Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Путешествие в поезде ч.13

Путешествие в поезде ч.13 с импрессионистами. Вокзал Сен-Лазар в Париже

middle_vokzal-saint-lazar.jpg

Одна из шести крупных головных железнодорожных станций Парижа - Вокзал Сен-Лазар (фр. Gare Saint-Lazare).
История вокзала Сен-Лазар берет своё начало в 1837 году с открытием железнодорожной линии из Парижа в Сен-Жермен-ан-Ле. Сейчас это уже третье здание вокзала.
Третий вокзал появился в период с 1842 по 1853 гг. на его теперешнем месте, Рю де Гавр, по бозаровому проекту архитектора Эжена Флаша. В 1889 году вокзал приобрёл сегодняшний вид. Для всемирной выставки потребовалось значительное увеличение площадей вокзала, которое было осуществлено архитектором Жюлем Лишу.

the-gare-saint-lazare-paris-seen-mary-evans-picture-library.jpg
Вид на вокзал Сен-Лазар (около 1868 года), на переднем плане — мост Европы

Вокзал Сен-Лазар изображён на полотнах многих художников. Многие импрессионисты жили недалеко от Сен-Лазара в течение 1870-х и 1880-х годов. В 1998 музей Орсе и Национальная галерея искусства в Вашингтоне организовали выставку под названием «Мане, Моне и вокзал Сен-Лазар»

Гюстав Кайботт
Caillebotte-PontdeLEurope-Geneva.jpg
Мост Европы, Гюстав Кайботт, 1876, Музей Пти-Пале, Женева

Гюстав Кайботт жил буквально в нескольких шагах от станции. Он написал полотно «Мост Европы» в 1876 году (теперь в музее Пти-Пале в Женеве, Швейцария) и «На мосту Европы» в 1876-80 (Музей искусства Кимбелла, Форт-Уэрт).
Эта картина считается одной из наиболее известных работ художника
На картине изображена часть Моста Европы, который был построен во второй половине 1860-х годов. Этот мост расположен над железнодорожными путями у парижского вокзала Сен-Лазар. В центре моста находится площадь Европы (фр. Place de l'Europe), к которой с разных сторон подходят шесть улиц, названных в честь европейских городов: Лондона, Вены, Мадрида, Константинополя, Санкт-Петербурга, Льежа (ранее — улица Берлина). Точка, с которой открывается вид, изображённый на картине, находится на улице Вены (фр. Rue de Vienne), которая на заднем плане (за площадью Европы) переходит в улицу Санкт-Петербурга (фр. Rue de Saint-Pйtersbourg).

1280px-G._Caillebotte_-_Le_pont_de_lEurope.jpg
«Мост Европы» (эскиз, 1876), частная коллекция

Сам вокзал на картине не виден — художник изобразил ограду, тротуар, и часть проезжей части моста. У ограды, отвернувшись, стоит мужчина, мимо которого проходит собака, которая находится на переднем плане картины. Навстречу зрителю по тротуару идут хорошо одетые мужчина и женщина. Сквозь ограду видна другая часть моста, по которой к площади Европы подходит улица Лондона (фр. Rue de Londres)

232.jpg
Гюстав Кайботт «На мосту Европы» (1876—1877)

Эдуар Мане
Эдуар Мане жил рядом с вокзалом на рю де Санкт-Петербург. Через два года после переезда в этот район он выставил в 1874 году на Парижском салоне своё полотно «Железная дорога». Это полотно, находящееся в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, изображает женщину с маленькой собачкой и книгой, сидящую на фоне железной решётки, и девочку, рассматривающую железнодорожные пути и паровозный пар. Мане написал это полотно на заднем дворе дома по рю де Ром.

1280px-Edouard_Manet_021.jpg
Железная дорога, Эдуар Мане, 1872-1873, Национальная галерея искусства, Вашингтон
также известная под названием «Вокзал Сен-Лазар»

Действие происходит у чугунной ограды, которая отделяет городскую улицу от железнодорожных путей. Слева изображена молодая женщина, сидящая на парапете у ограды. Она держит раскрытую книгу, а у неё на коленях примостилась маленькая собачка. Женщина смотрит прямо на зрителя, как будто её только что кто-то окликнул. Рядом с ней, спиной к зрителю, стоит маленькая девочка, которая смотрит сквозь чугунные прутья ограды на железную дорогу, пытаясь за дымом разглядеть проходящий поезд. Как и многие другие произведения Мане, изображённая сцена представляет собой момент, выхваченный из реальной жизни — здесь одновременно и портрет женщины, и жанровая сцена.

В качестве сидящей женщины художнику позировала Викторина Мёран, которая также была моделью для других картин Мане, в частности, «Завтрак на траве» и «Олимпия»[6]. Полагают, что в качестве стоящей девочки позировала дочь банкира Альфонса Хирша (Alphonse Hirsch), друга Мане

Клод Моне
2020-07-15_01-20-23.png
Мост Европы, вокзал Сен-Лазар, Клод Моне, 1877, Музей Мармоттан-Моне, Париж

В 1877 году живописец Клод Моне арендовал студию неподалеку от вокзала Сен-Лазар. В том же году Моне представил на выставке импрессионистов семь картин, на которых был изображён вокзал Сен-Лазар. Всего художник запечатлел вокзал 12 раз.

Claude_Monet_004.jpg
Вокзал Сен-Лазар, прибытие поезда, Клод Моне, 1877, Музей Фогг, Кембридж (Массачусетс)

Моне родился в 1840 году – и только через два года после его рождения во Франции было разрешено законом сооружение пассажирской железной дороги. Правительство издает соответствующий устав и заключает договоры с различными компаниями для осуществления главного строительства XIX века. К 1914 году железная дорога Франции стала одной из самых развитых в мире, а длина путей составляла 60 тыс. километров. Это был переворот, задававший совершенно новый темп жизни, открывавший новый взгляд на мир.

2020-07-15_02-34-36.png
Траншея Батиньоле Клод Моне1877

Где-то в середине этого стремительного железнодорожного развития, в 1877 году, для 37-летнего Клода Моне поезда стали новым наваждением. А в изобразительном искусстве Франции открылась новая, смелая и заведомо обреченная на непонимание современниками, тема. Индустриальные пейзажи Моне разозлили критиков до зубовного скрежета, они наперебой изощрялись в уничижительных характеристиках. На страницах «Фигаро» появился, например, такой пассаж: «В общем и целом Клоду Моне удалось точно передать то крайне неприятное впечатление, которое производит на нас одновременный свист нескольких паровозов».

2020-07-15_01-22-14.png
Вокзал Сен-Лазар в Париже, прибытие поезда Клод Моне 1877

В этом году художник снял небольшую студию рядом с вокзалом Сен-Лазар в Париже, где спрятал от кредиторов часть своих картин. Вид дымящих паровозов настолько захватывает Клода Моне, что он решается на новую серию – на этот раз в самом сердце современного города. Но писать по памяти Моне не привык.

2020-07-15_01-24-20.png
Вокзал Сен-ЛазарКлод Моне 1877, 54.3Ч73.6 см

Сын Ренуара Жан в книге, посвященной отцу и его окружению, вспоминает, как Клод Моне устроил мастерскую прямо на вокзале. "Им придется задержать руанский поезд: освещение куда лучше через полчаса после отправления", – решил художник. Дальше – дело техники. Моне надел лучший костюм, рубашку с кружевными манжетами – и пошел завоевывать свой новый пленэр. Поигрывая шикарной тростью, он объявил директору: "Я художник Клод Моне. Я решил писать ваш вокзал! Долго колебался, какой из двух вокзалов выбрать – Северный или ваш, но наконец остановился на вашем – он более характерный!" Любой, кто увидел бы его тогда, подумал, что он оказывает огромную честь вокзалу и лично директору.

1280px-Claude_Monet_003.jpg
Вокзал Сен-Лазар, поезд из Нормандии

Для Моне задерживали поезда, очищали перроны, напускали нужное количество дыма в нужное время суток. Итогом этого представления оказались 12 полотен, которые сразу же были куплены арт-дилером Полем Дюран-Рюэлем: тот был удивительно прозорливым знатоком искусства и покупал у Моне картины за несколько десятилетий до того, как они стали приносить деньги и славу.

263696.jpg
Клод Моне Внешний вид вокзала Сен-Лазар, залитый солнцем

2020-07-15_02-25-41.png
Вокзал Сен-Лазар. Вид снаружи Клод Моне

Ну и для сравнения: Современные виды Вокзала Сен-Лазар
2020-07-15_01-42-57.png

2020-07-15_01-42-35.png
Да, времена меняются...
Поскольку вокзал Сен-Лазар обслуживает преимущественно регион Иль-де-Франс, его пропускная способность составляет около ста млн пассажиров в год (274 тысячи в день), что делает эту железнодорожную станцию второй по величине в Европе (после парижского же Северного вокзала)

Однако в веках вокзал Сен-Лазар сохранится именно таким, каким запечатлел его Клод Моне. Такова сила искусства.

2020-07-15_01-20-23.png
Мост Европы, вокзал Сен-Лазар, Клод Моне, 1877, Музей Мармоттан-Моне, Париж


https://artchive.ru/claudemonet/works/2266~Vokzal_SenLazar_v_Parizhe_pribytie_poezda
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вокзал_Сен-Лазар.
Tags: Ж-Д, Живопись, Импрессионизм, История, транспорт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Златоуст.

    Златоуст: Блеск «стальной живописи». Набор "Лазурный". Блюдо и чарки Набор "Лазурный". Блюдо и чарки Набор "Лазурный". Блюдо и…

  • Художники-братья Theer: Роберт Тир.

    АукционноАкварельноПортретное на слоновой кости... "Женщины, созданные искусством, потому так прекрасны, что всё случайное в них отброшено!…

  • «Lito Leaf art»(2).

    Японский художник сделал эти симпатичные виньетки из листьев.…

  • Lito Leaf art (1).

    Герой сегодняшнего рассказа черпал вдохновение в природе для своего искусства. У японского художника, которого в Instagram называют «Lito Leaf…

  • Причина введения нового карантина в Израиле.

    Причина введения нового карантина. Решение было принято в связи со сложившейся ситуацией в стране и мире. Пиком предыдущей вспышки заболеваемости…

  • Коллекция украшений Любови Казарновской.

    Коллекция украшений Любови Казарновской Пожалуй, такой активной, жизнерадостной и оттачивающей свой профессионализм оперной певицы, как…

promo ariananadia март 23, 2015 11:31 14
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments