Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Артемизия Джентилески/Художница.

Артемизия Джентилески— художница итальянского барокко.

Художники


Автопортрет в образе мученицы (ок.1615)


Личная драма может ранить человеческое сердце настолько же глубоко, насколько высоко может вознести человеческое творчество. У итальянской художницы Артемизии Джентилески так и случилось. Кто знает, если бы в жизни великих людей не происходили трагические события, если бы они не переживали боль и страдания, дававшие толчок их творчеству, достигли бы они таких высот мастерства, таких глубин переживания в своих работах? Стала бы Артемизия первой женщиной в истории искусства, которую услышали и оценили, если бы не драма, которая развернулась в самом начале ее жизненного пути?


Дочь выдающегося живописца Орацио Джентилески, она победила предрассудки и женоненавистничество и стала одним из ведущих художников-историков периода барокко.Артемизия, старшая дочь тосканского художника Орацио Джентилески и его жены Пруденции Монтоне, родилась в Риме 8 июля 1593 года, в то же время в её свидетельстве о рождении из городского архива указано, что она родилась в 1590 году.
Святая Цецилия с лютней 1610-1612 108 x 78,5 см;

Рим, палаццо Спада, галерея Спада   некоторые искусствоведы считают, что картина написана совместно с отцом художницы Орацио Джентилески, а иные дают другую датировку картины ок.1620


Ее мать умерла, когда ей было всего 12 лет. Как старший ребенок и единственная дочь, она была вынуждена взять на себя большую часть обязанностей по ведению домашнего хозяйства. Артемизия также оказалась единственной наследницей Орацио Джентилески, проявившей подлинный талант и склонность к живописи. Учитывая строгие консервативные устои в начале XVII века, отца Артемизии пришлось буквально уговаривать позволить обучиться основам искусства.




 Мадонна с младенцем 1609-1610  


 Флоренция, палаццо Питти, Палатинская галерея 





Мадонна с младенцем 1611-1612 

 Рим, палаццо Спада, галерея Спада 



Артемизия изучала живопись в мастерской отца, и более успешно, чем её братья, которые также работали в мастерской Орацио. Её первая известная работа — «Сусанна и старцы» (1610, коллекция Шёнборн в Поммерсфельден), одно время считалась работой Орацио, которому ассистировала дочь.




Юдифь и её служанка Абра с головой Олоферна 1607-1610 130 × 99 см;

  Рим, частное собрание Фабрицио Лемме возможно, совместно с Орацио Джентилески, отцом художницы





 Даная ок. 1612 

Сент-Луис, Сент-Луисский художественный музей некоторые искусствоведы считают, что картина написана отцом художницы Орацио Джентилески


В 1611 году, ее отец, Орацио нанял Агостино Тасси, своего коллегу и художника, чтобы он преподал Артемизии уроки живописи. Орацио тем временем работал над большим заказом. Но в марте 1612 года Орацио обратился в римский уголовный трибунал и подал заявление, в котором обвинял Тасси в насилии над его дочерью. 6 мая 1611 года Тасси вошел в дом Джентилески и «в качестве нежеланного гостя отправился к Артемизии. В ее комнате он насильно лишил Артемизию чести и уехал».
Даже наши современники не всегда способны дать событиям такого рода объективную оценку. Что говорить о случаях, происходивших в XVII веке, когда мнения женщин не существовало как явления, а мужчины заправляли всеми общественными делами. Разумеется, Тасси заявил, что это не он изнасиловал девицу. Она сама его соблазнила: вела себя развратно и позволяла за собой ухаживать. А то, что теперь честь девушки поругана, замуж ее никто не возьмет, а на ее семье можно ставить позорный крест — так это не его ума дело.



Смерть Клеопатры ок. 1613

 Милан, частное собрание Амадео Морандотти некоторые искусствоведы считают, что картина написана отцом художницы Орацио Джентилески, а иные дают другую датировку картины (1621-1622)



Как и в истории с Сусанной, начался суд. Орацио Джентилески пытался добиться, чтобы Тасси женился на его дочери (раз уж ситуация выходила такая неоднозначная) и таким образом смыл позорное пятно с их семьи. И Тасси даже согласился взять ее в жены. Но сначала поруганную честь девушки нужно было доказать, а сделать это в те времена было ох как непросто. Начались публичные осмотры, унизительные допросы в присутствии насильника и даже пытки, на которых от Артемизии добивались правды: так ли нечестен был по отношению к ней Тасси, как она об этом заявляет? И без того травмированная девушка теперь стала опозорена на весь город.
Но игра не стоила свеч. Тасси номинально признали виновным, а параллельно случайно выяснили, что он, оказывается, давно женат. Суд решил, что дело темное, приговорил Тасси к нескольким месяцам в тюрьме, а Артемизию и ее отца ни с чем отправил восвояси. Обесчещенный Орацио не смог снова принять дочь под крышу своего дома, быстренько сосватал ее некоему Пьерантонио Сиаттеси и забыл все происходившее как страшный сон. И кажется, именно в этом месте начался «феминизм» Артемизии Джентилески.



Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1612—1613)
Переживания художницы получили выражение в её наиболее знаменитой работе «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1612—1613).


По легенде, иудейка Юдифь проникла в военный лагерь ассирийцев, которые осаждали ее город. Она надела свой лучший наряд и вошла в палатку полководца Олоферна. Красота девушки поразила мужчину и он «возжелал сойтись с нею». Правда, раньше, чем он успел это сделать, Олоферн напился и заснул. В этот момент Юдифь, ни минуты не мешкая, его же мечом отрубила ему голову.
Героическая история Юдифи неоднократно повторялась на холстах многих художников, и каждый окрашивал ее своими оттенками: кто-то героическими, кто-то даже эротическими. У Артемизии Юдифь получилась предельно натуралистичной. Уверенными сильными руками она со служанкой удерживает ненавистного врага, пока потоки крови буквально не заливают его кровать. Беспощадное лицо не выражает ни капли сомнения, а сама картина как будто поделена надвое вертикалью меча. Можно представить, что Артемизия ненавидела своего обидчика Тасси настолько же, насколько Юдифь могла ненавидеть завоевателя Олоферна.
Тут можно было бы подумать, что история притянута за уши, а чувства художницы домыслены, если бы не все ее последующее творчество, которое буквально расцвело с тех пор, как она покинула отчий дом и перебралась во Флоренцию.

Она стала одной из героинь феминистской истории искусства, и не зря. Артемизия была феминисткой задолго до того, как был изобретен этот термин. «Я покажу Вашей Светлости, на что способна женщина», - писала она сицилийскому покровителю. «Вы найдете дух Цезаря в душе женщины».


Саломея с головой Иоанна Предтечи (Крестителя) ок. 1610-1615 

Будапешт, Музей изобразительных искусств

Прежде всего, Артемизия специализировалась на изображениях обиженных женщин. Она рисовала страдающих женщин, героинь, совершающих самоубийство, женщин, проливающих кровь мужчин, которые навредили им. Это были темы, в которые она привнесла свой горький опыт. Сказать, что ее жизнь была трудной - не сказать ничего.




Минерва (Мудрость) ок. 1615 

 Флоренция, галерея Уффици некоторые искусствоведы дают другую датировку картины (1640-е)


 К этому сюжету она несколько раз возвращалась, другие повторяющиеся сюжеты Джентилески — Лукреция, Клеопатра, Царица Савская.Каким бы важным ни было влияние ее отца, именно Караваджо был художником, чьи работы произвели на нее самое глубокое впечатление. Она часто встречалась с ним в годы своего становления (примерно с 1600 по 1606 год), потому что в то время он и ее отец были близкими друзьями.




Антонис ван Дейк «Орацио Джентилески» (ок. 1635) / Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год
Орацио был на стороне Караваджо во многих драках и ссорах и даже отсидел вместе с ним несколько недель в тюрьме, когда другой художник, их враг Джованни Бальоне, попытался (безуспешно) отправить их обоих на галеры за клевету. Караваджо навсегда покинул Рим в 1606 году после убийства Рануччо Томассони.



Аллегория склонности (природного таланта) к искусству 1615-1616 

, Каза Буонарроти возможно, является автопортретом художницы; драпировка, прикрывающая наготу, выполнена позже итальянским художником Бальдассарре Франческини (по прозвищу Вольтеррано) (ок. 1684)

Артемизия, безусловно, видела воочию некоторые из величайших работ Караваджо. В отношениях двух мастеров есть интересная деталь. Мать Артемизии была похоронена в приходской церкви Санта-Мария-дель-Пополо, которую девушка постоянно посещала. Интересно, что именно Караваджо создал две фрески для часовни этой церкви. Это две самые острые и мрачно-драматические запрестольные сцены в его творчестве - «Распятие Святого Петра» и «Обращение Святого Павла».



 Кающаяся Магдалина 1615-1616 65,7 × 50,8 см;


Лос-Анджелес, частное собрание Марка А. Сайднера некоторые искусствоведы дают другую датировку картины (ок. 1631)


А вот Джентилески добилась большого успеха, став одной из первых женщин, которые были приняты во Флорентийскую академию и выполняли заказы при дворе Медичи.

Сусанна и старцы (1610)  Одну из первых картин — «Сусанна и старцы» — Артемизия написала незадолго до этих событий, когда ей было еще 17 лет. По легенде, к Сусанне — красавице-иудейке, которая с мужем жила при дворе царя Навуходоносора — повадились ходить два старика, прельщенные ее красотой. Домогательствами и шантажом они старались добиться ее внимания. Честная Сусанна отказала, и старики публично обвинили ее в прелюбодеянии и разврате. Суд приговорил женщину к смертной казни. К счастью, в дело вмешался пророк Даниил, который вывел старцев на чистую воду и доказал невиновность Сусанны..
  

Преображение Марии Магдалины (Кающаяся Мария Магдалина) 1615-1616 




Автопортрет в образе лютнистки 1615-1617  

  Хартфорт, Уодсворт атенеум 

Первая женщина, избранная в члены Академии живописного искусства во Флоренции — первой художественной Академии Европы  




Портрет монахини ок. 1613-1618 

масло, холст Частное собрание


Роман об Артемизии был написан в 1944—1947 годах итальянской писательницей Анной Банти, в окончательной версии он приобрёл форму дневника, имел большой успех, переведён на несколько языков. Затем биография Артемизии легла в основу драмы американской писательницы Венди Вассерштайн «Хроники Хейди» (1988) и пьесы «Жизнь без подсказки» канадской писательницы Салли Кларк (поставлена в 1988, 1989, 1990, 1991 годах).

Богородица, кормящая младенца ок. 1616-1618 
масло, холст Частное собрание
В 1997 году фильм «Артемизия» был снят французским кинорежиссёром Аньес Мерле (в заглавной роли Валентина Черви). В 1998 году роман о художнице был написан французской писательницей Александрой Лапьер.

Юдифь со своей служанкой 1618-1619

 Флоренция, палаццо Питти, Палатинская галерея.


В 2002 году стал международным бестселлером роман американской писательницы Сьюзен Вриленд «Страсти по Артемизии», он был немедленно переведён на 20 языков.




Святая Екатерина Александрийская 1618-1619.

Флоренция, галерея Уффици

В декабре 2017 года её ранее неизвестная картина «Автопортрет в образе святой Екатерины» была продана в парижском аукционном доме Drouot за рекордную для этого автора сумму в €2 360 600[9]. Предыдущий ценовой рекорд на её полотна составлял $1 200 000, который удалось выручить за картину «Мария Магдалина в экстазе», которая также была найдена во Франции и продана на Sotheby’s в 2014 году.


Святая Екатерина Александрийская 1618-1619 
Флоренция, галерея Уффици 
Авторство некоторых картин спорно (часть из них приписывается также её отцу, Орацио Джентилески); не все произведения художницы имеют точную датировку.



Святая Екатерина Александрийская ок. 1615-1620

Частное собрание.

При публикации репродукций картин использовалась монография Кейт Христиансен и Джудит В. Манн «Орацио и Артемизия Джентилески», Метрополитен-музей, Нью-Хейвен и Лондон, 2001 (Christiansen, Keith and Judith W. Mann, eds. Orazio and Artemisia Gentileschi. Exh. cat., Metropolitan Museum of Art. New Haven and London, 2001). Использован также каталог картин Артемизии Джентилески из работы Реймонда Уорда Бисселла (Raymond Ward Bissell) «Артемизия Джентилески и Власть Искусства: критическое прочтение и каталог-резоне» (1999)(«Artemisia Gentileschi and the Authority of Art: Critical Reading and Catalogue Raisonné») и информация из других исследовательских искусствоведческих работ.

Иаиль и Сисара ок. 1620 86 × 125 см;

 Будапешт, Музей изобразительных искусств
Но от прошлого так легко не убежишь. Хотя стоит ли? Сознательно или нет, Артемизия интегрировала его в свое творчество. Героинями ее полотен отныне и до конца дней стали женщины: трагические, героические, решительные и смелые. Одна из них — Иаиль.
В библейской Книге Судей Иаиль была девушкой из родственного евреям племени кенеев, а Сисара — военачальником враждебного евреям ханаанского царя. В битве с израильтянами он потерпел поражение и бежал с поля боя. Укрывшись в шатре Иаили, Сисара прилег отдохнуть, а когда заснул, девушка «взяла кол от шатра, и взяла молот в другую руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле». Спорный поступок со стороны девушки неиудейки, однако, сделал из нее национальную героиню древнего Израиля. Художница, которая не смогла выиграть битву со своим обидчиком, продолжала убивать его на своих полотнах.




 Клеопатра ок. 1620 97 × 71,5 см;
Феррара, частное собрание фонда Каваллини-Сгарби

Святая Цецилия ок. 1620 92 x 72 см;

Тренто, частное собрание возможно является автопортретом художницы в образе этой святой

Святая Екатерина Александрийская ок. 1620 97,8 x 74,9 см;

 Эль-Пасо, Музей искусств (англ.), из собрания фонда Самуэля Г. Кресса возможно, совместно с Орацио Джентилески, отцом художницы



Портрет сидящей дамы (сеньора Екатерина Савелли?) ок. 1620 128,3 x 95,9 см;

Частное собрание возможно, на картине изображена Екатерина Савелли (1588-1639), сеньора Ариччи

Лукреция 1620-1621 54 × 51 см;

Генуя, палаццо Катанео-Адорно (палаццо Ладзаро и Джакомо Спинола)

Увидеть с другого ракурса мысли и чувства Артемизии о случившемся с ней можно на картине «Лукреция».Писала ее образ неоднократно
Лукреция», 1630–1645 гг.

Согласно легенде, Лукреция жила в Риме со своим мужем и была исключительно хороша собой. Царский сын Секст Тарквиний заметил ее и, разумеется, неистово возжелал. На непристойное предложение Лукреция ответила отказом. Тогда Тарквиний, пригрозив девушке оружием, изнасиловал ее. Не пережив такого надругательства, Лукреция заколола себя ножом прямо на глазах у мужа, а ее смерть стала поводом для бунта против позорящей народ римской власти, свержения Римской империи и основания Республики. Довольно популярный сюжет у Артемизии подан в особом ключе: на холсте нет самого насильника Тарквиния — только женщина, которая приняла фатальное решение, за мгновение до своей смерти.


Аллегория риторики ок. 1650 90 × 72 см;
 Милан, частное собрание художественной галереи "Robilant+Voena" картина находиться в частном собрании арт-дилеров Эдмондо ди Робиланта и Марко Воэны; в настоящий момент относится к творчеству Артемизии Джентилески
Артемизия жила в Неаполе и продолжала писать картины, наполненные женскими образами. Став членом Флорентийской академии, она обрела полную юридическую независимость и получила право распоряжаться всеми своими делами наравне с мужчинами. Она разошлась с мужем и стала сама растить двоих дочерей. Однако не все было так просто, как хотелось бы. Несмотря на свои регалии, она не имела права писать обнаженное мужское тело: церковь строжайше запрещала и табуировала эту тему. Зато ничто не мешало воплощать на холстах сюжеты про легендарных женщин, которых Артемизия скорее всего писала с себя, сидя перед зеркалом. Например, про Вирсавию.

«Купание Вирсавии», 1637 год

Артемизия написала несколько вариантов «Купания Вирсавии», которые сегодня хранятся в разных музеях мира. По библейской легенде, Вирсавия, которая на тот момент была замужем за храбрым воином Урием Хеттеянином, совершала омовение в своем саду, когда ее заметил прогуливающийся на соседнем балконе царь Давид. Как это обычно бывает, мужчина был сражен ее красотой и приказал доставить Вирсавию к нему во дворец. Незадачу, что дама замужем, Давид решил просто: велел направить ее мужа в самую гущу военных событий и там оставить, чтобы он был поражен врагом. Устранив супруга, Давид женился на Вирсавии, и именно она стала матерью двоих его сыновей, в том числе знаменитого царя Соломона. Кстати, кисти Артемизии принадлежит только передний план картины. Агостино Тасси так и не успел обучить ее писать пейзажи и выстраивать перспективу. В случаях, если ей необходимо было написать нечто подобное, она приглашала на помощь знакомых художников.


 

Юдифь и её служанка с головой Олоферна ок. 1645-1650 235 × 172 см;

 Канны, музей де ля Кастр


Давид и Вирсавия ок. 1645-1650
Изнасилование Лукреции ок. 1645-165
Купание Вирсавии ок. 1645-1650

Святая Аполлония ок. 1642-1644

Святая Луция ок. 1642-1644

Аллегория Мира и Искусств под английской короной ок. 1638-1639

Автопортрет в образе аллегории Живописи ок. 1638-1639

Лот и его дочери ок. 1636-1638

Самсон и Далила ок. 1630-1638

Поклонение волхвов ок. 1636-1637

Мученичество святого Януария в амфитеатре Поццуоли ок. 1636-1637

Рождество Иоанна Предтечи (Крестителя) 1633-1635




Клеопатра ок. 1633-1635
Нимфа Кориска и сатир ок. 1630-1635




Есфирь перед Артаксерксом ок. 1628-1635
Клио, муза Истории (Молва) 1632




Благовещение Пресвятой Богородицы ок. 1630
Венера и Купидон (Спящая Венера) 1625-1630



Аврора ок. 1625-1627
Мария Магдалина в образе Меланхолии 1622-1625



Иосиф и жена Потифара ок. 1622-1623



«Автопортрет в образе святой Екатерины», 1614–1616 гг.

В 2017 году автопортрет Артемизии Джентилески был продан на аукционе Drouot за рекордную для художницы сумму: 2 360 600 евро. Ее «женское» творчество сегодня, когда в западном мире разносится ветер перемен и происходит пересмотр общественных устоев, открывают заново. И дело здесь даже не в феминизме, а в простой человеческой силе духа и смелости. В том, что когда-то, когда голос женщин не слышали, когда достижений женщин не хотели замечать, когда у женщин почти не было прав, простая итальянская девушка смогла заявить о себе.





Автопортрет (Аллегория живописи) ок. 1637Garrard M. D. Artemisia Gentileschi: the image of the female hero in Italian Baroque art. Princeton: Princeton UP, 1989.

Jamis R. Artemisia, ou, La renommée. Paris: Presses de la Renaissance, 1990.


http://www.webwinds.com/artemisia/artemisia.htm/http://www.artcyclopedia.com/artists/gentileschi_artemisia.html/

Tags: Жанровое, Живопись, Италия, Художники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

Recent Posts from This Journal