
Китайская гостиная Александра I
Созданная по проекту архитектора Ф. Растрелли в 1752–1756 годах Китайская гостиная Александра I относилась к личным императорским покоям.
Ее интерьер выделялся среди комнат Золотой анфилады дворца шелковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере.
В остальном отделка следовала общему стилю парадных залов: живописный плафон, резные золоченые десюдепорты по моделям скульптора И.-Ф. Дункера, зеркала между окон, печи из «гамбургских» изразцов и наборный паркет.
После пожара 1820 года первоначальная отделка была, согласно распоряжению императора Александра I, воссоздана по проекту В. П. Стасова: стены затянули новым расписным шелком, заказанным в Китае, восстановили деревянный резной золоченый декор, художник Ф. П. Брюллов (1793–1869) написал новый плафон «Зефир и Флора».
При реставрации гостиной после Великой Отечественной войны утраченный китайский шелк был заменен белым штофом, а на место плафона помещена современная копия с картины Ф. Буше «Венера, обезоруживающая Купидона», окруженная четырьмя композициями «Игры амуров» в лепном золоченом обрамлении в виде вьющихся побегов.
В настоящее время расписные шелковые обои зала воссозданы по уцелевшему образцу шелка.
Живопись и предметы убранства Китайской гостиной Александра I, сохраненные в эвакуации, заняли свои исторические места.
На стены вернулись выполненные неизвестными художниками первой половины XVIII века портреты Петра I и Екатерины I, их дочерей — Анны и Елизаветы, императрицы Анны Иоанновны кисти придворного художника Луи Каравака, портрет императора Петра II кисти И.-П. Людена, а также портрет Екатерины II (копия с работы Иоганна-Батиста Лампи Старшего) и портрет Александра I кисти Джорджа Доу.
Alexander I of Russia by G.Dawe, 1826
Алексей Антропов. Портрет Петра I (1672-1725)
Catherine II by Johann Baptist von Lampi the Elder, 1793
На ломберных столах и комодах представлены предметы японского и китайского фарфора и изделия берлинской Королевской фарфоровой мануфактуры, изготовленные в XVIII столетии.
Уникальным для отечественных собраний является комод из дворцовой коллекции, инкрустированный орнаментальным декором из металла. По всей видимости, это произведение мебельного искусства изготовлено в Аугсбурге в 1740-х годах — то есть еще до завершения отделочных работ в Большом дворце, хотя попало в Царское Село, скорее всего, лишь в XIX столетии.
Journal information