Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Category:

ИЗДЕЛИЯ ИЗ НАТУРАЛЬНОГО ЯНТАРЯ Часть 2.

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ НАТУРАЛЬНОГО ЯНТАРЯ Часть 2.


  • Украина


  • На Украине янтарь представлен самоцветами, добываемыми в так называемом «янтарном треугольнике», который охватывает такие населённые пункты как Сарны, Клесов, Дубровица. Месторождение янтаря на Украине расположено в Северно-Западной части страны, в пределах Ровенской, Волынской, Житомирской и Киевской области. Его общая площадь — более 200 км2, из которых основная часть приходится на Клесовский карьер. Глубина этого прииска — до 50 м, тогда как площадь — до 2500 тыс. м2



    • В России крупнейшее месторождение янтаря в Калининградской области не имеет себе равных не только по разведанным запасам (около 90 % от мировых), но и по концентрации самоцвета (в среднем 2 кг/м3). Работающий на его базе Янтарный комбинат в посёлке Янтарном добывает в год около 300 тонн этого камня[9] (открытым способом в карьерах сильной водяной струёй размывают янтареносную т. н. «голубую землю»).

    • Куски янтаря весом более 1 кг (по объёму это приблизительно равно 1 дм³) приравниваются к драгоценным камням и не подлежат свободной продаже[18]. Оборот, ввоз и вывоз за границы РФ необработанного янтаря-сырца тоже регулируется законодательством




    Использование человеком янтаря известно с глубокой древности. Установлено, что янтарь был известен верхнепалеолитическому человеку: куски янтаря обнаружены внутри жилища этого времени в Межириче (Днепропетровская область Украины)
    Прибалтийский янтарь очень активно разрабатывался в эпоху неолита.На Восточном побережье Балтийского моря известны исторические центры добычи и обработки янтаря эпохи неолита: район Куршской косы и Паланги в Литве и Сарнате (лат. Sārnate) в Западной Латвии, а также центр в Лубанской низменности (там находят пуговицы, цилиндрические пронизки, подвески, фигурные украшения, изображения, кольца, прочие типы изделий)



    Древние египтяне использовали янтарь как для украшений, так и для мумификации.В Египетском музее Каира хранится корона Тутанхамона (1400—1392 гг. до н. э.) с жёлтым балтийским янтарём, окружённым бриллиантами, изумрудами и рубинами.
    Уже в XVI веке до н. э. янтарь был ценным предметом обмена и как товар завозился финикийскими торговцами в Вавилонию, а также в области микенской и италийской культур. Центром торговли янтарём тогда была Аквилея. В VI в. до н. э. янтарь с берегов Северного моря уже не морским, а сухопутным путём доставляли в Тартесс




    В III тысячелетии до н. э. существовал высокоразвитый промысел по обработке янтаря на восточной окраине Балтики, на озёрах Любаннер в Литве. В этой местности было найдено большое количество незаконченных изделий, а один круглый диск с крестообразным узором даже оказался в Дании. Характерными изделиями этого тысячелетия являются простые гладкие диски, а также диски с крестообразными узорами





    Главным центром по импорту и изготовлению янтарных изделий был город Аквилея (хальштаттский период (по названию кладбища VII—V веков до н. э. в Австрии близ Зальцбурга), римский янтарь). Популярностью пользовались кольца, богато украшенные фигурками Венеры и Купидона, в более поздний период — женскими головками со сложными причёсками. Здесь делали также небольшие туалетные сосуды, крышки которых тщательно вытачивали на токарном станке, чтобы они плотно закрывались. Италийские и римские изделия из янтаря легко различимы. Первые выполнялись в технике рельефа, причём гравировальные инструменты использовались только для изображения волос и черт лица. В римских изделиях во время правления Нерона стали использовать токарный станок и сверло, что позволило увеличить их количество. Токарный станок использовался не только для изготовления различных сосудов, но также и янтарных дисков для скипетров. При помощи сверла изображали зрачки глаз, ноздри и др


    В Древней Греции янтарь называли «электрум», и не отличали от этого металла. Янтарь применялся для курения в храмах и в производстве украшений.
    Третий и четвёртый века отмечены расширением вывоза из региона Балтики бус из янтаря наряду с бусами из стекла, горного хрусталя и сердолика. Бусы из янтаря особой формы, характерные только для IV века, изготавливали на острове Борнхольм, откуда их продавали в другие страны.
    Первым небольшим городом в норманнской Европе можно считать Шлезвиг, основанный в 700 году н. э. Он отличался от предыдущих поселений наличием специализированных мастерских. Существовали особая мастерская по обработке янтаря, а также мастерские по золоту, бронзе и т. д. Там делали гладкие бусы, клиновидные подвески и кольца. С усилением влияния христианской церкви спрос на янтарь как материал для чёток вновь стал постепенно увеличиваться


    Тевтонский орден сыграл решающую роль в подавлении восстания пруссов на Балтийском побережье, в результате чего им была захвачена эта территория. Рыцари ввели в своих владениях строгий дисциплинарный кодекс (достоверные данные о регалиях добычи янтаря того времени можно найти в сборнике законов «Osterpussisches prowinzialrecht»), и хотя местному населению было дозволено собирать янтарь, его нельзя было хранить и обрабатывать на территории ордена. Янтарь следовало отправлять в специальные хранилища или цеха далеко от Балтики. Сбором янтаря долгое время занимались особые крепостные, а позже — союз немецких рыбаков. За сданный камень платили деньгами или солью.Это привело к тому, что на протяжении нескольких столетий в местах добычи янтаря отсутствовал надомный художественно-камнерезный промысел


    В 1467 году для северо-западных земель Польши были установлены привилегии на свободное собирание и выкапывание янтаря. Это оказало влияние на развитие янтарного промысла в Польше



    В 1467 году для северо-западных земель Польши были установлены привилегии на свободное собирание и выкапывание янтаря. Это оказало влияние на развитие янтарного промысла в Польше



    До конца XVI века большая часть янтаря использовалась для изготовления чёток и различных сосудов. Основными центрами по обработке янтаря были Брюгес — основанный в 1302 г. и Любек — основанный в 1360 г. (всего два цеха изготовителей чёток). Считается также, что янтарь обрабатывали и в Вейсмаре, но письменных источников, подтверждающих это, нет. Ручки столовых приборов из янтаря делали в течение всей эпохи Возрождения. Изготавливали и гораздо более сложные предметы (рельефы, фигурки и др.). 



     В Померании в XV веке был основан цех Столпа. В Данциге в 1477 году был основан цех по обработке янтаря. Продолжалось производство чёток из янтаря (такие чётки часто встречаются на картинах этого времени), а также изготовление и более крупных изделий (рельефы, библейские сюжеты и символы)




    В 1533 году герцог Пруссии, гроссмейстер Тевтонского ордена Альберхт Гогенцоллерн, принявший лютеранство, передал право монопольно торговать балтийским янтарём Паулю Яски из Данцига, который начал развивать торговлю янтарём (но сохранил за собой права на весь белый янтарь побережья[48]) по всей Северной Европе, включая такие города, как Кёнигсберг, Аугсбург, Бреслау, Любек, Антверпен и т. д. за исключением своего родного города. Иногда Яски продавал янтарь в цеха города Данцига, но взаимоотношения с ними не были дружественными.


    В XVI веке были основаны и другие цеха — в Кослине и Кольберге в Померании и в Эльбинге, но на передний план выдвинулся город Кёнигсберг, имевший развитые ювелирные традиции и пользовавшийся покровительством двора. Из-за высокой конкуренции с этим городом в середине 80-х годов XVI века был создан Союз янтарных цехов, объединивший города Кольберг, Столп, Данциг и Эльбинг, с центром в Данциге. В Кёнигсберге впервые широко стали изготавливать предметы из янтаря нецерковного назначения, например, сосуды с крышками. Это были закрытие сосуды на тонких ножках с основанием из янтаря, украшенные круглыми янтарными «шишечками», подобные серебряным изделиям XVI века из Антверпена. Семья Яски имела крепкие деловые связи в Антверпене и сохраняла монополию торговли янтарём в районе Балтики с середины XVI века до середины XVII века. В 1580 году по всему побережью были построены виселицы, чтобы положить конец воровству янтаря


    Янтарь был в ходу в виде украшений и в Древней Руси. Находили археологи его в Новгороде. На Рязанской земле была найдена мастерская по обработке янтаря с сырьём и соответствующими инструментамиПри археологических исследованиях Новгорода обнаружено большое количество кусков необработанного янтаря, изделий, заготовок и их обломков, всего не менее 7000 единиц. Это говорит о широком использовании янтаря в Новгороде. По мнению ряда исследователей янтарь поступал в качестве сырья из Приднепровья и Прибалтики[51]. Часть попавшего посредством торговли в Новгород янтаря шла как поделочный материал на нужды самих новгородцев, а часть шла на продажу в Среднюю Азию и на Восток




    Новгородские ремесленники подвергали янтарь механической и, возможно, термической обработке. Применяли следующие технологические операции: сортировка, раскройка, шлифование, полировка и сверление, огранка, гравировка. Предположение о производстве янтарного лака в Новгороде также подтверждают археологические данные[53].
    Изделия, пользовавшиеся спросом показывает классификация находок из янтаря, например, Неревского раскопа датируемых серединой X — серединой XV вв.: бусины, кресты тельники, перстни, прочие изделия (пуговицы, серьги, кулоны).




    Янтарные бусы — самые распространённые изделия этого периода. По форме различают[54]:


    круглые в продольном сечении (с середины X в. до середины XIV в.);

    эллипсоидные уплощённые (начало второй четверти XIII в. до начала второй четверти XV в.);

    бипирамидальные (третья четверть XIII в. до конца XIV в.);

    призматические (с середины второй четверти XIII в. до середины XV в.).




    По форме лопаток и срединной части крестов в плане, их можно разделить на следующие типы:


    • стилизованные или с криновидными концами;


    • с прямоугольными концами (лопатками — с середины первой четверти XIV в. до середины XV в.);

    • с расширяющимися концами (два периода распространения: с конца второй четверти до начала четвёртой четверти XIII в. и с начала четвёртой четверти XIV в. до конца первой четверти XV в.);

    • срединно-выпуклые (с середины второй четверти XII в. до конца XIII в.).

    • Крайне редко мастера-янтарщики использовали имитационные операции для изменения цвета изделия, такие как «отпуск» и «осветление»[55]. Операцию «отжиг» они применяли в своей работе уже на рубеже X и XI вв., а «осветление» — с конца X в. до конца первой четверти XIII в



    Янтарь издревле применялся для изготовления всевозможных украшений и предметов быта. Из янтаря делали не только носимые украшения, но и практичные предметы, такие как портсигары, пепельницы, шкатулки, ларцы и даже часы. Особое место в искусстве занимает знаменитая Янтарная комната.



    После Второй мировой войны секреты мастерства создания крупных янтарных изделий в большинстве своём были утрачены. Возрождение этих традиций в прибалтийских странах пошло разными путями. Также и в России образовались различные художественные направления. Их условно можно разделить на две «школы» — санкт-петербургская и калининградская. Последняя появилась, как результат многолетней самостоятельной практической работы с янтарём, где прежде всего ценится естественная красота солнечного камня.





    Янтарь — хрупкий материал, его обработка приводит к существенному уменьшению первичного размера и веса камней, что в свою очередь приводит к удорожанию ювелирного изделия.В настоящее время существуют оригинальные технологии обработки для придания янтарю желаемых цвета и фактуры: осветление, каление, нагрев, химическая обработка, шлифовка, огранка, резьба по камню и другие. Также особо стоит отметить прессованный янтарь.



    Осветление янтаря проходит в специальных автоклавах, где из янтаря выпаривается влага (примерно 5-10 %). Полупрозрачные и прозрачные камни держат под давлением в азоте при температуре 250оС в течение 16 часов. Посредством осветления янтарь уплотняется, становится более прозрачным и менее хрупким, что благоприятно сказывается на его дальнейшей обработке, в том числе на сверлении (реже раскалывается).



    Чтобы придать прозрачному янтарю более искрящуюся фактуру, применяют каление. В янтаре всегда присутствуют мельчайшие пузырьки воздуха, при калении в автоклаве они лопаются и образуют сверкающие линзы, диски или чешуйки.Для изменения цвета янтаря применяют различные методы окисления (химический, термический). При окислении янтарь покрывается тонкой корочкой коричневого цвета. Окисление янтаря происходит не только искусственным способом, но и естественным — фотостарение. При лёгкой полировке корочка сохраняется, при шлифовке она снимется и янтарь становится таким, каким был от природы.




    Если нагревать калёный янтарь, то получится тёмный камень с искорками. При нагреве янтаря до температуры 100—250 оС цвет прозрачного камня меняется со светло-жёлтого на более тёмный — вишнёвый. Нагревают янтарь только после осветления, иначе он разбухает и трескается.
    При нагревании кусочки янтаря становятся очень пластичными. Это свойство используют при горячем прессовании, когда измельчённый в порошок натуральный янтарь рассыпают в пресс-формы. Под воздействием температуры и давления порошок превращается в вязкую массу. После охлаждения и затвердевания в фигурных формах получаются изделия из прессованного камня. Камень, полученный таким способом, носит название «амброид» (от англ. amber — янтарь). Янтарный порошок может быть смешан с различными красителями, что даёт возможность получать яркие контрастные цвета (белый, чёрный, красный) и оттенки близкие к натуральным (полупрозрачный зеленоватый, вишнёвый). При прессовании вместе с янтарным порошком могут использоваться отшлифованные кусочки янтаря различных фракций для придания эффекта мозаичности. Изделия из прессованного янтаря не уступают по красоте изделиям из монолитных камней, однако могут стоить значительно дешевле.



    Та или иная техника обработки янтаря может быть использована не только для раскрытия природной красоты камня, но и быть данью моде, или маскировать дефекты (слоистость, трещины, мутность).В старину для придания необходимой чистоты и оттенка янтарь прогревали в мелком песке или соли, держали в печи, варили в меду, масле или жиру. Старинные семейные рецепты до сих пор используются как эксклюзивные при производстве ювелирных украшений в Прибалтике.Достижения ювелиров в янтарной отрасли демонстрируются на различных торгово-выставочных площадках, таких как «Балтик-Экспо» в Калининграде (Россия), «Amber trip» в Вильнюсе (Литва).



    Начиная с 1960-х годов шагом вперёд послужил выпуск Калининградским янтарным комбинатом брошей из камней неправильной, естественной формы. В них металл не играет декоративной роли: это янтарь на заколке. Такие украшения не утомляют однообразием, так как каждый янтарь отличается от другого. Перестали считать браком интереснейшие янтари с инклюзиями (включениями), проявлено некоторое внимание к мелким янтарям. Например, ожерелья и браслеты из мелких шлифованных, но сохраняющих естественную форму самоцветных камешков, снизанных на нити



    Ещё одна особенность калининградских мастеров 1970-х годов — создание многокомплектных гарнитуров, в состав которых входили кулоны, колье, броши, кольца, серьги[59]. Отдельное внимание стали уделять сувенирной продукции: сказочным персонажам, историческим композициям (например, комплект «Русь»), романтическим и др. Творческая группа комбината из ремесла превратила обработку янтаря в искусство. Чаще стали изготавливать изделия с металлической оправой, с резьбой. Увеличился ассортимент, изделия изготавливали с большим разнообразием и индивидуальными чертами.
    В 1990 годах мастера активно стали использовать красоту янтаря в сочетании с золотом, серебром и мельхиором.Прежде чем браться за янтарь, художник работает с пластилином, карандашом и бумагой — ищет формы. Иногда сам камень подсказывает тему. В каждом случае нужна особая технология обработки[прояснить]янтаря




    Мелкие зёрна, отходы ювелирного производства и загрязнённый некондиционный янтарь являются ценным химическим сырьём для производства янтарных кислот, масла и канифоли, применяющихся в парфюмерной, фармацевтической и лакокрасочной промышленности.


    Ещё в Древнем Египте использовали янтарь для мумификации фараонов. Это связано с тем, что янтарь способствует длительному сохранению животной и растительной плоти. Янтарь препятствует разрушению красных кровяных телец (гемолизу) и свёртыванию крови. Поэтому из него изготавливают медицинскую посуду, инструменты, приборы, связанные с переливанием и консервированием крови.
    Янтарный лак применяли как средство консервации древесины. Например, покрывали днища кораблей, мебель, деки музыкальных инструментов. Скрипки знаменитых мастеров Амати и Страдивари обработаны янтарным лаком и сохранили свою певучесть до нынешнего времени.






    В «Одиссее» Гомера (VIII в. до н. э.): в убранстве комнат царя Менелая; при похищении Эвмея с острова Сирия — купец отвлекал семью царя, показывая «золотое на продажу монисто в янтарной оправе»; при сватовстве к Пенелопе женихов — Эвримах смог преподнести ей «прекрасное монисто из золота чистого и зерен янтарных, сверкающих как солнце».
    Публий Овидий Назон записал миф о Фаэтоне — сыне бога Солнца Гелиоса.
    В русском народном творчестве, в славянских былинах, в легендах об острове Буяне (остров Рюген в Балтийском море, в древности его называли Руян). До самого конца XIII века там обитало племя балтийских славян. В былине о Василии Буслаеве алатырь-камень находился на Сорочинской горе в виде целой скалы[83].
    На основе народного прибалтийского эпоса литовский поэт Майронис создал лирическую поэму «Юрате и Каститис» (1920 г.)
    В латвийских легендах о птице Гауе, о Солнце и др.

    Янтарь воспевали в стихах А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Саломея Нерис, В. Азаров, Н. Матвеева, Л. Озеров, В. Рождественский, А. Чиков, В. Реймарис и др. поэты




    Особенно много камня море исторгает во время бурь. Наиболее продуктивные удостаиваются названия янтарных бурь:
    В 1800 году на Польском побережье Балтийского моря за один только штормовой день на берег было выброшено 150 бочек самоцвета

    Осенью 1862 года после ночной бури на берегу было собрано около двух тонн янтаря.
    В ночь с 22 на 23 декабря 1878 года во время бури в районе Пальмникена волны вынесли на берег такую массу янтаря, что местные жители собирали его в течение нескольких лет.
    В 1914 году северо-восточнее Пальмникена море выбросило на берег почти 0,87 т. камня



    По ориентировочным подсчётам морские волны ежегодно вымывают со дна и извлекают на берег 36—38 т янтаря (не считая мелких несортируемых кусков). За три тысячелетия на берегу Балтийского моря было собрано 125 миллионов килограммов самоцвета. Размеры кусков были самыми разными — от долей грамма до нескольких килограммов[86]. В Польше сбор янтаря, выбрасываемого на берег и вылавливаемого в море, составляет ежегодно до 4 т. Самое большое количество янтаря море выносит на берег у Висленской косы. Янтарь, выброшенный на берег, иногда называют морским



























    у










    Tags: Искусство, История, Резьба, Ювелирка, Янтарь
    Subscribe

    Recent Posts from This Journal

    • Саррский королевский замок.

      Саррский королевский замок( Castello reale di Sarre) Италия Саррский королевский замок —…

    • Художница Вера Кавура.

      Цветут цветы весной, цветут по-осени... Художница Вера Кавура. Подснежники Цветут цветы весной, цветут по-осени. У всякого своя пора…

    • Художница Вера Кавура.

      Художница Вера Кавура. Весенний букет Весенние цветы. Мимоза Скоро весна. Нарциссы Нарциссы и ирисы Нарциссы с цветущей сливой…

    • Самые невероятные места нашей планеты.Часть3.

      Самые невероятные места нашей планеты.Часть3 Наша планета Улица Вайсгербергассе, Нюрнберг, Германия…

    • (no subject)

      Таинственный мир Брента Фандерберка Художник Брент Фандерберк (Brent Funderburk, b. 1952) пишет крупномасштабные акварельные картины на тему…

    • Феликс Ибрагимов / камнерез.

      Красота пейзажного халцедона в работах Феликса Ибрагимова Петербургский ювелир и камнерез Ибрагимов Феликс Мигражович родился в 1937 году в…

    promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
    Buy for 10 tokens
    Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
    • Post a new comment

      Error

      default userpic

      Your reply will be screened

      Your IP address will be recorded 

      When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
      You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
    • 11 comments

    Recent Posts from This Journal

    • Саррский королевский замок.

      Саррский королевский замок( Castello reale di Sarre) Италия Саррский королевский замок —…

    • Художница Вера Кавура.

      Цветут цветы весной, цветут по-осени... Художница Вера Кавура. Подснежники Цветут цветы весной, цветут по-осени. У всякого своя пора…

    • Художница Вера Кавура.

      Художница Вера Кавура. Весенний букет Весенние цветы. Мимоза Скоро весна. Нарциссы Нарциссы и ирисы Нарциссы с цветущей сливой…

    • Самые невероятные места нашей планеты.Часть3.

      Самые невероятные места нашей планеты.Часть3 Наша планета Улица Вайсгербергассе, Нюрнберг, Германия…

    • (no subject)

      Таинственный мир Брента Фандерберка Художник Брент Фандерберк (Brent Funderburk, b. 1952) пишет крупномасштабные акварельные картины на тему…

    • Феликс Ибрагимов / камнерез.

      Красота пейзажного халцедона в работах Феликса Ибрагимова Петербургский ювелир и камнерез Ибрагимов Феликс Мигражович родился в 1937 году в…