Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Category:

Наряды императрицы Елизаветы Петровны

Наряды императрицы Елизаветы Петровны





Елизавета Петровна была фэшн-иконой своего времени — она сама себя ею назначила. 15 тысяч платьев в ее гардеробе — поражающая воображение цифра, известная по книге ученого Якоба Штелина. Но подсчеты показывают ее достоверность: по своему статусу царица не могла дважды появляться в одном и том же платье на балу, приеме или маскараде, а по камер-фурьерским журналам можно точно выяснить их количество. Платья из драгоценных шелков и парчи сама Елизавета Петровна дарила в церкви и монастыри, где они перешивались в церковные облачения. А после ее смерти еще полвека они использовались для создания маскарадных костюмов при дворах Екатерины II и Александра I.







Императрицу Елизавету Петровну называли «русской барыней на французских каблуках». Она с юности свободно говорила по-французски и, по замыслу отца, Петра I, должна была стать женой Людовика XV. За годы правления Елизавета была мало занята политическими вопросами, основное внимание она уделяла вопросам моды, слыла щеголихой и первой красавицей, и жестоко наказывала женщин, которые пытались затмить ее образ.





Екатерина II писала, что во время пожара 1 ноября 1753 в Летнем дворце "Елизавета Петровна потеряла всё, что привезли в Москву из её огромного гардероба". И было там... четыре тысячи платьев. Замечу, помимо этих, сгоревших, в Москве находились и другие её платья - в Кремле хранилось 1452. К тому времени Елизавета была на престоле двенадцать лет, вот и накопилось... И ведь это только в Москве, основной гардероб был в Санкт-Петербурге!




Коронационное платье из тонкой парчи (глазет серебряного цвета) с украшением из золотого позумента.
Коронационное платье сшили в России из русской парчи. Елизавета Петровна специально решила надеть платье из отечественной драгоценной ткани, чтобы поддержать русских промышленников. Государыня также приказала своим придворным дамам явиться на коронацию в платьях, сшитых из отечественной ткани.Платье сшито из парчовой ткани, именуемой «глазет».




Коронационное платье


Что касается цифры, которая нередко звучит, когда речь заходит о её нарядах, мол, после смерти императрицы осталось пятнадцать тысяч платьев, то источник в данном случае - историк Василий Осипович Ключевский, который писал: "Елизавета жила и царствовала в золочёной нищете; она оставила после себя в гардеробе с лишком 15 тысяч платьев, два сундука шелковых чулок, кучу неоплаченных счетов и недостроенный громадный Зимний дворец."


А вот исследователь Светлана Амелёхина приводит не такие устрашающие цифры. В "старой казённой" (т.е. кладовой) после кончины Елизаветы Петровны было 584 платья, в "казённых гардероба" - 3162. Мягко говоря - немало, но хоть не пятнадцать тысяч...


 


Взойдя на престол, Елизавета продолжила политический курс «европеизации» российского общества. При дворе отныне стало пышно, вельможи были одеты с иголочки в европейские наряды, дамы по несколько раз в день меняли наряды, занимая этим все свободное время. Богатство костюма стало мерилом значимости человека в обществе.







Известно также и то, что гардеробмейстер Елизаветы Петровны должен был первым увидеть привезённые из-за рубежа модные новинки. Но одно дело - знать это, а другое - прочитать записку самой императрицы. "Уведомилась я, что корабль французский пришёл с разными уборами дамскими... вели с купцами сюда прислать немедленно. А товары, которые я в Царском Селе отобрала и теперь их требую, ничего сюда не присланы. И ежели оные проданы, отобрать у всех, кроме посланницы саксонской, а именно у щеголих, и прислать все ко мне немедленно. Прикажи купцу оные сыскать и никому в угодность не утаивать, а ежели он утаит, то несчастлив будет, а на ком увижу, тот равную часть с ним примут".





А вот теперь представьте, как несчастный купец шлёт посыльных к покупателям, а к самым важным наведывается сам, и просит/умоляет/требует, ссылаясь на приказ императрицы, вернуть то, что недавно им продал. И как щеголихи, которые уже какое-то время наслаждаются какой-нибудь красивой тканью (а, может, успели и платье заказать), или новеньким веером, или уже вышли в свет с новыми кружевами... теперь должны с ними расстаться! Одной только саксонской посланнице повезло, не отберут. :)



Хорошо быть императрицей-самодержицей. Все платья будут твоими!



 







Императрица слыла красавицей, современники отмечали в ней живость ума и легкость общения, восторгались ее стройностью и маленьким личиком. Елизавета с детства любила дорогие платья, расшитые золотом и серебром. Взойдя на престол, обзавелась коллекцией из 15 тысяч платьев, которые меняла по каждому удобному случаю, и порой могла переодеваться до 7 раз в день. Кстати, для того, чтобы дамы не смели появляться на бал дважды в одном наряде, заставляла придворных ставить на платья чернильные печати.




Лансере Е. Е. «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе»


Императрица Елизавета Петровна превратила моду и западные манеры практически в диктатуру, ничуть не уступая в этом своему отцу, который собственноручно срезал бороды боярам. Но, если в петровское время предпочтение отдавалось немецким костюмам, то Елизавета Петровна своими указами окончательно ввела моду на французское платье и барочный стиль. Именно в нем были обставлены торжественные встречи и балы времен ее правления. При Елизавете среди дворянок стало обязательным переодеваться несколько раз в день. Разные платья предназначались для завтрака и утреннего приема гостей, дневного времени и вечернего выхода в свет.





В целом, по отношению к подданным Елизавета была строга и порой даже жестока. Известен случай, когда на балу императрица дала несколько пощечин статс-даме за то, что та осмелилась надеть платье, похожее на императорское. 

Лучшие ткани императрице доставляли из Франции. После того, как она выбирала все, что ей было по нраву, остатки разрешалось продавать придворным дамам. За ослушание одна из торговок была арестована. 




Русский дипломат в Париже из-за постоянных трат на чулки, ткани, обувь и наряды для императрицы был на грани разорения. Вместе с платьями и украшениями в Россию на кораблях приезжали “модные куклы” пандоры. Пандоры стали европейским вариантом уличных чучел, которые выставлялись в городе еще при Петре I в качестве образца идеального внешнего вида подданных. Пандоры предварили появление модных журналов, пришедших в Россию ближе к концу XVIII века.





Следование моде Елизавета рассматривала, как форму послушания. Известен случай, когда императрице сделали неудачную прическу, окрасив часть волос. Смыть краску не удалось, и пришлось отрезать «испорченные» пряди.



Говоря о моде эпохи Елизаветы Петровны, более уместно описывать не фасоны, а личные пристрастия императрицы: несоответствие костюма ее вкусу и неподобающий внешний вид кого-то из окружения могли обернуться настоящей расправой. О пышности и вычурности нарядов императрицы можно судить по ее портретам, написанным живописцами XVIII века.




Устраивая прием в загородном дворце, Елизавета Петровна требовала от гостей не только торжественности во внешнем виде, но и совпадения нарядов по цветовой гамме с интерьерами дворца и сада. "В Большом Петергофском дворце при Елизавете на торжественных выходах и балах дамы и кавалеры должны были надевать особые «петергофские платья", гармонирующие с наружной окраской дворца и зеленым и белым цветами сада с фонтанами, – пишет академик Дмитрий Лихачев. – Дворец в соответствии с темной зеленью сада и белизной фонтанных струй также красился при Елизавете в зеленый и белый цвета".


 



С годами нетерпимость к чужой красоте в Елизавете развивалась все сильнее. Она могла затребовать ножницы прямо во время бала и срезать украшение, которое показалось ей слишком броским, или с нескрываемой злобой отрезать пряди волос фрейлинам, чьи прически ей не понравились.


Елизавета Петровна - императрица-щеголиха.


Однако этим изобретательность "модной" императрицы не ограничивалась. В 1744 году она ввела новую форму развлечений: теперь на придворных маскарадах мужчинам предписано было появляться в женских нарядах, а женщинам – в мужских. Нововведение, нетрудно догадаться, вызвало недовольство среди бояр, однако ослушаться Елизавету Петровну никто не смел. Такие светские мероприятия назывались "превращенными куртагами".





О них в своих записках вспоминала Екатерина Великая: "…мужчины в огромных юбках на китовых усах, одетые и причесанные точно так, как одевались дамы на куртагах; а дамы в мужских придворных костюмах. Такие метаморфозы вовсе не нравились мужчинам, большая часть их являлась на маскарад в самом дурном расположении духа, потому что они не могли не чувствовать, как они безобразны в дамском наряде.




С другой стороны, дамы казались жалкими мальчиками; кто был постарше, того безобразили толстые короткие ноги; и из всех них мужской костюм шел только к одной императрице. При своем высоком росте и некоторой дюжести она была чудно хороша в мужском наряде". Екатерина II, вступившая на престол после смерти Елизаветы Петровны, отмечала также, что с помощью "правильного" наряда можно было легко заслужить милость Елизаветы, чем сама будущая правительница успешно пользовалась.






Отличительной чертой женской моды того времени стала торжественность. К пышным платьям стали прикреплять шлейф, а под юбку ниже поясницы привязывали турнюр (подушку), что вкупе с тугой шнуровкой корсета сильно изменяло женскую фигуру. Платья в это время были настолько громоздкими и пышными, что на один наряд иногда уходило до 40 метров ткани (очень много материала шло на ленты, банты и прочие украшения).




В начале столетия каркас юбки делался из китового уса и был достаточно крепким, но позже появились более удобные фижмы из проволоки, что позволило женщинам в нарядных платьях проходить в узкие двери, сжимая объемную юбку. Фижмы стали предшественниками кринолинов, которые использовались вплоть до 60-х годов XIX века. Длина платья должна была обязательно доходить до пола, полностью закрывая щиколотки, показывать которые считалось неприличным. Это проявление господствовавшего в ту пору стиля РОКОКО.



Женщины эпохи рококо напоминали фарфоровые статуэтки. В моду вернулись корсеты металлические, деревянные либо из китового уса. Под юбку надевались «панье» или «корзина». Панье из плотной, проклеенной ткани, укрепленной на горизонтальных обручах из китового уса или металлические. Панье обычно пристегивалось на пуговицах к жесткому корсету.


Коронационное платье Императрицы Елизаветы Петровны, изображение №11


Панье (фр. panier - "корзина") - каркас из ивовых или металлических прутьев, надевался как отдельный элемент под платье, но поверх нижней (исподней) юбки.


Панье появилось уже в XIV веке, однако наиболее причудливые формы создавались в эпоху Рококо в XVIII веке. Именно тогда, к примеру, создавались овальные конструкции, формировавшие силуэт со значительно увеличенной юбкой по бокам. Ширина таких юбок заставляла увеличивать размеры каретных дверей.




Модным в эпоху рококо был «контуш» — платье «со складками Ватто» — широкое, длинное, неотрезное в талии. Носили его без пояса, надевая поверх нижней юбки на каркасе. На спине, под обшивкой ворота, закладывались крупные складки. Контуш мог быть распашным и скрепляться на груди лентами или цельным, без разреза.







Ширина фижм соответствовала придворному званию. Императрица лично следила, чтобы никто из придворных дам не надел фижмы шире положенного. Носить такие широкие юбки было крайне неудобно. В них невозможно было сесть в карету, а во дворцах пришлось специально расширять дверные проёмы. В них было невозможно даже сесть, поэтому дамы просто ложились на пол чтобы отдохнуть, а особая фрейлина, стоя у двери, охраняла их покой. Корсеты делали из разных материалов – металла, ивовых прутьев. Самые дорогие корсеты изготавливали из китового уса.




ㅤПридумали даже специальные рычажки, которые регулировали ширину юбки. Если дамы узнавали, что на балу будет присутствовать сама императрица, они могли рычажком опустить фижмы и убавить ширину юбки.



В годы правления Елизаветы Петровны одежда бояр строго регламентировалась. Модные указы Елизаветы воспринимались как приказание. "Дамам – кафтаны белые тафтяные, обшлага, опушки и юбки гарнитуровые зеленые, по борту тонкий позумент, на головах иметь обыкновенный папильон, а ленты зеленые, волосы вверх гладко убраны; кавалерам – кафтаны белые, камзолы, да у кафтанов обшлага маленькие, разрезные и воротники зеленые… с выкладкой позумента около петель и притом у тех петель чтоб были кисточки серебряные ж, небольшие", – наказывала императрица. С воцарением Екатерины II бояре получили возможность руководствоваться собственными предпочтениями и модой, а не пристрастиями императрицы.



Вместе с французскими платьями в моду вошло множество аксессуаров, ставших для придворных бояр необходимостью. Одна из таких бытовых деталей – табакерка, имевшая как практическое, так и декоративное значение.


Сложные наряды теперь сковывали движения, а обувь на каблуке не позволяла мужчинам удерживать равновесие без тросточки – еще один необходимый аксессуар. Специально для того, чтобы научить придворных бояр грациозной походке, из-за границы приглашали учителей танцев. В это время развлечениям и придворным торжествам придавалось такое значение, что мастерство танцевавших на балах приблизилось к выверенным движениям профессиональных танцоров. Присутствовавшие на балах иностранные гости были поражены пышностью и грациозностью движений танцоров. Так, часто во время одного танца каждая кадриль была одета в определенный цвет, что делало действо еще более впечатляющим.





Отдельного упоминания заслуживают дамские прически при Елизавете Петровне. Больше всего императрице нравились взбитые вверх, гладко зачесанные волосы – такую прическу носила сама Елизавета, запрещая похожую укладку придворным дамам. Объемную прическу императрица украшала миниатюрной бриллиантовой короной. В это же время в моду вошли огромные парики, которые обильно посыпали пудрой или мукой. Однако самой экстравагантной прической второй половины века стал "фрегат" – на шиньон крепились декоративные корабли, зачастую превышавшие по размеру саму прическу. Также с помощью укладок дамы воспроизводили пейзажи, ветряные мельницы и эпизоды охоты.





Аристократической считалась "фарфоровая" кожа, естественный цвет лица и, тем более, смуглость, были признаками низкого или крестьянского происхождения. Белила обильно накладывали на лицо и женщины, и мужчины, кроме того, дворяне пудрили парики. Некоторые модники для этого заходили в комнату, где слуга предварительно распылил пудру, и лакеи с помощью опахал "навевали" пудру на парик. После такой процедуры оставалось сменить запудренную одежду и отправиться на бал.





Роскошные платья середины столетия с воцарением Екатерины II сменили строгие английские наряды без излишних оборок и кружев. На платье вновь стали надевать распашную робу, увешанную декоративными цепочками и лентами.





Модные нововведения второй половины XVIII века никак не отразились на одежде крестьян, которые продолжали носить косоворотки, рубахи, порты и кафтаны. По-прежнему распространены были русские сарафаны, шушуны и распашные кофты.


Елизавета прожила 53 года, на закате жизни она страдала от обмороков и постоянной слабости, была суеверна и постоянно видела во всем дурные предзнаменования. Она все реже появлялась на праздниках, но вот страсти к роскошным нарядам не потеряла. Известно, что даже на смертном одре она выглядела, как настоящая модница, в серебряной робе с кружевными рукавами. 


Tags: История, Королевские династии, Костюм, историческое платье
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • КЛЭК КОЛИНЕ/скульптуры.

    КЛЭК КОЛИНЕ и ее очаровательные скульптуры в стиле ар-деко В период между двумя мировыми войнами, когда весь мир старался забыть ужасы войны и…

  • Английские домики

    Английские домики…

  • В этот день 6 лет назад

    Этот пост был опубликован 6 лет назад!

  • Мертвое море.

    Мертвое море продлевает жизнь Мертвое море считается одним из самых древних и соленых водоемов на Земле. Оно появилось около 4 тыс.…

  • Карл Флиер/АкварельноПейзажное.

    Австрия горная страна Пышные, зелёные луга, Здесь открыты перед взором, Бескрайние просторы Карл Флиер/Karl Flieher…

  • Сен-Мало/Франция.

    Сен-Мало, удивительный город-крепость Бретани. Сен-Мало — одно из наиболее интересных мест на северо-западе…

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Recent Posts from This Journal

  • КЛЭК КОЛИНЕ/скульптуры.

    КЛЭК КОЛИНЕ и ее очаровательные скульптуры в стиле ар-деко В период между двумя мировыми войнами, когда весь мир старался забыть ужасы войны и…

  • Английские домики

    Английские домики…

  • В этот день 6 лет назад

    Этот пост был опубликован 6 лет назад!

  • Мертвое море.

    Мертвое море продлевает жизнь Мертвое море считается одним из самых древних и соленых водоемов на Земле. Оно появилось около 4 тыс.…

  • Карл Флиер/АкварельноПейзажное.

    Австрия горная страна Пышные, зелёные луга, Здесь открыты перед взором, Бескрайние просторы Карл Флиер/Karl Flieher…

  • Сен-Мало/Франция.

    Сен-Мало, удивительный город-крепость Бретани. Сен-Мало — одно из наиболее интересных мест на северо-западе…