Дизайнер-ювелир Ильгиз Фазулзянов и его бренд Ilgiz F. Ювелирные бренды Ильгиз Фазулзянов — единственный российский ювелир и эмальер, получивший громкое международное признание. Он дважды обладатель ювелирного «Оскара», гран-при конкурса International Jewellery Design Excellence Award в Гонконге, сотрудничал с легендарным часовым домом Bovet и Van Cleef&Arpels, его галереи открыты в Москве и Париже. Циферблаты часов Bovet Amadeo Fleurier, созданные Фазулзяновым Циферблаты часов Bovet Amadeo Fleurier, созданные Фазулзяновым. Ильгиз Фазулзянов родился в 1968 году в городе Зеленодольске Республики Татарстан. В 1990 году, закончив художественное училище и получив диплом дизайнера-проектировщика, он основал в Казани мастерскую по изготовлению витражей и росписи по шёлку. В 1992 открыл свою первую ювелирную мастерскую, основной задачей которой поставил возрождение национальных традиций поволжских татар. С 2012 года компания Ilgiz F. представлена в Париже, Женеве, Токио и Нью-Йорке. Что характерно для Ильгиза, коллекции в разных городах и странах не повторяются. Однако стиль и почерк остаются неизменными. За 25 лет существования небольшой мастерской под руководством Ильгиза удалось добиться мирового признания: на сегодняшний день Фазулзянов единственный мастер в мире, владеющий всеми известными традиционными и современными техниками эмали и виртуозно сочетающий их в своих работах. Ювелирная марка Ilgiz F была основана в 1992 году в Казани и, после первых удачных творческих опытов и побед Ильгиза на международных конкурсах, получила возможность открыть мастерскую при Национальном Культурном центре Казани. В 2011 и 2013 годах Ильгиз получает международное признание ‒ титул «Чемпион чемпионов» на конкурсе International Jewellery Design Award, проводит успешные выставки-продажи в Швейцарии, где мастера из России награждают неофициальным званием «король эмалей», и заключает творческий союз с часовым брендом Bovet. А в 2016 году первая масштабная персональная выставка Ильгиза Фазулзянова «Драгоценности, вдохновленные природой», проходила в Успенской звоннице Московского Кремля. Еще с самого детства Ильгиз твердо знал, что будет художником – рисовал он сначала в художественной школе, затем в художественном училище Казани, где живопись ему преподавал Фарид Тухватуллин, ученик прославленого Николая Фешина. И когда в начале 1990-х педагоги Ильгиза образовали творческий союз с тем, чтобы заниматься возрождением забытых техник витража и батика, перспективными, как им тогда казалось, направлениями, они пригласили в свою команду талантливого ученика. Для начала энтузиасты отправились в Таллин, на единственное предприятие, где цветное стекло изготавливалось вручную, по старинным технологиям. И вскоре полностью их освоили. Помогло этому также изучение витража XIX века с райскими птицами, чудом сохранившегося в библиотеке Казанского университета, – позднее команда восстановила утраченную часть артефакта. И выполнила самую масштабную свою работу – витражи с портретами композиторов для Малого органного зала консерватории Казани. Но затем, в вихре перестройки, социальный заказ на дорогостоящую технику сошел на нет. Сидевший без работы Фазулзянов неожиданно получил предложение заняться ювелирным делом – некая компания решила восстановить ювелирное искусство булгарских татар. Почему для этого Ильгиза с тремя другими мастерами отправили в Душанбе, а оттуда – в горный кишлак к национальному ювелиру, а не в Кубачи или в Армению, он не понимает до сих пор. Тем не менее у того мастера Фазулзянов получил первые навыки работы с серебряной проволокой в технике филиграни и обогатил их еще в ювелирном цеху комбината бытового обслуживания в Душанбе. В Казань Ильгиз вернулся с репутацией «ювелира» – и по принципу сарафанного радио новоиспеченному «мастеру» стали приносить заказы. Отказать друзьям было неудобно, да и творческая репутация не позволяла признаться, что квалификации у него маловато. Тогда Фазулзянов решил стать мастером на достойном уровне. Позаимствовав старые инструменты знакомых стоматологов, он с энтузиазмом принялся изучать все аспекты ювелирного дела. Свои первые «серьезные» серьги из серебра в национальном стиле Ильгиз принес на суд мастеров местного ювелирного завода в качестве теста на проф­пригодность и... не прошел его. Украшение не произвело на профессионалов впечатления, и они не приняли новичка на работу. «Тот отказ стал для меня мощным стимулом к тому, чтобы самому достичь высот профессии. Я подходил к ней «неправильно», как художник – что задумывал в воображении, то и реализовывал, не зная никаких ограничений, упорно разрабатывал собственные технологии», – вспоминает Фазулзянов. Позже многие специалисты признают, что если бы он получил классическое образование ювелира и привык бы следовать установленным канонам, то и не было бы никакого бренда Ilgiz F. В 2011 и 2013 гг. работам Ильгиза был присужден гран-при конкурса мирового ювелирного дизайна International Jewellery Design Excellence Award, итоги которого были подведены на одной из ведущих мировых ювелирных выставок — Hong Kong International Jewellery Fair. Выиграть такой конкурс два раза подряд не удавалось ни одному художнику. А многочисленные награды на других престижных мировых конкурсах вкупе с экспертами таких уважаемых компаний как «Cartier», аукционных домов «Christie’s» (Лондон) и «Bonham’s» (Нью-Йорк) справедливо подтверждают талант автора. http://ilgiz.com/?locale=ru/ Автор
Journal information