Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Стамбул: Древний Византий, Константинополь.(2).

Стамбул: Древний Византий, Константинополь, «второй Рим».Ч. 2.


Айя-София, собор Святой Софии.



Над строительством Айя-Софии ежедневно трудилось около 10 тысяч рабочих. Со всех концов империи доставлялись мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни, из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было. Из Рима были привезены колонны из порфира, из Эфеса – колонны из зеленого мрамора. Другие колонны и мрамор, использованные в соборе, были взяты из прочих древних городов Сирии и Анатолии, таких как Аспендос, Баальбек и Тарса. Строительство храма продолжалось пять лет – с 532 по 537 г.



Когда оно окончилось, мир был ошеломлен: по словам Прокопия Кесарийского, «этот храм царил над городом, как корабль над волнами моря». Казалось, что купол Св. Софии «покоится не на камнях, а спущен на золотой цепи с высоты небес». Входящий в него чувствовал, что это «не создание людского могущества и искусства, но скорее дело самого божества», и душа молящегося в храме чувствовала, что «Бог здесь, близко от нее, и что ему нравится этот дом, который он сам избрал для себя».



Предание рассказывает, что строители храма Софии соревновались со своими предшественниками, некогда создавшими легендарный храм Соломона в Иерусалиме, и когда собор Святой Софии был закончен, его главный строитель воскликнул: «Я превзошел тебя, Соломон!».





Храм, построенный по типу трехнефной базилики, увенчивает огромный купол, возведенный на «парусах» — треугольных изогнутых сводах, опирающихся на четыре мощных столба. 107 колонн из малахита и египетского порфира поддерживают галереи, окружающие главный неф. Длина храма составляет 81 м, ширина — 72 м, высота — 55 м, а диаметр купола превышает 31 м. Сложная система полукуполов придает собору стройное единство.




Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветного мрамора. Вместо иконостаса в нем были установлены двенадцать серебряных колонн с золотыми капителями. Эти колонны служили основанием для икон.



Совершенно уникальным произведением искусства являлся престол в алтаре: он был изготовлен из литых золотых досок на золотых столпах, а верхняя его часть была сделана из разных металлов и сплавов, перемешанных с разноцветными драгоценными и полудрагоценными камнями, так что поверхность престола имела 72 разных цвета и оттенка. Вокруг престола полукругом располагались колонны из яшмы и порфира.




Сорок окон, прорезанных в барабане купола, заливали украшенное мозаиками внутреннее пространство храма. Когда солнце заходило, Святая София освещалась серебряными паникадилами, лампами в виде кораблей, канделябрами в виде деревьев, «огни которых казались цветками». Во мраке густой южной ночи храм, озаряя все вокруг подобно грандиозному пожару, возвещал мореплавателям о близости столицы византийских императоров.



Захватив Константинополь, турецкий султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) приказал превратить этот христианский храм в мечеть. Крест с купола Св. Софии был заменен на полумесяц, к церкви пристроили минареты.

Айя София, Константинополь (BM 1889,0603.107) .jpg


Aya Sofia, Constantinople (BM 1889,0603.109).jpg


1454 год.  София.  Константинополь.jpg


Aya Sofia, Constantinople (BM 1889,0603.120).jpg


Aya Sofia, Constantinople (BM 1889,0603.121).jpg

Aya Sofia, Constantinople (BM 1889,0603.122).jpg

Aya Sofia, Constantinople (BM 1889,0603.123).jpg

В царствование султана Селима II к внешним стенам храма пристроили грубые контрфорсы, совершенно изменившие первоначальные формы здания. В специальной пристройке к храму была устроена султанская усыпальница – здесь погребены султаны Мурад III, Селим I, Мехмед III, Мустафа I.



Восстановление интерьеров Св. Софии началось в 1932 г. А в 1934 г. мечеть в храме Св. Софии была упразднена и вместо нее был открыт музей, где можно видеть расчищенные мозаичные образы Богоматери с Младенцем, Христа-Пантократора и другие многочисленные шедевры византийских мастеров.





Из необычных достопримечательностей Айя-Софии можно выделить также могильную плиту Энрико Дандоло, одного из великих дожей Венеции, который командовал 4 крестовым походом и умер в Стамбуле в 1205 году в возрасте 97 лет. На хорах храма Святой Софии сохранилась только надгробная плита. По одним данным, когда османы взяли Константинополь, то они достали останки Энрико Дандоло и бросили их собакам; по другим данным – после освобождения Константинополя от латинян в 1261 г. горожане выбросили останки дожа в Мраморное море.


Также внимательный путешественник может заметить на одном из перил в верхней галерее рунические надписи, датированные 9 веком, принадлежащие викингам. На одной из них написано «Хальвдан был здесь», что-то вроде нашего «здесь был Вася». Викинги (варяги) были частью византийского императорского гвардейского полка на протяжении 200 лет.




Другие христианские памятники Стамбула



В Стамбуле можно увидеть и множество других выдающихся построек византийской эпохи. Церковь Сергия и Вакха – самый ранний из сохранившихся храмов Константинополя, построенный около 525–527 гг. по заказу императора Юстиниана. Турки называют его Кючюк Айя-Софья – Малая София – из-за некоторого сходства с обликом храма Св. Софии; существует гипотеза, что его строителями были знаменитые создатели Большой Софии – Анфимий из Тралл и Исидор из Милета.



Церковь Св. Ирины (532 г.) расположена на холме, где когда-то был заложен античный Византий. После турецкого завоевания она долгое время использовалась как арсенал, а затем в ней был устроен военный музей. Здесь, в частности, хранились сабля завоевателя Константинополя султана Мехмеда II и цепь, некогда запиравшая вход в бухту Золотой Рог. Перед церковью установлено множество старинных пушек, захваченных турками в различных сражениях. Здесь же находятся саркофаги из порфира, в которых были погребены византийские императоры Константин Великий, Юлиан, Феодосий, Аркадий и др.



Церковь Пантократора (Вседержителя) была построена в 1124 г. на средства императрицы Ирины, жены императора Иоанна II Комнина. Когда-то это была одна из самых красивых и известных церквей Константинополя. Некогда в церкви хранился камень, на котором тело Иисуса Христа, по снятии с креста, было обвито плащаницею. Этот камень перевез из Эфеса в Константинополь император Мануил Комнин. Церковь Пантократора (сегодня турки называют ее «Зейрек джамиси») являлась усыпальницей многих византийских императоров и членов их семей. Часть саркофагов позднее была перенесена отсюда во двор церкви Св. Ирины.




Церковь Хора (турки называют ее «Кахрие Джами» – «Мечеть победы») славится своими мозаиками и фресками – признанными шедеврами мирового значения.


Сулейманийе, мечеть султана Сулеймана




Эпоха османского владычества добавила к облику Стамбула-Константинополя множество архитектурных щедевров. В их числе – всемирно известная мечеть султана Сулеймана (Сулейманийе). Она была построена в 1555–1566 гг. великим турецким зодчим Ходжой Мимар Синаном (1489–1578) в качестве личной мечети султана Сулеймана I Великолепного.


Османский (турецкий) султан Сулейман I Великолепный


Османский (турецкий) султан Сулейман I Великолепный


Портрет Роксоланы (она же Хуррем Султан) .jpg


Портрет Роксоланы (она же Хюррем Султан)

По размерам мечеть Сулейманийе приближается к своей знаменитой предшественнице, собору Святой Софии: высота купола — 53 м, диаметр — 26,5 м. В плане это прямоугольник размером 69 x 63 м. Высота здания от пола до вершины купола — 71 м.




Занимая вершину холма, господствующего над Золотым Рогом, она по справедливости считается лучшим украшением города. Во внешнем дворе мечети (его длина составляет 190 м, а ширина — 130 м) растут гигантские вековые платаны и кипарисы. По углам двора возвышаются четыре минарета. Это особенность мечети Сулейманийе: она стала первой стамбульской мечетью с четырьмя минаретами. По преданию, они возведены в знак того, что Сулейман был четвертым султаном после завоевания турками Константинополя. Десять балконов на минаретах символизируют другое число: Сулейман был десятым султаном с момента образования Османской империи.



Во внутренний двор ведут трое больших деревянных дверей, покрытых резьбой с перламутровыми вставками. Внутренний двор мечети, выложенный мраморными плитами, окружает галерея с 24 колоннами и стрельчатыми арками из белого и розового мрамора. Две колонны, обрамляющие вход в мечеть, высечены из красного порфира, десять колонн — из белого мрамора, а остальные двенадцать — из розового гранита. Все колонны увенчаны изящными капителями из резного мрамора. В центре двора расположен фонтан для омовений.


Внутреннее пространство мечети поражает своими размерами. Стены украшены орнаментом и изречениями из Корана. В окнах горят цветные витражи. Мраморный михраб обрамляют большие майоликовые розетки с белой арабской вязью на синем фоне. Минбар — кафедра для проповедника — так же как и михраб, изготовлен из резного мрамора и напоминает скорее искусно сплетенные кружева, чем холодный камень. Надписи из Корана на стенах мечети выполнены каллиграфом Хасаном из Карахисара, а витражи изготовлены мастером Ибрагимом, по прозвищу Серхош («Пьяница»).



Купол мечети покоится на четырех квадратных массивных столбах, между которыми установлены четыре гранитные колонны, увенчанные белыми мраморными капителями. Высота колонн — около 29 м, диаметр у основания — 4 м.



В саду за мечетью располагается кладбище, где находится мавзолей султана Сулеймана I Великолепного, также построенный по проекту Синана. На этом же кладбище погребены султаны Сулейман II и Ахмед II, а также легендарная Роксолана — жена Сулеймана I.



Мавзолей окружает крытая галерея с 29 тонкими, изящными колоннами. Купол опирается на восемь мраморных и порфировых колонн и расписан узорами, сплетающимися в сплошную изящную сетку.

Голубая мечеть Ахмедийе, мечеть султана Ахмеда




Голубая мечеть в Стамбуле была построена в 1609-1616 годах в период правления султана Ахмеда I.



Ахмед I

Считается одним из самых выдающихся образцов как исламской, так и мировой архитектуры. Находится величественное сооружение в исторической части города недалеко от собора Святой Софии. Используется в качестве действующей мечети. Голубая мечеть в Стамбуле стала символом турецкой столицы. Ее минареты и огромный купол возвышаются над Босфором, во многом определяя силуэт древнего города. Огромная и вместе с тем грациозная, окруженная шестью минаретами, она кажется легкой и изящной и считается одной из самых красивых мечетей города.


Строительству мечети предшествовали неудачные войны, в результате которых авторитет Османской империи заметно упал. В мусульманском мире пошли разговоры, что виной всему гнев Аллаха. За последние 40 лет не было построено ни одной мечети, и Ахмед I решил задобрить Всевышнего. Он решил возвести величественное сооружение, которое бы искупило грехи всех турецких султанов.

Жан-Батист ван Мур 002.jpg

Так как войны были неудачными, то и государственная казна не пополнялась. Поэтому османский владыка выделил деньги на строительные работы из собственной сокровищницы. Все организационные и строительные мероприятия тщательно записали, и получилось 6 томов. В настоящее время они хранятся во дворце Топкапы в библиотеке.


Строительную конструкцию возвели на месте дворца византийских императоров. Для этого использовали уже имеющийся фундамент. Были также разрушены ближайшие здания и зрительские места Ипподрома.




Главным архитектором строительных работ стал Седефкар Мехмет. Он происходи из янычар и приглянулся известному архитектору Синану. Тот сделал толкового молодого человека своим учеником. А ученик, набравшись опыта, решил превзойти учителя, воплотив в жизнь великий архитектурный шедевр.




Длина сооружения составляет 73 метра. Ширина равна 65 метрам. Высота купола достигает 43 метров. Внутренний диаметр купола равен 23,5 метров. Помимо главного купола имеется 8 вторичных куполов и 6 минаретов. Высота минарета составляет 64 метра.


Данная конструкция является кульминацией 200-летнего развития строительства османских мечетей. Она включает в себя не только традиционную исламскую архитектуру, но и некоторые элементы византийского зодчества.



Своё название Голубая мечеть в Стамбуле получила за счёт голубых и белых изразцов ручной работы. Применялись они в декорации интерьера. Главный купол накрывает центральный зал, размеры которого составляют 53 на 51 метр. Его поддерживают 4 колонны диаметром 5 метров. Все купола расписаны цитатами из Корана. Пол устлан коврами.




Дневной свет попадает в помещение через 260 окон. Второстепенные купола имеют по 14 окон, а главный 28, при этом 4 из них слепые. Вначале использовалось цветное стекло из Венеции. Но в настоящее время, практически, все стёкла заменены современными без художественной отделки.



Наиболее важным элементом является михраб (молитвенная ниша). Выполнен он из цельного куска мрамора и окружён множеством окон. Смежные стены выложены керамической плиткой. Справа от михраба находится амвон или минбар. Это место, на котором имам читает полуденные молитвы в полдень по пятницам и по праздникам. При этом акустика идеальная.



Султанская ложа располагается в юго-восточном углу здания на верхней галерее. Поддерживается она десятью мраморными колоннами и имеет свой михраб. Раньше он был украшен нефритом и позолотой. Многие лампы внутри когда-то были покрыты золотом и драгоценными камнями. Все эти украшения были либо украдены, либо удалены и спрятаны.




В западной части молитвенного комплекса имеется особый вход, перегороженный цепью. Через него во двор мечети мог въезжать на коне только султан. От земли цепь натягивали на такой высоте, чтобы владыка мог под ней проехать, опустив голову. Это был символичный жест, показывающий, что султан ниже Аллаха и кланяется ему.



Мечеть представляет собой не отдельное здание, а целый архитектурный комплекс. В него входят караван-сарай, медрес, больница, помещения для приготовления пищи. В XIX веке больницу и караван-сарай разрушили. Минаретов насчитывается 6. За это мусульманский мир подверг султана жёсткой критике, так как такое количество минаретов имела только главная мечеть Аль-Харам в Мекке. Ахмед I решил эту проблему, приказав возвести 7-й минарет в Мекке.
Sultan Ahmed Mosque Istanbul Turkey retouched.jpg

Четыре минарета стоят по углам Голубой мечети. Каждый из них имеет по 3 балкона. Два минарета расположены в конце площади и имеют по 2 балкона. Рядом с мечетью находится мавзолей. В нём покоятся останки султана Ахмеда I.


The Sultan Ahmed Mosque (Blue Mosque) (8290130241).jpg

Дворец Топкапы, резиденция султанов



Дворец Топкапы, расположенный в стамбульском районе Султанахмет на мысе Сарайбурну, некогда являлся главным дворцом Османской империи и поныне не утратил своего величия. С момента основания дворец имел другое имя — Сара-и-Джедиде-и-Амире, но затем название изменили. Топкапы на русский язык переводится как «пушечные ворота», это главные ворота дворца, имеющие пушечные сооружения для охраны. Еще из пушек стреляли всякий раз, как только султан покидал свою резиденцию.



План дворца Топкапы выглядит довольно своеобразно. Комплекс устроен по принципу разделенных 4 дворов, которые имеют протяженность по пять километров и окружены стеной.


Жан-Батист ван Мор 011.jpg


Jean Baptiste Vanmour - Dinner at the Palace in Honour of an Ambassador - Google Art Project.jpg


Jean Baptiste Vanmour - The Ambassadorial Delegation Passing through the Second Courtyard of the Topkapı Palace - Google Art Project.jpg


Ottoman Sultan Selim III (1789).jpg


Франц Германн, Ханс Геммингер, Валентин Мюллер - Сцена из турецкого гарема - Google Art Project.jpg


Gérôme - Harem Women Feeding Pigeons in a Courtyard.jpg


The Hookah Lighter.jpg

В первом дворе расположены служебные и подсобные помещения, во втором – канцелярия и казна. В третьем размещены внутренние покои и султанский гарем. Мечеть Софа, павильоны, башня, гардеробная – расположены в четвертом дворе. Сам дворец раскинулся на семьсот тысяч квадратных метров. В былые времена во дворце работало около пяти тысяч человек обслуживающего персонала.



Дворец Топкапы — поистине удивительный памятник, буквально дышащий духом того времени. Сложно просто представить, но около 55 тонн золота и серебра использованы для украшения интерьеров дворца. А замечательная коллекция картин не останется без внимания ценителей живописи. К тому же здесь собрано около двенадцати тысяч изделий фарфора, в том числе представлены экспонаты из белого фарфора, которому нет аналогов в Европе.




Среди экспонатов троны султанов, изготовленные из ценнейших пород дерева и украшенные драгоценными камнями, слоновой костью, золотом. Многочисленные украшения правителей и их женщин без преувеличения являются шедеврами ювелирной работы. Больше оставили только Романовы и Габсбурги. Помимо золота и бриллиантов здесь находятся Моисеев посох, меч Давида, жаровня Авраама, мощи Иоанна Крестителя.




Дворец султанов Топкапы имеет также роскошные парки, украшенные фонтанами и террасами. Даже искушенных туристов этот замечательный комплекс поражает своим величием и убранством. Здесь собрано огромное множество экспонатов. И лишь их малая часть, около 65 тыс. экземпляров, доступны для обозрения посетителей.




Едикуле, Семибашенный замок Стамбула

Оборонительные стены, опоясывавшие Константинополь, являлись подлинным чудом крепостного зодчества. На протяжении многих веков они выдерживали многочисленные нападения и осады. До наших дней от них дошли только руины. Но и сегодня остатки этих могучих оборонительных сооружений поражают своими размерами и искусством строивших их мастеров.



Одним из самых известных константинопольских фортов, входивших в систему оборонительных укреплений города, является знаменитый Семибашенный замок, «Константинопольская Бастилия». Во время штурма Константинополя в 1453 г. эта крепость была почти полностью разрушена. Турки восстановили ее, сохранив четыре башни из семи, но старое название, Семибашенный замок, за крепостью сохранилось – правда, теперь уже в турецком звучании: Едикуле.




Галатская башня

Галатская башня служила для наблюдения за пожарами в городе (поэтому ее еще называли «Большой пожарной башней»), а также за судами, появлявшимися в водах Босфора. Башня была построена в V в., но потом была заброшена и частично разрешена. После того как в XIII в. византийские императоры предоставили генуэзцам право поселиться на северной стороне Золотого Рога, ее восстановили, надстроили и башня получила название Галатской – по названию константинопольского пригорода Галата.




Башня расположена на берегу бухты Золотой Рог, приблизительно в 100 м от уреза воды. Ее высота сегодня составляет 68 м. С вершины башни открывается прекрасная панорама Золотого Рога и Стамбула.
Tags: Архитектура, Восток, Искусство, История, Турция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Recent Posts from This Journal