Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Опера Гарнье(Grand Opéra)Часть 1.(1)

Великие театры мира:Опера Гарнье(Grand Opéra)Часть 1.(1)

Театры мира

" То, что местом действия своего романа мсье Леру избрал Парижский Оперный Театр в его настоящем виде, изображая реально существующее здание с точностью до детали, хорошо показано в описании театра, взятого из статьи, опубликованной в журнале "Скрибнер" в 1879 году, вскоре после завершения работ по его строительству".


"Парижский Оперный театр."


 


Центральный...южный фасад.

Парижская опера , то же, что Гранд-опера, в современной Франции известна как Опера Гарнье — театр в Париже, один из самых известных и значимых театров оперы и балета мира.


Северный фасад.

История, как все женщины, капризна и непредсказуема. Как часто ходом событий управляли случайные мелочи, досадные ошибки, прихоти и слабости человеческие. Как часто история сводит в одной точке разных людей и связывает их судьбы воедино. История Национальной академии музыки и танца началась в 1669 году. Король Людовик Четырнадцатый выдал патент поэту Перрену и композитору Камберу на создание в Париже Королевской академии музыки.

Западный фасад 

Восточный фасад

3 марта 1671 года Королевская академия музыки соединилась с Королевской академией танца и ознаменовала союз постановкой музыкальной трагедии "Помона", написанной Перреном и Камбером. Со времени своего основания Королевская академия музыки и танца тринадцать раз меняла театр. Спектакли шли в театре на рю де Валуа, в Пале-Рояль, в театре Ле Пелетье - до тех пор, пока в одной "точке истории" не встретились три человека...

Наполеон III ,Шарль Гарнье, Жорж Эжен Осман

Во Франции миновала эпоха Просвещения, прошла Великая французская революция, на престоле побывал Наполеон Бонапарт. И вот, 2 декабря 1852 года, за три с небольшим года до своей "точки истории", на престол взошел Луи-Наполеон Бонапарт, известный нам под именем Наполеон III. Он начал активно поднимать экономику страны, поощрял строительство железных дорог.

Во внешней же политике он придерживался авторитарного стиля. И в итоге 14 января 1858 года произошло то, что и привело Наполеона в нужную "точку": возле театра Ле Пелетье итальянский революционер Орсини совершил покушение на императора. Не обошлось без жертв, но сам Наполеон не пострадал. Однако с тех пор опасался нового покушения. Около театра Ле Пелетье. И он задумал построить новый театр.

 

 

 

Барон Жорж-Эжен Осман (или Хаусман, ведь у барона были немецкие корни) пришел в "точку истории" по убеждениям. Он поддерживал Наполеона, когда тот был еще президентом республики, радовался его восшествию на престол. 9 июня 1857 года Наполеон сделал барона префектом Парижа - по сути, единоличным его хозяином.

Сторонник прогресса, Осман решил кардинально изменить облик города, для чего безжалостно стал избавляться от старых построек, навлекая на себя гнев обывателей. Стараниями барона Париж приобрел вид, дошедший до наших дней. Желание императора построить новый театр удачно совпало с планами Османа создать сеть дорог для разгрузки траффика. Новый театр удачно вписывался в концепцию третьей из крупнейших развязок. Кроме того он также становился центром, где сходилось несколько новых бульваров

 

Ну а Шарль Гарнье, третий участник "точки истории", молодой (к моменту начала строительства ему исполнилось всего тридцать пять лет) и амбициозный, вернулся в Париж недавно. Он изучал архитектуру в Италии и Греции. Когда был объявлен конкурс на проект нового театра, он решил принять участие - и не ошибся.

Существует расхожий анекдот. Императрица Евгения была против проекта Гарнье, считая его безвкусицей, в которой отсутствует стиль. На что Гарнье ответил: "Это здание - в стиле Наполеона III", что и склонило чашу весов в его пользу. За очень короткий срок - всего месяц - для подготовки плана подал заявки 171 архитектор. Основным фаворитом называли Вилль ле Дюка, придворного архитектора. И однако жюри, состоящее из министров и членов Академии изящных искусств, выбрало проект Гарнье

 

."Новый Оперный Театр, строительство которого было начато в годы Империи и завершено под знаменем Республики, является самым совершенным зданием подобного рода в мире и, во многих отношениях, самым красивым. Ни в одной из европейских столиц не найдете вы театра, столь продуманного в обустройстве и исполнении, впрочем, как и ни одного здания, равного по своей грандиозности и великолепию".

1892

1916

Гарнье с энтузиазмом берется за работу. Он еще не знает, с какими препятствиями ему предстоит столкнуться, его еще не постигало отчаяние, разочарование, он еще не хочет все бросить и разорвать контракт. Его энтузиазм вскоре натолкнулся на первую преграду: от площади Республики до дворца Шайо пролегали грунтовые воды, подпитываемые ручьями, впадавшими в Сену. Вода постоянно просачивалась под фундамент, и, чтобы изолировать ее, Гарнье пришлось строить толстые двойные стены.

"Место под строительство Оперного Театра было определено в 1861 году. Для подобного сооружения требовался исключительно крепкий и глубоко заложенный фундамент. Ни для кого не было секретом, что препятствием в процессе строительства станет вода, но никто не мог предвидеть, на какой глубине и в каком количестве она будет обнаружена. Предельная глубина фундамента была необходима в связи с конструкцией сцены, основание которой надлежало установить на каркас, на глубине в 15 метров.

Фундамент требовалось заложить в пропитанную водой почву, которая, вместе с тем, должна было быть достаточно твердой, дабы выдержать вес в 10,000 тонн, и, несмотря на парадоксальность, быть абсолютно сухой, так как подвалы здания были спланированы как помещения для хранения декораций и реквизита. В процессе закладки фундамента котлован оставался сухим благодаря безостановочной работе восьми паровых насосов, круглосуточно, со второго марта по тринадцатое октября, откачивавших воду. Основание, в последствии ставшее полом подвала, было залито двумя слоями бетона, двумя слоями цемента и одним слоем битума.

Стены состояли из внешней перемычки, выполнявшей функцию кессона, кирпичной кладки, цементной прослойки и, собственно, самой стены, толщиной в один метр. После проведения всех черновых работ, подвальные помещения были временно залиты водой, которая, проникая в мельчайшие расщелины, блокировала их естественными отложениями, чего невозможно было достичь посредством ручной работы. На строительство здания ушло двенадцать лет, в течение которых меры безопасности, принятые при строительстве подвалов, полностью оправдали себя, демонстрируя прочность стен и полнейшую водонепроницаемость ".

19 июля 1870 года Франция объявила войну. До этого были и попытки экспансии в Мексике, и "опиумная война" с Китаем. А после Наполеон III решился на заигрывания с Пруссией, которая вела борьбу с Австрией за объединение германских земель. Бисмарк довольно быстро победил Австрию, чем неприятно удивил Наполеона, думавшего, что война будет затяжной. Однако численное и техническое преимущество было на стороне Пруссии, о чем еще пожалеет император Франции. И он пожалел. Его войска уже на границе стали терпеть поражения, а вскоре император и его маршал Мак-Магон были захвачены в плен. В Париже начались народные волнения: 4 сентября в Тюильри была провозглашена республика.

Пока депутаты метались в поисках выхода из сложившегося положения (Бисмарк навязывал крайней невыгодные для Франции условия заключения мирного договора), в Париже начались народные волнения. Город был оккупирован прусскими солдатами, жители роптали. 28 марта 1871 года была провозглашена Коммуна. Началась гражданская война, закончившаяся крахом Коммуны 28 мая.

События 1870-го года прервали работы в самом их разгаре, и недостроенное здание Оперы было направлено на новое, неожиданное использование: на время осады оно было обращено в военный склад, наполненный бесчисленным количеством разнообразных запасов. Сразу после осады здание попало в руки Коммуны, и крыша театра стала ни чем иным, как воздухоплавательной станцией. Однако урон, нанесенных зданию в ходе этих событий, был не значительным.

Главный вход. Лестница

Еще два года Париж лихорадило. Горожане то хотели вернуть империю, то поддерживали республику, и только 24 мая 1873 года президентом избрали маршала Мак-Магона. Говорят, что после подавления восстания коммунаров, еще в 1871 году, подвалы недостроенного театра использовали как застенки, где тайком перевешали всех преступников. 28 октября 1873 года случился пожар, вовремя погашенный. Немного ранее, еще до войны, в ночь с 28 на 29 августа 1869 года толпа вандалов забросало бутылками с чернилами скульптуру Жана-Батиста Карпо "Танец". Ее сочли чересчур фривольной: в центре размещается юноша с бубном в руках, вокруг него - пять танцовщиц в непринужденных позах. Эта скульптура украшает фасад здания. В 1932 году изготовили копию скульптуры, а подлинник отправили в музей. ...И все же строительство было завершено. Оно длилось без малого пятнадцать лет.

"Камень, использовавшийся в строительстве театра, приобретался в Швеции, Шотландии, Италии, Алжире, Финляндии, Испании, Бельгии и Франции. В ходе работ над экстерьером, здание было заключено в деревянный саркофаг, застекленный тысячами прозрачных оконных панелей. В 1867 году толпа, вооруженная молотами и топорами, освободила здание от "оков", открыв всеобщим взорам величественное сооружение. Ни одна картина не в силах отобразить богатство его красок и гармоничное сочетание тонов, достигнутое посредством умелого использованием разнородных материалов. Общий вид переднего фасада завершает купол зала, увенчанный бронзовым навершием и изысканно украшенным позолотой. Чуть далее, на одном уровне с башнями Нотр-Дама, расположены фронтон сценической части здания, Пегасы, работы Лекесна, возвышающиеся на всех концах крыши, и бронзовая фигура, выполненная Милле, представляющая собой Аполлона, поднимающего золотую лиру, являющуюся наивысшей точной здания. Следует заметить, что скульптура Аполлона имеет не только орнаментальное, но и функциональное назначение, так как его лира выполняет функцию громоотвода".

Возвышаясь над большим 10-ступенчатым подъездом, вход в вестибюль открывают семь полукруглых арок, разделенных скульптурными группами, среди которых - "Танец" Жана-Батиста Карпо. Этажом выше фойе переходит в галерею с восемью двойными коринфскими пилястрами из равьерского камня, которые дублируют маленькие колонны, обрамляющие оконные ниши, украшенные бюстами композиторов из позолоченной бронзы. Над лоджией господствует аттик, вдоль которого расположены соединенные гирляндами 53 античные маски из позолоченной бронзы работы Жана-Батиста Клагмана. Выше - две бронзовых скульптурных группы Шарля-Альфонса Гюмери, символизирующие справа - Гармонию, слева - Поэзию. Наконец, купол из серо-зеленой меди, оттененный золотом и увенчанный композицией Эме Милле "Аполлон между Танцем и Музыкой, поднимающий над головой золотую лиру".

 Театр в цифрах:

Площадь: 11237 кв. м. Длина: 173 м. Максимальная толщина: 125 м. Высота от фундамента до пика Лиры Аполлона: 73,6 м. Парадная лестница: 30 м. в длину. Гранд Фойе: 18 м. в высоту, 54 м. в длину, 13 м. в ширину. Аудитория: 20 м. в длину, 32 м. в глубину, максимум 31 м. в ширину. Люстра весит 8 тонн. Сцена: 60 м. в высоту, из них 45 м. пилона. 15 м. помещение под сценой. 27 м. в глубину и 48,5 м. в ширину (16 м. занимает авансцена).

Число мест: 2156.

По завершению строительства театру присвоили название Национальная академия музыки. Открытие театра состоялось 15 января 1875 года. На церемонии присутствовали президент Мак-Магон, Шарль Гарнье с супругой и другие официальные и неофициальные лица.

Tags: Архитектура, Искусство, История, Театр, Франция, интерьер
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia март 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

Recent Posts from This Journal