Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

ПЕТР ВАУЛИН —Русская Майолика.

ПЕТР ВАУЛИН — ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКОЙ МАЙОЛИКИ



Карта Всемирной выставки в 1900 году


В 1900 году произошло знаменательное событие — парижская всемирная выставка, на которой изделия из России произвели настоящий фурор. Критики и пресса захлебывались от восторга, описывая павильон Российской империи, который был самым большим на выставке и занимал более 24 тысяч квадратных метров. Газета Либерте писала: «Мы находимся еще под влиянием чувства удивления и восхищения, испытанного нами при посещении русского павильона. Совсем за небольшое количество лет русская промышленность и торговля получили такое развитие, которое поражает всех, кто имеет возможность составить себе понятие о пути, пройденном в столь короткий срок. Прогресс этот до такой степени крупный, что наводит на размышления».



 Элемент портала Русского павильона на международной выставке в Дрездене, портал перевезён в С.-Петербург и украшает вход библиотеки ИЭМ Здание городского земства Полтавы.




Здание городского земства Полтавы




Рельефные фризы на доме Бадаева




Майоликовый фриз на Доме страхового общества «Россия», ул. Б. Морская по эскизу Рериха.



Майоликовый камин в особняке В. С. Кочубея




Здание Пензенского отделения государственного Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банка.




Изразцовые вставки на оконных кокошниках Морского Никольского Собора в Кронштадте.



Майолика Морского Никольского Собора в Кронштадте




Дом М. Н. Миансаровой на Большой Сухаревской





Металлизированные керамические капители в вестибюле бывшего здания Волжско-Камского банка


Россия тогда получила более полутора тысяч наград, в том числе, 212 высших и 370 золотых медалей. Особенно посетители восхищались изделиями мастерских Марии Тенишевой и изумительными майоликами Абрамцевского керамического завода.



О работах Тенишевой писали: «То, о чем Рескин мечтал в своем идеале, освобожденном от тлена быта — обновлении народного искусства, — княгиня Тенишева реализовала полностью».


Майолики Абрамцево сравнивали с «музыкой в пластике и цвете». Именно технологические таланты Петра Ваулина, помноженные на творческий гений Михаила Врубеля превратили «утилитарное» ремесло в высокое искусство и открыли новые горизонты для архитектурной скульптуры — цвет и сияние.



КЕРАМИЧЕСКАЯ ОБЛИЦОВКА КАМИНА «МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ И ВОЛЬГА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЛАЗУРИ П. ВАУЛИНА. М. ВРУБЕЛЬ. 1900 Г


Эта работа получила золотую медаль на выставке в Париже. /Фото:ceramicadecor.ru

Об Абрамцево и Михаиле Врубеле мы писали в нашей статье «Керамическая мастерская Абрамцево». А сейчас хотим рассказать немного о втором создателе волшебства русской майолики — керамисте Петре Ваулине.




Портрет П.Ваулина


Пётр Кузьмич Ваулин (1870, с. Черемисское Екатеринбургской губ. — 1943, Ворошиловград (Луганск)) — русский керамист-технолог и художник-керамист. Внёс существенный вклад в возрождение русской майолики. Сотрудничал с известными художниками — Врубелем М. А., Серовым В. А., Коровиным К. А., А. Т. Матвеевым, Н. К. Рерихом, С. В. Чехониным.



Самая знаменитая деталь оформления “Метрополя” — майоликовое панно “Принцесса Греза”
Родился в 1870 г. в селе Черемисское Екатеринбургской губернии, в крестьянской семье. В 1888—1890, получив земскую стипендию, учился в Красноуфимской сельскохозяйственной школе, окончив её по классу керамики со званием мастера.


КЕРАМИЧЕСКАЯ ОБЛИЦОВКА КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ПОЛТАВЫ. 1904 Г.


После окончания школы Ваулин был приглашён в костромское Механико-техническом училище им. Ф. В. Чижова. Предполагалось, что Ваулин займёт место специалиста по огнеупорной и кислотоупорной керамике в ещё одном чижовском Техническом училище, которое должно было открыться в Чухломе.



Доходный дом Перцовой - Москва


С целью повышения квалификации Ваулину были выделены средства для изучения керамического дела в России и Финляндии (предполагалась также командировка в Англию), и на устройство экспериментальной мастерской в имении душеприказчика Чижова — С. И. Мамонтова.


КЕРАМИЧЕСКАЯ ОБЛИЦОВКА СОБОРНОЙ МЕЧЕТИ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. МАСТЕРСКАЯ «ГЕЛЬДВЕЙН-ВАУЛИН», 1910?1917 ГГ.


Однако эти планы не были исполнены из-за смерти директора Костромкого училища Н. А. Соковнина, и в 1890 Ваулина пригласил для работы в керамической мастерской С. И. Мамонтов.Он получил профильное образование по гончарному ремеслу. Будучи совсем молодым, двадцатилетним специалистом был приглашен в Костромское техническое училище для преподавания в мастерских. Следует отметить, что к этому возрасту Ваулин посетил множество финляндских заводов по производству керамики и был очень воодушевлен увиденным. Его творческая натура жаждет исследований и экспериментов с глазурями. Поэтому он с радостью соглашается на предложение Мамонтова возглавить его мастерские в Абрамцево и стать там технологом.




КЕРАМИЧЕСКАЯ ОБЛИЦОВКА ВХОДА В БИБЛИОТЕКУ ИНСТИТУТА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. МАСТЕРСКАЯ «ГЕЛЬДВЕЙН-ВАУЛИН», 1911-1913 ГГ.


Можно сказать, что это был тот самый уникальный случай, когда желание работодателя полностью совпадает с желанием мастера и Ваулин погружается в исследования керамических материалов и в эксперименты.
Ваулин более десяти лет руководит мастерскими и именно в этот период они с Михаилом Врубелем открывают заново технологию восстановительного обжига, позволяющую превращать глазури в металлизированные покрытия, успешно применяемую в мавританской Испании XIII-XV веков, но утерянную современниками.
К этому же периоду творчества Ваулина относятся очень многие шедевры архитектурной керамики Москвы: облицовка гостиницы Метрополь по эскизам Врубеля, керамические панно Ярославского вокзала по эскизам Коровина, керамические фризы Третьяковской Галереи по эскизам Васнецова — это лишь небольшой перечень сохранившихся абрамцевских майолик Ваулина. А совместная работа с Михаилом Врубелем — керамический камин «Встреча Вольги с Микулой Селяниновичем», облицованный изразцами — получила золотую медаль на той самой парижской выставке в 1900 году.



Ваулин в усадьбе Мамонтова на фоне образцов майолики.


Майолики Абрамцево практически формируют лицо русского модерна, добавляя в него особенности национального народного искусства и создавая новый архитектурный стиль — «неорусский», соединивший в себе европейский модерн, русский фольклор и элементы византийского зодчества.
В начале XX века Петр Ваулин уезжает на Украину в Миргород, где начинает преподавать в художественно-промышленной школе имени Гоголя. Страсть Ваулина к керамике все время толкает его на новые эксперименты. Этой страстью он буквально заражает своих учеников. Уникальность местных глин дает начало новому направлению традиционной миргородской керамики, когда перед глазурованием на черепок наносятся цветные ангобы.



Панно на гостинице «Метрополь». М. Врубель. /Фото:russian-mayolica.ru


Промысел в Опошне существует до сих пор и является крупнейшим керамическим центром Украины. А Национальный музей украинского гончарства основан, в том числе, на старинных экспонатах, собранных Петром Ваулиным при изучении местного керамического фольклора. Тогда же Ваулин принимает участие в строительстве здания городского земства Полтавы, для  которого изготавливает керамическую облицовку. Ваулин считал своей целью возрождение русской майолики везде, где это возможно: «Я поставил себе задачу возродить русскую майолику со всей присущей ей красотой русской экзотики…». Поэтому он уезжает в Санкт-Петербург и в 1906 году в селе Кикерино открывает художественные мастерские по изготовлению архитектурной керамики под названием «Кикеринский завод художественной керамики».



Элемент русского павильона на выставке в Дрездене. /Фото:russian-mayolica.ru


Это было совместное предприятие с Осипом Гельдвейном, который занимался финансовой стороной производства. Для мастерской было приобретено здание Балтийского гончарного завода Лилинфельд-Толя. К «кикеринскому» периоду творчества Ваулина относится большая часть его работ в Санкт-Петербурге.
Ваулин приглашает в мастерскую своих самых талантливых учеников. На его предприятии работают известные художники. Если московский период Ваулина связан с Врубелем, Серовым, Васнецовым и Коровиным, то питерский период — это в первую очередь Рерих.Нужно отметить, что подход Ваулина к бизнесу отличался от Мамонтовского принципиально. Мамонтов в первую очередь был ценителем и меценатом, видел в керамике чистое искусство, поэтому готов был делать только то, что ему нравится и только по своему проекту. Ваулин же считал, что нужно делать красивым все, что закажут.



Доходный дом Миансаровой на Б. Сухаревской в Москве. /Фото:kelohouse.ru


Вот, что он пишет Мамонтову в 1905 году: «Не знаю, как Вы смотрите на керамику и что думаете делать, но я в последний приезд заметил в Вас барина — Вы не хотите делать облицовок, а хотите делать то, что Вы предложите, но не думаю, что так нужно поступать, а думаю, что следует делать всякую красивую облицовку. Вы воспитали меня и Вы казнитесь за своего питомца. Это общий удел. Вот как я смотрю на дело и вот как я буду впредь поступать».




Дом на Клинском проспекте, 17 (Питер). /Фото: lidushka-39.livejournal.com


В итоге, мастерскую «Гельдвейн-Ваулин» заваливают заказами не только российские богатые заказчики, но и зарубежные. На предприятии работают лучшие керамисты того времени и оно производит в больших количествах майолику для фасадов, изразцы для печей и каминов. Его мастерской принадлежит изразцовый камин в особняке Кочубея, полностью выложенный зеленой майоликовой плиткой, не сохранившиеся камины и печи на даче Леонида Андреева, выполненные в стиле «северный модерн» и другие.
Но, конечно, к самым выдающимся работами Ваулина относятся его архитектурные майоликовые шедевры в разных городах страны.





Это, без сомнения, изразцовая облицовка Соборной мечети в Санкт-Петербурге, поражающая богатством декора и сложностью рельефа своих изразцов, для создания которых Ваулин отправил в Туркестан художника П. М. Максимова, чтобы тот восстановил способ изготовления средневековой резной майолики.



Это керамическая облицовка входа в библиотеку Института экспериментальной медицины, изготовленная мастерской для международной выставки в Дрездене в 1911 году. Это изумительные рельефные фризы на доме Бадаева и Доме страхового общества «Россия» на Большой Морской, сделанные по эскизам Николая Рериха. Это необыкновенные майолики на здании Пензенского отделения Поземельного банка.


Это иконы женского монастыря в Перми и рельефные вставки на оконных кокошниках Морского Никольского Собора в Кронштадте.



Великолепны металлизированные под золото капители фасада Петербургского губернского кредитного общества, отреставрированные компанией «Паллада» в 2009 году. Фризы Торгового дома Гвардейского экономического сообщества, успешно имитирующие бронзу, но также являющиеся металлизированной керамикой. Есть несколько работ в Москве, сделанных совместными усилиями Абрамцево и мастерской «Гельдвейн-Ваулин». Это дом начальных городских училищ на Большой Пироговской, облицованный несколькими панно с изображениями Георгия Победоносца.
Второе здание — это дом М. Н. Миансаровой на Большой Сухаревской, полностью облицованный зеленой майоликой с вставками рельефных керамических изразцов. Дом Миансаровой выполнен в типичном неорусском стиле и похож на большую зеленую изразцовую печь.



Дом на Клинском проспекте, 17, Санкт-Петербург. /Фото:lidushka-39.livejournal.com


После революции Петр Ваулин какое-то время работал техническим директором на заводе «Горн», в который после национализации превратилась его мастерская, был комиссаром в ЛФЗ, консультировал производство на фарфоровом заводе «Пролетарий».В отличие от многих керамистов, прячущих секреты своего мастерства и сохраняющих в тайне рецептуру и технологии, Петр Ваулин был очень открытым человеком, не только записывающим результаты своих экспериментов, но и публикующим их. После него осталось огромное количество документов и записей рецептов глазурей.



Фрагмент фриза «Северная жизнь» на доме страхового общества «Россия»(Рерих, Ваулин) /Фото:forum.roerich.info/

Ваулин открыто делился своими разработками с коллегами и неоднократно публиковал материалы своих исследований в журнале «Керамическое обозрение», позволив таким образом потомкам продолжить его дело и использовать наработки художника.


Источники:


https://kulturologia.ru/blogs/161220/48468//



Благодарю Андрея Ивановича Роденкова за материалы, которые  использовались в этой статье. 


https://www.russian-mayolica.ru/our-story/manufaktury/petr-vaulin//

https://ceramicadecor.ru/blog/petr-vaulin//


Tags: Искусство, История, Майолика, Русь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

Recent Posts from This Journal