Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Золотой храм Хармандир-Сахиб.

Шедевры архитектуры:храм доброты Хармандир-Сахиб






На северо-западе Индии, недалеко от границы с Пакистаном находится небольшой провинциальный городок — Амритсар (штат Пенджаб). Как и вся Индия, он густонаселённый, оживлённый и пёстрый, но вместе с тем наполнен отрешённостью и созерцанием.



Золотой храм с высоты птичьего полёта


Амритсар основан в 1577 году на берегу священного озера, название которого «Амрита-сарас» переводится с санскрита как «озеро божественного нектара амриты». В центре водоёма возвышается Золотой Храм, или Хармандир-Сахиб — главная святыня сикхов.


Озеро  всегда считалось священным. Сикхи верят, что на его берегу якобы медитировал сам Будда.  Этот изящный и грандиозный храмовый комплекс был возведен почти одновременно с постройкой самого города по приказу четвертого гуру сикхов по имени Рам Дас. Постепенно возле священных зданий образовались жилые постройки.

 Пятый гуру, Арджан Сахиб, задумал идею создания центральной молитвенной площадки и лично принимал участие в разработке проекта храма, который в последствии назовут «Золотым».




Хармандир-Сахиб (Дарбарасахиб или Золотой Храм) — гурдвара (центральный храм) сикхской религии в городе Амритсар (Пенджаб, Индия).


Ещё в незапамятные времена на берегах этого озера медитировали аскеты и мудрецы. По легенде, здесь побывал и сам Будда Гаутама. 2000 лет спустя в Амритсаре обосновался другой духовный лидер — гуру Нанак, создатель сикхской религии. Гуру Нанак 40 лет путешествовал по Азии



1,87 % населения Индии (около 20 млн. человек) исповедует сикхизм. Сикхи провозглашают братское отношение ко всем людям, независимо от их социального статуса и касты. Единый и Всемогущий Бог лишён зримого образа и присутствует во всём, поэтому нужно проявлять любовь в каждом повседневном деянии, а ритуалы, посты и обеты не играют никакой роли. Однако последователи гуру Нанака ввели некоторые обряды — молитвы, погребальные церемонии. Усопших сжигают, а пепел рассеивают по реке.



После смерти душа возвращается к Создателю и сливается с ним. Возводить памятники на могилах не принято. Употребление алкоголя и наркотиков категорически запрещено. Священным текстом является «Гуру Грантх Сахиб», написанный десятью сикхскими гуру в 1469 — 1708 гг.. Эта книга, в которой изложены жизненные принципы сикхов, хранится в Золотом храме в Индии.



Приверженцев сикхизма легко узнать по длинной бороде и дастару — головному убору в форме тюрбана. Настоящий сикх никогда не бреется и не подстригает волосы. Цвет дастара имеет значение. Тюрбан синего цвета носят наиболее воинственные сикхи. Из мужчин-сикхов получаются храбрые солдаты и спасатели, а среди женщин-сикхов немало офицеров. О бесстрашии сикхов ходят легенды. Одна из них гласит, что во время одной кровавой битвы воин продолжал сражаться даже после того, как ему отрубили голову. Обезглавленный боец-сикх увековечен на одной из фресок, украшающих Золотой храм в Амритсаре.



Золотой храм получил своё название неслучайно — его центральный купол облицован медными плитами, покрытыми позолотой. Храм соединён с берегом озера узким мраморным мостом, символизирующим путь, который предстоит пройти душе после того, как она покинет бренное тело. Стены храма украшены росписями и орнаментами, инкрустациями из драгоценных камней. На 2-ом этаже святилища специально обученный чтец с восхода и до заката солнца молча читает старинный экземпляр «Гуру Грантх Сахиб», изредка перелистывая гигантские страницы. Любой человек, вне зависимости от вероисповедания, может посетить Золотой храм в Индии.



Перед входом в храм паломники совершают ритуальное омовение в водах священного озера и снимают обувь. Мужчины, женщины и дети покрывают голову платком. Можно подняться в молитвенный зал и посидеть на ковре, читая молитвы и вознося личные просьбы к Всевышнему. Для паломников предусмотрены различные блага — бесплатная столовая, бесплатные комнаты для ночлега и медпункт, где врачи-сикхи безвозмездно оказывают медицинскую помощь всем нуждающимся.



Шри Хармандир Сахиб буквально означает храм Бога. Гуру Амар Дас Джи приказал Гуру рам Дас создать резервуар с нектаром, как место для поклонения религии Сикхов. Гуру рам Дас поручил всем своим Сикхам присоединиться к работе под руководством начальника Баба Будха Джи и нанял рабочих для оказания им помощи. Он сказал, что резервуар с нектаром должен быть Божьим домом, и тот, кто искупается в нем, получит все духовные и мирские преимущества. В ходе работы хижина, в которой Гуру впервые укрылся, была расширена для его проживания; теперь это место известно как Махал Гуру, или дворец.



В 1578 году Гуру рам Дас выкопал водоем, который впоследствии стал известен как Амритсар ("источник нектара бессмертия"), дав свое название городу выросшему вокруг него. В свое время Хармандир Сахиб был построен в середине этого водоема и стал Верховным центром Сикхизма. Его святилище стало домом для "Ади Грантха", состоящего из сочинений Сикхских гуру и других святых, почитающихся сикхами, например, Баба Фарид и Кабир. Сборник "Ади Грантха" был начат пятым гуру сикхизма, Гуру Арджан Дэвом.










В декабре 1588 года великий суфий из Лахора, Хазрат Миян Мир, близкий друг Гуру Арджан Дэва заложил первый камень храма. Строительство Золотого храма было окончено в 1604 году. В этом храме с 1604 года хранится оригинал «Ади Грантх», составленный Гуру Арджан Дэвом.






От него просто невозможно оторвать взгляд – особенно, когда его золотые стены переливаются на солнце необыкновенными бликами. Сюда, на запад Индии, стекаются миллионы паломников и туристов, чтобы посмотреть на великолепие этого здания и обрести гармонию. Золотой Храм Хармандир-Сахиб, один из главных религиозных центров сикхов – уникальное сооружение поистине неземной красоты.



Чтобы попасть в Главную часть Храма, стоящего посреди священного пруда, предстоит пройти по узкому мраморному мосту. Он символизирует путь, отделяющий праведников от грешников. Храм Хармандир-Сахиб открыт весь день, закрывается только на ночь с 23:00 до 03:00.



Архитектурные особенности этого здания отражают специфику веры сикхов. Например, в отличие от индуистских храмов, которые обычно строились на возвышении, оно стоит гораздо ниже уровня окружающей земли. Поэтому, чтобы войти в главный храм, нужно не подниматься, а спускаться. И если в индуистских храмах обычно делают не больше двух ворот, это святое место сикхов имеет четыре входа, что символизирует общедоступность храма для представителей любой расы, конфессии, касты или пола.
Интересно, что в архитектуре храма можно увидеть одновременно и исламские мотивы, и индуистские, но это лишь придает зданию еще большую красоту и великолепие.



В 1891 году Золотой храм с визитом посетил будущий царь Николай II. В 1984 году во время военной операции индийской армии против сикхских боевиков, засевших в храме, погибло 492 мирных жителя а сам храм сильно пострадал (правда, вскоре был отреставрирован). В отместку за эту операцию сикхскими экстремистами в том же году была убита премьер-министр Индира





Индийцы назвали эту святыню «Божий храм». В XIX веке другой лидер сикхов, Махараджа Ранджит Сингх, укрепляя комплекс зданий от внешних нападений, отдал распоряжение покрыть верхнюю часть основного здания золотыми пластинами, после чего в речи местных жителей и паломников все чаще стало звучать более подходящее называние «Золотой храм». Кстати, как предполагают эксперты, на постройку куполов ушло не менее 400 килограммов золота.






За свою историю город пережил немало горя: тут неоднократно случались массовые беспорядки и вооруженные конфликты с многочисленными жертвами, расстрелы толпы митингующих английскими колонизаторами и народные волнения, когда на приграничный с Пакистаном Амритсар претендовали одновременно и сикхи, и мусульмане. А в 1984-м укрывшиеся в золотом храме сикхи были вынуждены воевать с солдатами премьер-министра Индиры Ганди. Как известно, вскоре после этого индийскую женщину-лидера убил ее телохранитель, который по вероисповеданию был сикхом, и это повлекло новую волну погромов и массовых убийств, направленных против представителей данной веры.



Возможно, именно эти трагические события, произошедшие не так давно в священном городе, научили местных жителей толерантности и терпению. По крайней мере, сейчас Золотой храм стал олицетворением умиротворения и доброты, направленной на представителей всех конфессий.




Весь этот храмовый комплекс наполнен святынями – это и арка, через которую нужно пройти, чтобы попасть в главное здание, и мраморный мост, символизирующий путь в вечность. Можно окунуться в воду озера, которую считают и эликсиром бессмертия, и живой водой, излечивающей все болезни. Много святынь посвящено и прошлым гуру, которых здесь очень почитают.




К храму ведет священный мост. На территории нужно находиться с покрытой головой /





Внутри здание храма украшено драгоценными камнями и позолотой. Любой желающий может здесь помолиться или помедитировать. Кстати, этот храм уникален еще и тем, что здесь постоянно играет живая музыка. Флейта, струнные, мерно постукивающие барабаны создают завораживающую, невероятно волшебную атмосферу.



Купание в водах, которые здесь считают священными. 




Строительство Хармандир Сахиб предназначалось для создания культового места для мужчин и женщин из всех слоев общества и всех религий, чтобы прийти и поклоняться Богу в равной степени. Соответственно, как жест этой несектантской универсальности сикхизма, Гуру Арджан Дэв специально пригласил мусульманского суфийского святого Хазрата Миана Мира заложить фундамент храма.



Четыре входа (представляющие четыре направления), также символизируют открытость сикхов по отношению ко всем людям и религиям. Более 100 000 человек ежедневно посещают святыню для поклонения, а также совместно принимают участие в бесплатной общественной кухне (Лангар) независимо от каких-либо различий - это традиция, которая является отличительной чертой всех сикхских гурдваров.





Перед тем, как войти в Золотой храм, посетитель должен снять обвуь, сдав ее на хранение местным служителям, и обязательно пройти обряд омовения ног водой. И мужчины, и женщины должны находиться на территории храма с покрытой головой. И, конечно же, здесь запрещается выпивать спиртные напитки, курить и употреблять мясо (желательно, чтоб посетитель вообще был вегетарианцем).



Maharaja Ranjit Singh listening to Guru Granth Sahib being recited near the Akal Takht and Golden Temple, Amritsar, Punjab, India.


Еще одна уникальная особенность Золотого храма – это наличие на территории бесплатной трапезной. Она считается самой большой в мире благотворительной столовой, поскольку может принять одновременно 100 тысяч едоков.






















В огромном зале на полу рядами сидят люди. Богатые и бедные, местные и приезжие, они принадлежат к разным религиям и социальным группам. У всех в руках одинаковые тарелки с одной и той же едой. Звучат молитвенные напевы.





В это время за стенами столовой сотни паломников бредут вокруг искусственного водоема под названием Амритсар — «источник нектара бессмертия», — в честь которого и назван выросший вокруг город в индийском штате Пенджаб. Люди пришли, чтобы увидеть главную святыню сикхов — покрытый золотом храм Хармандир-Сахиб, где уже больше четырех веков гостей кормят бесплатно люди с золотым сердцем.



Волонтеры на очистке овощей.



Посетители едят, сидя на ковриках, а готовят для них и разносят блюда местные волонтеры, которых тут сотни. Кормят здесь обычно национальным индийским хлебом, блюдами из риса и бобовых, а также чечевичной похлебкой.



В XVI веке странствующий мыслитель гуру Нанак призывал людей изменить жизнь: отречься от ритуалов, забыть о перерождении, избрать призванием бескорыстное служение. Своих последователей он называл сикхами — «учениками», так и появилась религия сикхизм. Гуру Нанак мечтал уничтожить в Индии кастовое неравенство и бедность. Так в сикхской культуре появилась традиция лангар — раздача бесплатной еды в храмах. Этим словом называются и сами столовые, где брахман и неприкасаемый сидят рядом, едят одинаковую пищу



В Хармандир-Сахиб находится самая большая общественная столовая в мире. Здесь ежедневно 24 часа в сутки бескорыстно трудятся около 2000 человек, которые готовят еду для 100 000 гостей. Работа местных котлов за 400 лет прерывалась только один раз, в 1984 году, когда в храме засели сепаратисты.



Работа на кухнях кипит и при свете дня, и при нервном мигании тусклых электрических ламп. Шум и крики затихают только в один из предрассветных часов, когда монахи читают молитву, освящая ритуальную порцию еды: суп, рис, йогурт и лепешку, которые потом добавят к остальной пище, тем самым передав благословение каждой трапезе.





Для Индии идея всеобщего равенства до сих пор считается радикальной: еще в 1950 году конституция страны признала равноправие каст, но люди продолжают жить, руководствуясь правилами своего круга. Однако в обеденном зале сикхского храма неважно, земледелец ты или воин, мусульманин или христианин. Ты брат или сестра, ты сидишь рядом с братом или сестрой.




Такая совместная трапеза тоже входит в философию сикхов. Она символизирует равенство всех слоев населения, всех конфессий и национальностей. По мнению приверженцев этой религии, совместный прием пищи объединяет и примиряет людей.






https://kulturologia.ru/blogs/140918/40487//


Tags: Архитектура, Индия, Искусство, История, Храмы, интерьер
Subscribe

  • Анастасия Беседина(часть-7).

    В квартире своей, между прочим, Большой зоопарк заведу. Чтоб мяукало, лаяло, пело И пищало все дни напролом...… Ассорти-Акварельное…

  • Индийский художник Амит Бар.

    Элегантные реалистичные акварели индийского художника Амит Бара Амит БАР - известный индийский художник-акварелист. Амит Бар родился в…

  • Анастасия Беседина(часть-6).

    Цветочной акварели карусель...Гуляет взгляд среди букетов нежных... И всё же безумно приятно, Когда тебе дарят цветы! Без повода - просто - не…

  • Анастасия Беседина(часть-5).

    Каждому цветенью Уже отмерян срок, Нарядный миг весенний Всего один раз в год... Не наступи на маленький цветок, Как дерево, он землю…

  • Троице-Сергиева Лавра

    Троице-Сергиева Лавра, крупнейший монастырь России. Начавшая свою историю с пустыни, основанной преподобным Сергием…

  • Анастасия Беседина(часть-4).

    Люблю прозрачность акварели. В прозрачной дымке тает лес... У природы всего четыре больших декорации - времена года, вечно одни и те же актеры…

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Анастасия Беседина(часть-7).

    В квартире своей, между прочим, Большой зоопарк заведу. Чтоб мяукало, лаяло, пело И пищало все дни напролом...… Ассорти-Акварельное…

  • Индийский художник Амит Бар.

    Элегантные реалистичные акварели индийского художника Амит Бара Амит БАР - известный индийский художник-акварелист. Амит Бар родился в…

  • Анастасия Беседина(часть-6).

    Цветочной акварели карусель...Гуляет взгляд среди букетов нежных... И всё же безумно приятно, Когда тебе дарят цветы! Без повода - просто - не…

  • Анастасия Беседина(часть-5).

    Каждому цветенью Уже отмерян срок, Нарядный миг весенний Всего один раз в год... Не наступи на маленький цветок, Как дерево, он землю…

  • Троице-Сергиева Лавра

    Троице-Сергиева Лавра, крупнейший монастырь России. Начавшая свою историю с пустыни, основанной преподобным Сергием…

  • Анастасия Беседина(часть-4).

    Люблю прозрачность акварели. В прозрачной дымке тает лес... У природы всего четыре больших декорации - времена года, вечно одни и те же актеры…