Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Сады и парки Англии:Стоу.Часть1.

Великолепные сады и парки Англии:Стоу (Stowe Landscape Gardens)Часть 1

Английские сады и парки




Ландшафтный парк Стоу.




Палладиевский мост и Готический храм. Идея моста позаимствована из чертежей Андреа Палладио и так пришлась по вкусу в Англии, что была воплощена сразу в трех разных усадьбах. А четвертой усадьбой стала резиденция Екатерины II Царское Село. Екатерина Великая называла себя "англоманкой" – в Британии она искала самых изящных образцов античных построек. 





потолок моста


Стоу – огромное старинное овцеводческое поместье, расположенное неподалеку от города Бакингем, графство Бакингемшир. Доходы от имения позволили семейству Темплов построить здесь сначала замок, а потом дворец: фасады простираются на триста метров, а число комнат достигало четырехсот. Дом, Stowe House, вписан в ландшафт еще архитекторами XVII века. Семейство Темплов владело живописной территорией, на которой отращивали шерсть тысячи овец.



Здесь впервые в эпоху Просвещения был создан образец "украшенной фермы". Теоретики пейзажного парка в начале XVIII столетия утверждали, что гибрид сельскохозяйственных угодий с красивой усадьбой уже осуществлен во Франции. Но это реклама, во Франции таких усадеб не было. Англичанам очень хотелось создавать не пейзажные сады, а целые живописные пейзажи




Саксонские божества







Это скульптуры семи божеств, которые дали свои имена дням недели, выполненные Джоном Майклом Рисбрэком. Вырезаны из портлендского камня в 1727 году. На нынешнее место они были перенесены в 1773 году (скульптуры являются копиями оригиналов, проданных в 1921–1922 годах). Они расположены по кругу. Каждая скульптура (за исключением скульптуры Сунны половинной длины) в натуральную величину, на основании каждой статуи есть руническая надпись с именем бога и она стоит на постаменте. Это: Сунна (воскресенье), Мона (понедельник), Тив (вторник), Воден (среда), Тунер (четверг), Фрига (пятница) и саксонская версия Ситерна (суббота), оригинальные статуи Сунны и Тунера находятся в Музей Виктории и Альберта, оригинальная Фрига много лет стояла в Портмейрионе, но была продана на аукционе в 1994 году за 54 000 фунтов стерлингов, оригинальная Мона находится в Музее графства Бакингемшир.




Оригинальный Thuner, теперь в Музее Виктории и Альберта


Парк Стоу  находится в 96 км от Лондона. Площадь парка 100 га, а вместе с прилежащими угодьями, составляющими с ним одно целое — 500 га.




Стоу стал местом приложения сил всего британского "пейзажного движения" 1710-1740-х годов. Владелец Стоу Ричард Темпл /Richard Temple (1675-1749), виконт Кобэм был военачальником, парламентарием, убежденным вигом, по моде своего времени – масоном, членом клуба Кит-Кэт. С 1742 года – он фельдмаршал.



Храм согласия и победы


Дизайнер этого самого большого садового здания неизвестен, архитекторами были заявлены и граф Темпл, и Томас Питт, первый барон Камелфорд. Построенное из камня между 1747 и 1749 годами, здание находится на стыке двух концов долины. Оно возвышается на подиуме с лестницей, ведущей к главному входу, целла и пронаос окружены перистилем из 28 рифленых римско-ионических колонн, десятью по бокам и шесть с каждой стороны.



внутри


В круг светских знакомств Ричарда Темпла входили архитектор и драматург Джон Ванбру, теоретик искусства Джозеф Аддисон, "граф-архитектор" лорд Бёрлингтон и члены его кружка, "садовый художник" Уильям Кент и поэт Александер Поуп. Они произвели пейзажную революцию в одной отдельно взятой английской усадьбе. Позже плод революции – английский парковый стиль распространится по всей Европе.



Храм пасторальной поэзии


Храм пасторальной поэзии,  расположенный в роще  на восточном конце Греческой долины в северо-восточном углу садов, это небольшой бельведер, спроектированный Джеймсом Гиббсом в 1729 году, был перенесен в настоящее время в положение в 1760-х гг. Это квадрат в плане со скошенными углами, построенный из камня, каждая сторона которого представляет собой открытую арку, Херма выступает из каждого скошенного угла. Он увенчан восьмиугольным свинцовым куполом.





Работы начались в 1711 году и продолжались более тридцати лет. Стоу – коллективное творение именитых архитекторов, первым из которых стал Чарлз Бриджмен (1690-1738). Прежний скромный сад был превращен в обширный парк. Чарлз Бриджмен работал в Стоу до 1735 года, а в 1720-х несколько проектов для парка выполнил сэр Джон Ванбру /John Vanbrugh – архитектор и драматург.




Круг танцующего фавна



Спящий пастырь


В пониженной части устроен пруд — его второй композиционный центр. Объемно-пространственное решение основано на сочетании чередующихся закрытых массивов с открытыми пространствами водоема и лужаек, где отдельно стоящие деревья и группы образуют пейзажные картины.






Памятник Кобхэму-находится к югу от Греческой долины является самым высоким сооружением в садах, его высота составляет 104 фута (32 м). Построен из камня в 1747–49 годах, вероятно, по проекту Брауна. Он состоит из квадратного цоколя с угловыми контрфорсами, увенчанными каменными львами Коуд со щитами, добавленными в 1778 году. Сама колонна восьмиугольная с единственной флейтой на каждой стороне, с формованной дорической капителью и основанием. На ней находится небольшой бельведер из восьми арок с куполом, поддерживающим скульптуру лорда Кобэма, вероятным скульптором которой был Питер Шимакерс, нынешняя статуя представляет собой сооружение 2001 года после того, как оригинал был поражен молнией в 1957 году. через колонну к белеведере, откуда открывается вид на сады. Прогулка лорда Кобэма - это обсаженная деревьями аллея, которая тянется от Столпа на северо-восток до края садов.



Парк насыщен сооружениями в духе романтизма (их было около 30 — храмы Бахуса, Дружбы, Венеры, Грот из камня, Грот из раковин и т. д.), стилистически связанными с архитектурой дворца и являющимися композиционными узлами и акцентами парковых картин.


Статуи, окружающие греческую долину



Смена пейзажей построена разнообразно: на ритмическом нарастании впечатления (например, подъезд к дворцу от Большой аллеи, ведущей с юга, а затем через серию парковых картин выводящий к северному фасаду) или постепенном разворачивании картин (например, с включением архитектурных сооружений), или на вариациях какого-либо сюжета (например, восприятие дворца через Коринтианскую арку).





Открытые пространства решены в виде обширных лугов с отдельными группами, иногда небольших лужаек или вытянуты в виде лучей (Греческая доли- на или узкий «Вид ущелья»), особенно интересна главная ось, сужающаяся от дворца к водоему (тем самым углубляя видимую перспективу) и продолжающаяся на противоположном берегу в створе Большой аллеи.



Ротондо , спроектированный Ванбру и построенный в 1720–1721 годах, представляет собой круглый храм, состоящий из десяти римских ионических колонн без канавок, поднятых на подиуме с тремя ступенями. Купол был изменен Боррой в 1773–1774 годах, чтобы придать ему более низкий профиль. В центре - статуя Венеры, стоящая на высоком украшенном постаменте. Нынешняя скульптура является недавней заменой оригинала и позолочена.



Одна из главных особенностей парка — слияние с окружающим ландшафтом. Открытые парковые пространства переходят в сельские поля и луга, а виды направлены на архитектурные сооружения, размещенные за пределами парковой территории.Вода также получает разнообразное решение — в виде светлого открытого зеркала перед дворцом или замкнутого подступающими массивами или лесного ручья и оформляется каскадами, гротами, мостами. Примечателен Палладианский мост в восточной оконечности пруда, послуживший образцом для последующих подражаний, в том числе и в нашем Царскосельском парке. В ассортименте преобладают листопадные породы и прежде всего бук, затем — ясень, вяз, дуб, граб. Некоторые композиционные узлы акцентируются хвойными — сосной обыкновенной, кедром ливанским, тиссом.



Статуя королевы Каролины


Тонко продуманное и мастерски исполненное соподчинение и единство пространственных частей парка, его композиционных элементов и пейзажных картин выдвигают Стоу в число шедевров паркового искусства.Центральная его часть – “Елисейские поля” – это картина идеального мира, рая на земле. За ней – “Поле Хоквелл”, посвященное славной истории Англии. Еще дальше – “Греческая долина”, наполненная образами античности. За “облагороженной” частью Стоу простирались охотничьи угодья, в том числе “Сонный лес”.



Храм Венеры



Посетители сравнивали Стоу с ожившими театральными декорациями, в окружении которых они сами становились героями пьесы о Золотом веке. Это не удивительно, ведь парк создан при участии двух людей театра: Джона Ванбру, прославленного архитектора и драматурга, и Уильяма Кента, великого ландшафтного дизайнера и сценографа.



Парк был знаменит на всю Англию – уже в XVIII веке сюда водили экскурсии. Но постепенно Темпли разорились, и легендарный Стоу начал приходить в упадок. Его спасли, устроив здесь в 1923 году элитную школу, выпускником которой был лауреат “Оскара” актер Дэвид Нивен.




Первый архитектор аристократической фермы-сада Слоу Чарлз Бриджмен оформил границу парка оградой «ах-ах», дополненной по углам полукруглыми бастионами. Благодаря нехитрому садовому приему владельцы имения жили словно в большой зеленой крепости.




китайский домик

Мода на садовую ограду под названием «Ах-ах» относится к эпохе пейзажных парков. Особенно любимы «ах-ах» были в Британии. В XVII веке садоводы столкнулись с противоречием: с одной стороны, пейзаж должен раскрываться во все стороны до горизонта, с другой — у поместья есть границы, а если это «украшенная ферма», то она вдобавок окружена стадами. Преодолеть эту трудность помогла «утопленная стена» — ров, скрытый поверхностью почвы. Посетитель, уверенный, что его маршрут ничем не ограничен, подходил к преграде и от неожиданности восклицал: «ах-ах!» – на европейских языках «ha-ha».









ферма

















 














Tags: Англия, Архитектура, История, Ланшафт, Парки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia март 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal