
Одна из шести крупных головных железнодорожных станций Парижа - Вокзал Сен-Лазар (фр. Gare Saint-Lazare).
История вокзала Сен-Лазар берет своё начало в 1837 году с открытием железнодорожной линии из Парижа в Сен-Жермен-ан-Ле. Сейчас это уже третье здание вокзала.
Третий вокзал появился в период с 1842 по 1853 гг. на его теперешнем месте, Рю де Гавр, по бозаровому проекту архитектора Эжена Флаша. В 1889 году вокзал приобрёл сегодняшний вид. Для всемирной выставки потребовалось значительное увеличение площадей вокзала, которое было осуществлено архитектором Жюлем Лишу.

Вокзал Сен-Лазар изображён на полотнах многих художников. Многие импрессионисты жили недалеко от Сен-Лазара в течение 1870-х и 1880-х годов. В 1998 музей Орсе и Национальная галерея искусства в Вашингтоне организовали выставку под названием «Мане, Моне и вокзал Сен-Лазар»
Гюстав Кайботт

Мост Европы, Гюстав Кайботт, 1876, Музей Пти-Пале, Женева
Гюстав Кайботт жил буквально в нескольких шагах от станции. Он написал полотно «Мост Европы» в 1876 году (теперь в музее Пти-Пале в Женеве, Швейцария) и «На мосту Европы» в 1876-80 (Музей искусства Кимбелла, Форт-Уэрт).
Эта картина считается одной из наиболее известных работ художника
На картине изображена часть Моста Европы, который был построен во второй половине 1860-х годов. Этот мост расположен над железнодорожными путями у парижского вокзала Сен-Лазар. В центре моста находится площадь Европы (фр. Place de l'Europe), к которой с разных сторон подходят шесть улиц, названных в честь европейских городов: Лондона, Вены, Мадрида, Константинополя, Санкт-Петербурга, Льежа (ранее — улица Берлина). Точка, с которой открывается вид, изображённый на картине, находится на улице Вены (фр. Rue de Vienne), которая на заднем плане (за площадью Европы) переходит в улицу Санкт-Петербурга (фр. Rue de Saint-Pйtersbourg).

«Мост Европы» (эскиз, 1876), частная коллекция
Сам вокзал на картине не виден — художник изобразил ограду, тротуар, и часть проезжей части моста. У ограды, отвернувшись, стоит мужчина, мимо которого проходит собака, которая находится на переднем плане картины. Навстречу зрителю по тротуару идут хорошо одетые мужчина и женщина. Сквозь ограду видна другая часть моста, по которой к площади Европы подходит улица Лондона (фр. Rue de Londres)

Гюстав Кайботт «На мосту Европы» (1876—1877)
Эдуар Мане
Эдуар Мане жил рядом с вокзалом на рю де Санкт-Петербург. Через два года после переезда в этот район он выставил в 1874 году на Парижском салоне своё полотно «Железная дорога». Это полотно, находящееся в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, изображает женщину с маленькой собачкой и книгой, сидящую на фоне железной решётки, и девочку, рассматривающую железнодорожные пути и паровозный пар. Мане написал это полотно на заднем дворе дома по рю де Ром.

Железная дорога, Эдуар Мане, 1872-1873, Национальная галерея искусства, Вашингтон
также известная под названием «Вокзал Сен-Лазар»
Действие происходит у чугунной ограды, которая отделяет городскую улицу от железнодорожных путей. Слева изображена молодая женщина, сидящая на парапете у ограды. Она держит раскрытую книгу, а у неё на коленях примостилась маленькая собачка. Женщина смотрит прямо на зрителя, как будто её только что кто-то окликнул. Рядом с ней, спиной к зрителю, стоит маленькая девочка, которая смотрит сквозь чугунные прутья ограды на железную дорогу, пытаясь за дымом разглядеть проходящий поезд. Как и многие другие произведения Мане, изображённая сцена представляет собой момент, выхваченный из реальной жизни — здесь одновременно и портрет женщины, и жанровая сцена.
В качестве сидящей женщины художнику позировала Викторина Мёран, которая также была моделью для других картин Мане, в частности, «Завтрак на траве» и «Олимпия»[6]. Полагают, что в качестве стоящей девочки позировала дочь банкира Альфонса Хирша (Alphonse Hirsch), друга Мане
Клод Моне

Мост Европы, вокзал Сен-Лазар, Клод Моне, 1877, Музей Мармоттан-Моне, Париж
В 1877 году живописец Клод Моне арендовал студию неподалеку от вокзала Сен-Лазар. В том же году Моне представил на выставке импрессионистов семь картин, на которых был изображён вокзал Сен-Лазар. Всего художник запечатлел вокзал 12 раз.

Вокзал Сен-Лазар, прибытие поезда, Клод Моне, 1877, Музей Фогг, Кембридж (Массачусетс)
Моне родился в 1840 году – и только через два года после его рождения во Франции было разрешено законом сооружение пассажирской железной дороги. Правительство издает соответствующий устав и заключает договоры с различными компаниями для осуществления главного строительства XIX века. К 1914 году железная дорога Франции стала одной из самых развитых в мире, а длина путей составляла 60 тыс. километров. Это был переворот, задававший совершенно новый темп жизни, открывавший новый взгляд на мир.

Траншея Батиньоле Клод Моне1877
Где-то в середине этого стремительного железнодорожного развития, в 1877 году, для 37-летнего Клода Моне поезда стали новым наваждением. А в изобразительном искусстве Франции открылась новая, смелая и заведомо обреченная на непонимание современниками, тема. Индустриальные пейзажи Моне разозлили критиков до зубовного скрежета, они наперебой изощрялись в уничижительных характеристиках. На страницах «Фигаро» появился, например, такой пассаж: «В общем и целом Клоду Моне удалось точно передать то крайне неприятное впечатление, которое производит на нас одновременный свист нескольких паровозов».

Вокзал Сен-Лазар в Париже, прибытие поезда Клод Моне 1877
В этом году художник снял небольшую студию рядом с вокзалом Сен-Лазар в Париже, где спрятал от кредиторов часть своих картин. Вид дымящих паровозов настолько захватывает Клода Моне, что он решается на новую серию – на этот раз в самом сердце современного города. Но писать по памяти Моне не привык.

Вокзал Сен-ЛазарКлод Моне 1877, 54.3Ч73.6 см
Сын Ренуара Жан в книге, посвященной отцу и его окружению, вспоминает, как Клод Моне устроил мастерскую прямо на вокзале. "Им придется задержать руанский поезд: освещение куда лучше через полчаса после отправления", – решил художник. Дальше – дело техники. Моне надел лучший костюм, рубашку с кружевными манжетами – и пошел завоевывать свой новый пленэр. Поигрывая шикарной тростью, он объявил директору: "Я художник Клод Моне. Я решил писать ваш вокзал! Долго колебался, какой из двух вокзалов выбрать – Северный или ваш, но наконец остановился на вашем – он более характерный!" Любой, кто увидел бы его тогда, подумал, что он оказывает огромную честь вокзалу и лично директору.

Вокзал Сен-Лазар, поезд из Нормандии
Для Моне задерживали поезда, очищали перроны, напускали нужное количество дыма в нужное время суток. Итогом этого представления оказались 12 полотен, которые сразу же были куплены арт-дилером Полем Дюран-Рюэлем: тот был удивительно прозорливым знатоком искусства и покупал у Моне картины за несколько десятилетий до того, как они стали приносить деньги и славу.

Клод Моне Внешний вид вокзала Сен-Лазар, залитый солнцем

Вокзал Сен-Лазар. Вид снаружи Клод Моне
Ну и для сравнения: Современные виды Вокзала Сен-Лазар


Да, времена меняются...
Поскольку вокзал Сен-Лазар обслуживает преимущественно регион Иль-де-Франс, его пропускная способность составляет около ста млн пассажиров в год (274 тысячи в день), что делает эту железнодорожную станцию второй по величине в Европе (после парижского же Северного вокзала)
Однако в веках вокзал Сен-Лазар сохранится именно таким, каким запечатлел его Клод Моне. Такова сила искусства.

Мост Европы, вокзал Сен-Лазар, Клод Моне, 1877, Музей Мармоттан-Моне, Париж
https://artchive.ru/claudemonet/works/2266~Vokzal_SenLazar_v_Parizhe_pribytie_poezda
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вокзал_Сен-Лазар.
Journal information