Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Category:

Царское Село. Часть 28.

Царское Село. Екатерининский (до 1910 года — Большой Царскосельский) дворец. Часть 28. Зубовский флигель. Часть 3.


127956572_0 (84x100, 6Kb)


Василий Садовников. Парадный фасад Екатерининского дворца, 1850. Акварель. ГМЗ «Царское Село». Вид из окон Зубовского флигеля Большого Царскосельского дворца



В.С. Садовников. Вид Екатерининского дворца со стороны парадного двора, 1889



Л.Премацци. Екатерининский дворец, 1889


Образующие единый комплекс интерьеры Камерона соединялись висячим садом с павильоном «Холодная баня».

Помещения нижнего этажа, также созданные Камероном и Кваренги, предназначались для фаворитов: здесь поочередно размещались Г. А. Потемкин, А. Д. Ланской, А. М. Дмитриев-Мамонов и П. А. Зубов. Впоследствии в этой части дворца жили родственники и приближенные императорской семьи. Флигель имел отдельный подъезд, также получивший название Зубовского.


Эдуард Гау. Кабинет царевича Николая Александровича, 1865



Эдуард Петрович Гау (1807–1887). Спальня великого князя Николая Александровича. 1865


Эдвард Гау (E.Hau) Комната наследника цесаревича Николая Александровича в Зубовском флигеле Большого Екатерининского дворца в Царском Селе (фрагмент). 1865 г.


В 1841 году в связи с предстоящей женитьбой наследника престола Александра Николаевича (будущего императора Александра II) архитектор И. А. Монигетти получил распоряжение перестроить помещения Зубовского флигеля.


Портрет императора Александра II


Александр II Николаевич (17 [29] апреля 1818, Москва — 1 [13] марта 1881, Санкт-Петербург) — Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский (1855—1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года — императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны.


России Н. Скьявони. Александр Николаевич, 1838



Копия с портрета работы Ф. Крюгера. Император Александр II Николаевич (1818-1881)



Сверчков Николай Егорович (1817 - 1898) Портрет императора Александра II



Портрет работы Г. Ботмана. Император Александр II Николаевич, 1866



Маковский Константин. Александр II, 1881


Апартаменты в первом этаже отводились для великого князя, а бывшие комнаты императрицы Екатерины II — для его супруги .


Grand Duchess (later Empress) Maria Alexandrovna


Мария Александровна (27 июля (8 августа) 1824, Дармштадт — 22 мая (3 июня) 1880, Санкт-Петербург) — принцесса Гессенского дома, российская императрица, супруга императора Александра II и мать императора Александра III.


Кристина Робертсон. Портрет великой княгини Марии Александровны



Робертсон, Кристина (1796-1854) Портрет великой княгини Марии Александровны около 1850 г.



Императрица Мария Александровна. И. Макаров. 19 в.



Робертсон, Кристина (1796-1854) Портрет великой княгини Марии Александровны, 1849



Императрица Мария Александровна. Ф. Винтерхальтер. После 1850 г.



Императрица Мария Александровна. Портрет кисти Франца Винтерхальтера, 1857 год



Императрица Мария Александровна. Литография, около 1870 г. С. Мауэр


В состав личных покоев императора Александра II входили Передняя, Приемная, Штандартная (Знаменная), Арсенальная, Буфетная, Азиатская, Кабинет, Туалетная (Уборная), Камердинерская, Гардеробная. Три из них — Кабинет, Приемная и Туалетная — предназначались для государственных приемов и деловых встреч.

Этажи сообщались двумя лестницами: первая, Боскетная, вела из коридора в Купольный зал. Из того же коридора в первом этаже можно было пройти в маленькую Переднюю, с которой начинались покои Александра II. Вторая, внутренняя, лестница соединяла личные комнаты императрицы с Камердинерской императора.


Передняя в императорском дворце в Царском Селе (Кабинет Александра II), М.Зичи, 1865


Интерьеры первого этажа не отличались изысканностью отделки: известно, что с 1841 по 1881 год вид комнат кардинально не менялся, за исключением интерьера Малиновой гостиной, переделанной в 1851 году в Азиатскую комнату. Историк Сергей Вильчковский писал: «Вся эта половина представляет из себя ряд не особенно больших, сравнительно низких комнат, отличающихся чрезвычайно простой отделкой. Окна комнат выходят все в Собственный садик. Комнаты этой половины находятся на уровне земли. Единственную их роскошь представляет убранство так называемой «Азиатской» комнаты. Отделка комнат и украшения их произведены по указаниям самого Императора Александра II, свидетельствуя о скромности его личных привычек».

Приемная


В музей-заповедник «Царское Село» после реставрации вернулся ковер XIX века, когда-то находившийся в приемной императора Александра II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца.


Во время Великой Отечественной войны ковер вывезли в эвакуацию в Сарапул. В 1958 году он вернулся в фонды Царского Села.

Особую значимость предмету придают маркировки, известна фирма изготовителя — он был сделан в Германии на фабрике Вильгельма Лейслера.

На реставрацию ковра ушло почти полтора года. Он был загрязнен, потерт и частично выгорел. Скорее всего, после завершения воссоздания интерьеров Зубовского флигеля Екатерининского дворца он займет место в новой экспозиции.

Штандартная (Знаменная)


Располагается между Приемной и Арсенальной комнатами. Представляет собой небольшую комнату с одним окном. Свое наименование получила из-за традиции хранить в ней знамена частей Царскосельского гарнизона во время пребывания во дворце императора. Как и в Арсенальной, по стенам были развешены батальные картины и изображения военных форм.


И.А.Швабе. Любимцы императорской семьи 1867 г.


В Штандартной размещено всего одно полотно. Художник Иоганн Швабе запечатлел "Любимцев императорской семьи". Среди прочих любимцев Александра Николаевича более всего выделяется огромный чёрный ньюфаундленд по кличке Милорд. Данный пёс пришёл на смену другому Милорду, сеттеру, которого тоже очень любил Александр. Он практически не расставался с императором, но однажды тот уехал в дальнюю поездку по своим царским делам. И Милорд первый умер от тоски по хозяину. Вот такая грустная история. И после этого, как было сказано опять же в аудиогиде, новая любимая собака императора, ньюфаундленд Милорд второй, которого и запечатлели на данном полотне, уже не расставалась с хозяином.


И.А.Швабе. Любимцы императорской семьи 1867 г.



И.А.Швабе. Любимцы императорской семьи 1867 г.


Арсенальная


Одна из комнат «Покоев Императора Александра Николаевича». Представляет собой небольшое помещение, окно которого выходит в Собственный сад. На стенах, оклеенных обоями, были развешены картины и раскрашенные литографии, изображавшие батальные сцены или военные формы. Среди них были работы таких мастеров, как Гебенс, Берне, Зичи и др, В этой комнате при жизни императора Александра II всегда дежурил один из сторожей Арсенала в Александровском парке.


На стенах Арсенальной вывешены полотна Адольфа Гебенса, на которых можно увидеть форму различных родов войск армии Российской империи.




А.И. Гебенс. Группа чинов лейб-гвардии Гарнизонного батальона. 1859 год



А.И. Гебенс. Группа чинов Лейб-гвардии Драгунского полка




А.И. Гебенс. Чины лейб-гвардии Кирасирского Ее Величества полка. 1844 г.



А.И. Гебенс. Вынос штандарта Л.-гв. Конно-Гренадерского полка


А на другом полотне можно увидеть уже французов, как предполагают во время отступления осенью 1812 года. Картина названа соответственно, "Проклятая погода", и была написана одним из любимых художников Александра, Орасом Верне.



Орас Верне. Проклятая погода


Также в одной из витрин можно увидеть альбом с собственноручно выполненными Александром рисунками, на которых запечатлена форма солдат и офицеров русской армии.


Рядом с Арсенальной находилась когда то Буфетная, небольшое помещение без окон. В этом затемненном помещении выставлены образцы формы разных видов войск Российской империи.


Азиатская (Турецкая) комната



Один из самых интересных интерьеров – Азиатская (Турецкая) комната или «маленький Турецкий салон» – был создан под влиянием увлечения искусством Востока по проекту баварского художника Г. фон Мейера. Отделка зала привлекала богатым декором, яркостью и экзотичностью решения.


Луиджи Премацци (1814–1891). Азиатская (Турецкая) комната, 1850 г.


Гау, Эдуард Петрович. Турецкая комната в Екатерининском дворце Царского Села



Филипп Штайнмюллер. Турецкая (Азиатская) комната в Большом Царскосельском дворце. 1850-е годы



А.П. Рокшпуль. Турецкая комната Большого Царскосельского дворца, 1857


Почти все его убранство составили дипломатические дары персидского и бухарского властителей, подношения придворных и вещи, привезенные Николаем I и Александром II из восточных походов.


Азиатская комната. Фото Андрея Зееста, 1917 год


Предметы из коллекции царского оружия были развешены вдоль стен на ярких восточных коврах и собраны в симметричные композиции-трофеи. Интерьер напоминал восточную курительную комнату, исполненную в роскошном «мавританском» стиле.







На стенах сейчас мы видим лишь фотоколлажи, воспроизводящие исторический облик этого экзотического интерьера. Посредине же Азиатской комнаты располагался мраморный фонтан, вот его даже не стали пытаться как то воспроизвести. А вот потрясающей красоты светильники сохранились, так как вместе с коллекцией оружия были эвакуированы.


К потолку Азиатской комнаты, украшенному полихромной росписью по типу восточного ковра, симметрично подвешивались светильники, исполненные в роскошном «мавританском» стиле: шестиугольный фонарь в центре, четыре ажурных диска люстр по углам и два светильника в форме ажурных пирамид у окон. Светильники были изготовлены из золоченого металла и дополнены стеклянными деталями. Между ними довольно низко с потолка спускались темные и светлые кисти.


Фонарь. Люстра на восемь свечей. Фонарик-лампада
* Кликабельно


Центральный бронзовый фонарь с масляной лампой внутри - шестиугольной формы, с ажурными стенками, в которые вставлены цветные расписные стекла. Его остроугольное завершение окружено плоской подвесной композицией в форме звезды. К остриям ее лучей подвешивались шесть ажурных пирамидок с флаконами бесцветного стекла, украшенного тонким рисунком. К нижним углам фонаря на цепях крепились еще шесть таких же, но более крупных лампадок.

Все остальные светильники ансамбля были выполнены из металлического сплава - шпиатра. Четыре одинаковые люстры в форме ажурных дисков с зубчатым краем подвешивались на пяти цепях каждая. В девять круглых прорезей их дисков вставлялись флаконы двухслойного стеклa. Два маленьких светильника в форме пирамидок были устроены по тому же принципу.

Комплект светильников Азиатской комнаты изготовили в 1852 году на Петербургском казенном гальвано-пластическом заводе. В 1845 герцог Максимилиан Лейхтенбергский открыл это предприятие в Нарвской части по Старому Петергофскому проспекту. Автором проекта стал художник гальвано-пластического завода Генрих фон Мейер, следивший за их исполнением.

В витринах, находящихся в бывшей Турецкой комнате представлена коллекция оружия, когда то украшавшая данный интерьер, подаренная персидским и бухарским властителями.





Tags: Архитектура, Дворцы, Живопись, Искусство, История, Русь, интерьер
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia март 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal