Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Category:

Царское Село. Часть 24.

Царское Село. Екатерининский (до 1910 года — Большой Царскосельский) дворец. Часть 24.

127956572_0 (84x100, 6Kb)


Малая проходная комната



Дверь из Предхорной ведет в Малую проходную, первоначально входившую в состав личных покоев великой княгини Натальи Алексеевны, а затем — второй супруги Павла Петровича Марии Федоровны.


Эти небольшие по размеру комнаты с видом на Екатерининский парк, расположенные в стороне от Парадной анфилады (Малая Проходная — первая из них), создавались в 1773 году по проекту архитектора В. И. Неелова для первой жены будущего императора Павла I.


Уборная Натальи Алексеевны, освещавшаяся двумя окнами, занимала место нынешних Живописного и Скульптурного кабинетов. За ней шла Опочивальня (называемая так и сегодня), а на месте Камер-юнгферской (комнаты дежурной придворной дамы) во времена Натальи Алексеевны находился «Кабинетец уборный».


После вторичной женитьбы Павла Петровича императрица Екатерина II поручила Ч. Камерону заново оформить эти помещения, сочтя их слишком скромными. В 1779 году Камерон приступил к работе и после неоднократных переделок завершил оформление интерьеров в 1784 году. После пожара 1820 года утраченная отделка екатерининского времени была по распоряжению императора Александра I восстановлена В. П. Стасовым в первоначальном виде.



Во время Великой Отечественной войны эти покои пострадали не так значительно, как другие помещения дворца; их реставрация началась в 1957 году, и уже в 1959-м они были открыты для осмотра.


Ныне в Малой Проходной комнате стоит книжный шкаф, исполненный в начале XX века французским мастером А. Кригером, а также экспонируется «Натюрморт с тюльпанами» неизвестного европейского художника XVIII века.






[B]Камер-юнгферская[/B]



В Камер-юнгферскую ведет еще одна проходная комната, в которой можно осмотреть фарфоровые изделия знаменитой английской мануфактуры Д. Веджвуда и английские раскрашенные гравюры второй половины XVIII века из собрания музея-заповедника «Царское Село».


Особого внимания заслуживает нарядное зеркало-псише красного дерева, украшенное латунными накладками и декором в технике «эгломизе» (от франц. verre еglomisе — стекло Гломи; техника украшения стекла нанесенной с обратной стороны фольгой, с процарапанным, иногда раскрашенным, рисунком, названная по имени ее изобретателя, французского художника XVIII века Ж.-Б. Гломи).


На фоне окрашенных в зеленый цвет стен Камер-юнгферской — комнаты с одним окном, выходящим в Екатерининский парк, которая первоначально предназначалась для дворцовых горничных — выделяются лепной золоченый фриз и створки дверей с красочной орнаментальной росписью.




Белая фаянсовая печь, выполненная по проекту архитектора В. П. Стасова в 1820-х годах, украшена барельефом и вазой в классическом стиле.



Убранство комнаты дополняют стулья, изготовленные по рисунку Ч. Камерона, изящное дамское бюро конца XVIII века со вставками в технике «эгломизе», а также картины художников фламандской, французской, итальянской и голландской школ XVII–XVIII веков.







Опочивальня


Интерьер Опочивальни вызывает воспоминания о старинных помпейских зданиях. Большую роль в общем цветовом решении этого интимного покоя играют многочисленные двери.





Оформленная в начале 1770-х годов В. И. Нееловым комната с двумя окнами, двумя дверными проемами и альковной нишей служила опочивальней великой княгини [URL=https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0_(%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%8F)]Натальи Алексеевны[/URL].


Позднее ее перестроил для второй жены Павла Петровича, великой княгини Марии Федоровны, Ч. Камерон, и созданная им в 1780-х годах отделка сохранилась до наших дней с некоторыми изменениями, внесенными архитектором В. П. Стасовым при восстановительных работах после пожара 1820 года.

Ухтомский Константин. Спальня Елизаветы Алексеевны в Екатерининском дворце


Камерон применил в Опочивальне свой излюбленный прием, к которому обращался при оформлении царскосельских интерьеров неоднократно: украсил стены рельефными композициями на мотивы помпейских росписей.



Особую Прелесть Опочивальне придают тонкие колонки из фаянса, вертикали которых перевиты лентами и гирляндами полевых цветов. Они формируют пространство помещения, образуя альков, где под белыми шелковыми драпировками стояла кровать.



Гипсовые медальоны с аллегорическими сценами, символизирующими здоровье, веселье, благополучие и достаток, выполнены И. П. Мартосом.




Сочетание светло-зеленого цвета стен с голубым фоном медальонов и позолотой образует изысканную колористическую гамму Опочивальни.







Небольшие двери комнаты обрамлены позолоченным багетом и украшены заключенными в такой же багет прямоугольными панно с арабесковой росписью.




В мебельном убранстве Опочивальни выделяются каминная решетка, изготовленные тульскими кузнецами специально для Екатерины II, а также изящный туалетный стол наборного дерева, созданный охтинскими плотниками Насковыми в 1770-х годах для великой княгини Марии Федоровны.


















Tags: Архитектура, Дворцы, Искусство, История, Русь, интерьер
Subscribe

Buy for 20 tokens
Да-да, речь про помощника Навального, который сейчас находится в изгнании. (фото-скрин: Канал Навальный LIVE) Тут прям серия настоящих шедевров, вскрывающая правду про реальное отношение к нашей стране. Благодарить за такое нужно наших пранкеров Вована и Лексуса, Владимира Кузнецова и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments