Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Category:

Фаберже.Часть 3.Императорская коллекция пасхальных яиц(2)

Династия Фаберже.Часть 3.Императорская коллекция пасхальных яиц(2)

ФабержеЦарствование Николая II (XIX в.)


Синее яйцо-часы со змеёй




Синее яйцо-часы со змеёй» (или «Яйцо-часы с синей змеёй») — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было сделано в 1895 году и стало первым из императорских яиц Фаберже, подаренных Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марие Фёдоровне. Его дизайн был использован Фаберже при создании «Яйца герцогини Мальборо» в 1902 году. В настоящий момент оно находится в собственности князя Монако Альбера II.Ювелирных дел мастером, изготовившим данное пасхальное яйцо, стал Михаил Перхин, работавший в фирме Карла Фаберже (Санкт-Петербург). Яйцо покоится на золотой подставке, украшенной узорами из опаловой белой эмали. Три панели подставки покрыты золотом четырёх цветов, символизирующих искусства и науки




Николай с матерью



Золотая змея, инкрустированная бриллиантами, обвивает подставку, соединяя её с яйцом, и поднимается до его середины. Голова змеи и её язык указывают на текущий час, отображающийся римскими цифрами на вращающейся белой панели. Большая часть яйца покрыта полупрозрачной синей эмалью и золотыми полосами с бриллиантами, а также в его нижней и верхней частях есть элементы часового звонка. На каждой из сторон яйца располагаются золотые ручки в форме скульптурных арок в виде буквы «C», прикреплённых недалеко от верха и посередине яйца.





Одной из интересных особенностей является то, что «Яйцо-часы с синей змеёй» не содержит сапфиров, а в русских исторических архивах об описи конфискованного имперского имущества за 1917 год и в документах передачи коллекции из Аничкова дворца за 1922 год в Совнарком указано, что все предметы содержат сапфиры.
Поскольку данное яйцо представляет собой работающий часовой механизм, оно не содержит сюрприза.




Михаил Евлампиевич Перхин (1860—1903) — российский ювелир, ведущий мастер фирмы «Фаберже».
По всей видимости император Александр III сделал заказ пасхального яйца в фирме Фаберже в 1894 году, однако, после его трагической смерти в 1894 году «Яйцо-часы с синей змеёй» было вручено вдовствующей императрице Марии Фёдоровне её сыном, Николаем II на Пасху 1895 года. Яйцо находилось в Аничковом дворце вплоть до революции 1917 года.









Вместе с другими ювелирными изделиями, «Яйцо-часы с синей змеёй» было отправлено в Оружейную палату Кремля в середине сентября 1917 года. В 1922 году яйцо было передано в Совнарком, где оно хранилось до продажи его за рубеж в 1927 году Мишелю Норману из компании Australian Pearl. В 1950 году яйцо было куплено Эмануэлем Сноуменом из Wartski





Галерея Wartski в 1972 году продала яйцо магнату Ставросу Ниахросу, владельцу флота и судовых верфей. В 1974 году князь Монако Ренье III получил его в подарок на 25-летний юбилей нахождения на престоле и подарил своей супруге, княгине Грейс. Оно стало одним из самых любимых ювелирных изделий княгини и хранилось на столе в одной из её комнат. После её смерти все помещения были опечатаны и яйцо не выставлялось на публике. После смерти Ренье III в 2005 году, Альбер II унаследовал яйцо вместе с княжеским престолом. С 2008 года яйцо демонстрируется широкой публике на выставках.
В 1902 году Фаберже создал очень похожее яйцо («Яйцо герцогини Мальборо») для Консуэло Вандербильт. Оно имело большие размеры и было покрыто розовой, а не синей эмалью



Яйцо с бутоном розы






Яйцо с бутоном розы — ювелирное эмалированое пасхальное яйцо, созданное Михаилом Перхиным под руководством Карла Фаберже в 1895 году[1] для Николая II, подарившего его своей жене, императрице Александре ФёдоровнеОно стало первым яйцом, подаренным Николаем Александре.
В настоящее время ювелирное яйцо находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых.



Фотография 1917 года, на которой видны ныне утраченные сюрпризы яйца — корона (слева) и кулон (по центру)
Пасхальное яйцо выполнено в стиле неоклассицизма в противовес популярному в конце 19 века стилю ар-нуво[1]. Яйцо открывается как бонбоньерка, являя спрятанный внутри бутон розы, покрытый жёлтой эмалью. Лепестки бутона раздвигались, открывая золотую корону с бриллиантами и рубинами и кулон со звёздчатым рубином-кабошоном. Оба этих последних сюрприза утеряны. Корона являлась указанием на новый титул Александры Фёдоровны как императрицы Российской империи.




Вскоре после смерти Александра III его сын, Николай II, женился на Алисе Виктории Елене Луизе Беатрисе, принцессе Гессен-Дармштадтской, принявшей в православии имя Александры Фёдоровны и ставшей императрицей. Её родной Дармштадт славился своим розарием, поэтому новая императрица скучала по ним. Жёлтые розы были наиболее ценными в родной для императрицы Германии, а наиболее известной жёлтой розой в 1895 году была китайская чайная роза. Работа Фаберже была оплачена 3 250 рублями[1].




В 1917 году яйцо было конфисковано Временным правительством, а позже около 1927 года продано Эммануэлю Сноуману из ювелирного дома Wartski.


В 1930-х годах его владельцем являлся Чарльз Парсонс, но позже оно было утеряно на несколько десятилетий. Ходили слухи, что оно было повреждено во время супружеской ссоры. Благодаря этим повреждениям Малькольму Форбсу удалось идентифицировать яйцо, когда он получил его в 1985 году от Fine Art Society в Лондоне. В 2004 году оно было продано как часть коллекции Форбса Виктору Вексельбергу. Вексельберг приобрёл девять императорских яиц Фаберже из коллекции за приблизительно 100 миллионов долларов



Портреты Александра III



Портреты Александра III (Двенадцать монограмм) — это ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было создано в 1896 году по заказу императора Николая II и стало первым императорским яйцом, подаренным им своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, на Пасху в память о своём отце, Александре III. В настоящий момент находится в собственности музея Хиллвуд.



Ювелирное яйцо считается одним из самых красивых творений фирмы Фаберже. Оно состоит из 6 панелей, покрытых тёмно-синей, гильошированной орнаментами эмалью. Их рассекают рельефные обручи, инкрустированные бриллиантами огранки розой. В местах пересечений обручей установлены более крупные бриллианты, располагающиеся на золотых площадках. На каждой панели находятся монограммы МФ (Мария Фёдоровна) и АIII (Александр III), выложенные алмазами, над которыми располагается императорская корона из бриллиантов. В верхней половине располагаются монограммы МФ, в нижней — АIII. Также с обеих его сторон находятся большие бриллианты, располагающиеся на круглых золотых площадках. Яйцо открывается и внутри имеет отделку бархатом.
Яйцо «Портреты Александра III» («Двенадцать монограмм») стало первым из трёх императорских яиц, изготовленных в память об Александре III. Последующими стали яйца «Памятное Александра III» (1909) и «Конный памятник Александру III» (1910).


 

Миниатюрные портреты Императора Александра III на подставке из золота, которые были утрачены во время экспроприации.
В 1896 году яйцо было подарено императором Николаем II своей матери, Марии Фёдоровне. В 1917 году в июле яйцо упоминалось в списке драгоценностей Марии Федоровны в Гатчинском дворце[. После Октябрьской революции местонахождение яйца было неизвестно, пока не оказалось в собственности мисс Берчиэлли в Италии. В 1949 году приобретено Марджори Пост (англ.)русск., наследницей General Foods (англ.)русск.. В 1973 году после её смерти, по завещанию, вся её коллекция была передана в дар музею Хиллвуд.
Многие годы яйцо «Портреты Александра III» считалось утраченным, единственным документальным свидетельством был счёт Фаберже 1896 года. Однако недавно исследователи выяснили, что оно и яйцо «Двенадцать монограмм» являются одним и тем же ювелирным изделием..Одним из главных подтверждений данной версии стало письмо вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны императору Николаю II 22 марта 1896 года:



« Не найти слов, мой дорогой сын, как я была тронута и взволнована, получив прелестное яйцо с милыми портретами твоего обожаемого ПАПА! Как же хороши на яйце монограммы!.. »
Ещё одним подтверждением данной версии считается то, что данное яйцо было посвящено 30 годовщине со дня свадьбы Александра III и Марии Фёдоровны в 1866 году.
Сюрпризом данного яйца должны быть 6 портретов Александра III, как указано в счёте за яйцо 1896 года. Была ли это рамка с 6 портретами Александра III, которую великая княгиня Ксения Александровна (дочь Марии Фёдоровны) позволила показать на выставке в Лондоне в 1935 году, так и остаётся неизвестным.



Розово-лиловое яйцо с тремя миниатюрами



Розово-лиловое яйцо с тремя миниатюрами — это ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было создано в 1897 году по заказу императора Николая II, который подарил его на Пасху своей матери, императрице Марии Фёдоровне. Оно является одним из пропавших ювелирных яиц Фаберже и в настоящий момент его местонахождение неизвестно. Однако в коллекции Виктора Вексельбега находится его сюрприз — рамка с 3 миниатюрами в виде сердца





Рамка-сюрприз выполнена в популярном в то время неоклассическом стиле. Она имеет форму сердца, окаймлённого бриллиантами, покрытого землянично-красной эмалью по гильошированному фону, с выложенной бриллиантами датой «1897». Рамка располагается на шестигранной ножке, выполненной в стиле Людовика XVI, покрытой белой эмалью с росписью в виде извивающейся по спирали виноградной лозы. Ножка установлена на куполообразном уступчатом основании, покрытом землянично-красной эмалью и украшенном золотыми венками из лавровых листьев, алмазами, гравированным золотым листьями аканта, нарисованными веточками лавра, а также четырьмя крупными жемчужинами.




При нажатии на ножку сердце раскрывается, превращаясь в трилистник клевера, покрытый изумрудно-зелёной эмалью по гильошированному фону, с узором в виде расходящихся солнечных лучей. В каждом лепестке располагается миниатюрный портрет в алмазном обрамлении: в одном — император Николай II, во втором — его супруга императрица Александра Фёдоровна, в третьем — великая княжна Ольга Николаевна в младенчестве. Лепестки клевера закрываются нажатием на одну из жемчужин, укреплённых на основании.
В 1902 году Фаберже повторил комбинацию пасхального яйца с похожей ювелирной рамкой яйце «Рокайль», изготовленном для Варвары Кельх





18 апреля 1897 года Николай II преподнёс яйцо своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху. На основании квитанции фирмы Фаберже его стоимость составляла 3250 рублей.В описях конфискованного императорского имущества 1917 и 1922 годов яйцо не числится. Предположительно, оно было взято Марией Фёдоровной до 1917 года. Представители Совнаркома и конторы «Антиквариат», которые отвечали за распределение предметов, хранившихся ранее в императорских дворцах, часто вынимали из пасхальных яиц Фаберже сюрпризы, чтобы получить большую прибыль.Сюрприз данного яйца имеет маркированную дату — 1897 год. Это объясняет то, что многие ранние ювелирные яйца Фаберже не имели непосредственной маркировки, а даты изготовления проставлялись на сюрпризах.
В 1978 году сюрприз яйца был продан аукционом Кристис в коллекцию журнала Forbes, расположенную в городе Нью-Йорк. В 2004 году он, совместно с другими ювелирными изделиями, находившимися в собственности семьи Форбс, был продан фонду Виктора Вексельберга «Связь времён».



Яйцо с вращающимися миниатюрами





Яйцо с вращающимися миниатюрами (Горный хрусталь) — это ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было создано в 1896 году для императрицы Александры Фёдоровны. В настоящий момент ювелирное яйцо находится в коллекции Виргинского музея изобразительных искусств





Данное яйцо было изготовлено в фирме Фаберже мастером Михаилом Перхиным с миниатюрами Иоганнеса Зенграфа Внешняя оболочка из горного хрусталя ограничена тонкой золотой полоской, покрытой изумрудно-зелёной эмалью, инкрустированной бриллиантами. Ювелирное яйцо венчает 27-каратный сибирский изумруд, расположенный на золотой подложке, покрытой изумрудно-зелёной эмалью. Данный кабошонный изумруд является одним из самых больших драгоценных камней, использованных Фаберже в серии императорских яиц. Ножка яйца располагается на постаменте из горного хрусталя. Ножка состоит из красочно расписанного покрытого эмалью золотого двойного сфероида, окруженного двумя кругами из бриллиантов огранки розой. Оно также украшено монограммами царицы, принцессы Алисы Гессен-Дармштадтской до замужества и позднее Александры Фёдоровны, императрицы Российской. Каждая монограмма увенчана бриллиантовой короной соответствующего королевского дома. Эти монограммы формируют непрерывный узор вокруг основания ювелирного яйца.





Внутри яйца из горного хрусталя располагается золотая ось, поддерживающая двенадцать миниатюрных рисунков. На них изображены различные дворцы и резиденции, которые были значимы для молодой императрицы. Каждое из этих мест является памятным для Николая и Александры, как первые моменты их знакомства до бракосочетания, состоявшегося в 1894 году.





В момент отпускания кабошонного изумруда, расположенного сверху яйца, приводится в движение механизм, вращающий миниатюры внутри яйца. Крючок внутри яйца опускается вниз и перелистывает миниатюры, подобно страницам книги, благодаря чему можно наблюдать две миниатюры одновременно. Каждая из миниатюр имеет золотую рамку, увенчанную изумрудом. Миниатюры прикреплены к центральной золотой оси яйца, проходящий сквозь него





На миниатюрах изображены:



  • Новый дворец, Потсдам, Германия: место рождения императрицы.
    Кранихштайн, Гессен: любимая летняя резиденция императрицы в юности.
    Замок Балморал, Шотландия: место, где проводила праздники в детстве бабушка Александры, Виктория.
    Старый дворец, Дармштадт: официальное место нахождения отца Александры, Людвига IV.
    Замок Вольфсгартен, Гессен: охотничий дом семьи Александры из её детства.
    Виндзорский замок, рядом с Лондоном: резиденция королевы Виктории, при посещении её Александрой в детстве.
    Дворец Эренбург, Кобург: место первой встречи Александры с Николаем.
    Замок Розенау, Кобург: место, посещенное парой на следующий день после церемонии бракосочетания.
    Осборн-хаус, Остров Уайт: место, посещенное Николаем во время женитьбы на Александре.
    Зимний дворец, Санкт-Петербург: место проведения церемонии бракосочетания Николая и Александры.
    Аничков дворец, Санкт-Петербург: резиденция Марии Фёдоровны, где Александра провела свой первый год в России.
    Александровский дворец, Царское село, рядом с Санкт-Петербургом: любимая зимняя резиденция императорской семьи.




  • Яйцо было подарено Николаем II Александре Фёдоровне 24 марта 1896 года. Она получила его на пасхальной неделе того же года, когда молодая пара взошла на российский престол 
    В 1909 году яйцо находилось в учебной комнате императрицы в Зимнем дворце. Оно было захвачено Временным правительством России и перемещено в Оружейную палату Кремля в Москве вместе с примерно 40 другими яйцами. В 1930 году, Яйцо с вращающимися миниатюрами стало одним из десяти проданных ювелирных яиц Фаберже конторой «Антиквариат» в галерею Виктора Хаммера   в Нью-Йорке за 8000 рублей или примерно $4000. В 1945 году стало последним из пяти императорских яиц, приобретённых Лилиан Томас Пратт, женой президента General Motors Джона Пратта  . После смерти Лилиан Томас Пратт в 1947 году яйцо по завещанию было передано в собственность Виргинского музея изобразительных искусств в городе Ричмонд. Оно до сих пор остаётся в открытой части экспозиции музея 


    Tags: Династии, Искусство, История, Русь, Ювелирка
    Subscribe

    • Особняки вельмож Санкт-Петербурга.Часть 1.

      Особняки вельмож Санкт-Петербурга.Часть 1. Кикины палаты Кикины палаты — памятник архитектуры петровского барокко,…

    • Мурудешвар и Гокарна.

      Мурудешвар и Гокарна: Священная родина Шивы. Гокарна, место рождения Шивы Древнее место паломничества шиваитов и…

    • Эскориал

      Эскориал: «Дворец для Бога и лачуга для короля» В 50 км от Мадрида, среди покрытых густым лесом холмов, возвышается…

    • Графиня Анастасия Васильевна Гендрикова.

      Графиня Анастасия Васильевна Гендрикова- фрейлина императорского двора. Графиня Анастаси́я Васи́льевна Ге́ндрикова (23 июня…

    • Ольга Николаевна Смирнова.

      Ольга Николаевна Смирнова (18 июня 1834 — 13 декабря 1893) — фрейлина, писательница, дочь А. О. Смирновой-Россет.…

    • Дворец герцогов Бургундских

      Дворец герцогов Бургундских в Дижоне(Le palais des ducs et des États de Bourgogne) Дворец герцогов Бургундских — бывшая…

    promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
    Buy for 10 tokens
    Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
    • Post a new comment

      Error

      default userpic

      Your reply will be screened

      Your IP address will be recorded 

      When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
      You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
    • 0 comments