Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Замки Франции: Эне-ле Вьей.(1)

Замки Франции: Эне-ле Вьей(Сhâteau d'Ainay-le-Vieil)(1).





Средневековый замок Эне-ле-Вьей , внесённый в список историко-культурного наследия страны в году, расположен в местечке с таким же названием в департаменте Шер.



На месте будущего замка Эне-ле-Вьей с существовала небольшая крепость галло-римского периода. В конце XI в построенные здесь же форт принадлежал дому Бурбонов, а в XIII в. им владели члены родовитой семьи Барр.



Строительство феодального замка развернулось в XIV столетии на границе между Аквитанией и занятыми англичанами территориями. После поражения при Пуатье в 1356 году это был единственный замок в регионе, остававшийся в руках подданных французского короля.




Его важное стратегическое значение сохранялось до конца Столетней войны, о чём свидетельствуют размеры и мощь фортификационных сооружений. Их усиление связано с деятельностью Ж. Сюлли, распорядившегося о перестройке замка в 1330 году.В 1435 году замок приобретает казначей Карла VII де Киле, а после его опалы с 1467 года в течение почти 600 лет им владеют Ш. Шевенон де Бини и его потомки.





Эта крепость была очень важна, - она защищала французские границы со стороны Аквитании, которая тогда находилась в руках англичан. Замок не раз осаждали во время Столетней войны, но он никогда не был взят. 







В 1500-1505 годах в северо-восточной части замка Ш. де Бини строит новую резиденцию в стиле Людовика XII, ознаменовавшим начало расцвета культуры Возрождения во Франции. Его сын Клод и внук Гилберт продолжают начатые работы по переустройству замка.







Во время французской революции многие оборонительные сооружения замка были разрушены, а его владелец маркиз Бини казнён на гильотине. В начале XIX в новым хозяином замка стал А. де Шевенон, восстановивший архитектурный ансамбль и парк.В 1954 году его наследники барон и баронесса Олиньи-Жиру открыли замок и парк для общественности. Они разработали один из первых исторических туристических маршрутов Франции Дорога Жака Кера, которая начинается в этом замке.



Расположенный на равнине замок Эне-ле-Вьей имеет форму восьмиугольиника площадью 0,5 га. Несохранившийся второй ряд стен с двойным рвом охватывал территорию 3 га.Средневековая готическая часть «маленького Каркасона» состоит из зубчатых крепостных стен и 9 цилиндрических башен с узкими бойницами. Въезд в замок по мосту защищён мощным помещением для стражи.



План внутреннего двора предельно лаконичен - две диагональные дорожки крестом рассекают зеленый газон, вдоль одной из крепостных стен два ряда старых ив, среди которых висят простые качели. Под одиноким раскидистым деревом gingko biloba - старинный колодец, спасавший осажденных защитников замка от жажды.



И только вдоль одной, стены стремится ввысь по камням куст плетистой розы, да у ворот зовет присесть широкая удобная скамья.Поскольку крепость находилась на равнине, в ней было две линии укреплений. Внешняя стена, которую со временем снесли, останавливала первый натиск неприятеля. Ров глубиной в восемь метров не давал подобраться ближе и установить лестницы для штурма.


                             


 То, что было второй линией обороны, исчезло -сегодня сохранилась только эта часть, которая ведет нас в замок. Когда предки владельцев купили замок в XV веке,они перестроили его уже в духе нового времени.


Войны закончились, можно было разрушить донжон, а вместо него было построено здание, которое отражает вкусы эпохи Ренессанса. И он очень гармоничный и уравновешенный – посередине башня, и два крыла справа и слева



Здесь можно увидеть кое-какие детали, которые мешали врагу проникнуть в сам замок. Между каждой площадкой есть деревянные ступеньки - когда наступающие поднимались, ступеньки убирали, и враг не мог подняться выше


                          


Отсюда гарнизон крепости управлял системой обороны. Бойницы по всему фасаду, - через них лучники метали свои копья. Были еще отверстия, закрытые деревянными щитами, и через эти отверстия бросали вниз все, что могло ранить осаждавших крепость – камни, песок, - лили горячую воду или смолу. А вот эта единственная скамья –все, что было для их отдыха



Часовня замка Эне-ле-Вьей, резиденция феодала, хозяйственные и военные постройки во дворе построены в стиле Людовика XII, типичном для первого этапа французского Ренессанса. Для него характерны большие окна, итальянские лоджии, витые колонны и растительные орнаменты в декоре.






 



Внутренний двор замка


Замок окружен рвом с водой, возле которого на фоне суровых стен живописно смотрятся группы больших деревьев. Рядом с замком разбит большой регулярный сад в нескольких уровнях — гордость и неустанная забота хозяев. Сначала мы видим стену бамбука и небольшой пруд возле него, за ним проглядывает домик садовника с высоким крыльцом.  



                                       


Один из владельцев Огюст Франсуа-Мари, барон де Кольбер-Chabanais (1777-1809)





Среди всего великолепия убранства залов и покоев замка Эне-ле-Вей выделяется своими декоративными украшениями камин большой гостиной с его изящными резными медальонами. В ней же находятся замечательные произведения портретной живописи, на которых изображены члены семьи Кольбер.


  



Французская конституция по-прежнему опирается на принятую 26 июля 1789 года Декларацию прав человека и гражданина, где сказано: «Во Франции не может существовать ни дворян, ни дворянства... ни других различий, проистекающих из рождения». В 1955 году парижский суд постановил: «Принадлежность к аристократии больше не имеет юридических последствий». То есть, формально никакой аристократии во Франции нет. На самом деле это не так.
В фамильных замках сегодня живут около трех тысяч французских аристократических семей.Каждый из представителей той или иной династии разделяет заботы по сохранинию имения, стараясь сберечь то, чем владели предки. На это уходит много сил и средств, но другие варианты даже не обсуждаются.


На стенах бильярдной замка размещены портреты и картины, связанные с историей семьи Кольбер и, прежде всего, с биографией генералов Наполеона Огюста и Пьера Кольбер-Шабане.




Эрик Менсион-Риго, идеолог современной французской аристократии: «Истинный аристократ будет скорее стричь газон и чинить крышу своего семейного гнезда. Натоящий аристократ презирает деньги. Это буржуазная ценность, для нас они не играют никакой роли. Для нас главной ценностью является честь».



В конце ХХ века две трети французских аристократических семейств, взгляды которых излагал Менсион-Риго, жили за чертой бедности.Распорядок дня французского аристократа мало изменился со времен Рене де Шатобриана и Марселя Пруста. Поменялось только его наполнение: в основном это работы по дому и саду.Сегодня, чтобы как-то заработать, многие открыли в замках музеи или отели для туристов – то, что американцы называют Bed and breakfast, а французы – Chambre d’hôtes, дома в которых хозяева сдают постояльцем комнаты и кормят завтраком. Посетители иногда принимают их за прислугу. В ответ те лишь учтиво улыбаются.



В основе аристократического этикета лежит жесткое самоограничение. Богатый аристократ внешне никак не отличается от бедного. О классовой принадлежности судят не по доходам. Умение не показывать материального положения воспитывается с детства. Именно оно делает стремление к аристократизму нуворишей безуспешным.



В основе аристократического этикета лежит жесткое самоограничение. Богатый аристократ внешне никак не отличается от бедного. О классовой принадлежности судят не по доходам. Умение не показывать материального положения воспитывается с детства. Именно оно делает стремление к аристократизму нуворишей безуспешным.



Некоторые владельцы поместий весьма успешны. Принц Филипп Морис де Брогли в 1991 году устроил в замке Бурдезьер музей и гостиницу, заработав только за год 3,5 миллиона франков. А его брат организовал в производство садового инвентаря под маркой «Принц-огородник», которое теперь ежегодно приносит ему 6 миллионов прибыли.



Княгиня Марисоль де Ла Тур д'Овернь - признанный специалист по реставрации исторических садов и парков. Сегодня она занимается развитием культурных, технических и туристических связей с Россией. Уход за фамильным замком Эне-ле-Вьей в Шер и садами, которые она создала - ее настоящая страсть.Сегодня-некоторые выдержки  из интервью с мадам де Соль.




                    Жилая часть замка является жилой и по сей день. Семья княгини занимает комнаты, которые когда-то принадлежали ее матери. Здесь все семейство, в котором было шестеро детей, жили в пятидесятые годы прошлого века.



Княгиня показывает - «вот мое окно, в другом крыле». Сейчас семья не так велика, кроме того, большую часть времени они проводят в Париже. Поэтому жилыми остались лишь несколько комнат над столовой. Остальные — исторические интерьеры, которые могут много рассказать об истории рода.







Мы в королевской комнате. Вы знаете, что короли Франции очень много путешествовали, в частности, они приезжали к своим вассалам. Сюда приезжал Людовик Двенадцатый со своей женой Анной Бретонской, в 15 веке. Ему, разумеется, предоставили лучшую комнату с великолепной лоджией, с видом во двор.





С тех пор эта комната не изменилась — она так и осталась средневековой залой с большим камином и с обстановкой 15 века, с большой кроватью...



А мы сейчас находимся в салоне, который сохранил свое изначальное убранство. Например, про этот камин говорят, что он - один из самых красивых в долине Луары. И он рассказывает историю Франции.



Размещённая в одной из башен часовня 1527 года постройки ,замечательна кессонными потолками, витражами Ж. Лекьюйера и иллюстрирующими жизнь Христа фресками Ж. Буше и его учеников.



Часовня была построена Гилбертом де Биньи около 1527 года и в одной из башен: она украшена кессонным потолком, вырезанным в камне, что свидетельствует о  итальянском влияния начала французского ВозрожденияНастенные росписи xvi и xvii веков иллюстрируют жизнь Христа Пристроенная к гостиной и расположенная в башне, часовня , покрытая резным потолком, снабжена красивыми витражами, приписываемыми Жану Льюиеру и фресками, изображающими сцены из Евангелия .Традиция гласит, что это Шарль де Биньи-спонсор этих работ, сделанных мастерскими Сен-Этьенского собора в Бурж : сегодня считается, что это были достижения семнадцатого века...Недавняя реставрация выпустила эти картины с последующими слоями репайнов, добавленных на протяжении веков.







Видите – «Л» - это Людовик, «А» - это Анна Бретонская, поэтому тут королевские лилии и горностай, который тоже символизировал королевскую власть. У Людовика мать была из Милана и вот - дракон, который поедает ребенка, этот итальянский символ до сих пор есть на машине альфа-ромео. А в середине еще и символ открытия Америки – внизу дельфины, которые опираются на океан, а из их хвостов образуется дерево, на котором сидит попугай".





Замок Эне-ле-Вьей – не только памятник архитектуры. Сегодня гордость владельцев Замка – его сады, первые из которых были посажены еще в эпоху Ренессанса.




Госпожа Мари-Соль является вице-президентом Фонда парков и садов Франции - фонд помогает собственникам небольших замков, у которых «в хозяйстве» имеются самобытные ландшафтные объекты, но средств, чтобы самим поддерживать их в надлежащем состоянии, не хватает. Неудивительно, что парк и сады самого поместья находятся в идеальном порядке — что-то сохранилось от прошлого, что-то заботливо воссоздано.





Классический сад Ренессанса во Франции подразумевал много цветов и воды, которую «оформляли» в виде каналов, каскадов или прудов.










"Мы выходим в парк. Буквально два слова, чтобы представить вам его. Все, что вы видите около рвов, - это английский пейзажный парк. Здесь очень интересные древесные растения – есть великолепный платан, мамонтовое дерево, болотный кипарис родом из Луизианы. Парк был сделан в XIX веке, но сады вокруг замка появились гораздо раньше.



Первые сады были посажены в эпоху Ренессанса по той традиции и моде, которая существовала на тот момент – например, водный сад.





В настоящее время замок имеет статус «Частного исторического памятника», а парковая территория вокруг замка носит почётное звание «Замечательный сад», которое присваивается Министерством культуры Франции самым лучшим садам страны.



                                         На минутку остановимся здесь, на мосту. Вот они, водные ренессансные сады – такого вы еще не видели. Самый первый канал такого рода был создан в Фонтенбло Франциском Первым. Это было такое богатство, доставшееся от Средневековья, - вот эти рвы, наполненные водой. Обязательно был канал, который снабжал водой мельницу и рвы, то есть воды было много. И Франциск решил, что эта вода должна служить для мира, для удовольствия.



Отсюда пошла мода на водные сады, когда рвы и каналы дополняли другими, иногда длинными, иногда просто квадратными прудами. Можно было сад разделить этими каналами и выделить какие-то островки в саду. Здесь, например, есть такие островки, которые имеют правильную квадратную форму и так называются – Большие Квадратные острова".



Неудивительно, что парк и сады самого поместья находятся в идеальном порядке — что-то сохранилось от прошлого, что-то заботливо воссоздано








Госпожа Мари-Соль Де Ля Тур Д Овернь-одна из членов семьи де Бини.


Tags: Замки, Искусство, История, Ланшафт, Франция, интерьер
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Recent Posts from This Journal