Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Замки Франции:Визиль.

Château de Vizille









Их множество во Франции, старинных замков, построенных ради каприза красивой женщины, и Визиль не исключение.Кто теперь знает,что руководило мужчинами на пике их страсти,когда они бросают к женским ножкам свою честь,свою жизнь,замки,драгоценности и свое бренное тело...Оценит ли коварная кокетка эти дары,ответит ли порывом своего сердца или презрительным холодом?Я уже много постов писала о замках для прекрасных дам,да и этот,грандиозный и немного неуклюжий стал поводом многих событий истории славных кавалеров и дам...






Франсуа де Бонн Ледигьер


Итак,Франсуа де Бонн — один из лучших полководцев Генриха Великого. За свою безусловную преданность Бурбонам был почтён титулом герцог Ледигьер, он был одним из самых грозных полководцев эпохи Религиозных войн, верный союзник будущего короля Генриха IV, он являлся королевским наместником в Провансе, затем в Дофине и был последним из тех, кто занимал феодальную должность коннетабля Франции – главнокомандующего армией королевства. Чтобы держать под контролем весь регион, он решил возвести в Визиле огромный замок, который до наших дней сохранился лишь частично.








            


              И еще один вход


Этот Визиль и стал  своего рода памятником последнему коннетаблю , выстроенный им в родной своей области Дофине. Его имя также носит один из старейших павильонов Лувра.


               


Кто же он,славный вояка и симпатичный мужчина?Сын нотариуса. Несмотря на происхождение из третьего сословия, де Бонн утвердил себя в качестве предводителя дворян-гугенотов из Дофине. Узнав о готовящейся Варфоломеевской ночи, покинул Париж ради Дофине, где возглавил партизанское движение. Завоевав благосклонность Генриха Наваррского, он водил в бой его армии сначала против католиков, а потом против испанцев, за что был возведён в ранг главного маршала Франции. В 1590 году взял Гренобль и развернул там большую строительную деятельность.



После смерти Генриха IV полководец сохранил верность его сыну. Получив во время регентства Марии Медичи герцогское достоинство, стоял за королевскую власть и старался удерживать своих единоверцев от восстания. Прельщённый посулами правительства, он в 1622 году переметнулся в католичество и выступил против гугенотов, предводительствуемых Роганом. Почти все его военные кампании происходили на юго-востоке Франции. Исключением стала последняя и наименее удачная — война за Вальтеллину на севере Италии.



Когда в 1600 году Франсуа, сеньор де Ледигьер и генерал-лейтенант армии короля Генриха IV в Дофине, Пьемонте и Савойе, занялся реконструкцией старого замка, разрушенного католиками в 1562 году, превратившими его в свой гарнизон, то он взялся за это с единственной целью доставить удовольствие занимавшей все его мысли Мари Виньон, прекрасной гренобльской продавщицы шелковых тканей, от которой Ледигьер был без ума уже десять лет.



Стоит добавить, что было от чего сойти с ума. Первая встреча состоялась 16 декабря 1590 года. В этот день Ледигьер вошел в Гренобль во главе войска протестантов, которым он командовал от имени короля Генриха IV, еще не совсем короля, знавшего уже тогда, что Париж все-таки стоит мессы.Итак, Ледигьер вошел в город. На его пути толпа притихла, умерила свой энтузиазм. Но в первом ряду милая белокурая девушка, круглолицая и розовощекая, кричала громче всех.





К тому же она оттолкнула своих соседей и вышла вперед, рискуя попасть под ноги лошадей. И протянула Ледигьеру маленькую веточку омелы, что и заставило нашего героя взглянуть на нее. «Боже, какой лакомый кусочек!» — писал семейный биограф Фонвиль. Действительно, лучше сказать было бы нельзя. Ледигьер влюбился и вместе с поцелуем отдал милому созданию свое сердце.


                                                         


                                                                                                     
Веселая продавщица Мари


Несколько дней спустя девушка с веточкой омелы упала в объятия Ледигьера, чтобы они уже не разжались до тех пор, пока смерть не разлучит их через тридцать шесть лет.




                         


В то, что прелестная Мари влюбилась с первого взгляда, трудно было поверить. Хотя… Ледигьеру было уже пятьдесят семь, с ранней юности сражаясь на полях битв, он выбрал карьеру военного, потому что уже не мог занять должности королевского нотариуса, своего отца. Ледигьер был мускулистым весельчаком, сух, как виноградная лоза, с лицом, в котором хватало и благородства, и определенной красоты. И хотя его волосы и седели, он оставался молодым в душе.


Но это была бы не французская история, если бы было все так просто. Между любовниками лежала самая настоящая пропасть. И он, и она состояли в браке. Но если жена герцога была больна чахоткой, неизлечимой тогда болезнью, то Мари была замужем, просто светилась красотой и здоровьем, ей был только 21 год, однако она была матерью уже троих детей. Ее мужу, Эннемонду Мателю, торговцу шелковых тканей на улице Революции, не очень-то хотелось слыть рогоносцем



Он избивал свою жену каждый день, когда видел ее, возвращающуюся домой с кругами под глазами. Что же до Ледигьера, то он был женат еще с 11 ноября 1566 года на Клодин Беренжер.





Не надо говорить, что разводы тогда были крайне редки и только с согласия церкви. Но все это детский лепет по сравнению с тем обстоятельством, что Ледигьер был герцогом, главнокомандующим армией и правой рукой самого будущего короля Генриха IV, а она простой безродной гренобльской продавщицей шелковых тканей. По всем правилам тогдашнего общества у этой пары будущего просто не могло быть. Так, поиграется высокородный вельможа в свое удовольствие и все. 




Церковь также не осталась в стороне и пугала, естественно, Мари Содомом, Гоморрой, а также судом инквизиции. На нее завели дело и пригласили для разбирательства. Чем заканчивались тогда суды инквизиции, хорошо известно по Вюрцбургу. И тогда вмешался он, Франсуа, герцог, сеньор де Ледигьер, генерал-лейтенант армии короля Генриха IV, наместник короля в Дофине, Пьемонте и Савойе, и показал кто в доме настоящий хозяин. Мужу была дарована небольшая пенсия, чтобы сидел в Гренобле тише воды, ниже травы, а церкви было сказано присматривать за нравами паствы, а не наместника короля. Дети были перевезены в Визиль, туда же совсем перебралась и Мари.




Но герцога это не беспокоило, ведь жена была тяжело больна, а Мари — само здоровье и свежесть. Кальвинистские пасторы Гренобля могли устраивать скандалы, пугать всех божьей карой, но они ничего не могли поделать с этой страстью.



Пасторы средневекового Гренобля, конечно, были могущественны, но не настолько, чтобы справиться с главнокомандующим армией и наместником короля. Тем же, кто распускал по городу грязные слухи, просто отрезали языки. И, надо сказать, весельчаки стали смеяться намного тише. А тут еще и больная жена герцога отошла в лучший мир, и герцог стал свободным мужчиной. Вот и все. Наглядное подтверждение того, что кто имеет силу и власть, тот формирует и нравы.


                          


В 1608 году работы в Визиле были в самом разгаре, и невенчанная чета могла провести там несколько летних дней. Оставшееся время они жили во дворце, до 1592 года остававшемся мэрией. Видя, что ее муж успокоился, Мари переехала туда насовсем. 



К тому же, и это главное, герцог был блестящим и успешным главнокомандующим и поэтому сделал великую карьеру. Его победы привели на трон Генриха IV. Вскоре король назначил его маршалом Франции. Все это было весьма приятно. Но еще больше удовольствия он испытал, когда в 1611 году новый король Людовик XIII сделал его пожизненным пэром Франции.




























Эмиль Маскре


Эта сцена на картине  соответствует тому, что  художник Маскре мог знать о пленении дофина из дневника Клери, камердинера Людовика XVI, опубликованного в Париже в 1816 году. Согласно этим мемуарам роялистов, сапожник Саймон, «негодяй  и палач»  и его жена  содержали ребенка под стражей, будили его несколько раз за ночь, чтобы удостовериться в его присутствии. Эта ужасная сцена отношений между Симоном и Дофином не соответствует исторической реальности, которая описана у внимательного  Симона. Весь гений Mascré заключается в том, чтобы придать этой грязной сцене необычайную силу  реализма благодаря дерзкой композиции, очень мощному световому эффекту, очень тщательному описательному реализму (особенно в мелочах) и выражению лиц  трех персонажей. Все это дает бескомпромиссную картину и тревожит немым насилием, которое она источает.



Мари следила с живым интересом за тем, как все эти восхитительные титулы венчали ее любовника, и немного жалела о том, что не может их разделить. Ее заветная мечта была стать герцогиней, и она осуществилась бы, если бы не упорство ее мужа Эннемонда Мателя.









Он преспокойно к этому времени жил на дарованную ему пенсию, понял, что звание рогоносца в его случае приносит неплохой доход, прикупил виноградники и поэтому, гад такой, категорически отказывался давать развод. И забыл, что власть опасна еще и тем, что у власти всегда есть подхалимы и прочие негодяи. Действительно, в 1614 году в Визиль, к герцогу, приезжает посланник герцога Савойского, некто полковник Алар.












Он узнал, что у прекрасной Мари есть муж, и этот самый муж не дает ей развода. «Так уберем мужа» и сделаем на этом карьеру! И однажды вечером, по пути со своих виноградников Эннемонд Матель был убит точным ударом шпаги. Точным, но очень шумным, т.к. Алар, который явно не страдал от излишков ума, очень боялся, что лавры убийцы будут присвоены не ему, он даже не сделал попытки скрыться и был арестован на месте убийства.









Ледигьеру потребовались все хитрости дипломатии и лукавства, чтобы вытащить Алара из тюрьмы и вернуть его обратно господину. Нет абсолютно никаких доказательств того, что Ледигьер причастен к этому делу. Понятно, что при желании он мог все сделать намного раньше и совсем без шума.



Насчет Мари все намного сложнее, основная версия событий, что именно она ловко подкинула идею недалекому полковнику. Достоверно известно, что именно по настоянию Мари герцог решает не посылать на эшафот человека, оказавшего против его воли столь значительную ему услугу. Но именно этот поступок бросил на пару подозрение в убийстве, которое теперь останется навсегда.



Дальше наступило время Мари. До этого бывшая его невидимой тенью, она выходит на первые роли. По ее настоянию стареющий любовник, герцог, выбивает для нее у короля титул маркизы де Треффор. Объявить простолюдинку маркизой равносильно превращению Золушки в принцессу. Однако факт остается фактом




Больше не существовало пропасти, разделявшую герцога, пэра Франции и безродную Мари Виньон. Если долго стараться, мечты сбываются — в Туве, 16 июня 1617 года, в часовне замка Марсье Гийом д'Уг, епископ д'Эмбран обвенчал Франсуа де Ледигьера и Мари Виньон. Теперь Мари стала маркизой, герцогиней и официальной хозяйкой Визиля, где она устроила великолепный свой личный двор и выезд. Казалось, весь мир упал к ее ногам.



 Она, герцогиня, содержала у себя элегантный, блестящий двор, а в 1622 году, по высочайшей милости, она принимала самого короля Людовика XIII, возвращавшегося  из Прованса. И, опять, это была бы не французская история с таким блистательным финалом! Следует новый поворот этой истории. Как же изменчива фортуна! Четыре года спустя, 28 сентября 1626 года, коннетабль нашел свою смерть в Испании, в Валенсии, от сильной лихорадки. Ему было почти девяносто лет, причем все современники утверждают, что и в этом возрасте старый кобель все еще был сильным мужчиной, какой привык брать штурмом женские трофеи.



1865 год


Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя — Богатыри, не Вы! После смерти мужа на Мари ополчилась вся его родня. Ей припомнили все. У нее не просто отобрали Визиль, она попала в тюрьму, потеряла там всю красоту и здоровье, правда, по приказу короля ей вернули свободу, но она умерла в лишениях и безвестности в 1657 году в Гренобле.



В 1780 году визильские угодья и постройки приобрел местный промышленник Клод Перье, который разместил в замке мануфактуру по производству хлопчатобумажных тканей. После того как созыв штатов Дофине в Гренобле был запрещен, Перье согласился, чтобы представители трех сословий (аристократии, духовенства и третьего сословия) собрались 21 июля 1788 года в его замке – в зале для игры в мяч. Собрание в Визильском замке послужило прологом к созыву Генеральных штатов в Париже в 1789 году, а вместе с ними – и к Великой французской революции.


                               


Вплоть до 1895 года замок оставался собственностью влиятельной семьи Перье, принимавшей активное участие в политической жизни Франции в рядах либеральной буржуазии. Поскольку он оказался непригодным для размещения современного промышленного производства, его превратили в склад, и в итоге здание сильно пострадало от страшных пожаров в 1825 и 1865 годах: в огне погибло целое крыло. В пожаре 1865 года был уничтожен и исторический зал, местоположение которого отныне обозначено зеленой изгородью.


В 1895 г. замок был выставлен на продажу, частично восстановлен, отремонтирован и переоборудован в отель класса «люкс» для туристов, преимущественно англичан, приезжавших подышать горным воздухом.









Наконец, в 1924 году его купило государство, вознамерившись сохранить исторический памятник, в котором бывали такие известные личности, как начальник французской национальной гвардии и участник американской войны за независимость маркиз де Лафайет, пятый президент Третьей Республики Жан Казимир-Перье, первый президент Третьей республики и историк Адольф Тьер, деятель французского и международного социалистического движения Жан Жорес.


               Robespierre, Danton, et Marat, by Alfred Loudet, 1882      





                                                            






Здесь Казимир Перир (1777-1832) и его сыновья Огюст и Поль.

Холст, масло, выполненное в 1983 году художником Луи Герсентом.



Так замок стал официальной летней резиденцией французских президентов, хотя и не пользовался у них большой популярностью. С 1925 по 1960 год в нем останавливались пять президентов Республики: лишь президент IV Республики Рене Коти регулярно проводил в нем свой отпуск с 1954 по 1958 год.



В 1973 году замок перешел под юрисдикцию Генерального совета департамента Изер. С 1983 года в замке – в память о собравшихся в нем в 1788 году штатах Дофине – размещается Музей Французской революции, в котором собрана уникальная коллекция предметов искусства, имеющих отношение к этому событию .



Помимо картин и скульптур, в музее представлены сабли национальной гвардии и камни, оставшиеся от разрушенной Бастилии.











Замок стоит на фундаменте, оставшемся от средневекового строения, от которого сохранилась круглая башня и часть крепостной стены. Визитной карточкой замка является монументальная парадная лестница.Вокруг замка, высящегося в центре городка, простирается парк площадью более 100 гектаров. Его начали создавать при герцоге де Ладигьер, однако с течением времени парк претерпел существенные изменения.





Большой канал относится к началу 17 века: он задавал перспективу через весь парк – от замка к каскаду, который являлся общепринятым элементом садово-паркового ансамбля в период Ренессанса.






В эпоху романтизма новый владелец замка Альфред Перье в 1830 году убрал цветочные клумбы, характерные для французского парка, и увеличил длину канала по касательной, тем самым нарушив прямую линию перспективы. Тогда же он посадил по берегам канала деревья. Когда замок в 1924 году стал резиденцией французских президентов, в парке был создан розарий.





Особый интерес представляет зоологический парк. На огороженной территории площадью 60 гектаров обитают различные представители семейства оленевых , а также домашние животные (овцы, козы куры) и голубые павлины.




В 1831 году Клод Перье построил в парке бассейны для разведения форели, семги и других видов рыб. Некоторые из этих сооружений до сих пор сохранились рядом с каскадом.

















Источники: офсайт замка  www.domaine-vizille.fr;/

http://mreadz.com//,

Некоторые фото сайта -forum.awd.ru

Tags: Архитектура, Замки, Искусство, История, Франция, интерьер
Subscribe

promo ariananadia март 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments