Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Царское Село. Екатерининский дворец. Часть 14.

Царское Село. Екатерининский (до 1910 года — Большой Царскосельский) дворец. Часть 14.
127956572_0 (84x100, 6Kb)


Янтарная комната


Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из «чудес света».


Янтарь — твердая природная смола. Издавна его использовали для создания украшений и амулетов. Янтарь легко резать, точить, полировать. Вместе с тем он хрупкий и может быстро потускнеть. В XVII в. центром художественной обработки янтаря стала Восточная Пруссия. Здесь делали прекрасные вазы, бокалы, шкатулки, шахматы, украшения. В середине XVII в. появилась новая техника — янтарная мозаика (инкрустация). Пластинки из янтаря стали приклеивать к деревянной основе.


Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее замысел приписывали немецкому архитектору и скульптору А. Шлютеру (1664–1714), который, как считалось, спроектировал ее для Литценбурга — пригородной резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты. Некоторые авторы утверждали, что янтарные панели так и не были установлены в Берлине и перешли в качестве подарка к российскому императору Петру I неполными, так что собрать их в Санкт-Петербурге сразу не удалось. Вновь обнаруженные документы позволяют пролить свет на историю создания этого уникального произведения искусства.




Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла — с 1618 года, использовали «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в качестве материала для драгоценных дипломатических подарков другим князьям. Это дало толчок к стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала Янтарная комната. Период ее создания совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%85_I_(%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%9F%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8)]Курфюрст Фридрих III/ (1657–1713), в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы, и прежде всего королевской резиденции — комплекса зданий XVI–XVII столетий.

Friedrich Wilhelm Weidemann. Frederick I of Prussia


Фридрих I (нем. Friedrich I.; 11 июля 1657, Кёнигсберг, Пруссия — 25 февраля 1713, Берлин, Пруссия) — курфюрст Бранденбурга под именем Фридрих III с 1688 года, первый король Пруссии c 1701 года, представитель династии Гогенцоллернов.
Его супруга, королева https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D0%A8%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B0_%D0%93%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F
София-Шарлотта, еще до этого вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Литценбурга, построенного в 1695–1699 годах И.-А. Нерингом и М. Грюнбергом. По замыслу хозяйки, он должен был превратиться в изысканное здание с парковым фасадом по версальскому образцу. В декабре 1701 года проект, представленный архитектором И.-Ф. Эозандером королевской чете, был утвержден, и мастер стал любимым архитектором королевы.

Friedrich Wilhelm Weidemann. Portrait of Sophia Charlotte of Hanover (1668-1705), queen consort in Prussia, 1705


София Шарлотта Ганноверская, герцогиня Брауншвейга и Люнебурга (нем. Sophie Charlotte von Hannover; 30 октября 1668, Бад-Ибург — 1 февраля 1705, Ганновер) — единственная дочь Софии Ганноверской и курфюрста Ганновера Эрнста Августа Брауншвейг-Люнебургского. В 1701 году София Шарлотта стала первой королевой Пруссии. Она владела французским, английским и итальянским языками и, как и её мать, водила дружбу с Готфридом Лейбницем. Бабушка Фридриха Великого.






Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера. Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — Литценбург (с 1709 — Шарлоттенбург) и Ораниенбург — стали с 1707 года, после ухода Шлютера с поста дворцового зодчего, исключительно сферой деятельности Эозандера.








Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы; к мысли о ней, по всей видимости, королевскую чету подтолкнул не только визит по случаю коронации Фридриха I в Кенигсберг — столицу янтарного промысла, но и преподнесенный ему тогда подарок — две большие янтарные рамы.

Возможно, замысел родился у самой Софии-Шарлотты, отличавшейся широкими познаниями, разносторонними интересами, глубоким пристрастием к искусству и музыке. Проект Янтарного кабинета наверняка должен был исполнить ее любимый зодчий Эозандер, который руководил всеми работами по расширению Литценбургского дворца.



Большая янтарная рама и мозаичная картина «Слух»




Для реализации амбициозной идеи в сентябре 1701 года был приглашен из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрам. Однако летом 1706 года между ним и Эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Э. Шахт и Г. Турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году и в течение шести лет трудившиеся над уникальной отделкой.

В 1709 году, когда София-Шарлотта скончалась, Янтарная комната еще не была завершена, однако Фридрих I остановил работы и принял решение украсить янтарными панелями галерею в другом дворце — Ораниенбурге. Судя по всему, король прекратил строительство в Литценбурге, чтобы сохранить дворец таким, каким он был при жизни его супруги. Стены зала, предназначавшегося для янтарных панелей, украсили дамастом и золотым галуном; Красную дамастовую комнату можно видеть во дворце и сегодня. Именно с тех пор в память о Софии-Шарлотте Литценбург стал называться Шарлоттенбургом.







Большая янтарная рама с флорентийской мозаикой «Вкус». ООО "Царскосельская янтарная мастерская", СПб, 2008. Повторение утраченной мозаики из Янтарной комнаты


Тем временем король поручил Эозандеру расширение дворца в Ораниенбурге с устройством Янтарной галереи, превосходящей по размерам предыдущий проект (30 метров длиной). Инвентарная опись Ораниенбургского дворца за 1743 год содержит конкретные сведения о внешнем виде задуманной галереи, а обнаруженный немецкими исследователями рисунок 1700-х годов изображает ее часть, в декоре которой узнаются многие элементы будущей Янтарной комнаты. Однако, несмотря на продолжавшиеся работы, галерея не была завершена до смерти Фридриха I (1713), и в Ораниенбурге янтарные панели также не были установлены.

Еще при жизни Фридриха I готовые панели для Янтарной галереи осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин 1713 году Петр I. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине.

Наследник первого прусского короля https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%85_%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC_I
Фридрих-Вильгельм I (1688–1740, правил с 1713), вошедший в историю как «фельдфебель на троне», ввел строгую дисциплину, ориентированную на практическую пользу, и прекратил все дорогостоящие работы во дворцах отца.

Пэн, Антуан. Фридрих Вильгельм I, после 1733


Фридрих Вильгельм I (нем. Friedrich Wilhelm I.; 14 августа 1688, Берлин, Бранденбург-Пруссия— 31 мая 1740, Городской дворец, Потсдам) — король Пруссии c 1713 года, из династии Гогенцоллернов. Известен как «король-солдат» (нем. Soldatenkönig). Отец Фридриха Великого.

Однако восхищение гостей, видевших янтарные панели, побудило его после вступления на престол вмонтировать их в один из кабинетов парадных покоев Берлинского королевского замка. Таков последний и единственный точно подтвержденный эпизод пребывания янтарного чуда в Берлине до отправки в Санкт-Петербург. Ни в Шарлоттенбурге, ни в Ораниенбурге панели не были установлены, хотя в каждом из дворцов для них было отведено специальное помещение.


Большая янтарная рама и мозаичная картина «Зрение», Флоренция, 1750-е
















В 1713 г. это «янтарное чудо» увидел https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_IПетр I,
а через три года король Фридрих Вильгельм I (преемник Фридриха I) подарил шедевр русскому царю. По легенде, восхищенный Петр I сделал ответный подарок — 55 солдат-великанов (гренадер), токарный станок и бокал собственной работы. Ящики с «ентарными штуками» были доставлены в Летний дворец Петербурга, но при жизни Петра I янтарный кабинет так и не собрали.

Портрет царя Петра I с пажом. Густав фон Мардефельд (1664 -1729), 1707 год


Пётр I Алексеевич, прозванный Великим (30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).

Представитель династии Романовых. Был провозглашён царём в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. Формальным соправителем Петра был его брат Иван (до своей смерти в 1696 году).

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0
Елизавета Петровна вспомнила о «янтарном чуде» и велела зодчему Ф. Б. Растрелли украсить янтарными панелями кабинет в Зимнем дворце. Позднее императрица отправила их в Царское Село. Ящики с хрупким янтарем несли из столицы в загородную резиденцию на руках.

Empress Elizabeth of Russia by Ivan Vishnyakov (1743, Tretyakov gallery)


Елизавета Петровна (18 [29] декабря 1709, Коломенское — 25 декабря 1761 [5 января 1762], Санкт-Петербург) — императрица Всероссийская из династии Романовых с 25 ноября (6 декабря) 1741 года по 25 декабря 1761 (5 января 1762), младшая дочь Петра I и Екатерины I, рождённая за два года до их вступления в брак. Она руководила страной во время двух главных европейских конфликтов своего времени: Войны за австрийское наследство и Семилетней войны. За время её правления обследованы и заселены земли Сибири.

Правление Елизаветы Петровны отмечено возрождением традиций и идеалов Петровского периода, восстановлением Правительствующего сената, учреждением Московского университета, постройкой грандиозных дворцов и роскошью.

В 1755 г. Ф. Б. Растрелли создал в зале Парадной анфилады Большого дворца Янтарную комнату. Площадь и высота зала намного превышали размеры Янтарного кабинета. Поэтому зодчий дополнил янтарные панели зеркалами и росписью верхнего яруса стен. Живописные вставки он заменил мозаикой из драгоценных камней.

В Янтарной комнате хранились изящные изделия из янтаря: ларцы, шахматы, украшения.

Угловой консольный столик


Угловой консольный столик


Угловой консольный столик


В углу был установлен янтарный столик, на стенах изящные золоченые бронзовые подсвечники на 565 свечей. Когда свечи зажигали, их свет отражался в янтаре, зеркалах, позолоте, он играл и завораживал.









Комната получила свой окончательный вид при https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0_IIЕкатерине II/. Ее создание завершили к 1770 году, использовав 450 килограммов янтаря.

Erichsen, Vigilius (1722-1782). Portrait of Empress Catherine II (1729-1796)


Екатерина II (Екатери́на Алексе́евна; Екатери́на Вели́кая; урождённая Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg, в православии Екатерина Алексе́евна; 21 апреля [2 мая] 1729, Штеттин, Пруссия — 6 [17] ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица Всероссийская с 1762 по 1796 год.

В XVIII—XX вв. уникальный интерьер несколько раз реставрировали.

В 1942 г. Янтарная комната была похищена и вывезена фашистами в Кенигсберг (ныне Калининград). Там следы ее затерялись. Десятки лет утрату века искали в Калининграде, а также в Польше и Чехии, Австрии и Германии. Осматривали замки и церкви, лабиринты и подвалы. С поисками «восьмого чуда света» связано множество тайн и легенд, ему посвящены книги, фильмы, архивные документы. Однако за полвека надежд и разочарований удалось найти лишь несколько фрагментов.







Часы в виде цветущего дерева, Франция, Париж, 1745-1749 годы


Часы в виде цветущего дерева, Франция, Париж, 1745-1749 годы


Часы в виде цветущего дерева, Франция, Париж, 1745-1749 годы


Часы в виде цветущего дерева, Франция, Париж, 1745-1749 годы


В конце 1970-х гг. началась работа по воссозданию Янтарной комнаты. Ученым, зодчим, резчикам помогли довоенные фотографии и найденные фрагменты. В ходе реставрации было переработано около 6 тонн янтаря и потрачено более 11 млн долларов (из них 8,5 млн поступило из Германии). А в мае 2000 г. в Большой дворец вернулась из Германии бесценная находка — подлинная мозаика из янтарной комнаты «Осязание и обоняние».



Торжественное открытие полностью воссозданной Янтарной комнаты состоялось в мае 2003 г. — к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга.

Янтарная комната — настоящее чудо ювелирного искусства. Она напоминает сказочную шкатулку.




Три стены помещения занимают янтарные панели, четвертую — окна с высокими зеркалами в простенках. Янтарные панели расположены в два яруса — средний и нижний.








Основной (средний) ярус состоит из восьми вертикальных панно. Они чередуются с зеркальными пилястрами. Верхний ярус отделен карнизом и расписан «под янтарь». Над карнизом пышный золоченый декор: гирлянды, мас-кароны, фигурки ангелов.









Двери покрыты изящной резьбой, над ними — резные десюдепорты с картушами и прелестными женскими головками.









Дополняют интерьер наборный паркет сложного рисунка и плафон на потолке «Свадьба Хроноса» (Хронос — бог времени в Древней Греции).




Во времена Растрелли здесь был другой плафон — «Мудрость, охраняющая Юность», но в XIX в. он был утрачен.

В отделке использован янтарь двадцати оттенков, матовый и прозрачный. Матовый янтарь образует плоский набор — гладкую поверхность. Чтобы ее получить, пластинки толщиной 5 мм плотно подгоняют друг к другу и шлифуют. Полученная поверхность имеет чудесный золотистый оттенок. Пластинки наклеивают на многослойную фанеру (в подлиннике основа была из дубовых панелей).

В плоский набор вкраплены пластинки прозрачного янтаря (самые красивые его оттенки получают, когда варят янтарь в меду и добавляют красители). На тыльной стороне пластинок выполнена тонкая гравировка. Под нее подложена золоченая фольга. Кажется, что изображенные сельские и морские пейзажи пронизаны сияющим светом.

Панели богато украшены объемной резьбой. Это сложные композиции и целые картины с сюжетами из Ветхого завета; изображениями античных богов, амуров, гирлянд и листьев аканта.

На южной стене — Российская императорская корона и герб Российской империи.


Мозаичная картина «Осязание и Обоняние». Италия, 1751. Входило в цикл мозаик, подаренных Елизавете Петровне императрицей Марией Терезией















Мозаичная картина «Осязание и Обоняние». Италия, 1751. Входило в цикл мозаик, подаренных Елизавете Петровне императрицей Марией Терезией


В цокольном ярусе северной стены — герб Пруссии и вензель Фридриха I.





В центре четырех панно среднего яруса размещены мозаичные картины из цветных камней (по картинам флорентийского художника Д. Дзокки). Они называются «Зрение», «Слух», «Вкус», «Осязание и обоняние».

Аллегория пяти чувств человека


Четыре из пяти панно с флорентийской мозаикой. 1750 год. Эти картины — аллегории природных чувств человека: «Зрение», «Осязание и Обоняние», «Вкус», «Слух»


Мозаика выполнена из яшмы, нефрита, лазурита, оникса и кремния. Картины заключены в богатейшие янтарные рамы.


Tags: Дворцы, Живопись, История, Прикладное иск-тво, Русь, Янтарь, интерьер
Subscribe

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments