и Дейла родились из каламбура — от фамилии Томаса Чиппендейла. По-английски название мультсериала звучит как «Чип энд Дейл».

На переднем плане - нагреватель, созданный Чиппендейлом. Находится в частной коллекции

В честь Томаса Чиппендейла назван сорт роз Rosa 'Chippendale'.


С именем мастера-краснодеревщика Томаса Чиппендейла и созданной им некой гренадилловой шкатулкой связан детективный роман Джанет Глисон «Гренадилловая шкатулка».


С творчеством мастера связан сюжет рассказа Роальда Даля «Четвёртый комод Чиппендейла».

За один стул, сделанный когда-то его руками, сейчас готовы платить больше, чем за целый дом – ведь теперь такой стул уже не просто часть интерьера, это – произведение искусства. Томас Чиппендейл стал самым знаменитым английским мастером по изготовлению мебели, а история его жизни показала, каких вершин может достичь профессионал, влюбленный в свое дело, если талант и добросовестный труд соединить с деловым подходом и хорошо продуманной рекламной кампанией.

В стиле Чиппендейл

Gillow 

German, Neuwied am Rhein; Cylinder desk; Woodwork-Furniture

Cylinder desk with six legs (David Roentgen)

 Affleck and Reynolds

 

Thomas Affleck

 

Benjamin Frothingham

Goddard and Townsend

 

Источники:

  •  The Grove Encyclopedia of Decorative Arts: Oxford University Press, USA. — In 2 Vol. — 2006. — Vol. 2. — Р. 240
  • Кес. Д. Стили мебели. — Будапешт, 1979. — С 47
  • А. Батенин. Томас Чиппендель и его мебель // Архитектура СССР : Журнал. — М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1938. — № 11. — С. 81—83.
  • Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. München, E.A. Fleischmann, 1835-52.
  • Власов В. Г.. «Чиппендейл» стиль // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. Х, 2010. — С. 504—505
  • Раппе Т. В. Западноевропейское прикладное искусство XVI—XVIII веков (West European applied arts in the 16th-18th centuries): из собрания Эрмитажа. — СПб., Славия, 1996. С. 142
    Раппе Т. В. Мебель Томаса Чиппендейла // Декоративное искусство СССР, № 2, 1980. С. 34
Tags: Прикладное иск-тво, Роскошь, мебель
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Recent Posts from This Journal