Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Собор Святого Павла(1).

Шедевры архитектуры:Собор Святого Павла (St Paul's Cathedral)


Часть 1.



Собор святого Павла— англиканский храм, резиденция епископа Лондонского, одна из самых важных и узнаваемых достопримечательностей столицы Великобритании. По занимаемой площади является вторым религиозным сооружением в стране, уступая только Ливерпульскому собору. С момента постройки и до 1962 года Собор святого Павла, высота которого составляет 111 метров, был самым высоким зданием в Лондоне.



Северный фасад


Виды на достопримечательность защищены законом — ни одна новая постройка не должна их закрывать. Собор занимает важное место в национальной идентичности англичан и выступает в роли одной из главных визитных карточек Лондона, часто фигурируя на рекламных туристических материалах.



Западный фасад










Памятник Анне Британской






Юго-восточный фасад


Сооружение выполняет не только религиозную, но и важную гражданскую роль — в соборе установлено 67 монументов в честь известных личностей, чей вклад в развитие Великобритании признан наиболее ценным. Многие из них здесь же и похоронены — в крипте собора, самой большой среди крипт Европы. Отличительной и крайне необычной особенностью крипты Собора святого Павла является тот факт, что она используется в качестве банкетного зала (любой желающий может заказать фуршет, деловой обед или ужин, приватное или корпоративное мероприятие).



Южный фасад







 




В Соборе святого Павла проходили многие важнейшие общегосударственные церемонии: похороны лорда Горацио Нельсона, герцога Артура Веллингтона, сэра Винстона Черчилля и леди Маргарет Тэтчер, торжественные службы в ознаменование окончаний Первой и Второй мировых войн, свадьба принца Уэльского Чарльза и леди Дианы Спенсер, торжества по случаю бриллиантовых юбилеев (правление в течении 60 лет) королевы Виктории (в 1897 году) и королевы Елизаветы II (в 2012 году).



По данным средневекового хрониста Беды Достопочтенного, в 604 году священник Меллит, посланный святым Августином (архиепископ Кентерберийский), крестил короля англо-саксонского королевства Эссекса Саберта, во владениях которого и находился Лондиниум (древнеримское название Лондона). В том же году Саберт назначил Меллита первым епископом королевства, а также отдал приказ о постройке деревянной церкви, посвящённой апостолу Павлу. Существует предположение, хотя и недоказанное, что церковь была расположена на том же месте, что и современный Собор святого Павла, поэтому историю собора принято вести именно с 604 года.




Восточный фасад


После смерти Саберта (616 год) его сыновья отказались от христианства, вернулись к язычеству и изгнали Меллита. Что касается самой Церкви святого Павла — она сгорела в 675 году. В дальнейшем, когда христианство вновь утвердилось в Эссексе (конец VII века), дважды возводили новую церковь в честь апостола Павла, однако оба раза их уничтожал крупномасштабный пожар (в 962 и 1087 годах соответственно).




Собор Святого Павла - Томас Хосмер 


Строительство уже четвёртого по счёту главного храма Лондона, сегодня именуемого Старым Собором святого Павла (Old St Paul’s), начали норманны сразу после пожара 1087 года. Работы приостанавливались после очередного большого пожара в 1136, поэтому он был достроен только в 1240. Уже в 1256 началась перестройка собора, окончательно завершённая только в 1314. За те два столетия, пока продолжалось строительство, на смену романскому стилю пришёл готический, что отобразилось на внешнем облике сооружения.



Старый собор Св. Павла до 1561, с неповрежденным шпилем




 Старый Собор святого Павла (макет)огромен.


В то время по длине он уступал только собору Клюнийского аббатства, а по высоте — Линкольнскому собору и Церкви святой Марии в Штральзунде. Раскопки в конце XIX века показали, что его длина составляла 178 метров, а высота шпиля — впечатляющие 149 метров.


 


К началу XVI века собор начал приходить в упадок. В годы Реформации в Англии (вт. четв. XVI века) и последующих гонений против Католической Церкви сооружение особенно сильно пострадало — были уничтожены или повреждены многие элементы интерьера и экстерьера, а большая часть сокровищ изъята в пользу королевской казны и распродана на аукционах.



В 1561 году величественный шпиль старого собора был уничтожен ударом молнии. И католики, и протестанты, восприняли событие как знак Божьего гнева против действий своих оппонентов. В годы Гражданской войны (1640-е) достопримечательность вновь стала объектом надругательств со стороны пуритан, а во время Английской республики (с 1649 по 1660) собор начали понемногу разбирать для строительства дворца лорда-протектора Оливера Кромвеля Somerset House.



Однако самое ужасное было впереди. Лондонцы боялись, что надвигающийся 1666 год, оканчивавшийся тремя апокалиптическими шестёрками, принесёт великие беды. Их опасения подтвердились — в начале сентября в городе на протяжении четырёх дней свирепствовал пожар, уничтоживший около 13 тысяч домов, 93 церкви и главный храм — Старый Собор святого Павла.



Статуя Св.Павла


Определённые планы по обновлению старого собора существовали ещё задолго до пожара 1661 года.  Планировалось внести изменения в экстерьер и интерьер таким образом, чтобы привести общий стиль сооружения в гармонию с западным фасадом, построенным в 1630-е годы в стиле классицизма, тогда как все более ранние части собора оставались готическими. Первое время после пожара рассматривали возможность построить новый собор на руинах старого, однако затем от идеи отказались. Было решено начать строительство с нуля, предварительно полностью разобрав фундамент старого собора.




Бюст Джона Донна




Скульптура "Юные влюбленные

Задание построить новый величественный собор (на месте уничтоженного огнём старого) было возложено на сэра Кристофера Рена, учёного, занимавшегося исследованиями вопросов математики и механики. В то время профессия архитектора ещё не успела выделиться в самостоятельное направление и развивалась исключительно в рамках изучения математики.




Памятник Томасу Бекету


В июле 1668 года архиепископ Кентерберийский совместно с епископами Лондонским и Оксфордским поручили Кристоферу Рену создать «прекрасный и благородный собор, который возвеличил бы славу города и нации». Подготовка проекта заняла несколько лет. Сложность заключалась в том, что готический стиль давно устарел, а пришедшая на его смену архитектура Возрождения и барокко не устраивала высокопоставленных сановников Англиканской Церкви в связи с враждебным отношением ко всему, что ассоциировалось с католическими сооружениями.




 Только



Только в 1675 году специальная комиссия и король одобрили окончательный проект, третий по счёту, представленный архитектором (детальный макет второго отклонённого проекта в масштабе 1:24 можно увидеть на втором этаже собора). Интересно, что для финансирования работ был введён новый общегосударственный налог на уголь.



 


Согласно общепринятой практике того времени постройка собора происходила по секциям. Первой всегда возводили восточную часть, где были расположены хоры, что давало возможность начать богослужения даже в соборе, который готов только на 30-50%. Также подобная практика позволяла приостановить строительство на длительный срок в случае финансовых проблем или войны. К счастью, в истории Собора святого Павла в Лондоне такая предусмотрительность оказалась излишней. Уже в 1694 году приступили к внутреннему убранству хоров.


                     

Библиотека 




Кристофер Рен вместе с мастером по резьбе Гринлингом  Гиббонсом, лучшим резчиком Англии, разработали для хоров серию прекрасных деревянных панелей с изображениями, которые были призваны показать красоту и гармонию природы (рог изобилия, открывающиеся стручки гороха, кукурузные початки и многие другие). При этом полностью отсутствуют изображения святых, апостолов или персонажей из Нового завета, что связано с идеологическими различиями между англиканством и католицизмом.



Как только внутреннее убранство хоров завершили, Собор святого Павла был освящён для богослужений (2 декабря 1697 года). Полностью строительные работы закончили только через 11 лет (26 октября 1708 года в стены был положен последний камень).




Парламент же официально провозгласил завершение строительства на Рождество 1711 года, хотя фактически отделочные работы продолжались ещё два десятилетия (например, статуи на крыше были установлены в 1720-е годы). Полная стоимость постройки составила 1.1 миллиона фунтов, что в пересчёте на современные деньги составляет от 150 миллионов до 1.5 миллиарда фунтов стерлингов (в зависимости от методов пересчёта цен и инфляции).



Строительство закончили ещё при жизни Кристофера Рена, что являлось крайне редким событием для средневековых соборов, учитывая их грандиозность. Увидеть творение, ставшее делом всей жизни — мечта для любого архитектора.


Особенности конструкции и стиль собора




Собор святого Павла выполнен в смешанном барочно-классическом стиле, который стал результатом творческого осмысления архитектором Реном традиций английской готики, классицизма Иниго Джонса, барочного стиля римских храмов XVII века и стиля французского архитектора Франсуа Мансара. Влияние средневековых традиций особенно чётко просматривается в планировке — как и великие соборы в Йорке и Винчестере, лондонский собор вытянут в длину, и имеет сильно выступающие в сторону трансепты.







Главная сложность проекта Кристофера Рена, заключалась в том, чтобы возвести массивную конструкцию на относительно неустойчивой почве Лондона. К счастью, было найдено удачное решение. Собор необычен тем, что его крипта (крупнейшая в Европе) расположена сразу под всем сооружением и выполняет важнейшую роль — является основанием для массивных колонн, которые распределяют вес более стройных колонн, расположенных на поверхности. Также в отличие от общепринятой практики строительства соборов того времени, купол Собора святого Павла поддерживается восемью, а не четырьмя колоннами, за счёт чего достигается более равномерное распределение веса на уровне фундамента.



Стены Собора святого Павла в Лондоне специально были спроектированы очень толстыми для поддержания веса конструкции огромного купола. Однако уже в процессе строительства выяснилось, что даже такой толщины недостаточно для надёжности сооружения. Поэтому свод собора был усилен аркбутанами, спрятанными за декоративной ложной стеной, которая внешне оформлена в виде второго этажа.





Купол (экстерьер)




Снаружи самой заметной Купол Собора святого Павла (Лондон)


Достопримечательностью собора является великолепный купол, который имеет общую высоту 111 метров и до сих пор возвышается над большинством современных зданий Лондона. До середины XX века Собор святого Павла был самым высоким зданием в городе, что подчёркивало его огромное общенациональное значение.




Проектировка и создание купола стало по-настоящему серьёзной проблемой. Её сложность заключалась в необходимости возвести купол, достаточно высокий для господства над городскими постройками, и одновременно добиться его визуальной привлекательности изнутри. По замыслу архитектора проблему мог бы решить двойной купол, как в Соборе святого Петра в Риме. Однако в отличие от римского собора, Рен сделал купола не полукруглыми, а более вытянутыми, что позволило разместить между ними кирпичный конус, который несёт на себе вес внешнего купола и каменной лантерны (башенки), увенчивающей его.



Рен лично посетил Собор святого Петра в Риме, построенный Микеланджело, и церковь Валь-де-Грас в Париже работы Мансара, чтобы лучше ознакомиться со строением их куполов. Видимо именно эти выдающиеся произведения барочной архитектуры вдохновляли английского архитектора.


 









    


Однако в отличии от куполов упомянутых храмов купол Собора святого Павла в Лондоне опирается на два отдельных яруса кладки (их высота вместе с не украшенным основанием составляет 29 метров). Также он отдал предпочтение перистилю (колоннаде вокруг купола), а не чередованию окон и колонн, как Микеланджело и Мансар. К перистилю Рен добавил ниши между каждыми четырьмя колоннами, что внесло разнообразие во внешний вид. Перистиль выполняет важную конструктивную роль — он является основанием, как внутреннего купола, так и кирпичного конуса, поддерживающего лантерну (каменная башенка на самой вершине купола).



Над перистилем возвышается второй ярус, окружённый балконом с балюстрадой — Каменная галерея (с неё открывается прекрасный вид на Лондон). Второй ярус украшен чередующимися пилястрами и прямоугольными окнами, что создаёт ощущение лёгкости всей конструкции. Над верхним ярусом расположен покрытый свинцовыми пластинами купол. В самом куполе (под лантерной) есть 8 световых колодцев, однако снаружи их практически невозможно разглядеть. Колодцы пропускают свет и освещают внутреннее пространство внешнего купола. Частично результат их освещения можно увидеть через круглое отверстие во внутреннем куполе, если находится внутри собора.


                       




Tags: Англия, Архитектура, Искусство, История, интерьер
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Recent Posts from This Journal