Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Category:

Царское Село.Часть 19.

Царское Село. Екатерининский (до 1910 года — Большой Царскосельский) дворец. Часть 19.

127956572_0 (84x100, 6Kb)


Комната перед чугунной лестницей


В 1768 году комната, служившая уборной императрицы Елизаветы Петровны, была разделена на два помещения с одним и двумя окнами, выходящими на дворцовый плац.

Jean Henri Benner. Portrait of Empress Elizabeth I Petrovna, 1821


Елизавета Петровна (18 [29] декабря 1709, Коломенское — 25 декабря 1761 [5 января 1762], Санкт-Петербург) — императрица Всероссийская из династии Романовых с 25 ноября (6 декабря) 1741 года по 25 декабря 1761 (5 января 1762), младшая дочь Петра I и Екатерины I, рождённая за два года до их вступления в брак. Она руководила страной во время двух главных европейских конфликтов своего времени: Войны за австрийское наследство и Семилетней войны. За время её правления обследованы и заселены земли Сибири.

Правление Елизаветы Петровны отмечено возрождением традиций и идеалов Петровского периода, восстановлением Правительствующего сената, учреждением Московского университета, постройкой грандиозных дворцов и роскошью.


В 1770-х годах площадь меньшего из них снова сократилась в связи со строительством внутренней деревянной лестницы; тогда же интерьер отделали в стилистике залов Парадной анфилады. В 1817 году деревянную лестницу заменили чугунной, после чего «Комната перед чугунной лестницей», завершающая Парадную анфиладу Большого Царскосельского дворца, и получила свое название.


Ныне интерьер этого небольшого помещения воссоздан: стены Буфетной затянуты белым штофом в золоченых рамах, в углу - изразцовая печь с кобальтовой росписью. Напротив окна размещено ложное окно с зеркальными стеклами, зрительно расширяющее пространство.

[B]Овальная передняя[/B]



Проходная комната ведет из личных покоев великой княгини Марии Федоровны на личную половину императора https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_IАлександра I.

Jean Henri Benner. Portrait of Emperor Alexander I, 1817


Александр I Павлович (12 (23) декабря 1777, Санкт-Петербург — 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог) — император и самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года), протектор Мальтийского ордена (с 1801 года), великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года), старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны. Удостоен особого эпитета в русской историографии — Благословенный


Открывает ее созданная в 1817 году по проекту архитектора В. П. Стасова Овальная передняя, которая в различные периоды называлась также Передней, Овальной комнатой у чугунной лестницы, сохраняя служебное назначение. Будучи первым помещением личной половины Александра I, она соединяла его покои с комнатами Парадной анфилады, которые в это время занимала его супруга, императрица https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Jean Henri Benner. Portrait Empress Elizabeth Alexeyvna, 1817


Елизавета Алексеевна (урождённая Луиза Мария Августа Баденская, нем. Louise Marie Auguste von Baden; 13 (24) января 1779, Карлсруэ, Баден — 4 (16) мая 1826, Белёв, Тульская губерния) — российская императрица, супруга императора Александра I. Дочь маркграфа Баден-Дурлахского Карла Людвига Баденского и Амалии, урождённой принцессы Гессен-Дармштадтской.


Эта небольшая комната не имеет окон; ее стены почти полностью заняты четырьмя дверными проемами, в двух из которых установлены зеркальные двери. Одна из них ведет к чугунной винтовой лестнице, соединяющей комнаты императора с помещением третьего этажа, где при Александре I размещался его личный камердинер.


В 1820 году Овальная передняя пострадала от пожара, охватившего Большой Царскосельский дворец. Комната была воссоздана в прежнем виде в 1821–1822 годах: работы по созданию искусственного мрамора выполнил мастер П. Блохин, живопись восстановил художник Ф. Брандуков.


Убранство Овальной передней сдержанно, но выразительно: стены облицованы искусственным мрамором теплого бледно-желтого цвета, потолок украшает орнаментальная роспись в технике гризайли, пол выложен наборным паркетом из ценных пород древесины. В комнате, освещавшейся четырьмя бра золоченой бронзы, стояли четыре стульчика, изготовленные в петербургской мастерской Г. Гамбса. Во время Великой Отечественной войны из них уцелел лишь один, вывезенный в эвакуацию. Погибли светильники и паркет, значительным повреждениям подвергся мрамор. Нынешний интерьер Овальной передней восстановленв ходе реставрации, завершенной в 1974 году.

Сводчатая проходная



46341249712 (375x500, 60Kb)
Созданная в 1817 году по проекту В. П. Стасова Сводчатая проходная, которая по ее коробовому перекрытию называлась также Арковой комнатой, ведет посетителей в Парадный кабинет императора.

Первоначальное убранство комнаты, пострадавшее в пожаре 1820 года, было воссоздано в 1821–1822 годах П. Блохиным (облицовка стен белым искусственным мрамором) и Ф. Брандуковым (роспись сводов). Мебель работы петербургского мастера Ф. Гроссе реставрировалась после пожара в мастерской Г. Гамбса и находилась в комнате до 1941 года.

В настоящее время в Проходной представлены шкаф для гравюр французской работы, стулья и кресла, выполненные отечественными мастерами, а также канделябры (Франция, 1820-е) и ваза с изображением «Битвы при Бриенне» (Франция, Севр, 1814).




[B]Малая проходная комната[/B]



Интерьеры Екатерининского дворца, восстановленные после разрушений Великой Отечественной войны, соединяются с еще не реставрированными покоями Малой проходной комнатой. Это небольшое помещение с одним окном, выходящим в Екатерининский парк, является частью не дошедшей до наших дней Карельской приемной Александра I, созданной В. П. Стасовым в 1817 году.


Нынешнюю обстановку Малой проходной комнаты составляют предметы русского и западноевропейского декоративно прикладного искусства первой четверти XIX века из исторической коллекции музея-заповедника «Царское Село»: часы золоченой и патинированной бронзы «Поклонение Гомеру» работы парижских мастеров В. Ледюра и Л. Раврио, бронзовый бюст Юпитера, а также стулья и кресла из тополя, изготовленные в мастерской А. И. Тура в 1820-х годах.


Следом за Малой проходной комнатой начинаются бывшие покои матери Александра I, вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Их отделка, выполненная в 1823–1826 годах по проекту В. П. Стасова, погибшая в пожаре во время Великой Отечественной войны, пока не восстановлена. В настоящее время в этих помещениях выставлены предметы из исторической коллекции музея-заповедника.


[B]Парадный кабинет Александра I[/B]


Jean Henri Benner. Alexandre I (Emperor of Russia)


Из Сводчатой проходной можно пройти в Парадный (Мраморный) кабинет императора, созданный по проекту В. П. Стасова в 1817 году и предназначавшийся для важных официальных аудиенций.


Эффектное архитектурное решение кабинета подчеркивается строгой простотой отделки.

Ручка двери в Парадный (Мраморный) кабинет императора Александра I


Вход трактован в виде глубокой полукруглой ниши, отделенной от основного пространства интерьера двумя колоннами ионического ордера.


Подобным образом оформлена и противоположная входу стена: две ионические полуколонны обрамляют мраморный камин. Стены кабинета облицованы светло-розовым искусственным мрамором, с которым и связано его второе название.


В первоначальной отделке Парадного кабинета участвовали живописец Ф. Торичелли (роспись фриза с античными трофеями и фигурами путти; сюжетные композиции из «Истории Амура и Психеи»), скульптор Ф. Трискорни (камин), а также мастера Я. Щенников (мраморная отделка стен), А. Тарасов (паркет и двери красного дерева) и Ф. Гроссе (мебельный гарнитур красного дерева по эскизам В. П. Стасова).



В 1821–1822 годах В. П. Стасов руководил восстановлением кабинета после пожара. Мраморную отделку реставрировал тогда мастер П. Блохин, росписи воссоздавал художник Ф. Брандуков, а новая мебель из персидского ореха была изготовлена в мастерской А. И. Тура.


Значительные разрушения, нанесенные кабинету во время Великой Отечественной войны (сильно пострадали мрамор и росписи, паркет и почти вся мебель погибли), потребовали новых реставрационных работ. Наконец, в 1974 году Парадный Кабинет предстал перед посетителями в прежнем виде. Ныне в кабинете находятся изготовленная на Императорском фарфоровом заводе ваза с росписью, изображающей въезд Александра I в Париж в 1814 году, и каминные часы с бронзовой фигурой Юлия Цезаря, созданные (не позднее 1817) мастером Л.-Ф. Фешером.




На рабочем столе императора экспонируются принадлежавшие ему изделия из уральского малахита, выполненные в первой четверти XIX века на Петергофской гранильной фабрике: письменный прибор, настольная лампада, несколько пресс-папье, канделябры и декоративные вазы.





Корзухин Алексей Иванович. Кабинет Александра I в Большом Царскосельском дворце

Tags: Архитектура, Дворцы, Искусство, История, Русь, интерьер
Subscribe
promo ariananadia march 23, 2015 11:31 14
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments