Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Гардероб императрицы Жозефины Бонапарт.

Гардероб императрицы Жозефины Бонапарт.






Жозефина де Богарне, урождённая Мари Роз Жозефа Таше де ла Пажери ; 23 июня 1763, Труа-Иле, Мартиника — 29 мая 1814, Мальмезон) — императрица Франции с 1804 по 1809 год, первая жена Наполеона IЖозефина была невероятной модницей. Она задавала стиль, ей подражали, платья как у императрицы Франции хотели носить по всей Европе. Элегантность и чувство стиля Жозефины служили на благо империи и Наполеона.




«Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года»Жак Луи Давид



фрагмент картины «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года», Жан Луи Давид


Он понимал, что его жена обладает весьма утонченным вкусом и всегда представляет Францию и Империю в лучшем свете.Однако, его невероятно раздражали траты супруги, заказывающей по 600 новых нарядов в год, обожавшей ленты, шляпки, шали, бижутерию и драгоценности.
Он даже запрещал поставщикам приходить в ее покои, однако, его запреты не возымели действия. Одну из модисток, нарушивших запрет, Наполеон даже бросил в тюрьму. Однако, Жозефина всегда знала, как убедить мужа оплатить ее счета.



Императрица очень способствовала моде на шали. Она шила из них платья, использовала как накидки и уделяла много внимания драпировкам.

Шали были разнообразные, яркие и пестрые или одноцветные, но всегда очень дорогие. Именно благодаря Жозефине мода на этот аксессуар распространилась на все Европейские страны.



Апирные платья претерпевали изменения. Мода, начинавшаяся с тонких платьев-рубашек, похожих на наряды греческих богинь, со временем трансформировалась. На смену белому и легкому муслину приходили шелк, тафта и бархат, а талия постепенно перемещалась на свое естественное место.




Жозефина не просто следовала моде, она ее создавала. Давайте полюбуемся сохранившимися нарядами императрицы.




"Она вставала в девять часов; туалет совершался очень долго, и часть его оставалась секретной, имея целью поддерживать ее красоту. Когда все бывало окончено, императрица надевала очень изящный длинный пеньюар, украшенный кружевами, и ее причесывали. Ее сорочки и юбки были вышиты и также украшены. Она меняла белье три раза в день и носила только совершенно новые чулки.





Шкаф с бельем императрицы Жозефины в Мальмезоне.



Если мы подходили к двери в то время, когда она причесывалась, нас приглашали войти. Затем ей приносили большие корзины с различными платьями, несколькими шляпами и шалями. Летом это были платья из муслина или ситца, с богатой вышивкой и нарядно украшенные, зимой – закрытые платья из бархата. Она выбирала туалет на день и утром всегда надевала шляпу, украшенную цветами или перьями, а также платья, которые скрывали всю ее фигуру.



Снова о шалях....У императрицы было от трехсот до четырехсот шалей, и она делала из них платья, покрывала для постели, подушки для своей собаки. Утром всегда одна из шалей была накинута на ее плечи с такой грацией, какую я встречала только у нее. Бонапарт находил, что эти шали слишком покрывают ее, и иногда срывал их и бросал в огонь, тогда она просила принести другую.




Она покупала все шали, которые ей приносили, сколько бы они ни стоили; я видела у нее шали стоимостью восемь, десять или двенадцать тысяч франков. Впрочем, шали составляли главный предмет роскоши этого двора. Считалось недостойным носить такие, которые стоили бы не больше пятидесяти луидоров, и ценой любили даже похвастаться.







Платье с шемизеткой из муслина на красном чехле. Принадлежало Жозефине.






Батистовое платье с вышивкой

Я уже рассказывала о жизни, которую вела госпожа Бонапарт; эта жизнь особенно не менялась. Императрица никогда не открывала книг, не держала в руках пера, не работала и, по-видимому, никогда не скучала. Она не любила театр, а император не желал, чтобы она получала там без него приветствия. Она гуляла, только когда бывала в Мальмезоне, который постоянно украшали и тратили ради этого огромные суммы денег.





Император сердился, ссорился с женой, жена его плакала, обещала быть сдержаннее, но жила по-прежнему. В конце концов, конечно, приходилось платить.
Вечерний туалет совершался так же, как и утренний. Все всегда было необыкновенно изящно; нам редко приходилось видеть то же платье, те же цветы. Вечером императрица почти всегда оставалась без шляпки, но с цветами, жемчугом или драгоценными камнями. Тогда она надевала очень открытые платья. Самым изысканным туалетом был тот, который ей наиболее шел.



 тиара императрицы

Каждое маленькое собрание, самый маленький бал были для нее поводом заказать новый костюм, несмотря на многочисленные склады тряпок, которые хранились во всех дворцах, так как у нее была мания ни с чем не расставаться. Я не могу сказать, какую сумму императрица истратила на всевозможные наряды. У всех придворных портных Парижа всегда можно было найти что-нибудь, что делалось для нее. Я видела у нее платья, стоившие сорок, пятьдесят и даже сто тысяч франков. Почти невероятно, как эта любовь к нарядам, вполне удовлетворенная, тем не менее так и не притупилась.



Эта необыкновенная коллекция текстиля - единственная в своем роде. Она открыта там, где Императрица Жозефина жила и хранила свой гардероб. Наряду с платьями Императрицы представлены платья ее дочери Гортензии - Королевы Голландии, матери Наполеона III и герцога де Морни.







В состав коллекции вошли вещи, которые с приходом новых хозяев и в виду новых полититческих веяний, оказались разрозненными и нашли свое пристанище далеко от усадьбы Мальмезон. Благодаря людям, страстно любящим историю и энтузиастам -любителям, преданным памяти Императрицы Жозефины, многие ее личные вещи были найдены и выкуплены, чтобы найти дорогу назад в Мальмезон.    





Рассказывать о гардеробе Жозефины – это вспоминать о ее необузданной страсти к моде и безумных тратах, связанных с покупкой новинок в одежде, обуви и аксессуарах.



















Жозефина по достоинству оценила новаторство  кутюрье эпохи Первой Империи – Ипполита Леруа и широко пользовалась его услугами. Леруа прекрасно понимал вкусы и желания Жозефины, и создавал для нее первоклассные вещи. Благодаря исключительному мастерству кутюрье и гармоничности его моделей, Жозефина по-праву считалась самой элегантной дамой своего времени.




После развода она сохранила в Мальмезоне ту же роскошь и наряжалась даже тогда, когда никого не должна была принимать. Даже в день своей смерти госпожа Бонапарт пожелала, чтобы ее одели в очень изящный капот, так как думала, что русский император, быть может, посетит ее. Она умерла, вся покрытая лентами и розовым атласом. Этот вкус и эти привычки заставляли нас очень много тратить, чтобы быть прилично одетыми подле нее".




Также госпожа Рмюза отдельно описывает коронационный наряд Жозефины: "Наши туалеты были блестящи, но бледнели перед туалетами императорской фамилии. Императрица, сияющая бриллиантами, с головкой, украшенной бесчисленными буклями, как в эпоху Людовика XIV, казалась не старше двадцати пяти лет. Она была одета в платье и мантию из белого атласа, вышитую золотом и серебром. Бриллиантовое колье, серьги и драгоценный кушак – все это демонстрировалось с обычной грацией".




Парадные платья императрицы Жозефины


Жозефина часто проводила ревизию своих платьев и их дарили, отдавали или продавали.





На третьем этаже дома Мальмезон посетители выставки попадут в гардеробную, где хранились вещи хозяйки дома. Здесь ничего не изменилось со времен хозяйки усадьбы - Жозефины. В следующем зале – выставлены ее роскошные вечерние наряды – бальные платья Императрицы и манто. За ними следуют платья и аксессуары повседневные (любимые шали Жозефины и обувь).  На выставке собраны также платья эпохи, когда-то принадлежавшие дамам из состоятельных семейств. Эти платья ассоциируются с теми, что когда-то составляли гардероб хозяек дома – Жозефины и Гортензии. Немного воображения...и... 



Мальмезон










коронационное платье императрицы Жозефины

Конечно же Жозефина любила и красивую изящную обувь. В то время ботиночки или туфельки шили по одной ноге, не разделяя правую и левую ногу. Некоторая обувь Жозефины прекрасно сохранилась, поскольку у императрицы было много пар, которые она носила редко





ботинки, принадлежавшие Жозефине

Например, эти чудесные меховые ботиночки. Просто прелесть, что за ботиночки. Мех и шелковые ленточки, кто бы отказался от такой пары.




Белые шелковые бальные туфельки Жозефины











Смотрите, какой ночной колпак. Сегодня нам кажется нелепым спать в таком чепце, однако в то время так защищали прическу, а так же береглись от сквозняков.





Наполеон возложил на жену ответственную миссию — быть послом французской моды. И она с блеском играла эту роль. Ее гардероб насчитывал сотни туалетов. Императрица отличалась безупречным вкусом. Жозефине подражали, ее наряды копировали при всех королевских дворах Европы. Она скупала у парижских ювелиров бриллианты, рубины, жемчуг, изумруды, сапфиры, а также античные камеи. С неменьшим азартом Жозефина собирала произведения искусства. Картины ей дарил не только венценосный супруг, грабивший итальянские музеи, но и римский папа Пий VII, неаполитанский король Фердинанд IV.  В походах по антикварным лавкам императрицу сопровождал будущий первый директор Лувра Доминик Виван-Денон. Свою коллекцию картин и скульптур Жозефина разместила в замке Мальмезон неподалеку от Парижа.