Жозефина де Богарне, урождённая Мари Роз Жозефа Таше де ла Пажери ; 23 июня 1763, Труа-Иле, Мартиника — 29 мая 1814, Мальмезон) — императрица Франции с 1804 по 1809 год, первая жена Наполеона IЖозефина была невероятной модницей. Она задавала стиль, ей подражали, платья как у императрицы Франции хотели носить по всей Европе. Элегантность и чувство стиля Жозефины служили на благо империи и Наполеона.
«Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года»Жак Луи Давид
фрагмент картины «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года», Жан Луи Давид
Он даже запрещал поставщикам приходить в ее покои, однако, его запреты не возымели действия. Одну из модисток, нарушивших запрет, Наполеон даже бросил в тюрьму. Однако, Жозефина всегда знала, как убедить мужа оплатить ее счета.
Императрица очень способствовала моде на шали. Она шила из них платья, использовала как накидки и уделяла много внимания драпировкам.
Шали были разнообразные, яркие и пестрые или одноцветные, но всегда очень дорогие. Именно благодаря Жозефине мода на этот аксессуар распространилась на все Европейские страны.
Апирные платья претерпевали изменения. Мода, начинавшаяся с тонких платьев-рубашек, похожих на наряды греческих богинь, со временем трансформировалась. На смену белому и легкому муслину приходили шелк, тафта и бархат, а талия постепенно перемещалась на свое естественное место.
Жозефина не просто следовала моде, она ее создавала. Давайте полюбуемся сохранившимися нарядами императрицы.

"Она вставала в девять часов; туалет совершался очень долго, и часть его оставалась секретной, имея целью поддерживать ее красоту. Когда все бывало окончено, императрица надевала очень изящный длинный пеньюар, украшенный кружевами, и ее причесывали. Ее сорочки и юбки были вышиты и также украшены. Она меняла белье три раза в день и носила только совершенно новые чулки.
Шкаф с бельем императрицы Жозефины в Мальмезоне.

Снова о шалях....У императрицы было от трехсот до четырехсот шалей, и она делала из них платья, покрывала для постели, подушки для своей собаки. Утром всегда одна из шалей была накинута на ее плечи с такой грацией, какую я встречала только у нее. Бонапарт находил, что эти шали слишком покрывают ее, и иногда срывал их и бросал в огонь, тогда она просила принести другую.




Платье с шемизеткой из муслина на красном чехле. Принадлежало Жозефине.
Батистовое платье с вышивкой
Вечерний туалет совершался так же, как и утренний. Все всегда было необыкновенно изящно; нам редко приходилось видеть то же платье, те же цветы. Вечером императрица почти всегда оставалась без шляпки, но с цветами, жемчугом или драгоценными камнями. Тогда она надевала очень открытые платья. Самым изысканным туалетом был тот, который ей наиболее шел.

тиара императрицы
Эта необыкновенная коллекция текстиля - единственная в своем роде. Она открыта там, где Императрица Жозефина жила и хранила свой гардероб. Наряду с платьями Императрицы представлены платья ее дочери Гортензии - Королевы Голландии, матери Наполеона III и герцога де Морни.


В состав коллекции вошли вещи, которые с приходом новых хозяев и в виду новых полититческих веяний, оказались разрозненными и нашли свое пристанище далеко от усадьбы Мальмезон. Благодаря людям, страстно любящим историю и энтузиастам -любителям, преданным памяти Императрицы Жозефины, многие ее личные вещи были найдены и выкуплены, чтобы найти дорогу назад в Мальмезон.
Рассказывать о гардеробе Жозефины – это вспоминать о ее необузданной страсти к моде и безумных тратах, связанных с покупкой новинок в одежде, обуви и аксессуарах.
Жозефина по достоинству оценила новаторство кутюрье эпохи Первой Империи – Ипполита Леруа и широко пользовалась его услугами. Леруа прекрасно понимал вкусы и желания Жозефины, и создавал для нее первоклассные вещи. Благодаря исключительному мастерству кутюрье и гармоничности его моделей, Жозефина по-праву считалась самой элегантной дамой своего времени.
После развода она сохранила в Мальмезоне ту же роскошь и наряжалась даже тогда, когда никого не должна была принимать. Даже в день своей смерти госпожа Бонапарт пожелала, чтобы ее одели в очень изящный капот, так как думала, что русский император, быть может, посетит ее. Она умерла, вся покрытая лентами и розовым атласом. Этот вкус и эти привычки заставляли нас очень много тратить, чтобы быть прилично одетыми подле нее".
Также госпожа Рмюза отдельно описывает коронационный наряд Жозефины: "Наши туалеты были блестящи, но бледнели перед туалетами императорской фамилии. Императрица, сияющая бриллиантами, с головкой, украшенной бесчисленными буклями, как в эпоху Людовика XIV, казалась не старше двадцати пяти лет. Она была одета в платье и мантию из белого атласа, вышитую золотом и серебром. Бриллиантовое колье, серьги и драгоценный кушак – все это демонстрировалось с обычной грацией".
Жозефина часто проводила ревизию своих платьев и их дарили, отдавали или продавали.

На третьем этаже дома Мальмезон посетители выставки попадут в гардеробную, где хранились вещи хозяйки дома. Здесь ничего не изменилось со времен хозяйки усадьбы - Жозефины. В следующем зале – выставлены ее роскошные вечерние наряды – бальные платья Императрицы и манто. За ними следуют платья и аксессуары повседневные (любимые шали Жозефины и обувь). На выставке собраны также платья эпохи, когда-то принадлежавшие дамам из состоятельных семейств. Эти платья ассоциируются с теми, что когда-то составляли гардероб хозяек дома – Жозефины и Гортензии. Немного воображения...и...

Мальмезон
коронационное платье императрицы Жозефины
Конечно же Жозефина любила и красивую изящную обувь. В то время ботиночки или туфельки шили по одной ноге, не разделяя правую и левую ногу. Некоторая обувь Жозефины прекрасно сохранилась, поскольку у императрицы было много пар, которые она носила редко
ботинки, принадлежавшие Жозефине
Например, эти чудесные меховые ботиночки. Просто прелесть, что за ботиночки. Мех и шелковые ленточки, кто бы отказался от такой пары.
Белые шелковые бальные туфельки Жозефины
Смотрите, какой ночной колпак. Сегодня нам кажется нелепым спать в таком чепце, однако в то время так защищали прическу, а так же береглись от сквозняков.
Наполеон возложил на жену ответственную миссию — быть послом французской моды. И она с блеском играла эту роль. Ее гардероб насчитывал сотни туалетов. Императрица отличалась безупречным вкусом. Жозефине подражали, ее наряды копировали при всех королевских дворах Европы. Она скупала у парижских ювелиров бриллианты, рубины, жемчуг, изумруды, сапфиры, а также античные камеи. С неменьшим азартом Жозефина собирала произведения искусства. Картины ей дарил не только венценосный супруг, грабивший итальянские музеи, но и римский папа Пий VII, неаполитанский король Фердинанд IV. В походах по антикварным лавкам императрицу сопровождал будущий первый директор Лувра Доминик Виван-Денон. Свою коллекцию картин и скульптур Жозефина разместила в замке Мальмезон неподалеку от Парижа.
Journal information