Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Category:

Иосиф Маршак - "Киевский Картье"

"Киевский Картье"- ювелир Иосиф Маршак



Ювелиры и бренды


Россия во все времена изобиловала талантами. Много громких имен знаменитых российских мастеров-ювелиров остались в истории и составляют гордость нашей страны и по сей день. Они звучат в залах мировых музеев, на крупнейших международных аукционах, среди знатоков, ценителей и частных коллекционеров. Эти имена широко известны, но есть и другие, поистине блестящие имена, знакомые, в силу обстоятельств, в основном специалистам и историкам.





Одним из таких мастеров был Иосиф Маршак — один из крупнейших ювелиров Российской империи конца ХIХ в., знаменитый своими великолепными произведениями, получившими признание не только в России, но и далеко за ее пределами.



К сожалению, в нашей стране сохранилось не много шедевров Иосифа Маршака и его имя больше известно в среде искусствоведов, антикваров и знатоков, чем широкой публике. Однако, его произведения можно увидеть в Музее исторических драгоценностей Киево-Печерской Лавры, в других киевских музеях. В Московском Кремле в каталогах Оружейной палаты также числятся замечательные экспонаты с клеймом Маршака



Что первым приходит на ум, когда мы слышим эту фамилию – Маршак? Конечно, замечательные стихи и переводы советского поэта. Однако в конце XIX века никто не цитировал бы «вот какой рассеянный с улицы Бассейной». Имя Иосифа Маршака, «киевского Картье», когда-то звучало по всей Российской империи и ассоциировалось с роскошью, головокружительным успехом и невероятной любовью к своему делу…


Иосиф Маршак и одно из изделий ювелирного дома.

Иосиф Абрамович Маршак (1854; село Гнатовка, Киевский уезд, Киевская губерния, Российская империя — 9 [22] августа 1918; Киев, Украинская Народная Республика) — купец, ювелир, меценат. Один из крупнейших конкурентов Фаберже. Основатель ювелирного дома «Маршак», который имел 92 здания и производил более половины золотой продукции в Юго-Западном крае Российской империи. Киевский купец I гильдии. Многократный призёр различных выставок. Первым во всей России доверил женщинам работать в ювелирном деле. На свои деньги содержал учебное заведение (хедер).



Надо сказать, что Иосиф Абрамович Маршак действительно приходился родственником Самуилу Яковлевичу Маршаку – двоюродным дядей.  



Иосиф родился в бедной семье Абрама Исаковича и Фени Лазаревны Маршак. Он был старшим ребёнком, у него была сестра и четыре брата. В 14 лет перебрался в Киев и пошёл работать подмастерьем в ювелирной мастерской, со временем стал помощником мастера. Связал себя супружескими узами в 19 лет с девушкой по имени Лия. В дальнейшем у них родились двое сыновей — Александр и Владимир


.


2 мая 1878 года открыл собственную мастерскую в Киеве на Подоле. Первое время работал один, через год перебрался на Крещатик и смог расширить дело, взяв подмастерье и учеников. Поначалу Маршак только производил украшения и реализовывал их через магазины других мастеров и торговцев.



Молодой семье постоянно не хватало денег, а ведь карьерные устремления Иосифа требовали немалых расходов. Сто рублей из приданого жены да заложенный в ломбард костюм – вот и весь «бюджет», потраченный на создание простенькой золотой цепочки...



Кольца с драгоценными камнями.

В течение следующих 10 лет он существенно расширил своё дело: набрал новых мастеров, заработал авторитет в своём кругу, побывал на выставках ювелирного искусства в Германии и Франции, внедрил новые подходы в производстве. В частности, выполнение операций по гравировке, которые требовали предельной аккуратности и концентрации, он первым стал поручать мастерам-женщинам.




Постепенно мастерская Маршака переросла в большую фабрику, которая вскоре начала осваивать новые рынки — сначала ювелирные изделия продавались в Киеве, Полтаве, Харькове и Тбилиси, а со временем также в Москве, Петербурге и Варшаве, крупные магазины которых были главными заказчиками киевского ювелирного дома. Продукцию Маршака высоко оценивали на профильных выставках — в 1893 году в Чикаго и в 1894 году в Антверпене его работы были отмечены дипломом и медалью.



Со временем Маршак добавил к ювелирному делу ещё и часовое, выкупив бизнес у одного швейцарца (сначала Маршак арендовал, а потом и выкупил у него помещение с цехами). Также Маршак открыл в Киеве ремесленную школу, в которой готовил высококвалифицированных ювелиров и огранщиков. Иосиф Маршак был одним из главных конкурентов Карла Фаберже, его даже стали называть «Киевским Картье». Его изделия — украшения, сервизы, часы и прочие произведения ювелирного искусства — преподносились в подарок обеспеченным людям, представителям дворянства и купечества, а также императорской семье



 . Семейство, которое за эти годы обзавелось уже несколькими наследниками, переехало в большую квартиру на Крещатике. Имя Маршака гремело по всей стране, его изделия получали высшие награды на всемирных выставках в Европе и США… Его магазины открывались в Киеве, Полтаве, Харькове, Тбилиси, а чуть позднее появились в Москве, Петербурге и Варшаве.


Брошь-бабочка.

Брошь-бабочка.



Брошь-бабочка.
Брошь-бабочка.

В 1899 году на фабрике случился пожар. Убытки казались катастрофическими. Но, как птица Феникс, Маршак буквально возродился из пепла. Он заново отстроил и расширил помещения, закупил новое оборудование, изменил подход к организации работы, чтобы сотрудники работали эффективнее, а уставали меньше – надо сказать, фабрика всегда отличалась бережным отношением к людям.


Брошь в форме головы птицы.

Брошь в форме головы птицы.



Иосиф Маршак занимался обучением молодых ювелиров. Фабрика за годы своего существования выпестовала не меньше трех сотен учеников – и учениц. Иосиф Абрамович был активным сторонником женского образования. Многим из них в дальнейшем он предоставил и рабочие места, первым в стране допустив женщин к работе на ювелирной фабрике – Маршак считал, что мастерицы обладают лучшей концентрацией и работают аккуратнее.




К тому же ему самому на заре карьеры помогала любимая супруга… Кроме того, ювелир открыл в Киеве ремесленную школу и содержал на свои деньги хедер. Он много путешествовал, всю жизнь не переставал учиться новому, регулярно переоснащал производство по последнему слову техники, трепетно относился к моде – ведь нужно соответствовать желаниям публики!



Изделия фабрики были призваны не только украшать, но и вызывать возгласы удивления. Фабрика же тем временем «разрослась» почти до сотни мастерских и филиалов, а трудилось на ней сто пятьдесят мастеров! Маршака без тени заискивания называли «киевским Картье». Фабрика с годами начала выпускать не только драгоценности, но и часы, сервизы, лупы и перочинные ножики, памятные сувениры из благородных металлов… Предприятие Маршака достигло таких высот, что конкуренции с мастером не выдержал сам Фаберже. «Двум медведям в одной берлоге не место!» - ворчал великий Карл, покидая Киев. Однако, несмотря на жестокое соперничество, ювелирам удалось сохранить теплые дружеские отношения.


Кольцо и колье от ювелирного дома Маршак.

Кольцо и колье от ювелирного дома Маршак.


Чем же пленяли публику творения ювелирного дома Иосифа Маршака? Потрясающим качеством исполнения и смелостью решений, изобретательностью конструкции и красотой материала. Все самое лучшее – экзотический жемчуг и невероятной чистоты бриллианты, магические оттенки изумрудов и сапфиров… Некоторые украшения, созданные Иосифом Маршаком, по стоимости не уступали целому поместью. Но и «простым смертным» удавалось раздобыть что-нибудь «от Маршака» - декоративную шкатулку, булавку…


Современное и старинное кольцо от ювелирного дома Маршак.

Современное и старинное кольцо от ювелирного дома Маршак.


В 1913 году Николай II посетил Киев в рамках празднования 300-летия дома Романовых. Ему преподнесли роскошные драгоценные дары, и все они были выполнены на фабрике Маршака. Особенно выделялась серебряная модель Педагогического музея – удивительно точная и тонко выполненная. Сохранились упоминания и о механической ювелирной модели парохода «Держава».


Осьминог - один из самых известных образов в украшениях возрожденного дома.


Осьминог - один из самых известных образов в украшениях возрожденного дома.


У Иосифа Маршака было 8 детей. Когда он умер в 1918 году от рака, то оставил завещание, по которому его состояние распределялось между детьми, а часть денег — 1 миллион рублей — отдавалась на благотворительность и поддержку работников его фабрики. После революции фабрика была экспроприирована советской властью.



Сразу по приезде в Париж Александр Маршак открывает ювелирный салон на престижной улице де ля Пэ (rue de la Paix) в доме № 4, всего в нескольких шагах от площади Вандом и отеля Ритц, который сразу приобретает широкую известность среди богатых иностранцев.




Некоторое время Александр Маршак работает вместе с Робертом Линзелером, затем один, но вскоре к нему присоединяется, правда ненадолго, один из его племянников — Грегуар Маршак. Унаследовав секреты мастерства своего отца Иосифа, Александр великолепно создаёт уникальные вещи в духе своего времени, в стиле «Арт Деко» в сочетании с русскими традициями, смешивая идеи Палеха и современные чисто геометрические формы. Вскоре его популярность растёт, он завоёвывает многочисленные награды на салоне «Ар-Деко» в 1925 году.




Сразу после войны Александр Маршак приглашает Александра Диринжера, талантливого художника с богатым прошлым, известного ещё с давних времен по улице де ля Пэ, который остается в компании источником креативности и творческих идей до конца 60-х годов. Год спустя, к Дому Маршака присоединяется Жак Верже. Настоящий профессионал, Жак Верже, родом из семьи ювелиров-часовщиков, страстный поклонник ювелирного мастерства, обладает особым чутьём: способностью из тысячи рисунков точно узнать оригинал и указать на самое креативное и многообещающее изделие…



Он моментально втягивает в себя тогдашний парижский воздух и мгновенно чувствует царившие в то время дух и атмосферу. Александр Маршак блестяще восстанавливает салон Маршака в Париже и марка сияет с новой силой; Жак Верже перенимает факел Иосифа, чтобы отправиться на завоевание Соединённых Штатов Америки. С этого момента идеи Маршака будет жить благодаря тесному сотрудничеству Жака Верже и его творцов. Александр Маршак уходит на пенсию в 1970 году.



Александр в свое время получил образование в Парижской школе искусств, а затем служил на австрийском фронте – разведчиком и военным фотографом. Непростой опыт, полученный в столь молодые годы, придавал художественному таланту младшего Маршака оттенок драматизма.


Украшения в стиле ар деко.
Украшения в стиле ар деко.


«Завтрак у Тиффани», так называется кинокартина, в начале которой, рано утром Одри Хепбёрн завтракает в вечернем наряде, созерцая витрины знаменитого Дома ювелирного искусства «Тиффани», наполненные бриллиантами, на Пятой Авеню в Нью-Йорке. Этот знаменитый фильм, снятый в 1961 году, станет девизом целого поколения. Молодые женщины из высшего американского общества 60-х годов обожают роскошь, моду, ювелирные изделия, камни, внушительные оправы, которые они без тени сомнения надевают прямо с утра. Это эпоха эйфории, ничего не кажется слишком роскошным.




Жак Верже это быстро понимает и предлагает своей американской публике соответствующие изделия, шикарные и разноцветные. Объёмные кольца, усыпанные бриллиантами, изумрудами, сапфирами, напоминают маленькие подушечки, тонко отделанные гирляндами камней, изумрудный орнамент в виде зелёной листвы, рубиновые гроздья смородины, поддерживающие центральный камень — красный, зелёный, голубой, в зависимости от тональности кольца. Каждое изделие уникально, дамы Нью-Йорка пленены, на очереди парижанки



Большим новаторством для той эпохи становятся броши в форме грозди или кисти, струящихся оттенков (рубиновые, изумрудные, сапфировые, бриллиантовые), часто украшенные бабочками или цветками. Прелесть этих «изделий-предметов» принесут огромный успех Дому Маршака, идущему вразрез с традиционными идеями французского ювелирного искусства, более условного.




Ювелирное изделие должно быть украшением, дополнением женщины, оно призвано делать её красивой, элегантной, и сливаться в единой гармонии со своей хозяйкой… Цена камня не имеет значения, если надо, он может быть вставлен в оправу головкой вниз, чтобы приобрести особый свет, новое сияние и смелый современный вид. Это полностью новая «философия» ювелирного творения, красота и эстетика ставятся на первое место и имеют большее значение, чем сама стоимость камня; оригинальность рисунка и мастерство исполнения играют большую роль, чем чистота самого бриллианта.



Жак Верже возрождает также производство многочисленных настольных принадлежностей, таких как шкатулки, украшения для стола, разрезные ножи для бумаги, лупы, соблюдая творческие традиции Иосифа Маршака 1890 года.



Еще один из сыновей Иосифа, Владимир, пытался открыть филиал ювелирного дома в Берлине – но не преуспел. После Второй Мировой бразды правления принял ювелир Жак Верже, благодаря которому ювелирный дом вышел на африканский и ближневосточный рынки. Верже предлагал женщинам роскошные, на грани допустимого, украшения – гроздья бриллиантов и изумрудов, слепящее сияние, целые ювелирные композиции, где сверкающие бабочки и цветы соревновались друг с другом в яркости оттенков… Особенно идеи Верже пришлись по вкусу обеспеченным американкам, но покорили сердце и марокканского короля Хасана II, заказы которого возрожденный дом Маршак выполнял на протяжении многих лет.


Украшения с отсылкой к ар деко.

Украшения с отсылкой к ар деко.



Несмотря на свою сложную историю – постоянная смена владельцев, кризисы и даже банкротство! – бренд существует и по сей день. Сегодня он считается одним из самых прогрессивных благодаря использованию новейших материалов и технологий – как, быть может, и мечтал его основатель. Не так давно современные творения ювелирного дома Marchak стали доступны и в странах СНГ.




Маршак ( Marchak) — компания-производитель предметов роскоши и ювелирных изделий. Основана в 1878 году И. Маршаком. Главный офис компании расположен в Париже. Ювелирный дом Маршака имеет официальные представительства в США, Японии, Австралии, во Франции и России.





http://www.marchak.ru//

https://tanjand.livejournal.com/212041.html/


https://kulturologia.ru/blogs/211120/48222//

Tags: Дизайнер, Искусство, История, Киев, Ювелирка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Троице-Сергиева Лавра

    Троице-Сергиева Лавра, крупнейший монастырь России. Начавшая свою историю с пустыни, основанной преподобным Сергием…

  • Принц Филипп. Русские корни.

    Принц Филипп. Русские корни. Аристократы, к сожалению род исчезающий, в России к сожалению уничтоженный практически на корню. Эти дни - скорбные…

  • Анастасия Беседина(часть-4).

    Люблю прозрачность акварели. В прозрачной дымке тает лес... У природы всего четыре больших декорации - времена года, вечно одни и те же актеры…

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments