Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Category:

Путешествие на поезде ч.8.

Путешествие на поезде ч.8 НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ.

Санитарный поезд, о котором рассказано в фильме, существовал реально. Это военно-санитарный поезд №312, сформированный на Вологодском паровозовагоноремонтном заводе в первые дни войны.

IMG_9935-1.jpg
в 2017 году у стен образовательного учреждения на улице Герцена в Вологде был открыт монумент, посвященный подвигу легендарного «госпиталя на колесах».

Большой вклад в восстановление боевой силы армии сыграли военно-санитарные поезда.
Раненный во время боя солдат не сразу оказывался в госпитале. Первую заботу о нём возлагали на свои хрупкие, но такие сильные женские плечи медсёстры. «Сестрёнки» в солдатской форме бросались под шквальный вражеский огонь, чтобы вытащить своих «братишек» из-под обстрела.
Раненых, контуженных и больных свозили на распределительные эвакуационные пункты и отправляли во внутренние районы страны в специализированные госпитали.

Помните фильм "На всю оставшуюся жизнь..."? Наверное, это звучит странно, учитывая специфику кино, но в целом фильм очень правдиво показывает боевой путь обычного санитарного состава.
О том, какими были военно-санитарные поезда, писала Вера Панова, автор книги "Спутники":

"На дальних запасных путях, возле какого-то длинного зa6opa, стоял красавец поезд: свежевыкрашенные темно-зеленые вагоны, алые кресты на белом поле; на окнах — ослепительной чистоты полотняные занавески ручной вышивки. Невдомек было мне, когда я с крохотным моим чемоданчиком входила в штабной вагон, какую роль в моей судьбе сыграет этот поезд, вернее — люди, к которым я иду. Эти люди жили на колесах уже почти три с половиной года: с первых дней войны собрались они в этом поезде и с честью, непорочно несли свою благородную службу".

Санитарный поезд №312
3_6-lightbox.jpg

В первый свой рейс поезд отправился уже 26 июня 1941 года. В бригаду поезда входило 40 медицинских работников и железнодорожников.

3_4-lightbox.jpg
Н.П. Даничев, майор медицинской службы, начальник ВСП-312.

2020-05-07_23-14-36.png
Личный состав сформированного в Вологде ВСП-312.
Фотография 1941 года.

Большинство работников поезда были женщины, выпускницы вологодского медицинского колледжа.

3_5-lightbox.jpg
Медсестры ВСП-312.

Вклад этого поезда в Победу можно выразить двумя цифрами. За время войны поезд прошел 200 тысяч километров! Фактически расстояние равное пяти кругосветным маршрутам! За это время было эвакуировано из зоны боев и перевезено в тыловые госпитали более 25 000 раненых! Один поезд и два с половиной десятка тысяч спасенных жизней...

2020-05-07_21-50-41.png
Военно-санитарный поезд 312.
Под наблюдением вр. Дьячковой Т.М. медсестры и санитары укладывают раненых на носилки. 1945 г.

Вагон-музей ВСП-312 стоит сегодня на территории Вологодского ремонтного депо.
1540224791_7a5a6159.jpg

1540223327_7a5a6077.jpg

1540223471_7a5a6182.jpg

SANITARNYI_POEZD.jpg

maxresdefault.jpg

Военно-санитарный поезд (ВСП) состоял из специально оборудованных вагонов для тяжело- и легкораненых, изолятора, аптеки-перевязочной, кухни и других служебных вагонов.
Очень интересно пройти по этим вагонам. Они не кажутся большими снаружи, но удивляет, насколько все рационально устроено внутри вагонов.

1540223319_7a5a6111.jpg

1540223392_7a5a6109.jpg

1540223335_7a5a6107.jpg

1540223352_7a5a6092.jpg

Трогательно поскрипывающие полы, запах дерева, все можно потрогать, ко всему можно прикоснуться. Красиво. Но с другой стороны понимаешь, что в "боевом" состоянии эти вагоны выглядели совершенно не так.

3_9-lightbox.jpg3_11-lightbox.jpg

117c5892a91aba2253.jpg

1427937db1cc81ed74.jpg

1540223393_7a5a6134.jpg
Перевязочная-процедурная-операционная. В зависимости от необходимости и квалификации медперсонала.

1540223440_7a5a6135.jpg

1540223352_7a5a6093.jpg
Шкаф с медоборудованием. Тонометр, аппарат Эсмарха, ультрафиолетовая лампа.

1540223363_7a5a6097.jpg
Вентиляция над шкафом

1540223363_7a5a6130.jpg
Аптека. В привычном для того времени формате. Готовых форм было мало, в основном дозировку готовили на месте в виде порошка или инъекции.

1540223342_7a5a6100.jpg
Стол для раздачи лекарств.

в санитарных поездах царил такой же порядок, как и в стационарных госпиталях. То, о чем написала Вера Панова, совсем не исключение. Это правило! Правило, невыполнение которого наказывалось по всей строгости условий военного времени. Как это удавалось в условиях постоянного или почти постоянного, учитывая время на ремонт после фронтовых приключений, движения, нам непонятно.

1540223450_7a5a6139.jpg
— столовая для встающих;
— красный уголок;
— баня для лежачих больных.

1540223454_7a5a6140.jpg
Вот в этой трубе с лейками шла горячая (!) вода. От котла паровоза.

1540223327_7a5a6102-1.jpg
"Тарелка" радио — рабочая
И из динамиков не Русланова пела, а их, скорее всего, и слышно-то не было за стонами и криками раненых

1540223389_7a5a6104.jpg
Хозблок. Лекарства лекарствами, а еда нужна всем.
В вагонах портреты Вячеслава Михайловича Молотова, хотя более уместен был бы портрет или Сталина, или Кагановича (наркома НКПС).

1540223483_img_1189.jpg
Купе для персонала. И тут же швейная мастерская.

1540223399_7a5a6112.jpg1540223389_7a5a6113.jpg

1540223470_7a5a6153.jpg

3_8-lightbox.jpg
Сандружинницы получают из кухни обед для раненых.

При этом, по воспоминаниям самих участников событий, в таких поездах можно было встретить совершенно невообразимые для железной дороги изобретения. Так, на крышах вагонов часто можно было видеть… огород!

06052020x3789fd76.jpg

Самый настоящий огород, ящики, в которых выращивали зелень для раненых. А из-под вагонов слышалось кудахтанье и хрюканье. Там обитали куры-несушки и поросята! Опять же, для разнообразия питания раненых. Кстати, авторство этих изобретений приписывают все тому же 312 поезду...

5ba4afc0a9808de81fd0e30a6954a613.jpg
Военно-санитарный поезд 312 Смотр личного состава. 1945 г.

Необходимость военно-санитарных поездов понимали все. Именно этим объясняется быстрая реакция органов управления СССР. Уже 24 июня Народный комиссариат путей сообщения дал указание железным дорогам сформировать 288 санитарных поездов (150 постоянных и 138 временных, так называемых "летучек"). Для них выделили шесть тысяч вагонов и определили штат железнодорожников.

Санитарные поезда требовались медицинской службе каждого фронта, каждой армии. Эшелоны формировались, в том числе, и за счет граждан - на это требовались огромные, по тем временам средства, - 170 тысяч рублей на состав.

2569_135144904_big.jpg
железнодорожные рабочие около военно-санитарного поезда

За годы войны объем перевозок по эвакуации раненых составил 11 863 поезда. В том, что удалось исцелить, вернуть в строй 72,3 процента раненых и 90,6 процента больных воинов, есть немалый труд железнодорожников, делавших все, чтобы создавать военно-санитарные поезда, быстро продвигать их по железным дорогам, скорее доставлять раненых в тыл страны.

"Счастливый" поезд
17 июля 1941 года из Саратова в свой первый рейс, отправился военно-санитарный поезд № 87. А вот редкое фото –

2020-05-07_22-32-32.png
на фоне этого состава позирует его начальник - капитан медицинской службы Табаков Павел Кондратьевич, отец нашего любимого артиста Олега Павловича Табакова

major_tabakov_large.jpg
Павел Кондратьевич Табаков
с началом ВОВ ушёл на фронт, возглавив военно-санитарный поезд № 87. Объездил почти все фронты. Был на Кавказе, на Южной Украине, под Сталинградом, в Румынии. Поезд перевозил раненых с передовой в тыл, нередко становясь мишенью для воздушных бомбардировок.
Легендарный поезд совершил 135 рейсов в самое пекло военного ада и за все это время потерял лишь хвостовой вагон и одного человека убитым! При этом в поезде № 87 спасли тысячи солдатских жизней.
Раненые красноармейцы прозовали этот поезд "Счастливым"

img.jpg

1 сентября 1941 года на станции Ново-Алексеевка "Счастливый" впервые попал под обстрел вражеских самолетов. Медработники ВСП-87 продолжали оказывать помощь пострадавшим. Второй налет личный состав поезда встретил огнем из винтовок.
Особенно памятна погрузка в Таганроге 3 октября 1941 года в условиях охватившей город паники из-за приближения фашистских войск. Одновременно с небольшой группой раненых (50 человек) наш поезд должен был вывезти работников и персонал восьми госпиталей.

og_og_1455900419265246990.jpg

Подвиг железнодорожников
Несмотря на четкие опознавательные знаки Красного креста, гитлеровские летчики с первых дней войны охотились за военно-санитарными поездами.
Только в 1941 году на эти поезда совершено 224 нападения.

Военно-санитарный поезд № 1078 принимал раненых красноармейцев, когда неизвестно откуда налетели немецкие самолеты и начали сбрасывать на него бомбы. Все смешалось в пыли и дыму. Когда дым немного рассеялся, медсестры побежали на крики и стоны.

"Мы уложили раненого и только стали нести его к остаткам своего поезда, как снова завыли бомбы. Раненый смотрел на нас обезумевшими глазами. Мы упали на него, закрыв его своими телами, чтобы он не видел пикирующих самолетов. Уговаривали его, чтобы он не боялся, мы его не бросили, и все-таки донесли до вагона", - вспоминала медсестра Марина Лященко-Симецкая.

2020-05-08_00-56-42.png
Железнодорожная станция во время бомбежки

5 декабря 1941 года военный комендант станции Ворошиловград отдал приказ: "Санитарную летучку № 5 с паровозом Э 709–65, машинистом в котором работал Иван Коваленко, направить в Депрерадовку за ранеными бойцами и командирами".

Поскольку Депрерадовка почти беспрерывно подвергалась огневым налетам, летучка остановилась в условленно м месте. Сюда оврагами и балками, чтобы не заметил враг, доставили раненых - более 120 человек. Когда можно было отправляться, пришла страшная новость: в Депрерадовку вошли войска противника, - пути для отхода отрезаны.

"Я решил, что будем пробиваться! Накачали воды в котел, заправили углем топку и тронулись в путь. При подходе к Депрерадовке заметили на перроне группу гитлеровцев. "Открывай продувочный кран!" – приказал я своему помощнику. Бежавших навстречу поезду фашистов обдало горячей водопаровой смесью. Раздались крики и стоны, затем беспорядочная стрельба. Но санлетучка уже миновала станцию, выскочила из вражеского кольца", - вспоминал потом машинист санитарного поезда Коваленко.

Korean_War_train_attack.jpg

Еще один подвиг железнодорожниками был совершен на участке Купянск – Валуйки. На санитарную летучку с ранеными бойцами, следующую в тыл, налетели вражеские самолеты. Защищаться нечем – на военно-санитарных поездах установка зениток не предусмотрена. Противник знал, что можно действовать безнаказанно.
Машинист А. Федотов резко затормозил, вопреки всем инструкциям, таким образом, он спас сотни жизней, - все бомбы упали впереди, а поезд уцелел.

Через минуту бомбы все же угодили в состав, загорелись сразу четыре вагона, раненые стали сгорать заживо. Тогда паровозная и кондукторская бригады расцепили вагоны, начали сбивать с них пламя.

В борьбе с огнем погиб кочегар Самсонов, получил ожоги машинист Федотов, загорелась одежда на главном кондукторе Ефимове, но члены поездной бригады продолжили борьбу за жизнь людей. Самолеты прекратили бомбежку только, когда у них закончился их смертоносный груз. Вскоре удалось окончательно погасить пожар. Путь был исправлен и военно-санитарный поезд пошел дальше.

e368e9d667.jpg
Севастополь . Фото разрушенного вокзала

Конечная цель санитарных поездов - госпиталя. Они находились по всей стране, и в т.ч. конечно во всенародной здравнице - на Кавказе.

В 1980 году указом Президиума Верховного Совета СССР Сочи был награжден Орденом Отечественной Войны I степени за большую самоотверженную работу по лечению и восстановлению здоровья 400 тысяч воинов Советской Армии и Флота в годы войны.

y06t9jdm9n95mx9ryy.jpg
1943 – 1945, Россия, Краснодарский край, Большой Сочи, Центральный внутригородской район
"Вся тяжелая работа по погрузке и разгрузке военно-санитарных поездов, доставке раненых в госпитали, в палаты госпитальной базы легла на женщин. В городе из дружинниц общества Красного Креста была создана кадровая санитарная дружина, предназначенная специально для разгрузки санитарных поездов. В нее входили 100 женщин. Все они работали на производстве, а в свободное время на добровольных началах помогали на разгрузке поездов. Возрастной ценз персонала кадровой санитарной дружины был определен достаточно четко: совсем юные представительницы слабого пола в возрасте 17–18 лет и женщины от 50 и до 60 лет. Единственным объяснением причин разброса возрастного ценза является то, что женщины в возрасте от 19 до 49 лет широко использовались на военной службе и на оборонных работах." (Статья "К некоторым аспектам работы сочинской госпитальной базы (1941-1945 гг.)... журнал "Былые годы (Сочи)", № 2, 2008 г. [url]http://bg.sutr.ru/journals_n/1317397632.pdf[/url] )

e1f771.jpg
Девушки-санитарки переносят раненых на носилках

Из воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны Екатерины Николаевны Петруниной:
1557307069_dsc_1379.jpg
1557307085_12312312312312.jpg
Медсестра Екатерина Николаевна Петрунина во время войны

«Нас с подругой направили на ж/д вокзал, а ночью сразу вызвали. Вот так и началась моя военная биография. Я была военной медсестрой на санлетучке. В моем вагоне были тяжелораненые солдаты. Оказывала медицинскую помощь, накладывала жгут, останавливала кровотечения. Я была самая молодая там, меня никто ничему не учил. Хорошенечко подбинтуешь, остановишь кровь. Ездили за ранеными обычно недалеко от Туапсе до города Хоста, куда и отвозили раненых. Грузили и перевозили в госпиталь раненых только ночью»

Туапсе - небольшой южный город, раскинувшийся на берегах Черного моря, стал неприступной крепостью, о которую разбились орды фашистских захватчиков. На подступах к нему полегло около ста тысяч советских бойцов, он был варварски разрушен немецкими бомбардировками, но врагам не покорился.

«Тогда мы ждали наступления немцев, охрана санитарного поезда была усилена, это было 7 ноября 1942 года. Я этот день никогда не забуду. Тогда был только один раненый – парень моих лет – весь на дырочках, шинель была вся мокрая, я его не довезла до госпиталя. Он все водички просил, а ему нельзя было пить. У него были раны, и из них все вытекало. По сей день помню, у меня все в голове, вижу, как сейчас»…,- рассказала Екатерина Николаевна.

Потом была очередная отправка санитарного поезда в зону боевых действий. Обычно поезд в таких случаях передвигается без остановок и на большой скорости, но тогда поезд не пропускали. Когда подъезжали к станции, стали медсестры свидетелями ада. В это время на станцию был совершен налет немецкой авиации и бомбардировка железнодорожного узла.

«У Лазаревского это было. Нас остановили и не давали ходу. И тут летит первый самолет – немецкий, назывался «рама» - он производил фотосъемку местности и следом за ним летел со страшным воем тяжелый самолет уже с бомбами. Раненые, у которых ранения легкие были, выбегали из поезда и прятались кто куда. А мои тяжелораненые, которые не могли передвигаться, оставались в поезде - и я, конечно же, оставалась с ними…Я успокаивала их, говорила, что по нам не попадет … А город Туапсе был в руинах…», - добавила Петрунина.

«Эта память – верьте, люди, -
Всей земле нужна.
Если мы войну забудем,
Вновь придёт война!»…
(Роберт Рождественский)


https://agklnr.su/other-other/462-govorjat-geroi-velikoj-pobedy-dialog-pokolenij-sestrichka-iz-sanitarnogo-poezda.html/https://www.booksite.ru/war1941-1945/3.html/
https://monateka.com/article/184903//https://news.myseldon.com/ru/news/index/210627350/
https://pastvu.com/p/342599/ http://урокипобеды.рф/event/63/https://topwar.ru/148735-sostavy-zhizni-sanitarnye-poezda-nkps.html/
https://novayagazeta.ru/news/2020/05/07/161305-rossiyane-prizvali-nagradit-veterana-vov-sobravshuyu-dva-milliona-rubley-na-pomosch-medikam/